Официальный сайт goldsoftware 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Воспитание правовой культуры учащихся в системе обществоведческих дисциплин." Метод.разработка.

Submitted by Елена Евгеньевна Разумовская on чт, 28/04/2011 - 22:07
Данные об авторе
Автор(ы): 
Разумовская Е.Е.
Место работы, должность: 

г. Углич, МОУ "Гимназия № 1", учитель обществознания.

Регион: 
Ярославская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Обществознание
Предмет(ы): 
Право
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p> Цель&nbsp; данной методической разработки: систематизация опыта&nbsp; работы&nbsp; по воспитанию правовой культуры учащихся в МОУ &laquo;Гимназия № 1&raquo;.</p> <p> Задачи:</p> <p> &middot;&nbsp;&nbsp; Изучить и проанализировать научно- методическую&nbsp; литературу&nbsp; по данному вопросу, проанализировать практический опыт деятельности учителей&nbsp;&nbsp; гимназии.</p> <p> &middot;&nbsp;&nbsp; Выявить и обосновать систему факторов, способствующих эффективности&nbsp; воспитания&nbsp; правовой культуры учащихся&nbsp; гимназии.</p> <p> &middot;&nbsp;&nbsp; Обосновать эффективность использования современных педагогических технологий, применяемых в воспитании&nbsp; правовой культуры учащихся гимназии.</p>

 

Методическая разработка

 

Воспитание правовой культуры учащихся в системе изучения

обществоведческих дисциплин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разумовская Елена Евгеньевна,

учитель обществознания

МОУ «Гимназия № 1»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Углич

2009 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение

 

Глава I. Система работы по воспитанию правовой культуры школьников  при изучении  обществоведческих дисциплин в МОУ «Гимназия №1»

1.1.                 Воспитание правовой культуры учащихся в урочной деятельности.

1.2Взаимосвязь  урочной и внеклассной деятельности по воспитанию правовой культуры учащихся.

1.3 Создание  пространства для воспитания правовой культуры  учащихся.

Глава 2.Использование современных педагогических технологий в воспитании правовой культуры учащихся МОУ «Гимназия № 1».

Глава 3. Эффективность работы по воспитанию правовой культуры учащихся в МОУ «Гимназия № 1».

 

Заключение.

 

Список источников и литературы.

 

Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Сегодня в нашей стране много говорят  и пишут о построении правового государства, а  одним из необходимых условий  является  законность и правопорядок, социальная активность граждан, высокий уровень их правовой  культуры. К сожалению, в настоящее время общество сталкивается  с таким явлением, как  низкий уровень правового самосознания.  У большинства населения, в том числе у школьников, слабое знание правовых норм. Число правонарушений и  преступлений, совершаемое детьми школьного возраста, растет.

О необходимости формирования правовой культуры  учащихся было заявлено  в решении  коллегии Министерства образования (24/1 от 28.12.04г.),  в информационных письмах (№15/11 от 16.02.05 г., №358/11 от 07.01.05г.), о гражданско-правовом воспитании говорилось в Послании Президента Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 года.

В Концепции модернизации российского образования  на период до  2010 года  также говорится о необходимости  усиления гражданско-правовой составляющей школы:

«Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в  сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского  общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой».

Актуальна данная проблема и для нашего района. Высокие показатели по правонарушениям и состоящим на учете в подразделении по делам несовершеннолетних говорят о несформированности правовой культуры, а порой,  о недостаточности правовых знаний, так как частая причина правонарушений – незнание закона. Подобные факты имели место и в нашем учебном учреждении.

Перед  нашей гимназией встала  важная задача: повышение  правовой культуры учащихся для изменения ситуации по правонарушениям среди школьников.

Несмотря на наличие довольно обширной научно-методической  литературы по проблемам воспитания правовой культуры, не все его теоретические и практические аспекты разработаны в равной степени.  Так, например,  при подготовке методической разработки  я узнала об определенных проблемах.

Основной проблемой является разрешение противоречия между традиционными подходами в правовом образовании и воспитании к отбору содержания, методов, системы работы и задачами развития личности в условиях становления демократического общества.

 

3

В соответствии с концепцией социально – гуманитарного (обществоведческого) образования в современной школе совершенствования требуют формы и методы обществоведческого  образования и правового воспитания.

Изучение научно-методической  литературы по воспитанию правовой культуры школьников  помогло мне структурировать в первую очередь мою деятельность в качестве учителя обществознания и представить видение системы  по воспитанию правовой культуры  в курсе обществоведческих дисциплин.

Авторы Б.А. Кистяковский, Л.И. Петражицкий отмечали в своих исследованиях взаимосвязь нравственности и права в формировании личности, что убедило меня в необходимости формировать не только  правовую грамотность школьников, но и основанные на ней  правовые чувства. Понять сущность  правовой культуры, ее структуру помогли  работы юристов Е.В. Аграновской, Е. А. Зорченко, В.И.Каминской, А. Р.Ратинова, они также  включают в структуру правовой культуры правосознание. Понять особенности правосознания различных категорий молодежи помогла работа А.И.Долговой «Правовой статус молодежи». О проблемах правового воспитания  говорится в работах Н.П.Вербицкого, И.Ф.Рябко, Е.В.Татаринцевой, В.В. Тишенко. Особенно близки к теме моего  исследования работы А. Ф.Никитина, В.М.Обухова, Я.В.Соколова, Певцовой Е.А., Бордовского Г.А., Гороховатой Н.В., Морозовой С.А., Жихаревой М.Е.  и других авторов  по воспитанию правовой культуры.

Я встретила различные подходы к пониманию правовой культуры, и единого определения термина «правовая культура» в трудах ученых нет. А. Ф. Никитин,  автор наиболее полных исследований и публикаций на эту тему, отмечает, что  о правовой культуре  можно говорить только  в том случае, когда сформированы  три базовые части: знания, отношения, поведение.

На  основе изученной  научно-методической литературы я выделила для себя следующие позиции:    

-  «Правовая культура» может быть определена как часть общей культуры человека и включает  знание законов и норм права, внутреннее осознание, целенаправленное стремление по выполнению правовых норм, соблюдение законов, защиту позиций права, реализацию своих прав и свобод, установленных законодательством.

- Правовая культура формируется в процессе  правового воспитания, которое  представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения.

4

- Значительное место в формировании правовой культуры отводится курсу обществознания, т.к. цель обществознания в современном образовании – социализация школьника, его приобщение к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества. Через познание ученик включается в современную жизнь, учится разбираться во многих явлениях, принимать самостоятельные решения.

Обществознание включает в себя учебные и внеклассные курсы, связанные с получением учащимися знаний о нормах и правилах, общественных отношениях и их закономерностях, процессах общественного развития, месте себя и своей страны в окружающем мире. Данная мысль была озвучена на Всероссийской конференции в Москве «Актуальные вопросы преподавания истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях и разработка государственного стандарта общего образования второго поколения» (18-22 июня 2007 года).

Исходя из современных целей обществоведческого образования,  возрастает роль правовой культуры в воспитании школьников как граждан России. Именно поэтому, на мой взгляд, правовая культура  является значимой  в развитии компетенций  современного человека, в том числе социально-правовых. Вместе с тем,  приобретению компетенций в социально-правовой сфере способствуют учебные предметы «Обществознание», «История», «Право», «Экономика» и ряд других, так как при изучении учебных тем на этих уроках происходит ссылка на законы и нормативные документы.

До недавнего времени предмет «Обществознание» изучался только с 8 класса. Согласно  базисному учебному плану  2004г. данный курс вводится с 6 класса, что позволяет повысить эффективность  воспитания правовой культуры, так как обучение имеет концентрическую систему и охватывает период с 6 по 11 класс.

Программа по обществознанию предлагает рассматривать основные сферы жизнедеятельности общества: духовную, экономическую, социальную и  политико-правовую. Как видим, социальная и политико-правовая сферы относятся к числу значимых.

Анализ содержания учебников привел меня  к выводу о том, что основу  правовых знаний учащиеся могут получать при изучении большей части учебного материала. Именно  предмет «Обществознание» является оптимальным  для ознакомления школьников с правовыми документами, регулирующими жизнедеятельность человека в обществе. В курсе обществознания большое внимание уделяю  правам ребенка и документам, их провозглашающим, содержанию статей Конституции, знакомлю

5

школьников с Гражданским, Семейным, Уголовным кодексами Российской Федерации и другими документами. Таким образом, на мой взгляд, повышается роль обществоведческого образования в воспитании правовой культуры школьников.  Работа в данном направлении способствовала накоплению определенного методического материала, сотрудничеству с коллегами.

Поэтомуцель  данной методической разработки: систематизация опыта  работы  по воспитанию правовой культуры учащихся в МОУ «Гимназия № 1».

Задачи:

·   Изучить и проанализировать научно- методическую  литературу  по данному вопросу, проанализировать практический опыт деятельности учителей   гимназии.

·   Выявить и обосновать систему факторов, способствующих эффективности  воспитания  правовой культуры учащихся  гимназии.

·   Обосновать эффективность использования современных педагогических технологий, применяемых в воспитании  правовой культуры учащихся гимназии.

Глава I. Система работы по воспитанию правовой культуры школьников  при изучении  обществоведческих дисциплин в гимназии.

Правовую культуру (правовое  сознание и поведение) детей и подростков нельзя формировать обособленно, исключительно на предмете обществознания. Необходима система её формирования при изучении, прежде всего, обществоведческих дисциплин.

В толковом словаре слово система  (греческого происхождения) трактуется как план, порядок, расположение частей целого, ход чего-либо   в последовательном, связанном порядке. Мы ведем речь о воспитании правовой культуры.

Воспитание – органически связанная с обучением деятельность, ориентированная как на формирование социально-значимых качеств, установок  и ценностных ориентаций личности, так и на создание благоприятных условий для всестороннего гармоничного духовного, интеллектуального и физического развития, самосовершенствования и творческой социализации личности в обществе.

Исходя из вышесказанного, мы определили систему работы по воспитанию правовой культуры в гимназии, которая  включает в себя следующие элементы:

Урочная система: получение правовых знаний, изучение правовых документов,  по принципу концентрического построения программы (дополнение и усложнение материала с учетом возрастных особенностей школьников).

Взаимосвязь урочной и внеклассной деятельности,активное включение учащихся и других  участников  образовательного процесса  в социально-значимую деятельность,

6

что на мой взгляд, является  ведущей идеей повышения эффективности воспитания правовой культуры.

Индивидуальный подход в работе с  детьми группы «риска», состоящими на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в подразделении по делам несовершеннолетних отдела внутренних дел.

Формирование  пространствав гимназии  для воспитания правовой культуры с участием всех субъектов образовательного процесса (учеников, педагогов, родителей) и социального окружения.

Созданное пространствоявляется важным психолого-педагогическим условием для воспитания   правовой культуры учащихся. Здесьребенок получает опыт позитивного правомерного поведения, получает систему знаний, отвечающих потребностям, интересам и возрастным особенностям обучающихся. (Приложение №1) Поэтапное,  с учетом возраста и психологических особенностей, включение школьников в социально значимую деятельность, позволяет им приобрести первый опыт правомерного поведения и постепенное его обогащение, что влияет на повышение уровня самооценки учащихся, утверждение в коллективе, его социализацию.

1.2.Воспитание правовой культуры учащихся в рамках учебной деятельности.

Исходя из задач обществоведческого образования, руководствуясь программами обучения по предмету «Обществознание», учитывая программы по другим обществоведческим предметам, руководствуясь принципом преемственности между ступенями образования, выстраиваю работу по правовому воспитанию следующим образом:

   Учитываю, что в  начальных классах, в 5 классах в школе проводится пропедевтическая работа:  даются  первоначальные представления   правовых вопросов  (права ребенка, правила поведения  ученика)  происходит общее знакомство с    правовыми документами (Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ,  устав МОУ «Гимназия№1») на уроках окружающего мира, природоведения, технологии.

В 6 – 7 классах –  в рамках учебного предмета «Обществознание» даю первоначальные социально -  правовые знания, знакомлю с правовыми документами в соответствии с учебными темами, учу вычленять правовое содержание в жизненных ситуациях, моделирую наиболее типичные ситуации и организую элементы дискуссии, игры с вариантами решения сложных вопросов (Приложение №2)                                                                                                                        7

Учитывая, что в 8-9  классе  обучаются старшие подростки, предусматриваю «скрытую помощь»: анализируя социальные проблемы, я  инициирую  самостоятельное осмысление подростком себя среди других. Способствую приобретению  учащимися   базовых навыков, обеспечивающих их успешную социализацию   в реальных жизненных ситуациях, даю учебный материал  о правовой системе России, о международном праве, учу анализировать   ситуации, которые регулируются правовыми нормами, провожу практикумы, обучая подростков реальным действиям в  подобных ситуациях.

 В  10 – 11 классах – в гимназии профильное обучение. Кроме предмета «Обществознание», преподаю учебный предмет «Право»: учу на основе углубленного уровня правовых знаний строить свое собственное правовое поведение, развивать навыки социально-правового характера, анализировать правовые ситуации. (Приложение №3)

Особое внимание уделяю детям, состоящим на учете в ПДН, подбираю им посильные задания, способствующие профилактике правонарушений, практическому применению правовых знаний. Для этого сотрудничаю с классным руководителем, психологом, социальным педагогом.

 Программа по обществознанию построена по концентрической системе и предполагает изучение следующих  разделов: экономическая сфера, политическая сфера, духовная сфера, социальная сфера, правовая сфера. Правовые вопросы  рассматриваются при изучении каждой темы, так как любая сфера жизнедеятельности человека  определяется законодательством. Для того, чтобы наиболее полно рассмотреть правовые вопросы и детально проработать законодательную базу, составила перечень законов и правовых документов для обязательного ознакомления на уроках, а  для  старших классов  мною  разработаны темы семинарских занятий, на которых старшеклассники  изучают правовые документы. (Приложение №4)

Расширить и дополнить знания правовых вопросов, полученные на уроке,  позволяет предпрофильная  и профильная подготовка, что является  логическим продолжением  учебного процесса.  Я веду элективные курсы «Основы правовых знаний»  в 9-х классах, в 10-11 классах «Основы права».  Данные курсы практико–ориентированы и направлены на овладение умениями: работать с источниками, самостоятельно готовить тезисы, писать рефераты, использовать возможности компьютерной техники и фондов библиотеки.

Использую на элективных курсах обобщенное оценивание деятельности учащихся: выступления на семинарах, практикумах, защита проектных и других творческих работ,

8

участие в ролевых и деловых играх, коллективное обсуждение проведенной работы. Поощряю ведение портфолио. Количество обучающихся на элективных курсах и курсах по выбору ежегодно растет (Приложение№5).

Ежегодно курирую долгосрочный социальный проект,  защиту которого дети проводят на школьной ученической конференции. Кроме того, для участия в ученической конференции рекомендуются лучшие творческие работы, подготовленные по различным учебным предметам.

Учитываю, что учебная деятельность по воспитанию правовой культуры учащихся проходит  не только на уроках обществознания, но и на других обществоведческих предметах через ознакомление учащихся с правовыми документами по различным сферам деятельности человека, обращаю внимание на межпредметные связи. Воспитывая правовую культуру учащихся, взаимодействую с учителями истории, обществознания, права с целью углубления правовых знаний, формирования практико-ориентированных правовых знаний. Для этого мы предъявляем единые требования к изучению правовых документов.

Использую имеющиеся правовые знания, полученные на уроках географии, биологии, основам безопасности жизнедеятельности, экономики в учебной деятельности. Сотрудничаю с учителями русского языка и литературы, мировой художественной культуры с целью формирования общеучебных умений и подтверждения взаимосвязи правовых и нравственных законов жизни, что реализуется через проведение интегрированных мероприятий с учителями-предметниками и классными руководителями. Творческой группой под моим руководством  разработана программа семинарских занятий для педагогов и  классных руководителей  (Приложение №6), которая, кроме воспитания правовой культуры школьников, способствует и повышению правовой грамотности учителей.

  Мною подготовлены тематические папки с набором законов и других правовых документов, регулирующих жизнедеятельность людей в современном обществе.

  Важную роль в усилении практической направленности воспитания правовой культуры играют компетентные в правовой сфере педагоги и специалисты.

1.2 Взаимосвязь урочной и внеклассной деятельности по воспитанию правовой культуры учащихся.

Очевидно, что рамки уроков не всегда дают возможность детям  реальной пробы себя в социально-правовых ситуациях.

9

Опыт работы по воспитанию правовой культуры учащихся твердо убедил меня в  том, что только взаимосвязь урочной и внеклассной деятельности повышает эффективность их воспитания.

В гимназии действует программа «Правовая культура учащихся МОУ «Гимназия № 1», разработанная творческой группой под моим руководством. Данная программа  носит комплексный характер. Она координирует и систематизирует деятельность участников образовательного процесса и социальных партнеров.

Тематическое планирование программы составлено с учетом образовательной программы по обществознанию таким образом, чтобы оно дополняло и расширяло знания учеников и способствовало их активности по гражданско-правовому воспитанию. Планирование охватывает три ступени образования, родительский всеобуч по правовой тематике. В данной программе представлена система классных часов по правовой тематике (Приложение №7). Так как классный час – демократическая форма изучения курса, она позволяет классному руководителю организовать изучение правовых вопросов на основе взаимодействия диалога, дискуссии, беседы, привлекая к подготовке и проведению как самих учащихся, так и лиц, заинтересованных в формировании правовых знаний учащихся. Эта форма способствует развитию интереса к изучению правовых вопросов, создает для учеников комфортные условия обучения. Она не задает жестких рамок, и классный руководитель может наиболее интересным или более сложным темам уделять дополнительное время для изучения, может способствовать раскрытию индивидуальности каждого ученика.

Мною подготовлены методические материалы для классных часов,  проводятся консультации  классных руководителей и учащихся.

Успешной социализации подростка способствует клубная работа. Клуб «Правовой меридиан» (Приложение №8), которым я руковожу, в гимназии пользуется большой популярностью. На заседание клуба приглашаются учащиеся разных возрастов с 6 по 11 класс. Я выступаю в роли консультанта при подготовке заседаний. Активу клуба предоставляю больше самостоятельности: школьники разрабатывают программу заседаний, учатся общаться со специалистами различных организаций, приглашают их на заседание.

Рекомендую наиболее подготовленным ученикам  в правовой области знаний надпредметные  проекты, которые имеют более высокий уровень сложности, чем предметные. Как правило, в группу по разработке таких проектов привлекаю учащихся 9-11 классов, что способствует взаимообогащению и актуализации знаний

10

старшеклассников по праву, применению специальных и общеучебных умений. Помогаю рационально распределить время работы, роли в группе. Консультирую по работе с правовыми документами, рекомендую обратиться к специалистам, учу брать интервью, общаться со специалистами различных учреждений. (Даю консультации по работе с правовой документацией, учу брать интервью и общаться со специалистами, рекомендую специалистов по различным направлениям / отраслям права). Мною подготовлены дидактические материалы, которые используются не только на уроках обществознания, но и моими коллегами на уроках и во внеурочной деятельности(Приложение №9).

1.3 Создание пространства для воспитания правовой культуры учащихся.

Интеграция  деятельности субъектов  позволяет сформировать оптимальное пространство по воспитанию правовой  культуры.

При организации учебной и внеклассной работы по правовой культуре акцентирую свое внимание на вопросах практического права, осуществляю тесное сотрудничество с социальными партнерами (Приложение №10). Это позволяет перейти от знаниевой к развивающей компетенции учащихся.

Организую экскурсии в районный суд, администрацию района, центр «Гармония» и т.д. Приглашаю на уроки специалистов из налоговой инспекции, центра занятости населения, правоохранительных органов, суда и прокуратуры.

Работа по воспитанию правовой культуры школьников нашла  поддержку со стороны родителей, которые заинтересованы в повышении правовой грамотности своих детей. (Приложение№11, №12)

Сотрудничаю с родителями по воспитанию правовой культуры учащихся:

- приглашаю родителей – юристов на уроки и внеклассные мероприятия;

- привлекаю их к работе над социальными проектами в качестве консультантов, в качестве членов жюри при проведении конкурсов;

- наиболее активные родители выступают в роли руководителей творческих работ, помогают подбирать научно-познавательную литературу к дискуссиям, дебатам, проектам;

- выступаю на родительских собраниях по правовой тематике;

- готовлю практические занятия для родительского всеобуча;

- провожу консультации с родителями по воспитанию правовой культуры учащихся.

Вся проводимая с родителями работа нацелена на повышение мотивации родителей к практической деятельности в воспитании правовой культуры детей.

11

При моем активном участии для родителей разработаны темы родительского всеобуча по воспитанию правовой культуры учащихся. (Приложение №13)

 Воспитание правовой культуры - сложный, длительный и, главное, непрерывный процесс, требующий творческого подхода всех субъектов образовательного процесса.

Пространство, в котором происходит воспитание правовой культуры учащихся, включает:

-Интегрированную систематическую деятельность учителей-предметников и классных руководителей по формированию правовой грамотности, правового сознания, правомерного поведения.

-Привлечение специалистов правоохранительных органов, суда и прокуратуры, специалистов центра  медико-психологического сопровождения «Гармония», комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, и т. д.

-Активное участие школьников в образовательном процессе.

- Сотрудничество с родителями.

Глава 2. Использование современных педагогических технологий  в воспитании  правовой культуры учащихся гимназии.

Основываясь на вышесказанном, к факторам повышения эффективности воспитательно-правовой культуры учащихся в общеобразовательном учреждении можно отнести:

- сотрудничество педагогических работников в данном направлении,

- взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности,

- сотрудничество с партнерами,

- пространство для воспитания правовой культуры обучающихся.

Учитывая, что  в ходе модернизации образования современная школа призвана формировать ключевые компетенции, которые включают не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, но и опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, осуществляю компетентностный подход. Этому способствует  применение  современных педагогических  технологий, что позволяет  вовлечь каждого ученика в активный образовательный процесс, основанный на познавательной деятельности каждого учащегося, применение им на практике этих знаний и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.

И в учебной, и во внеклассной работе приоритет отдаю дискуссионным формам работы с целью актуализации выбранной темы, развитию критического мышления.

12

Делаю это поэтапно:

Опираясь на опыт учащихся, полученный на  уроках и во внеурочной деятельности в 1 – 5 классах, с 6 класса учу их грамотно проводить дискуссии, учу правилам спора (Приложение №14), отстаивать свою точку зрения, использовать дополнительную литературу, делать ссылки на нормативные документы.

В 7 классе продолжаю обучать школьников аргументировать  свои ответы, опираясь не только на свое мнение, но и на другие источники информации, в том числе, законы, учу логически строить свою доказательную базу.

      В 8, 9 классах на основе имеющихся у учащихся знаний, умений и навыков, использую дискуссии как часть урока. В этот же период начинаю подготовку к дебатам и включаю элементы дебатов в урок, а в 9 классе – несколько занятий провожу в форме дебатов. Побуждаю при ответах использовать правовые документы

У учащихся 10 – 11 классов дебаты вызывают большой интерес. Мною подготовлен дидактический материал для проведения дебатов, который используют мои коллеги.  (Приложение №15) Дебаты провожу с целью научить школьников самостоятельно работать с дополнительной правовой справочной литературой, аргументировать свою точку зрения и подбирать пакет документов для принятия решения. Дебаты развивают логику, критическое мышление, позволяют сформировать системное видение проблемы. В ходе дебатов происходит формирование культуры спора, школьники учатся работать в команде и смотреть на вещи с разных точек зрения, подвергать сомнению факты и идеи, логически выстраивать аргументацию.

В процессе работы осваиваемприемы нескольких разновидностей дебатов, а именно:

1) Дебаты Линкольна- Дугласа. (Это дебаты о «ценности»)

2) Парламентские дебаты (Построены по принципу дебатов в Британском Парламенте).

3) Политические дебаты

4) Дебаты Карла Поппера. (Представляют собой комбинацию дебатов Линкольна – Дугласа и Политических).

Считаю, что данная технология способствует приобретению и развитию у учащихся правовых компетенций.

На уроках обществознания с целью повышения эффективности правовой культуры широко использую игровые технологии. Они являются универсальными, пригодными для любого возраста учащихся. Феномен игры в том, являясь развлечением, она способна перерасти в обучение, творчество. Игровые технологии удачно вписываются в любой этап

13

урока, классного часа, внешкольного мероприятия. (Приложение №16) Большое внимание уделяю обучению учащихся механизму реализации прав и обязанностей граждан, в том числе и как учеников, и как граждан России через ролевые и деловые игры, через школьное самоуправление. Ролевые и деловые игры дают возможность учащимся пробы сил в определенной ситуации, помогают понять и осознать свое место в современном обществе.

В практике моей работы есть успешный опыт по созданию и реализации метода социальных проектов (Приложение №17). Собраны дидактические материалы для организации проектной деятельности (Приложение №18). Включение детей в проектную деятельность позволяет осуществлять на практике правовую активность. Участие самих школьников в решении социально значимой проблемы эффективней любых бесед в приобретении правовых компетенций. При разработке проектов я выступаю в роли тьютора.

В рамках учебного времени составить и реализовать проект невозможно. Поэтому на уроках определяем круг проблем, выделяем наиболее значимую из них, изучаем нормативно-правовую базу. Проектную деятельность с активным включением в нее учащихся, как правило, проводим во внеурочное время.

При подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям обучаю детей использовать возможности библиотечного фонда, ресурсов Интернет, что также влияет на развитие компетенций современного человека.

Применение вышеназванных педагогических технологий способствует формированию компетентности современного человека в социально-правовой сфере и повышает шансы учащихся в их социализации и конкурентоспособность выпускников школы.

Глава 3. Эффективность работы для воспитания правовой культуры учащихся в МОУ «Гимназия №1»

Для определении эффективности деятельности по воспитанию правовой культуры учащихся гимназии определены следующие критерии:

Дидактический, анализ показателей которого дает представление об отношении школьников к правовым вопросам, уровне их осведомленности в правовых вопросах.

Воспитательный, который отражает динамику активности учащихся в социльно-значимой деятельности, их правомерное поведение в школе и в социуме. Использованы методы диагностики: анкетирование, наблюдение, опрос, изучение успеваемости по учебным предметам «Обществознание» и «Право».   

14

Об эффективности  целенаправленной работы по воспитанию правовой культуры учащихся гимназии свидетельствуют следующие факты:

1. Анализ успеваемости учащихся по предметам «Обществознание» и «Право» свидетельствует о высоком интересе к  данным предметам. Успеваемость – 100%, количество обучающихся на «4» и «5» - от 65% -до 81% (данные за последние 3 года). В 2007-2008  учебном году 45 % выпускников  избрали для  итоговой  аттестации предмет «Обществознание» (в 2006-2007 учебном  году -25 %)  и прошли ее успешно.

2. Наблюдение и анкетирование  показало, что увеличилось количество учащихся, пользующихся дополнительными информационными источниками для получения правовых знаний.

3.  У учащихся усилилась мотивационная сторона к изучению правовой тематики, что подтверждается результатами анкетирования учащихся гимназии. (Приложения №19, 20, 21). На вопрос «Интересны ли тебе правовые темы?» в 2008 году утвердительно ответили 89%  (в  2007 г.-38 %).

На вопрос «В чем вы видите  значение правовых знаний?» учащиеся ответили следующим образом: 76% - уверенно чувствуют себя  в современном мире, 65% - знают и защищают свои права, 45% - помогают избежать неприятностей, 5% - не имеют  существенной значимости.

4. Повысилась социальная активность учащихся и практическое применение полученных правовых знаний через участие в клубной работе, в социальном проектировании, о чем свидетельствует  участие и победа  в областном конкурсе «Права человека глазами детей», во  Всероссийской акции «Я  - гражданин России», ежегодное участие и успехи школьников гимназии в конференции «Отечество» и др.

 5. Улучшилась поведенческая сторона учеников: снизилось количество детей, состоявших на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних (с 1 4 человек в 2005 до 5 человек в 2008 году) (Приложение № 22).

6. В работу по формированию правовой культуры учащихся вовлечены  родители. Анкетирование, проведенное среди родителей, с целью выявления запросов, показало  их высокую заинтересованность  в правовом воспитании детей (Приложение №11, 12).

 

Выводы.

1.                       Изучение научно-методической  литературы  и практического опыта   учителей  гимназии по вопросам воспитания  правовой культуры учащихся  показало, что тема актуальна для социализации  школьников (Приложение № 23, 24)

15

2.                       Практика работы позволила определить ведущие технологии и установить приоритетную роль обществоведческих дисциплин в воспитании правовой культуры учащихся.

3.                        Только системный  подход  к организации процесса воспитания правовой культуры учащихся  может привести к положительной динамике  в работе по  данному направлению.

4. Эффективность воспитания правовой культуры во многом зависит от сложившейся системы в работе, которая включает  в себя следующие факторы:

- Взаимосвязь учебной деятельности с различными формами внеклассной работы;

- Субъектное включение  учащихся  в организацию  процесса воспитания  правовой культуры;

- Применение  современных практико-ориентированных технологий педагогических технологий  при изучении обществоведческих дисциплин и во внеурочной деятельности;

- Компетентность и сотрудничество педагогов и привлекаемых к работе специалистов, организаций-партнеров;

-Сотрудничество с родителями;

- Индивидуальный подход  в работе с детьми группы «риска» по профилактике правонарушений.

Наиболее значимым подтверждением эффективности вышеназванных утверждений являются достижения: призовые места на муниципальном уровне:

Игра «Закон и порядок»

«Парламентские игры»

I место в олимпиаде по обществознанию

Призовые места на областном уровне:

Конкурс «Права человека. Декларация или реальность?»

II место в олимпиаде по избирательному праву (2009 г)

Победители областного этапа Всероссийской акции «Я - гражданин России» (2005г., 2007г., 2008г.) Материалы проектов в виде памяток, буклетов, листовок, содержащих правовую информацию, используются и в настоящее время.

 

В методической разработке представлены наиболее значимые факторы целенаправленной и системной деятельности коллектива гимназии по воспитанию правовой культуры учащихся. В нее включены в качестве приложений подготовленные мною конкретные разработки уроков и мероприятий, тематика классных часов, дидактические материалы, анкеты для диагностики участников образовательного процесса, которые могут использоваться в практической деятельности, как учителями обществоведческих дисциплин, так и классными руководителями.

В приложение включены программы семинаров для педагогов, тематика родительского всеобуча, указаны организации партнёры, что может представлять интерес для администрации образовательных учреждений.

 

 

16

 

Список используемой литературы

 

1.Адамский А.В. Интерес государства - не казённый интерес. Гражданское общество как образовательный проект.//Первое сентября ,2001, №15.

 2.Аминов A.M. Деловая игра «Права ребёнка :Преподавание истории в школе, 2001,      № 9.

3.Боганикова Н.В., Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания, СПБ,2001

4.Бордовский Г.А., Гороховатая Н.В., Морозова С.А., Жихарева М.Е.   Гражданское образование. Учебно- методическое пособие, СПб.: изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2003..

5.ВакуленкоВ. А., Уколова И.Е.,Королькова Е.С. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе: М., «Новый учебник», 2002г.

6.Ивлиева Л. Г. Внеклассные мероприятия по гражданско  - правовому воспитанию школьников: практическое пособие, М.: АРКТИ, 2006.

   7. Иоффе А.Н., Королькова Е.С.и др .Организация внеурочной работы по праву: «Новый учебник», 2002г.

8.Кларин М. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995.

   9. Климнеко А.В., Подколзина О.А. Проектная деятельность учащихся//

Преподавание   истории и обществознания в школе. 2001, №9.

10.Кулинич Г.Г. Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников(5-11 классы),М.: ВАКО, 2005.

11. Концепция гражданского образования:// «Преподавание истории иобществознания в школе», 2002г., № 4.

12.Кашанин А.В.Основы государства и права. 9-11 классы. Краткий справочник школьника.

13.Логинова А.Н. Интеллектуальная  игра для школьников  - новая форма работы по формированию правовой культуры старшеклассников// Преподавание  вопросов избирательного права  в средней школе. Тезисы выступлений участников семинара для учителей   Ярославской области. Ярославль, ЯОПИК, 1998.

14.Логинова А.Н. Образовательная  технология «Дебаты» // Муниципальная система образования: Информационно- методический журнал. Вып.2. Ярославль, 2001.

  15..Мазыкина Н.В.Инновационные подходы в патриотическом воспитание и гражданском становлении личности  //Внешкольник, 2002, № 5

16. Мачехина В.Н.Организация  проектной деятельности старшеклассников при изучении обществознания. // Преподавание истории и обществознания в школе.

2001, №9.

 17.Морозова А.В., Методика преподавания права в школе: М., «Новый  учебник»,   2002г. Никитин А.Ф.Правовая культура школьников. М., 1999

18.Уколова И.Е., Друбочевская И. Л. и др. Внеурочная деятельность по правовому образованию школьников. Методическое пособие для учителей.:М., Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». 1999г.

19.Е.С. Полат .Новые педагогические  и информационные технологии в системе образования, М.: 2000.

20..Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт .Сборник материалов.: М., «Новый учебник», 2002г.

21.Певцова А.П.. Книга для учителя к учебнику «Обществознание» для 8-9 классов.: М., «Русское слово», 2002г..

22.Певцова Е.А., Книга для учителя к учебнику «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» для 10-11 классов.: М., «Русское слово», 2002г.

17

23. Суворова Н. Г., Петрова Т. В. Оценивание достижений учащихся в области правового образования. :М., «Новый учебник», 2002г.
    24.Уколова Е. И., Друбочевская И.Л.и др.Внеурочная деятельность по правовому образованию школьников. Методическое пособие для учителей. М., Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». 1999г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн