Submitted by Светлана Николаевна Вирронен on Fri, 15/04/2011 - 19:31
1. Организация класса.
2.Целеполагание урока.
- Сегодня мы отправляемся в путешествие по дорогам сказок великого русского поэта А.С.Пушкина.
Большая работа была проведена вами, когда мы знакомились с творчеством поэта: экскурсия по Пушкинским местам Гатчинского района, посещение школьной библиотеки, чтение сказок А.С.Пушкина, рисунки, книжки – малышки, поделки.
3.Вступительная беседа о детстве А.С.Пушкина.
- Подводя итог нашей подготовительной работы, мы начнём наше внеклассное занятие с рассказа о детстве поэта. (1 группа учащихся)
- Прошло более 200 лет со дня рождения А.С.Пушкина, но люди разного возраста, разных национальностей, из разных стран мира любят и помнят его произведения.
4.Выступления групп детей
- Итак, мы начинаем наше путешествие по дорогам сказок А.С.Пушкина.
2 группа учащихся подготовила инсценировку сказки. /Ребята инсценируют отрывок из сказки «О попе и его работнике Балде»/
- А зрители должны угадать название сказки и назвать главных героев.
Жил – был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой – какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.
………………………..
Зрители угадывают сказку и называют главных героев: Балда, поп, попадья, чёрт, чертёнок.
- При жизни Пушкина эта сказка не печаталась. Написана она была самой первой. Основой послужила русская народная сказка, записанная в Михайловском.
- Ребята, перед вами на столах лежат напечатанные пословицы и поговорки. Выберите ту их них, которая отражает главный смысл этой сказки и докажите свой выбор.
/Хитрость и смекалка помогут в самом трудном деле – Балда сумел обмануть и попа, и чертей. Как аукнется, так и откликнется – поп не хотел платить Балде за работу, понадеялся на русский «авось», да плата в 3 щелка оказалась роковой для жадного попа./
- А сейчас мы посмотрим с вами отрывок из мультфильма, созданного на основе ещё одной сказки А.С.Пушкина, а ученики 3 группы озвучат эти кадры. /Дети смотрят отрывок из сказки «О мёртвой царевне и о семи богатырях» и слушают озвучивание этого отрывка/
В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
…........................................
Зрители угадывают название сказки, называют главных героев: злая мачеха, молодая царевна, царевич Елисей, 7 богатырей, чернавка, собака Соколко.
-Эта сказка была написана в 1833 году. В основу положена русская сказка, написанная в Михайловском.
- Ребята, перед вами на столах лежат напечатанные пословицы и поговорки. Выберите ту их них, которая отражает главный смысл этой сказки и докажите свой выбор.
/Любовь способна вынести все испытания – только благодаря чистой любви Елисея к молодой царевне, королевич смог преодолеть все трудности и пробудить свою невесту от сна. Доброта и скромность будут вознаграждены – молодая царевна была доброй, ласковой, терпеливой, скромной, и поэтому именно она, а не злая царица, стала счастливой в сказке./
- А вот перед нами герои другой сказки, и ученики 4 группы подготовили небольшое кукольное представление. /Дети смотрят отрывок из сказки «О рыбаке и рыбке»/
Вот пошёл он к синему морю;
Видит — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
…...............................................
Учащиеся угадывают название сказки и называют главных героев: старик, старуха, золотая рыбка.
- Эта сказка тоже была написана в 1833 году. Сюжет сказки взят из сборника сказок братьев Гримм, из померанской сказки «О рыбаке и его жене».
- Ребята, перед вами на столах лежат напечатанные пословицы и поговорки. Выберите ту их них, которая отражает главный смысл этой сказки и докажите свой выбор.
/ Жадность и зависть до добра не доводят – старуха имела слишком много желаний, а много желать – добра не видать. Без труда не выловишь и рыбку из пруда – для того, чтобы добиться своей цели, надо потрудиться, приложить свои усилия. Жадность всякому горю начало – жадный человек – это и завистливый, злой, грубый, с такими людьми неприятно находиться вместе./
- Мы продолжаем наше путешествие, и к нам вышли ребята 5 группы с необычными предметами в руках. Нам нужно угадать, кто хозяева этих предметов и доказать отрывками из угаданной сказки.
Ученики 5 группы держат в руках:
а) белку (игрушку) и орешки;
б) кораблик;
в) лебедя (поделку);
г) прялку и веретено;
д) один из мальчиков нарядился в костюм князя Гвидона.
Учащиеся угадывают название сказки «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»
Дети называют главных героев сказки: царь Салтан, князь Гвидон, ткачиха, повариха, царевна – лебедь, гости – путешественники.
- «Сказка о царе Салтане…» была написана в 1831 году в селе Михайловском.
- Ребята, перед вами на столах лежат напечатанные пословицы и поговорки. Выберите ту их них, которая отражает главный смысл этой сказки и докажите свой выбор.
/Тайное всегда становится явным – ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой придумывали разные способы, чтобы не пустить царя Салтана к своей жене и сыну, тем самым скрывали свой подлый поступок, но всё – таки их план был раскрыт. Зависть – мать всех пороков – две сестры позавидовали третьей в том, что именно её выбрал царь себе в невесты, и всячески препятствовали их совместной жизни; и только терпимость, доброта, бескорыстность царя Салтана, его жены и сына помогли простить их./
- Чтобы угадать пятую сказку, вам нужно разгадать кроссворд, который подготовили ученики 6 группы.
