Официальный сайт aksakal 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Самоанализ логопедического занятия

Submitted by Надежда Васильева on Wed, 27/04/2011 - 23:18

 

Тема занятия:Дифференциация звуков Б – Б,, П – П,.

Для показа я выбрала и продемонстрировала логопедического занятие в третьем классе (отделение КРО), направленное на коррекцию и профилактику акустической дисграфии. У детей-дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, сукцессивных и симультанных процессов, эмоционально-волевой сферы. Таким образом, нарушения письма очень часто встречается у детей с ЗПР. Поэтому основной моей задачей, как учителя – логопеда, является своевременно выявить и предупредить нарушения письма и провести коррекцию «специфических ошибок».

При планировании данного логопедического занятия была поставлена следующая цель: закрепить навык учащихся различать звуки Б – Б,, П – П,в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Реализуя цель занятия, я выполнила коррекционные, развивающие, воспитательные задачи, которые заключались в следующем:

Коррекционные:

  1. закрепить знания о звуках Б – Б,, П – П, ;
  2. дифференцировать звуки в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте;
  3. закрепить артикуляцию гласных звуков;
  4. соотносить звуки/буквы с символами;
  5. учить слышать и различать звуки по символам и артикуляции;
  6. обогащать словарь учащихся словами со звуками/буквами Б – Б,, П – П, и грамматические формы речи;

Развивающие:

  1. развивать фонематическое восприятие;
  2. развивать умение формулировать ответы на вопросы;
  3. развивать артикуляционную моторику и зрительное восприятие;
  4. развивать внимание, память, логическое мышление, пространственно-временные представления;

Воспитательные:

  1. воспитывать самоконтроль;
  2. воспитывать желание активно работать на занятии.

На мой взгляд, поставленная цель и задачи логопедического занятия были достигнуты. Учащиеся справились с предполагаемыми заданиями.

Считаю, что в логопедическом занятии следует выдерживать чёткую структуру построения. Т. к. каждая часть занятия выполняет свою определённую цель.

В логопедическом занятии мной был сделан акцент на упражняемость, подобраны задания на закрепление знаний о звуках Б – Б,, П – П, и их дифференциацию (в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте).Нельзя на логопедическом занятии не обратить внимание на  сравнительную характеристику звуков с целью нахождения сходства и различия в произношении. С этой целью мной использовался приём «угадывание звуков по беззвучной артикуляции», который позволил уточнить кинестетические представления о звуках Б – П по положении губ, где большое значение имело мышечное ощущение, возникшее при артикуляции данных звуков. Таким образом, зрительное восприятие артикуляции послужило опорой при развитии фонематического слуха.

Также в своём занятии я использовала «анаграммы» (т.е. анаграмма представляет собой перестановку букв, посредством которой из одного слова составляется другое, например, липа-пила, кабан-банка). Зашифровка анаграммных пар предлагалась ученикам в стихах, где рассказывалось о смысле первого слова, а затем - о смысле второго. Считаю, что данный приём целесообразно использовать с данным контингентом детей, т.к. он направлен на «решение интеллектуальных задач» и профилактику «специфических ошибок» в виде перестановок букв на письме, определение местоположения букв по отношению к другим буквам в слове.

Считаю, что невозможно представить современное занятие без использования информационных-коммуникационных технологий. На мой взгляд, ИКТ повышает качество и результативность учебно-коррекционного процесса. В связи с этим я определила для своей работы целесообразность использования ИКТ на логопедическом занятии, как способ оптимизации процесса коррекции письменной речи. Считаю, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приёмов предотвращает утомление детей, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. (Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе, поэтому активно включаю в процесс использование ИКТ в своей практике). Для реализации поставленных коррекционных задач использовала компьютерную программу «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе», т.к. считаю, что данная программа может служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи. Практикум содержит упражнения по предупреждению и исправлению дисграфии. Как показывает опыт, использование ПК на логопедических занятиях позволяет проследить степень усвоения материала, представленного на заключительном этапе закрепления полученных знаний. Кроме того, программа помогает развивать память и внимание, которые необходимы для успешной учёбы детей с ЗПР в начальной школе. Также в занятие с целью профилактики нарушений зрения и физ. минутки была проведена гимнастика для глаз, подготовленная заранее с помощью компьютерных технологий.

И наконец, одной из основных задач в коррекции дисграфии, преимущественно акустической является формирование и развитие у школьников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик. Исходя из выше сказанного, в процессе обучения, а далее и закрепления я использовала символы согласных звуков. Такая форма работы, на мой взгляд,  позволяют добиться устойчивого внимания и восприятие характеристик звуков не механически, заучивая их наизусть, а осознанно. Ученикам предлагалось дать характеристику звукам, на основе которой отбирались необходимые символы. Например, синий квадрат – твёрдый согласный, зелёный – мягкий согласный. Колокольчик в квадрате – звонкий согласный, перечёркнутый колокольчик – глухой. Использование данного наглядного материала целесообразно в работе по изучению звуков речи. Это и изолированное произношение звуков, и подбор символов к словам. Предлагая данный вид работы, я шла от простого к сложному.

Необходимо отметить тот факт, что символы звуков позволяют поддержать интерес у детей-логопатов. А это немаловажно, если учесть, что, с одной стороны, у учащихся неустойчивая психика, с другой - в условиях продолжительной зимы у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость.

На занятии я старалась использовать разнообразные приёмы. Мною были отобраны следующие: образец речи педагога, вопросы, речевые пояснения к действиям, «угадывание звуков по беззвучной артикуляции», «анаграммы», использования информационных-коммуникационных технологий. Кроме того, закрепление полученных знаний  опиралось на использование мультимедийного материала и использование компьютерной программы «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе», которые были подобраны в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальными возможностями обучающихся. На занятии я старалась выстроить личностно – ориентированное взаимодействие с учениками: выслушать каждого ребёнка, создать ситуацию успеха для каждого из них.

В ходе занятия были активизированы следующие психические процессы: слуховое и зрительное внимание, зрительное восприятие, память.

В ходе логопедического занятия я почувствовала, что дети ориентированы на общение с педагогом: они слышат педагога, удерживают словесную инструкцию, работают в заданном темпе.

Коротко скажу о достижениях личной цели. Я постаралась продемонстрировать свою профессиональную компетентность, преодолела психологический барьер, связанный с волнением.

Делая вывод, хочу обратиться к мнению Константина Дмитриевича Ушинского, который считал, что для прочности навыка требуются время, терпение, затраты усилий, постепенность и последовательность. Следуя установкам педагога-классика, я в первую очередь должны была заинтересовать своих учеников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринять ее с учетом своих возрастных особенностей. Именно поэтому использовала разнообразные приёмы  на логопедическом занятии.

В заключение, я хочу поблагодарить вас за внимание и надеюсь, что ваше мнение о проведённом логопедическом занятии поможет мне и дальше совершенствовать своё профессиональное мастерство.


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн