Официальный сайт morning-news 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



По дорогам сказок А.С.Пушкина

Фото пользователя Светлана Николаевна Вирронен
Submitted by Светлана Николаевна Вирронен on Fri, 15/04/2011 - 19:31
Данные об авторе
Автор(ы): 
Вирронен Светлана Николаевна
Место работы, должность: 
МОУ "Гатчинская начальная общеобразовательная школа №5", учитель
Регион: 
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Цель урока: 

Расширить знания детей о жизни и творчестве А.С.Пушкина

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
26
Используемые учебники и учебные пособия: 

УМК "Школа России",книги о жизни и творчестве А.С. Пушкина, книга сказок А.С.Пушкина

Используемое оборудование: 

Выставка книг со сказками А.С.Пушкина, портрет поэта, фоторепродукция памятника А.С.Пушкину в Москве, детские рисунки к сказкам Пушкина, презентация "Поездка по Пушкинским местам Гатчинского района";, предметы из "Сказки о царе Салтане..."; куклы для кукольного спектакля по "Сказке о рыбаке и рыбке";, кроссворд к "Сказке о золотом петушке";, костюмы для инсценировки "Сказки о попе и его работнике Балде",фрагмент м/фильма "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях",листочки для детей для проведения викторины, пословицы и поговорки у каждой группы.

Используемые ЦОР: 

Презентация "Экскурсия в музей - домик няни А.С.Пушкина"

Краткое описание: 
Для обобщающего урока по внеклассному чтению по теме "По дорогам сказок А.С.Пушкина"; я выбрала метод проектной деятельности. В ходе предварительной подготовки учащиеся с помощью учителя разбились на 6 групп. Задания в группах охватывают все 5 сказок А. С. Пушкина и дают возможность ярко, интересно и познавательно представить творчество великого сказочника. 1 группа-Интересные факты биографии А. С. Пушкина (детство поэта),2-группа Сказка о попе и о работнике его Балде; 3 группа-Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях; 4 группа-Сказка о рыбаке и рыбке; 5 группа-Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди;6 группа-Сказка о золотом петушке.

1. Организация класса.

2.Целеполагание урока.

- Сегодня мы отправляемся в путешествие по дорогам сказок великого русского поэта А.С.Пушкина.

Большая работа была проведена вами, когда мы знакомились с творчеством поэта: экскурсия по Пушкинским местам Гатчинского района, посещение школьной библиотеки, чтение сказок А.С.Пушкина, рисунки, книжки – малышки, поделки.

3.Вступительная беседа о детстве А.С.Пушкина.

- Подводя итог нашей подготовительной работы, мы начнём наше внеклассное занятие с рассказа о детстве поэта. (1 группа учащихся)

- Прошло более 200 лет со дня рождения А.С.Пушкина, но люди разного возраста, разных национальностей, из разных стран мира любят и помнят его произведения.

4.Выступления групп детей 

- Итак, мы начинаем наше путешествие по дорогам сказок А.С.Пушкина.

2 группа учащихся подготовила инсценировку сказки. /Ребята инсценируют отрывок из сказки «О попе и его работнике Балде»/

- А зрители должны угадать название сказки и назвать главных героев.

Жил – был поп,

Толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой – какого товару.

Навстречу ему Балда

Идёт, сам не зная куда.

………………………..

Зрители угадывают сказку и называют главных героев: Балда, поп, попадья, чёрт, чертёнок.

- При жизни Пушкина эта сказка не печаталась. Написана она была самой первой. Основой послужила русская народная сказка, записанная в Михайловском.

- Ребята, перед вами на столах лежат напечатанные пословицы и поговорки. Выберите ту их них, которая отражает главный смысл этой сказки и докажите свой выбор.

/Хитрость и смекалка помогут в самом трудном деле – Балда сумел обмануть и попа, и чертей. Как аукнется, так и откликнется – поп не хотел платить Балде за работу, понадеялся на русский «авось», да плата в 3 щелка оказалась роковой для жадного попа./

- А сейчас мы посмотрим с вами отрывок из мультфильма, созданного на основе ещё одной сказки А.С.Пушкина, а ученики 3 группы озвучат эти кадры. /Дети смотрят отрывок из сказки «О мёртвой царевне и о семи богатырях» и слушают озвучивание этого отрывка/

В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая,

Втайне зеркальце взяла

И вопрос свой задала:

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»

…........................................