Назовите автора сказок, о которых мы сегодня говорим. (Пушкин)
Какой период времени проходит между походами сыновей и царя с войсками? (8 дней)
Какого петушка подарил звездочёт царю? (золотого)
К кому обратился за помощью царь, спасая от нападений врагов свои владения? (к мудрецу)
Что увидел царь в горах на 8 – ой день пути на восток? (шатёр)
Как звали царя, который просил у мудреца помощи в защите от врагов? (Дадон)
Что кричал петушок с « высокой спицы», сторожа границы владений царя Дадона? («Кири – ку – ку, царствуй, лёжа на боку!»)
Ученики говорят название сказки «Сказка о золотом петушке» и называют главных героев: царь Дадон, золотой петушок, звездочёт, шамаханская царица.
- Сюжет этой сказки взят из «Сказок Альгамбры» Ирвинга «Легенда об арабском звездочёте», но обработан в духе русской народной сказки.
- Ребята, перед вами на столах лежат напечатанные пословицы и поговорки. Выберите ту их них, которая отражает главный смысл этой сказки и докажите свой выбор.
/Надо держать своё слово, даже если жалеешь о сказанном – царь Дадон пообещал мудрецу исполнить его любое желание, но не исполнил своё обещание, за что и поплатился./
Вывод по работе над сказками.
- Какие черты характера осуждает А.С.Пушкин в своих сказках?
-Вы знаете, что в Гатчинском районе есть памятные места, связанные с жизнью и творчеством великого поэта, и ребята 1 группы подготовили презентацию о нашей поездке.
26 октября наш класс поехал на экскурсию по Пушкинским местам Гатчинского района. Первая остановка была в Суйде, где жил прадед А.С.Пушкина - Ганнибал. Там мы посетили его могилу, посидели на каменном диване, увидели «дуб у Лукоморья…». Потом мы приехали в посёлок Кобрино, где жила няня А.С.Пушкина Арина Родионовна.
Небольшой деревянный домик, что стоит у самой дороги, проходящей через деревню Кобрино, стал любимым местом туристов. На протяжении двух веков был он тесно связан с жизнью няни А.С.Пушкина – Арины Родионовны, её семьи и потомков.
Имя Арины Родионовны навсегда и неразрывно связано с именем А.С. Пушкина. Она была первой слушательницей многих его стихов. Её доброта, человечность, её пословицы и поговорки, сказки и былины нашли отражение в творчестве поэта. Многие сказки, записанные со слов няни, легли в основу произведений Пушкина, среди них сказки « О царе Салтане», « О попе и работнике его Балде», и др. Немало стихов посвятил поэт Арине Родионовне.
Вплоть до времени открытия в 1974 году музея в доме жили потомки Арины Родионовны, храня память о простой крестьянской женщине, друге великого поэта.
В «Домике няни» воспроизведено убранство крестьянской избы конца 18 – начала 19 века.
При входе - русская печь, рядом, за холщовой занавеской,- кровать, здесь же подвесная детская люлька, простой стол с посудой из дерева, глины и бересты. Широкие лавки, сундуки и другие предметы домашней крестьянской утвари. В углу иконы и лампадка.
Любовью народа создан этот музей, все его экспонаты- дары почитателей великого русского поэта.
5. Викторина по сказкам Пушкина.
- А сейчас мы проверим, какими внимательными слушателями вы были. Я предлагаю вам поучаствовать в литературной игре «Там чудеса…» Работа будет проводиться в форме графического диктанта: если вы согласны с предложенным вариантом ответа, то ставите значок "----" , а, если не согласны, то значок «_____».
1) «Волшебное средство»
- Я считаю, что зеркальце принадлежит шамаханской царице. ( ______ )
2) «Волшебное превращение»
-Князь Гвидон превращался в комара.( --------- )
3) Узнайте героев сказки:
- Черти – герои сказки «О попе и его работнике Балде» ( ------ )
4) «Сказочный зачин»
- Негде в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил – был славный царь…Это зачин «Сказки о царе Салтане…»
(___ )
5) Видеосюжет (из сказки « О рыбаке и рыбке»)
- Этот отрывок из сказки «О царе Салтане…» ( -------- )
6) «Сказочная красавица»
- Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает.
- Эта сказочная красавица – героиня сказки « О мёртвой царевне и о семи богатырях»
( ____ )
7) Пословицы и поговорки.
Главная мысль сказки «О рыбаке и рыбке» такова «Жадность и зависть до добра не доводят». ( --------)
Поговорка «Тайное всегда становится явным» выражает идею «Сказки о царе Салтане..»
( -------- )
У ребят получается графический диктант, который ученики в группах сверяют, находят и доказывают ошибки.
- Подведение итогов работы литературной викторины.
6.Заключение.
- Время не властно над памятью о поэте. В Москве на Пушкинской площади стоит памятник поэту, созданный на средства простого народа. И мы ещё не раз вернёмся к творчеству великого поэта в течение нашей жизни. / показ фоторепродукции памятника А.С.Пушкину в Москве/