формированию читательской компетенции; закрепить понятия
«сравнение», «эпитеты», «олицетворение».
• развивающие: развивать речь обучающихся, артикуляционный
аппарат, дикцию; навык выразительного чтения, чтения по
ролям, доказательную речь обучающихся.
• воспитывающие: воспитывать интерес к детской литературе,
чувство сострадания к ближнему, любовь и бережное отношение
к животным.
Оборудование: компьютер, проектор, портрет писателя А.И.Куприна, учебная хрестоматия Л.А.Ефросининой «Литературное чтение 3 класс», рабочая тетрадь Л.А.Ефросининой «Литературное чтение № 2»
Ход урока:
(слайд № 1)
I.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
- Ребята! У нас сегодня на уроке много гостей. Поприветствуйте их. Пусть это вас не смущает. Будем работать активно, творчески, с интересом и удовольствием.
II. Организация восприятия и усвоения учащимися материала.
(слайд № 2)
1. – Сегодня на уроке мы будем говорить о жизни и творчестве человека, про которого замечательный писатель Д.Н. Мамин - Сибиряк говорил так: «Почему он большой писатель? Да потому, что он живой … в каждой мелочи живой».
(слайд № 3)
- Этот человек – писатель Александр Иванович Куприн. На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством писателя и его произведением.
åсообщение об А.И.Куприне (подготовленное ученицей)
Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года в городе Наровчат
Пензенской губернии в небогатой дворянской семье чиновника. Отец умер,
когда мальчику исполнился год. Мать переехала в Москву и отдала Сашу в
сиротский пансион. Куприн окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. Потом он оставил военную службу и много странствовал по России, работал грузчиком, актёром, организатором цирка, шахтером, летал на воздушном шаре. В 1889 году он познакомился с А.П. Чеховым, который стал для А. Куприна учителем и наставником. В 1919 году Куприн с семьёй уезжает за границу. Лишь перед смертью он возвращается на родину. Умер А. Куприн в
1938 году в Ленинграде
(слайд № 4)
2. Загадка о собаках
В день, наверно, раз по десять,
Раз по триста каждый месяц,
Больше тысяч раз в году
В переулке и в саду,
На вокзале, во дворе,
На мосту, на пустыре,
На бульваре, на проспекте
Вам встречались звери эти.
Может, скажете сейчас,
О ком пойдёт у нас рассказ?
(слайд № 5)
-Правильно, о собаках. Тема сегодняшнего урока А.И.Куприн «Собачье счастье».
(слайд № 6)
åРубрика «Это интересно!»
Наука, изучающая собак – кинология.
Сейчас около 450 пород собак.
Самая высокая имеет рост 2м 10 см, а самая маленькая – 5,5 см.
Самая тяжелая весит 155 кг, а самая легкая – 400 г.
III. Подготовка к восприятию рассказа.
(слайд № 7)
1. Словарная работа
- Прежде чем мы начнем читать, выясним значения некоторых слов и словосочетаний, которые нам встретятся в тексте. Вашим домашним заданием было найти значение конкретного слова в толковом словаре.
(полуторагодовалый, трусивший степенной рысью, на козлах, ревматические лапы, с философским стоицизмом, антипатия, артель маляров, фатовским тоном, собираются зараз, жеманно, пренебрёгши, баста, сказал с иронией, радикальная мысль, арапников, философия, галантно, эквилибристика, лицемерны, бешеный карьер).
(слайд № 8)
- В тексте вам встретятся названия некоторых пород собак. Посмотрите на них.
- Познакомившись с рассказом А.И.Куприна, вы должны будете ответить на вопрос «В чем состоит собачье счастье?»
2. Комбинированное чтение рассказа учителем и хорошо читающими учениками.
- Кто же стал главными героями нашего рассказа? (собаки)
- Какие чувства вы испытывали, слушая этот рассказ?
(слайд № 9)
- Постарайтесь вспомнить породы собак в порядке их появления в произведении.
IV. Физминутка.(слайды № 10-16)
V. Выборочное чтение
- А как описывает героев автор? Найдите отрывки из произведения. Зачитайте. (работа в группах: 6 групп)
- Каким показан Джек? Выполните задание № 2 в тетради «Литературное чтение № 2» на с.32.
- Какими художественными средствами пользовался автор? (Олицетворение, сравнение, эпитеты)
VI. Закрепление нового материала
1. Работа в тетради.
- Выполните задание № 3 в тетради «Литературное чтение № 2» на с.32.
- В начале урока я попросила вас, прочитав рассказ, ответить на вопрос «В чем состоит собачье счастье?»
- Выполните задание № 1 в тетради «Литературное чтение № 2» на с.32.
(слайд № 17)
2. Стихотворение Э.Асадова «Рыжая дворняга».
Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
- Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу.
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа
Сказал:- Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы...
А то ведь простая дворняга!
Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.
В вагонах, забыв передряги,
Шутили, смеялись, дремали...
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела...
Труп волны снесли под коряги...
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце - чистейшей породы!
- Ответьте мне на этот же вопрос сейчас.
(слайд № 18)
VII. Беседа «Берегите животных».
VIII. Домашнее задание.
- Подготовьте пересказ от имени любого действующего лица этого произведения.
IX. Рефлексия учебной деятельности.
(слайд № 19)
А теперь скажи, дружок,
Тебе понравился урок?
Что расскажешь дома маме?
Поделись сейчас ты с нами!
- С каким рассказом познакомились на уроке?
- Кто его автор?
- Чему хотел научить нас А.И.Куприн?
- О чем заставил задуматься?
- В чем же состоит собачье счастье, по вашему мнению?