Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии.
Разработка урока изучения нового материала
по алгебре в 9 классе
с использованием мультимедийной презентации
Определение геометрической прогрессии.
Формулаn-го члена геометрической прогрессии.
Седнева Ольга Геннадьевна, учитель математики
МОУ «Лянторская средняя общеобразовательная школа №6»
г.Лянтор Сургутского района
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Тюменской области
Урок алгебры в 9 классе с использованием мультимедийной презентации.
Тема. Определение геометрической прогрессии. Формулаn-го члена геометрической прогрессии.
ТЦУ. 1. Сформировать понятие геометрической прогрессии, вывести формулу п-го члена геометрической прогрессии, учить применять знания при решении простейших упражнений.
3. Воспитывать нравственные традиции урока, аккуратность, трудолюбие, ответственность, организованность, интерес к предмету.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Дидактическая задача. Организационный и эмоциональный настрой класса на работу. Содержание деятельности. Взаимное приветствие учителя и учащихся. Проверка внешнего состояния классного помещения, проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, внешний вид учащихся), организация внимания.
II. Мотивация знаний учащихся.
Дидактическая задача.Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
Содержание деятельности.
Учитель: Ребята, тема нашего урока «Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии» (Слайд 1).
Какие цели учения на урок вы поставили бы для себя?
Учащиеся: Судя по формулировке темы урока, нам предстоит познакомиться с новым видом прогрессии, узнать, почему она названа геометрической, сформулировать её определение, получить формулу n-го члена прогрессии, учиться применять её при решении упражнений (Слайд 2).
Учитель: Как вы думаете для чего нужно изучить тему?
Учащиеся: Задание на геометрическую прогрессию может быть включено в экзамен по алгебре.
III. Объяснение нового материала.
Дидактическая задача.Сформировать понятие геометрической прогрессии. Вывести формулу n-го члена геометрической прогрессии.
Содержание деятельности.
Учитель: Предлагаю начать нашу работу с легенды о шахматах, которая вам знакома с 5-го класса.
Ученица выступает с фрагменом презентации «История изобретения шахмат» (Слайд 3,4).
Учитель: Итак, чем интересна эта легенда для нас сейчас на уроке алгебры?
При распределении зерен пшеницы по шахматной доске мы видим числовую последовательность, в которой каждое последующее число увеличивается в 2 раза. Перед нами пример новой прогрессии: 1,2,4,8,16,32,64…
Попробуйте дать определение этой прогрессии.
Учащиеся: Числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго, получается из предыдущего члена умножением его на одно и то же число.
Учитель: Обобщая сказанное, можно записать на математическом языке:
вn+1= вn∙ q, где q– знаменатель новой прогрессии.
Найдите q:
Учащиеся: q=
Учитель: Когда дробь имеет смысл?
Учащиеся: Когда знаменатель дроби не равен 0.
Учитель: Следовательно, давая определение данной прогрессии, необходимо говорить, что ни один из её членов не должен равняться 0. Очевидно, что и q≠ 0.
А теперь, прочитайте определение по учебнику §17 с.156., и определите, насколько верно мы рассуждали.
Учащиеся. Читают определение геометрической прогрессии по учебнику (Слайд 5).
Учитель: Как вы думаете, ребята, почему прогрессия названа геометрической?
Учащиеся: ??
Учитель: Члены новой прогрессии обладают интересным свойством. Именно оно и определило название этой прогрессии. Возьмем любые три последовательных числа. Например, 4,8,16.
Какие действия нужно выполнить, используя число 4 и 16, чтобы получилось 8?
Учащиеся: Число 8 можно получить, извлекая квадратный корень из произведения чисел 4 и 16, т.е. 8 =
Учитель: А это среднее геометрическое bn= . Отсюда и название новой прогрессии – геометрическая прогрессия (Слайд 6).Напомню, что с понятием «среднее геометрическое» мы познакомились в геометрии 8 класса при изучении темы «Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике».
Учитель: Чтобы задать геометрическую прогрессию, что достаточно указать? Приведите примеры.
Учащиеся: Чтобы задать геометрическую прогрессию, достаточно указать её первый член и знаменатель.
Например, b1=3, q=4. Можно далее найти, например: b2, b3 , b4:
b2=b1∙ q= 3 ∙ 4 = 12,
b3=b2∙ q= 12 ∙ 4 = 48,
b4=b3∙ q= 48 ∙ 4=192 и т.д.
Учитель: Итак, легко ли найти, например 100 член геометрической прогрессии, пользуясь определением?
Учащиеся: Нет. Очевидно, для этого нам и нужна будет формула.
Учитель: Выведем формулу n-го члена геометрической прогрессии.
b2= b1∙ q,
b3= b2∙ q= b3 ∙ q∙ q= b3∙ q2,
b4= b3∙ q= b1 ∙ q2∙ q= b1∙ q3
(Предлагаю учащимся самостоятельно написать b5, b6, b7).
- Какую закономерность вы заметили?
Учащиеся: В каждой формуле присутствуют b1, q. Показатель степени qна 1 меньше порядкового номера члена прогрессии.
Учитель: Первые задачи на прогрессии возникли из наблюдений над явлениями природы и из исследования общественно – политических явлений. Например, если проценты вклада не снимать каждый месяц, то капитал растет в геометрической прогрессии. Изучение этих и других вопросов могут быть предметом ваших исследовательских проектов по геометрической прогрессии.
Подведение итог. Ребята, первая цель учения нами достигнута?
Учащиеся: Да. Мы узнали: какая прогрессия называется геометрической и почему? Как найти n-ый член геометрической прогрессии.
IV. Первичное закрепление.
Дидактическая задача.Закрепить полученные знания на примере решения простых упражнений.
Содержание деятельности.
Учитель: Определите, какая из нижеприведенных числовых последовательностей является геометрической прогрессией (Слайд 8):
а)4, 7, 10, 13, …
б) 2, 10, 50, 250, …
в) -3, -2, -1, 0, …
г)5, , , …
Учащиеся: б), г).
Учитель: Решить задачу. Известно, что (bn) – геометрическая прогрессия, b1= 4, b3= 36. Найдите q(Слайд 9).
Решить из задачника №№ 17.9., 17.10.(в, г).
V. Самостоятельная работа (обучающая).
Дидактическая задача.Установить осознанность восприятия учащимися нового материала, устранить пробелы в знаниях.
Содержание деятельности.
Учащиеся решают упражнения по двум вариантам (Слайд 10):
Вариант – 1
Вариант - 2
1) Найдите b1 и qдля геометрической прогрессии (bn), у которой
b2 = 4, b3 = 2.
b3 = - 6, b4 = 12.
2) Найдите пятый член геометрической прогрессии (bn), если b1= , q= 3.
2) Найдите седьмой член геометрической прогрессии (bn), если b1= 2, q= .
Взаимопроверка работ. Результативность выполнения заданий.
Кто выполнил работу без ошибок. Какие ошибки были вами допущены, над чем предстоит работать?
VI. Информация о домашнем задании(Слайд 11).
Дидактическая задача.Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.
Содержание деятельности. Учащиеся по степени усвоения материала самостоятельно выбирают домашнее задание.