Официальный сайт all-remont 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок биологии в 9 классе с использованием ИКТ "Бесполое размножение"

Submitted by Елена Владимировна Климова on Sat, 16/04/2011 - 22:21
Данные об авторе
Автор(ы): 
Климова Елена Владимировна, учитель химии и биологии МОУ СОШ с. Шереметьевка Лысогорского района Саратовской области
Место работы, должность: 

МОУ СОШ с. Шереметьевка Лысогорского района Саратовской области

Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

Цели урока:

Образовательные:

  • Углубление знаний об особенностях и способах бесполого размножения организмов в природе.
  • Формирование умений систематизировать информацию, взятую из различных источников, обсуждать проблему, строить схему.
  • Научить определять формы размножения и объяснять роль бесполого размножения в жизни организмов.

Развивающие:

  • Развитие логического мышления, умения анализировать, сравнивать, делать обобщения и выводы, работать с разными источниками информации, демонстрационным материалом.

Воспитательные:

  • Совершенствование навыков и умений, необходимых для индивидуальной и групповой работы.
  • Развитие познавательного интереса к предмету.

  

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
11
Используемые учебники и учебные пособия: 

Биология. Общие закономерности. Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. Н.И Сонин М., Дрофа 2009

Используемое оборудование: 

Оборудование: Презентации учащихся о способах бесполого размножения, мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Краткое описание: 
<p> В ходе урока учащиеся расширяют знания о типах бесполого размножения, организмах, размножающихся такими способами. В ходе урока применяется работа с таблицей, составление схем, практическая работа по вегетативному размножению комнатных растений, используется презентация, подготовленная учащимися.</p>

Урок биологии  в 9 классе с применением ИКТ

Тема урока «Бесполое размножение»

Цели урока:

Образовательные:

  • Углубление знаний об особенностях и способах бесполого размножения организмов в природе.
  • Формирование умений систематизировать информацию, взятую из различных источников, обсуждать проблему, строить схему.
  • Научить определять формы размножения и объяснять роль бесполого размножения в жизни организмов.

Развивающие:

  • Развитие логического мышления, умения анализировать, сравнивать, делать обобщения и выводы, работать с разными источниками информации, демонстрационным материалом.

Воспитательные:

  • Совершенствование навыков и умений, необходимых для индивидуальной и групповой работы.
  • Развитие познавательного интереса к предмету.

 

Оборудование:Презентации учащихся о способах бесполого размножения, мультимедийный проектор.

На доске:схема «Способы бесполого размножения», таблицы: «Цикл развития мхов», «Вегетативное размножение растений клубнями, корневищами, луковицами, черенками, усами», «Прививка плодовых растений», «Гидра», «Дрожжи», «Грибы

На столах учащихся: схемы «Способы бесполого размножения», микроскопы, микропрепараты «Митоз в клетках корешка лука», индивидуальные карточки-задания, Интернет-распечатка дополнительного материала,

На столе учителя: демонстрационные объекты: проросшие клубни картофеля, луковицы репчатого лука, стеблевые черенки комнатных растений – пеларгонии, колеуса, бальзамина; листовые черенки бегонии, узамбарской фиалки.

 

План урока

  1. Организм как биосистема.
  2. Репликация ДНК.
  3. Деление клетки.
  4. Бесполое размножение.
  5. Способы бесполого размножения.
  6. Итоговое тестирование.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос:

  • Перечислите признаки, характерные для живого организма.
  • Что называют размножением? Каково его значение?
  • Какие формы размножения живых организмов вам известны?
  • Что вы знаете о бесполом размножении?
  • Каково значение бесполого размножения?
  • Какие клетки участвуют в бесполом размножении?

3. Постановка цели урока.

Цель урока формулируют сами учащиеся.

4. Формирование новых знаний.

1) Учитель:

– На любом уровне организации живая материя представлена элементарными структурными единицами (это свойство живого) называется дискретностью. Для клетки это органоид, для организма-клетки. Весь органический мир состоит из отдельных единиц-видов. Каждая особь данного вида смертна и поддерживается размножением организмов. Таким образом, дискретность жизни предполагает ёё воспроизводство и размножение.

 

Вопросы классу:

– Каким образом обеспечивается длительное существование видов?

– Чем объясняется сходство родителей и потомства?

2) Организм как биосистема.

Работа класса над понятийным материалом. Работа над терминами и понятиями: «популяция», «вид», «эволюция», «размножение»

3) Сущность размножения.

Что является основным биологическим свойством живого?

В чём сущность размножения?

Что лежит в основе размножения?

Выводы учащихся:

На молекулярном уровне процесс, который условно можно назвать размножением, выражается в уникальной способности ДНК к самоудвоению.

Клетки одноклеточных и многоклеточных организмов размножаются делением.

В основе размножения организмов и передачи наследственной информации лежит процесс удвоения ДНК и деление клетки.

5) Деление клетки – основа роста и размножения.

Постановка проблемных вопросовперед учащимися.

– Какие формы организмов существуют в природе?

– Как осуществляется размножение соматических клеток?

Индивидуальная работа с Интернет-распечаткой.

6) Бесполое размножение.

Организация работы класса по изучению сущности бесполого размножения.

Работа с дополнительными источниками знаний, в результате чего учащиеся приходят к выводу: бесполое размножение происходит без образования гамет, и в нём участвует лишь один организм. При бесполом размножении обычно образуются идентичные потомки, а единственным источником генетической изменчивости служат случайные мутации.

7) Самостоятельная работа по изучению схемы «Способы бесполого размножения организмов».

Комментарии учителя по организации работы со схемой, находящейся на столах учащихся, «Способы бесполого размножения организмов»

 

Деление клетки

Споровое размножение

Вегетативное размножение

 

В ходе изучения способов бесполого размножения  учащиеся поэтапно ведут заполнение закрепляющей схемы (самостоятельная работа в парах).

8) Деление клетки надвое.

Организация повторения ранее изученного.

Задание 1. Индивидуальный опрос. Повторение информации о фазах митоза (используется компьютерная анимация без звукового сопровождения).

Задание 2. Поисково – исследовательская работа с демонстрационным материалом. Предлагаю рассмотреть микропрепарат кончика корешка лука под микроскопом, найти в нём клетки в периоды интерфазы и разных фаз митоза.

Задание 3. Проверка и учёт знаний. Даю задание рассмотреть последовательный ход основных фаз митоза и указать соответствие основных процессов этих фаз.

9) Множественное деление- шизогония.

Организация работы класса по звуковой анимации на примере малярийного плазмодия.

10) Споровое размножение.

Организация повторения.

– Какие два поколения наблюдаются в цикле размножения мхов и папоротников? Что такое спора?

Подкрепление знаний с изучением звуковой анимации «Цикл размножения мхов».

Дополнительный материал по теме.

11) Вегетативное размножение растений.

Задание. На столах учащихся карточки - задания (индивидуальные). Учащиеся выделяют ключевое понятие, о котором пойдет речь в следующем слайде, вносят его в схему (клонирование).

Переход к изучению вегетативного размножения. Знакомство с размножением отдельными частями материнского организма слоевищем и клонирование.

Работа класса с Интернет-материалом « Клонирование высших животных».

В ряде случаев образуются специальные органы, служащие для вегетативного размножения. Таковы видоизменённые части стебля – клубни, луковицы, корневища, «усы», стеблевые и листовые черенки (использование демонстрационного материала ).

Сообщение учащегося о практическом использовании прививки в практике с/х. Профориентационная работа.

12) Размножение фрагментами (фрагментация).

Проблемный вопрос: какова практическая направленность изучения данного способа размножения? (обсуждение изученного материала, выводы).

13) Почкование.

Демонстрация самодельной модели гидры. Ребята высказывают свои суждения о способе размножения гидры. Проводится самостоятельная работа с дополнительными источниками информации после изучения материала слайда.

Выводы.

Вопросы:

  • Назовите одно из важнейших свойств живых организмов, поддерживающее существование вида в природе.
  • Что лежит в основе размножения?
  • Как называется процесс самоудвоения молекул ДНК?
  • Какие формы размножения существуют в природе?
  • Перечислите формы бесполого размножения, используя построенную вами схему.

5. Закрепление – компьютерное тестирование.

6. Домашнее задание:

Выучить параграф 30, стр. 146- 149 ответить на вопросы, заполнить схему «Способы бесполого размножения организмов» в рабочих тетрадях.

Индивидуальные задания: составить вопросы или карточки-задания по изученной теме своему соседу по парте.

На перспективу: просмотреть Интернет-распечатку «Половое размножение»; приступить к созданию презентации по теме к обобщающему уроку.

7. Итог урока.

 

Литература:

  1. Павлов И. Ю., Вахненко Д. В., Москвичев Д. В. Биология. Словарь – справочник. Ростов-на-Дону, Издательство «Феникс»,1997.
  2. Биология. Общие закономерности. Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. Н.И Сонин М., Дрофа 2009
  3. www.encycl.eandex/ru/
  4. www.rubricon.com
  5. www.lbcmcp.ups-tlse.fr/ehseignemeht.html
  6. www.fegi.ru/primorye/GEOLOGY/coal/

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Урок биологии в 9 классе с применением ИКТ Бесполое размножение_ Климова ЕВ.doc 49.5 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн