Развитие вокально-интонационных навыков на уроках сольфеджио у детей младших классов.
. Проблема заключается в том, что маленькие дети далеко не все способны интонировать звуки разной высоты .В течении года эту способность можно развить практически у каждого, даже самого «закоренелого гудошника».
Первый этап –первоначальное формирование вокально-интонационной координации. « Расслабление зажатости» голосового аппарата, «опора» дыхание на диафрагму и интенсивный контроль слухом.
Основа пения -это прежде всего правильное дыхание, поэтому необходимо с самого начала обращать внимание ученика на «правильное» дыхание «животом». На первых уроках следует давать дыхательные упражнения: чередование глубокого быстрого вдоха и медленного выдоха. Чтобы было понятнее маленьким детям, предложите положить руку на живот и при вдохе почувствовать как в живот набирается воздух, зафиксировать это ощущение и медленно равномерно выдыхать на шипящий звук «с».
Еще полезное упражнение на укрепление диафрагмы: Руки на поясе « заводим машинку» на звуки «вз» несколько раз. Ребята должны почувствовать как напрягаются мышцы живота. Таким дыхательным упражнением мы тренируем мышцы, которые отвечают за диафрагму.
«Глисандирование» на гласных звуках и закрытым ртом- простое, но очень действенное средство, приводящее связки в «рабочий тонус». Глисандирование производится в максимально широком диапазоне с различной скоростью и относительно протяжной остановкой на низком или высоком звуке. Для образности подобное упражнение можно дать детям в игровом варианте, назвав его «самалетик» На звук «У» ребята то «взлетают» на верхнюю нотку, показывая при этом подъем рукой , то опускаются вниз на «посадку».
Упражнение на гласную «у», если правильно петь уникально:.
- Ставит автоматически в природное положение гортань.
- Не дает возможность форсировать звук.
- Можно поймать резонаторное ощущение.
- Можно развить дыхание( становится подконтрольным)
- Развивается певческий диапазон.
- Снимается напряжение (лечебное свойство гласной у).
- контролируется свой звук.
Упражнение для «гудошников»:
Преподаватель поет на одной ноте(до) :
«Сидит филин на дубу» ему на этой же ноте поют дети: у-у-у, у-у-у (первые два у на стаккато, выделенную У протянуть)
Далее педагог поет по полутонам вверх:
«Он играет во трубу» дети «у-у-у. у-у-у».
« Трубу точеную» - « у-у-у, у-у-у.
« позолоченую» - «у-у-у, у-у-у.
Второй этап – закрепление вокально-интонационной координации. Сделать владение голосовым аппаратом более уверенным и точным.
Следует обращать внимание на точность интонирования, значимость каждого звука. Нужно приучать ученика к правилу: прежде чем что-либо спеть нужно сначала точно представить, услышать « внутренним» слухом «слуховой образ».
При пении песен очень полезным упражнением является пропевание их без текста на звуки «ю», «е» и других гласных звуков. Упражнение полезно выполнять «не форсированным» звуком без гармонического аккомпанемента, аккуратно дублируя только мелодическую линию.
На начальном этапе обучения рекомендуется петь интонационные упражнения хором или группами и лишь затем переходить к индивидуальному исполнению. Интонационные упражнения вначале выполняются в умеренном темпе, в свободном ритме и по руке педагога. В дальнейшем интонационные упражнения следует ритмически оформлять. Упражнения следует давать как в ладу, так и от заданного звука. К ладовым интонационным упражнениям так же относится пение гамм (мажорных, минорных), отдельных ступеней лада, в разбивку и составленных из них мелодических оборотов, тональных секвенций, интервалов и аккордов в ладу с разрешением и т.д.
Вокально-интонационные упражнения чаще всего используют в начале урока, при распевании, или перед сольфеджированием.
|