Зрители угадывают название сказки,  называют главных героев: злая мачеха, молодая царевна, царевич Елисей, 7 богатырей, чернавка, собака Соколко.

-Эта сказка была написана в 1833 году. В основу положена русская сказка, написанная в Михайловском.

- Ребята, перед вами на столах лежат напечатанные пословицы и поговорки. Выберите ту их них, которая отражает главный смысл этой сказки и докажите свой выбор.

/Любовь способна вынести все испытания – только благодаря чистой любви Елисея к молодой царевне, королевич смог преодолеть все трудности и пробудить свою невесту от сна. Доброта и скромность будут вознаграждены – молодая царевна была доброй, ласковой, терпеливой, скромной, и поэтому именно она, а не злая царица, стала счастливой в сказке./

- А вот перед нами герои другой сказки, и  ученики 4 группы подготовили небольшое кукольное представление. /Дети смотрят отрывок из сказки «О рыбаке и рыбке»/

Вот пошёл он к синему морю;

Видит — море слегка разыгралось.

Стал он кликать золотую рыбку,

Приплыла к нему рыбка и спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

…...............................................

Учащиеся угадывают название сказки  и называют главных героев: старик, старуха, золотая рыбка.

- Эта сказка тоже была написана в 1833 году. Сюжет сказки взят из сборника сказок братьев Гримм, из померанской сказки «О рыбаке и его жене».

- Ребята, перед вами на столах лежат напечатанные пословицы и поговорки. Выберите ту их них, которая отражает главный смысл этой сказки и докажите свой выбор.

/ Жадность и зависть до добра не доводят – старуха имела слишком много желаний, а много желать – добра не видать. Без труда не выловишь и рыбку из пруда – для того, чтобы добиться своей цели, надо потрудиться, приложить свои усилия. Жадность всякому горю начало – жадный человек – это и завистливый, злой, грубый, с такими людьми неприятно находиться вместе./

- Мы продолжаем наше путешествие, и к нам вышли ребята 5 группы с необычными предметами в руках. Нам нужно угадать, кто хозяева этих предметов и доказать отрывками из угаданной сказки.

Ученики 5 группы держат в руках:

а) белку (игрушку) и орешки;

б) кораблик;

в) лебедя (поделку);

г) прялку и веретено;

д) один из мальчиков нарядился в костюм князя Гвидона.

Учащиеся угадывают название сказки  «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»

Дети называют главных героев сказки: царь Салтан, князь Гвидон, ткачиха, повариха, царевна – лебедь, гости – путешественники.

- «Сказка о царе Салтане…» была написана в 1831 году в селе Михайловском.

- Ребята, перед вами на столах лежат напечатанные пословицы и поговорки. Выберите ту их них, которая отражает главный смысл этой сказки и докажите свой выбор.

/Тайное всегда становится явным – ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой придумывали разные способы, чтобы не пустить царя Салтана  к своей жене и сыну, тем самым  скрывали свой подлый поступок, но всё – таки их план был раскрыт. Зависть – мать всех пороков – две сестры позавидовали третьей в том, что именно её выбрал царь себе в невесты, и всячески препятствовали их совместной жизни; и только терпимость, доброта, бескорыстность царя Салтана, его жены и сына  помогли простить их./

- Чтобы угадать пятую сказку, вам нужно разгадать кроссворд, который подготовили ученики 6 группы.

  1. Назовите автора сказок, о которых мы сегодня говорим. (Пушкин)
  2. Какой период времени проходит между походами сыновей и царя с войсками? (8 дней)
  3. Какого петушка подарил звездочёт царю? (золотого)
  4. К кому обратился за помощью царь, спасая  от нападений врагов свои владения? (к мудрецу)
  5. Что увидел царь в горах на 8 – ой день пути на восток? (шатёр)
  6. Как звали царя, который просил у мудреца помощи в защите от врагов? (Дадон)
  7. Что кричал петушок с « высокой спицы», сторожа границы владений царя Дадона? («Кири – ку – ку, царствуй, лёжа на боку!»)

Ученики  говорят название сказки «Сказка о золотом петушке» и называют главных героев: царь Дадон,  золотой петушок, звездочёт, шамаханская царица.

- Сюжет этой сказки взят из «Сказок Альгамбры» Ирвинга «Легенда об арабском звездочёте», но обработан в духе русской народной сказки.

- Ребята, перед вами на столах лежат напечатанные пословицы и поговорки. Выберите ту их них, которая отражает главный смысл этой сказки и докажите свой выбор.

/Надо держать своё слово, даже если жалеешь о сказанном – царь Дадон пообещал мудрецу исполнить его любое желание, но не исполнил своё обещание, за что и поплатился./

Вывод по работе над сказками.

- Какие черты характера осуждает А.С.Пушкин в своих сказках?

/хвастовство, жадность, лень, зависть, трусость, лживость/

-Вы знаете, что в Гатчинском районе есть памятные места, связанные с жизнью и творчеством великого поэта, и ребята 1 группы подготовили презентацию о нашей поездке.

26 октября наш класс поехал на экскурсию по Пушкинским местам Гатчинского района.   Первая остановка была в Суйде, где жил прадед А.С.Пушкина - Ганнибал. Там мы посетили его могилу, посидели на каменном диване, увидели «дуб  у Лукоморья…». Потом мы приехали в посёлок Кобрино, где жила няня А.С.Пушкина Арина Родионовна.

Небольшой деревянный домик, что стоит у самой дороги, проходящей через деревню Кобрино, стал любимым местом туристов. На протяжении двух веков был он тесно связан с жизнью няни А.С.Пушкина – Арины Родионовны, её семьи и потомков.

   Имя Арины Родионовны навсегда и неразрывно связано с именем А.С. Пушкина. Она была первой слушательницей многих его стихов. Её доброта, человечность, её пословицы и поговорки, сказки и былины нашли отражение в творчестве поэта. Многие сказки, записанные со слов  няни, легли в основу произведений Пушкина, среди них сказки « О царе Салтане», « О попе и работнике его Балде», и др. Немало стихов посвятил поэт Арине Родионовне.

     Вплоть до времени открытия в 1974 году музея в доме жили потомки Арины Родионовны, храня память о простой крестьянской женщине, друге великого поэта.

  В «Домике няни» воспроизведено убранство крестьянской избы конца   18 – начала 19 века.                             

При входе - русская печь, рядом, за холщовой занавеской,- кровать, здесь же подвесная детская люлька, простой стол с посудой из дерева, глины и бересты. Широкие лавки, сундуки и другие предметы домашней крестьянской утвари. В углу  иконы и лампадка.

     Любовью народа создан этот музей, все его экспонаты- дары почитателей великого русского поэта.

5. Викторина по сказкам Пушкина.

- А сейчас мы проверим, какими внимательными слушателями вы были. Я предлагаю вам поучаствовать в литературной игре «Там чудеса…» Работа будет проводиться в форме графического диктанта: если вы согласны с предложенным вариантом ответа, то ставите значок "----" , а, если  не согласны, то значок  «_____».

1) «Волшебное средство»

- Я считаю, что зеркальце принадлежит шамаханской царице. ( ______ )

2) «Волшебное превращение»

-Князь Гвидон превращался в комара.(   --------- )

3) Узнайте героев сказки:

- Черти – герои сказки «О попе и его работнике Балде» (  ------ )

4) «Сказочный зачин»

- Негде в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил – был славный царь…Это зачин «Сказки о царе Салтане…»

  (___ )

5) Видеосюжет (из сказки « О рыбаке и рыбке»)

- Этот отрывок из сказки «О царе Салтане…» ( -------- )

6) «Сказочная красавица»

- Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает.

- Эта сказочная красавица – героиня сказки « О мёртвой царевне и о семи богатырях»

( ____ )

7) Пословицы и поговорки.

  • Главная мысль сказки «О рыбаке и рыбке» такова «Жадность и зависть до добра не доводят». ( --------)
  • Поговорка «Тайное всегда становится явным» выражает идею «Сказки о царе Салтане..»

      ( -------- )

У ребят получается  графический диктант, который ученики в группах сверяют, находят и доказывают  ошибки.

- Подведение итогов работы литературной викторины.

6.Заключение.

- Время не властно над памятью о поэте. В Москве на Пушкинской площади стоит памятник поэту, созданный на средства простого народа. И мы ещё не раз вернёмся к творчеству великого поэта в течение нашей жизни. / показ фоторепродукции памятника А.С.Пушкину в Москве/

 

 

Прикрепленный файл Size
У домика няни.ppt 396.5 KB

»  Размещено в сообществах:   
Сообщество учителей Гатчинского муниципального района

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн