Вы не зарегистрированы

Авторизация



Программа "Краеведческого кружка"

Submitted by Антонина Алексеевна Бушуева on вс, 17/04/2011 - 21:19
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бушуева Антонина Алексеевна
Место работы, должность: 

МОУ Кугланурская ООШ, учитель

Регион: 
Нижегородская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Краеведение
Предмет(ы): 
Обществознание
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
программа
Краткое описание ресурса: 
<p> Программа кружка. Срок реализации 3 года. Для детей 9-15 лет</p>

 Администрация Шарангского муниципального района Нижегородской области

 

    Муниципальное образовательное учреждение

                Кугланурская основная общеобразовательная школа

 

 

Утверждаю                                     

 Директор МОУДОД  МОУ Кугланурская основная общеобразовательная школа лагерь с дневным пребыванием                                                               _____________________Н.М.Набоких                                                                «__22__» __августа_______________ 2010 г.

Принята решением педсовета

Протокол педсовета от_________№_

 

 

                                                                            

 

 

 

 

 

 

                                                                                       

                             Программа

     дополнительного образования детей

               кружка «Краеведческий»

                  Срок реализации 3 года,

                        для детей  с 9лет.

 

 

                                                                     

Автор:А,А,Бушуева

Педагог дополнительного                                                                   образования  Iкатегории.                                                                   

 

 

 

 

 

с. Кугланур

2010 год

 

 

Пояснительная записка.

 

Программа кружка «Краеведческий» реализуется в рамках школьного музея  с 1995 года. Программа является профильной. Состав группы относительно постоянный.

Данная программа рассчитана на 3года обучения. Занятия в группе 1года проходят по 1 часу в неделю. Второй год рассчитан на детей, прошедших курс первого года, занятия 1 раз в неделю по 1 часу.

В группы 1 года принимаются все поступающие, специального отбора не производится. В группы 2 года могут поступать и вновь прибывающие после специального тестирования и опроса при наличии определенного уровня общего развития и интереса.

Недостающие навыки и умения восполняются на индивидуальных занятиях.

Третий год обучения  предполагает работу с одаренными детьми. Занятия проводятся 1 раз  в неделю по 1 часу,  и в данном случае больше внимания уделяется индивидуальной работе и творческим разработкам.

Общее количество обучающихся  в объединении

5-10 человек:

1 год обучения - 7 человек,

2 год обучения - 7 человек,

3 год обучения – 7 человек.

Количество учебных часов за неделю:

1 год обучения – 1 час, за год  36 часов,

2 год обучения  - 1 час, за год  36 часов,

3 год обучения  - 1 час с индивидуальными занятиями, за год  36 часов.

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в группы, так же включается интегрированный вид работы. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстрированного материала и подкрепляется практическим освоением темы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества. Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей разного возраста. Работа с обучаемыми  детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности подростка.

Обучение проходит в три этапа:

1 этап– общее развитие

2 этап– теоретический материал (основы).

3 этап– творческий.(практика)

Каждый этап ставит свои задачи и имеет определенный объем тем с дифференцированным подходом к детям  разновозрастной группы.

Цели и задачи.

 

Цель 1 года обучения:

Раскрытие и развитие потенциального интереса в ребенке к истории родного края.

 

Задачи:

1.Воспитывать стремление, к разумной организации своего свободного времени.

2. Развивать познавательный интерес в области истории родного края .

3.Формировать умение и навыки учащихся в работе .

4.Развивать творческое воображение учащихся.

5.Формирование нравственных качеств, сплочение детского коллектива.

 

Цель 2 года обучения:

Освоение необходимых основ теории для развития творческой инициативы; развитие определенных качеств личности.

Задачи:

1.Способствовать развитию эмоционально-оценочного отношения к традициям, истории и культуре края.

2.Создавать комфортную обстановку, атмосферы доброжелательности, сотрудничества.

3.Прививать навыки работы в группе, обществе детей с определенными особенностями.

4.Формировать специальные знания, умения и навыки, знания технологических приемов,  удовлетворять образовательные потребности.

5. Продолжать знакомить с историческим материалом.

 

 

  Цель 3 года обучения:

 Развитие устойчивого и глубокого интереса к истории края, сознательное приобретение знаний и навыков, профессиональная  ранняя ориентация.

 

Задачи: 

1.  Приобщать детей к культурным ценностям.

2.  Способствовать развитию личностного самообразования через создание ситуации успеха, творческих и мыслительных способностей детей.

3.  Способствовать развитию авторских идей.

4.  Развитие самостоятельности.

5.  Углубленное изучение документов,источников.

 

Тематический  план

(1 год обучения)

 

 

Наименование и разделы тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

 

1.

 Вводное занятие

 

1

1

-

2.

История освоения края

 

4

2

2

3.

Первые поселенцы

 

4

2

2

4.

Занятия населения, их быт.

 

10

7

3

5.

 Особенности развития края.

 

8

4

4

6.

Творческие работы

 

3

-

3

7.

Индивидуальные занятия.  Зачетные работы.

 

6

1

5

 

 

Итого:

 

36

 

17

 

19

 

Содержание тем

 

1 год обучения:

 

1.     Вводное занятие. (1 час)

Знакомство с коллективом. Правила техники безопасности. Обсуждение плана работы на год. Знакомство с историей края. Инструктажи по ПДД, электро - и пожаробезопасности. Условия безопасной работы. Текущие вопросы.

Экскурсия по музею. Просмотр экспонатов.

2.     История освоения края.(4часа)

Наш край в 19 веке.. Периодизация, основные этапы и особенности истории края. Природно –климатические условия освоения края.

 

3.     Первые поселенцы(4 часа).

·        Начало заселения края. Освоение новых земель.Строительство  домов.

 

4.     Занятия населения, их быт (10 часов).

Знакомство с понятием быт. Домашняя утварь. Земледелие, скотоводство, ремесло.Основнные  промыслы. Отходничество.

 

5.     Особенности развития края (8 часов).

·        Исторические особенности развития края. Крепостное право.его отмена.события края в истории страны.

 

6.     Творческие работы(3часа).

·     Оформление работ, альбомов.

 

7.     Индивидуальные занятия. Зачетные работы. (4 часов).

Работа с отстающими и одаренными детьми. Творческие работы по конкурсам.

Тематический  план

(2 год обучения)

 

№ п/п

Наименование и разделы тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

 

1.

Вводное занятие

 

1

1

 

2.

Наш край в начале 20 века.

 

6

4

2

3.

Советская власть в крае.

 

2

2

 

4.

Развитие края в 20-40 е годы 20в.

 

6

4

2

5.

Край в годы Великой Отечественной войны.

 

6

4

2

6.

Жизнь края в послевоенный период.

 

4

2

2

     7.

Жизнь края в 70-90 е гг

 

          6

3

3

    8.

Край в 21 веке

        1

          1

           -

     9.

Творческие,конкурсные работы. Индивидуальные занятия.

         4

           1          

            3

 

                        Итого

         36

        22

          14

               

 

Содержание тем

(2 год обучения)

 

1.     Вводное занятие. Повторение техники безопасности и гигиены в кружке. Обсуждение плана на год. (1 часа)

Вводная характеристика предмета. Повторение техники безопасности и гигиены в кружке. Обсуждение плана на год.  Инструктажи по ПДД, электро - и пожаробезопасности. Задачи обучения.

 

2.      Наш край в начале 20 века.- (6 часов)

Территория. Население. Экономическое развитие. Политическое развитие.

 

3.     Советская власть в крае.- (2 часа)

Становление советской власти. Формирование советской государственности. Формирование колхозов. Первые мероприятия советской власти. Духовная жизнь.

 

3.     Развитие края в 20-40 гг. 20 века. (6 часов)

Экономическое развитие. Социальное развитие. Жизнь и быт колхозной деревни. Крестьянство. Последствия  раскулачивания. Интеллигенция. Духовная жизнь.

 

4.     Край в годы Великой Отечественной войны.- (6 часов)

           Село накануне ВО войны . Уход на фронт. Тыл. Героический труд в         тылу. Жизнь и быт.  Наука и образование в годы войны. Великая победа.

 

5.     Жизнь края в послевоенный период. (4часов)

Послевоенная жизнь села. Трудности и проблемы сельского хозяйства. Жизнь и быт людей. Развитие  образования.

 

6.     Жизнь края в 70-90е годы.(6часов)

Экономическое и социальное развитие. Жилищное строительство.

Колхозное строительство. Особенности социальной политики. Приватизация. Общественная жизнь. Духовная жизнь.

7.     Край в 21 веке.(1час).

Социально-экономическое развитие. Рыночные отношения. Финансовый кризис. Духовная жизнь села.

 

 

8.     Творческие, конкурсные работы. Индивидуальные занятия (2 часа)

Работа с отстающими и одаренными детьми. Творческие работы по конкурсам,

 

 

 

Тематический  план

(3 год обучения)

 

№ п/п

Наименование и разделы тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

 

1.

Вводное занятие

 

1

1

 

2.

Традиции и обычаи края

 

4

2

2

3.

Что я знаю о народных традициях

 

10

2

8

4.

Народные праздники

 

10

2

8

5.

Обычаи народов края

 

5

2

3

6.

Творческие занятия, конкурсы.

 

6

1

5

 

 

Итого

          36

10

26

 

Содержание тем

 

                                                    3-й год обучения:

1.       Вводное занятие ( 1 час).

Повторение техники безопасности и гигиены в кружке. Обсуждение плана на год. Знакомство с задачами обучения..

          Инструктажи по ПДД, электро - и пожаробезопасности .   Текущие

          вопросы.        

 

2.       Традиции и обычаи края.( 4 часа) .

Понятия традиция ,обычай. Традиции старины.

 

 

3.       Что я знаю о народных традициях(10 часов).

История возникновения народных традиций. Место традиций в истории развития края. 

 

 

4.       Народные праздники(10 часов).

        Понятие народного праздника. Рождество. Старый новый год.                         Масленица.

        Праздники деревень.

 

5.       Обычаи народов края. (5 часов).

Обычаи старины. Обряды. Народные приметы.

 

6.       Творческие работы, конкурсы. - (6часа).

Правила выполнения работы. Выполнение работ с применением полученных знаний. (творческая работа)

 

 

 

 

.

Основные направления и содержание деятельности.

 

  На занятиях в кружке используются различные методы обучения:

- словесные (рассказ, беседа, инструктаж, разъяснение);

- практические (упражнение, учебно-производительный труд, исследовательская работа);

- работа с книгой; с документами.

- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения)

- эвристические (проблема формируется детьми, ими же и предлагаются способы ее решения).

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного труда. Некоторые задания требуют объединения  детей в подгруппы.

Теоретическая часть обычно дается в начале занятия и проходит в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. Затем все теоретические знания закрепляются на практике.

С целью проверки усвоения знаний, терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры.

В начале каждой темы при объяснении нового материала или одинакового для всей группы задания в основном используются методы фронтальной работы - это демонстрация таблиц, рисунков наглядного материала, а так же различных технических приемов работы для всей группы детей. Методы обучения выбираются с учетом знаний и практических навыков, полагаемых учащимися на занятиях в кружке.

На занятиях дети могут работать с разной литературой. Это помогает «разгрузить» педагога и закрепляет у ребенка навык  самостоятельной  работы .Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель объединения вместе с тем направляет творческую деятельность кружковцев.

Также  проходит в кружке  творческие занятия. Дети вместе с педагогом и детьми – наставниками (3-й год обучения) рассматривают иллюстрации, альбомы, открытки и многое другое, выбирают понравившийся материал. Вместе решают, в какой технологии будут работать.

 

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов, анализ и оценка. Оценка должна носить объективный и обоснованный характер. Наиболее подходящая форма оценки - организованный просмотр выполненных работ. (выставка). Коллективные просмотры выполненных работ, их анализ, приучают школьников справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей, удаче.

Бывает и так, что у ребенка не получилось то, что он задумал. Он это осознает и сам очень переживает. В таком случае у него может развиться страх, что в следующий раз он опять не справится с работой. Это приведет к тому, что у ребенка совершенно пропадет интерес к занятию. Чтобы не случилось этого, необходимо найти в детской работе хоть какую-нибудь «изюминку», обязательно дать работе положительную оценку. Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить, конечно, и недостатки, но похвала должна и предварять и завершать оценку.

Основными формами подведения итогов за год являются итоговые занятия, выставки, открытые занятия, фестивали, конкурсы.  Также на  последнем занятии подводят итоги за прошедший год, а отличившихся детей в учебном году награждают грамотами, дипломами и ценными подарками.

Условия реализации программы.

 

·     Информационно- методическое обеспечение программы (пакет методических материалов).

·     Внедрение в программу личностно-ориентировочного подхода.

·     Умелое использование педагогом наиболее эффективных форм работы по развитию личности обучаемых.

·     Творческое отношение к образовательному процессу.

·     Новые технологии.

.          

·     Проветриваемое помещение.

·     Наличие материалов и инструментов.

Место проведения занятий, общие требования:

  Помещение для проведения занятий должно отвечать требованиям инструкции:

 

  -Помещение для занятий .

  -Освещенность. Согласно санитарным нормам помещение должно иметь естественное освещение.

  - Санитарно- гигиенические условия воздушной среды в помещение должны соответствовать нормам.

  -.

  -Требования противопожарной безопасности. Помещение, отведенное для кружка должно удовлетворять следующим основным требованиям противопожарной безопасности.

  -Уходя из помещения, нагревательные приборы должны выключаться. В помещении обязателен запасной (эвакуационный выход).

 

  -Класть и прислонять легковоспламеняющиеся, огнеопасные, горючие материалы к отопительным и электротехническим устройствам, а также к горячим предметам запрещается.

  -Мусор складываемый в специальный ящик, к концу занятий необходимо удалять (сжигать или выносить на улицу, в отдельное место).

Методическое обеспечение.

·        Техническое оснащение.

·         Папки наборов по всем темам .

·         Набор памяток по технике безопасности.

·        Различные дидактические материалы по всем темам курса.

·        Коллекция выставочных работ.

·        Фотоальбомы. Альбомы. Книги

·        Методическая литература .

·        Подборка материала.

·        Таблицы с инструкционными картами.

Прогнозируемые результаты.

1 год обучения.

 

  К концу 1-го года обучения дети должны знать:

·        Правила поведения в кружке.

·        Правила техники безопасности.

·        Основы истории освоения края.

·        Понимать и употреблять в своей речи  новые исторические термины.

 

К концу 1-го года обучения дети должныуметь:

·        Пользоваться исторической литературой и материалами.

·        Правильно рассуждать.

·        Анализировать события, выделять главное.

·        Применять полученные знания на практике (виды работ)

(самоанализ).

 

2 год обучения.

 

  К концу 2-го года обучения дети должны знать:

·        Основы истории развития края в 20 веке.

·      Особенности  исторического развития.

·      Последовательность происходивших событий..

 

 

К концу 2-го года обучения дети должны уметь:

·        Пользоваться в совершенстве методическими материалами.

·        Проводить исследовательскую работу.

·        Составлять исторические справки по истории развития деревень, колхоза, школы. 

·        Подбирать необходимый материал для работы..

 

3 год обучения:

 

К концу 3-го года обучения дети должны знать:

·        Историю родного края.

·        События, происходившие в крае.

·        Экономическое, социальное и культурное развитие края.

·        Традиции и обычаи края.

 

К концу 3-го года обучения дети должны уметь:

·        Самостоятельно работать с дополнительным материалом.

·        Давать оценку происходившим событиям в крае.

·      Качественно выполненять творческие проекты.

 

Сформированность основ проектной деятельности у обучаемых.

 

·     Первоначальное целостное представление об алгоритме проектной деятельности.

·     Осознание субъективной значимости этапов работы.

·     Овладение элементарными технологическими навыками, соответствующими каждому этапу творческой деятельности.

·     Качественное выполнение творческих проектов.

 

 

 

Культурно- массовая работа.

 

·               Принимать активное участие в выставках, тематических конкурсах, фестивалях.

·               В каникулярное время посещать в кинотеатр, музей, библиотеку.

·               Проводить в течение года праздники.

 

Воспитательная работа.

 

С начала учебного года проводить мероприятия воспитательного характера:

тематические беседы с детьми.

-Пригласить в гости интересных людей.

-Консультация с детьми и родителями учебно-воспитательного характера, родительское собрание.

-Дни открытых дверей.

-Персональные выставки детей и родителей.

 

План методической работы.

-Оформить тематические папки по содержанию тем.

-Участие в конкурсе методических разработок.

-Оформить картотеку.

-Конспекты проведения занятий по краеведению.

-Оформить картотеку игр, фотоальбом.

-Разработка различных тестов.

Литература.

для педагогов

 

           1 . Куприянова Н.И, Записки краеведов.-Г,1983.

2.  Книга памяти.-Н.Н.2005г.

          3.  Преподавание истории в школе .-№2.2003г.

          4.  Тюльников Л.К.Герои Советского Союза-наши земляки.-Г,1981г

 5. Тюрина А.И..История Горьковской области.-Г.1987г

.

7.   Филатов Н.Ф., Нижегородский край:Факты,события,люди.-Н.Н.,1994

 

 

 

 

Для детей.

 

1.Архивные документы.

2. Воспоминания очевидцев.

3. Исторические справки.

4.Колобов О.А.,Наш край.- Н.Н.,2002г.

5.ПетунинаТ.А. Победа, Правда,Память.-Н.Н.,2005

6. Чесноков Г.П.У чистых рек, среди лесов зеленых.-Н.Н.,1997г.