Официальный сайт mixzona 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Кодирование числовой информации

Фото пользователя Ирина Галицкая
Submitted by Ирина Галицкая on Fri, 15/04/2011 - 08:50
Данные об авторе
Автор(ы): 
Галицкая Ирина Викторовна
Место работы, должность: 

МОУ-Мужевская СОШ им.Н.В.Архангельского, учитель информатики

Регион: 
Ямало-Ненецкий автономный округ
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Информатика и ИКТ
Цель урока: 

научить учащихся представлять целые числа в памяти компьютера; научиться представлять вещественные числа в памяти компьютера.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник "Информатика и информационные технологии 10-11", Н.Угринович

Используемое оборудование: 

Мультимедийных проектор

Краткое описание: 
<p> &nbsp;</p> <p> Материал урока позволяет научить учащихся представлять целые числа в памяти компьютера; научиться представлять вещественные числа в памяти компьютера</p>
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

Кодирование числовой информации

Цели:научить учащихся представлять целые числа в памяти компьютера; научиться представлять вещественные числа в памяти компьютера.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

·         форматы записи чисел в памяти компьютера;

·         прямой, обратный и дополнительный код чисел.

Учащиеся должны уметь:

·         представлять числа в k-байтовой разрядной сетке.

Программно-дидактическое обеспечение:ПК, калькулятор.

Ход урока

                               I.            Постановка целей урока

1)      Еще раз о кодировании чисел. Сколько кодов чисел может быть в компьютере?

2)      Почему вещественные числа называют числами с плавающей запятой или точкой?

3)      Какое самое большое число может запомнить компьютер?

                            II.            Проверка домашнего задания. Актуализация знаний

Выполняется  у доски.

Задания для индивидуального опроса.

Составить кроссворд, используя следующие термины: частота, дискрети­зация, звук, моно, стерео, Герц, разряд, аудиоадаптер.

¾    Какую систему счисления для представления чисел использует человек?

¾    Какая система счисления используется для представления чисел в компьютере? Почему?

Рассчитайтесь по порядку в двоичной системе счисления.

Вспомните алгоритм перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления.

                         III.            Изложение нового материала

1.   Кодирование целых чисел

Для работы с числами человек использует в основном две формы для их записи - естественная и экспоненциальная. Естественной формой называется более привычная для нас, обычная запись числа, например, 1000 или 3,5. Экспоненциальная же форма записи чисел обычно используется для обозначения очень больших или очень маленьких чисел, т. к. в естественной форме в записи таких чисел используется большое количество незначащих нулей (например, 0,000002 = 0,2.10-5 или 1000 = 103).

Подробнее рассмотрим, как в памяти компьютера представляются целые числа.

Не забывайте, что числа в компьютере представлены в двоичной системе счисления, поэтому речь будет идти именно о таких числах.

Запятая в таких числах фиксируется строго в конце и остается строго фиксированной. Поэтому этот формат называется форматом с фиксированной точкой.

Все целые числа в компьютере разделяются на числа без знака (только положительные) и со знаком (положительные и отрицательные). Для хранения чисел в памяти отводится определенное количество разрядов, в совокупности представляющих собой k-разрядную сетку.

Пояснение: предложите учащимся при готовить следующую таблицу и по ходу изложения материала заполните ее.

Формат с фиксированной точкой

Формат

Количество разрядов (n), отводимое для хранения числа

 

Минимальное число

 

Максимальное число

 

Интервал чисел

 

Целые числа без знака

1 байт(n=8)

0

2n-1=255

0…255

2байта(n=16)

0

2n-1=65535

0…65535

Целые числа со знаком

2 байта(n=16)

-2n-1=-32768

2n-1-1=-2767

-32768…32767

4 байта(n=32)

2n-1=

=-2 147 483 648

2n-1-1=

=-2 147 483 647

-2147483648…2147483647

 

Обычно целые числа занимают в памяти ЭВМ 1, 2 или 4 байта. Поэтому легко вычислить диапазон чисел, которые можно сохранить в такой разрядной сетке:

¾    Диапазон чисел без знака – в однобайтовой разрядной сетке от 0 до 28-1=255, в двухбайтовой – от 0 до 216-1=65535;

¾    Диапазон чисел со знаком (с учетом того, что старший разряд отводится под знак) – в  двухбайтовой разрядной сетке от -215=-32 768 до 215-1=32 767, в четырехбайтовой разрядной сетке от -232=-2 147 483 648 до 232‑1=2 147 483 647.

Обратим внимание на кодирование знака числа. Знак положительного числа «+» кодируется нулем, а знак отрицательного числа «-» кодируется единицей.

Число в разрядной   сетке располагается так, что его младший двоичный разряд записывается в крайний правый бит. Если количество разрядов в разрядной сетке превышает количество разрядов числа, оставшиеся ряды заполняются нулями.

 

Пример 1

Представить число 2110 в однобайтовой разрядной сетке.

1.      Переведем число 2110 в двоичную систему счисления (2110= 101012).

Примечание: переводите числа с помощью Калькулятора

2.      Нарисуем восьмиразрядную сетку (1 байт = 8 бит)

7

6

5

4

3

2

1

0

 - номер разряда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      Впишем число,  начиная с младшего разряда.

 

 

 

¯1

¯0

¯1

¯0

¯1

 

 

 

1

0

1

0

1

4. Заполним оставшиеся разряды нулями.

0

0

0

1

0

1

0

1

 

Пример 2

Представьте число +2110 и -2110 в двухбайтовой разрядной сетке.

Представление положительного числа +2110

1.     Переведем число +2110 в двоичную систему счисления (2110= 101012).

Примечание: переводите числа с помощью Калькулятора

2.     Нарисуем шестнадцатиразрядную сетку (2 байта = 16 бит)

15

14

13

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

­Код знака

3.     Впишем число,  начиная с младшего разряда и указав код знака «+» в старшем разряде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

¯1

¯0

¯1

¯0

¯1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

0

1

0

1

0

4.     Заполним оставшиеся разряды нулями.

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

1

0

1

 

Представление  отрицательного числа -2110

1.      Переведем модуль числа -2110 в двоичную систему счисления (2110= 101012).

Примечание: переводите числа с помощью Калькулятора

2.       Нарисуем шестнадцатиразрядную сетку (2 байта = 16 бит)

15

14

13

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

­Код знака

3.      Получим внутреннее представление модуля числа.

0 0001 0101 – прямой код числа.

4.      Найдем обратный код числа, заменив в прямом коде нули на единицы, а единицы на нули:

1111 1111  1110 1010 – обратный код.

5.      Найдем дополнительный код числа, прибавив к обратному коду единицу:

 

   1111 1111  1110 1010

+

                                      1

____________________

    1111 1111 1110 1011 – дополнительный код

6.      Впишем дополнительный код в разрядную сетку.

15

14

13

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

0

1

1

­Код знака

2. Кодирование вещественных чисел

Недостатком представления чисел в формате с фиксированной запятой яв­ляется конечный диапазон представления величин, недостаточный для решения математических, физических, экономических и других задач, в которых используются как очень малые, так и очень большие числа. Поэтому для пре­дставления вещественных чисел (конечных и бесконечных десятичных дробей) используется другой формат - формат с плавающей точкой (запятой).

Формат чисел с плавающей точкой основывается на экспоненциальной форме записи чисел, в которой любое число может быть представлено в следующей форме:

A= mqn,

m– мантисса (отвечает условию 1/n≤ │m│ < 1, мантисса должна быть правильной дробью и иметь после запятой цифру отличную от нуля),

q– основание СС,

n– порядок числа.

Число в формате с плавающей точкой занимает в памяти компьютера четыре (число обычной точности) байта или восемь (число двойной точности) байта. Для записи в разрядной сетке выделяются разряды для знака порядка и мантиссы, для порядка и для мантиссы.

31

1 байт

2 байт

3 байт

4 байт

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знак порядка

порядок

мантисса

                                                               

 

Пример 3

Представить число 250,187510 в формате с плавающей точкой в 4-байтовой разрядной сетке:

1.     Переведем число в двоичную систему счисления с 23 значащими цифрами:

250,187510 = 11111010,0011000000000002

2.     Нормализуем   мантиссу:

11111010,0011000000000002 = 0,11111010001100000000000·101000

3.     0,11111010001100000000000·101000

                 (мантисса положительная)                              (порядок положительный)

4.     Запишем число в 32-разрядной сетке:

31

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

1

1

1

1

1

0

1

0

0

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Знак порядка

порядок

Знак мантиссы

мантисса

Примечание: напомните детям, что оставшиеся разряды порядка заполняются нулями.

                         IV.            Закрепление изученного

Решите задачи

№1. Представьте следующие числа без знака в формате с фиксированной точкой в однобайтовой разрядной сетке: А) 1510; Б) 3010.

Ответ: А) 00001111; Б) 00011110

№2. Представьте следующие числа со знаком в двухбайтовой разрядной сетке в формате с фиксированной точкой. А) +1510, -1510; Б) +3010, -3010.

Ответ: А) 0000000000001111; 1111111111110001;

Б) 0000000000011110; 1111111111100010

№3. Представьте следующие числа в формате с плавающей точкой и нормализованной мантиссой:

1) 0,00128910                          (ответ: 0,1289 ·10-2);

2) 987,230110                          (ответ: 0,9872301 ·103);

3) 0,010112                             (ответ: 0,1011 ·10-1);

4) 1101,00112                                     (ответ: 0,11010011 ·10100).

№4. Представьте двоичные числа из задачи №3 в четырехбайтовой разрядной сетке:

1) 0,1011 ·10-1; 2)  0,11010011 ·10100.

Ответ: 1)

2)

№5. Заполните таблицу интервалов чисел различных форматов:

Формат с плавающей точкой

Количество разрядов (n), отводимое для хранения числа

Количество разрядов отводимое под порядок

Количество разрядов отводимое под мантиссу

Точность вычислений (количество значащих цифр)

Максимальное значение порядка

Максимальное число

4 байта (32 разряда)

8 разрядов

24 разряда

223-1≈107

(7 разрядов)

011111112=12710

2127 = =1,701411·1038

8 байтов (64 разряда)

11 разрядов

53 разряда

 

252-1≈1015,6

(15 или 16 разрядов)

011111111112 = = 102310

21023 = =8,98846567431157·10307

 

Пояснение: количество разрядов, отведенных для хранения порядка числа, определяет диапазон изменения чисел, а количество значащих цифр определяется количеством разрядов, отводимое для хранения мантиссы.

Домашнее задание

Уровень знания:

1.       Какие форматы представления чисел в памяти компьютера вам известны.

2.      Назовите интервалы изменения целых чисел различных форматов.

3.      Какова форма представления вещественных чисел: что такое мантис­са, нормализованная мантисса.

Уровень понимания:решите задачи:

1.      Запишите числа 100,01110110 и 100,0111012 в форме с плавающей запятой и нормализованной мантиссой.

2.      Для записи вещественных чисел используется 32-разрядная сетка. Количество разрядов, используемых для записи - порядка и мантиссы одинаковое. Каково будет максимальное значение числа, представля­емогo в таком формате?

Уровень применения:в псевдокомпьютере для представления веществен­ных Чисел используется двухбайтовая разрядная сетка. Количество разря­дов, используемых для записи порядка и мантиссы, одинаковое. Число, превышающее максимальное значение, представимое в таком компьютере, вызывает переполнение. Определить для псевдокомпьютера три числа, которые вызовут переполнение

Прикрепленный файл Size
кодирование числовой информации.pptx 132.94 KB

»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн