Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 97
ТЕМА: «ВИД. КРИТЕРИИ ВИДА»
Учитель биологии школы № 97
Ленинского района
Регалова Татьяна Владимировна
10 класс
2010 г.
Урок «Вид критерии вида»
Оборудование:Таблица, растения, лупы, гербарии.
Д/з §3 до популяции – единица эволюции
Ход урока
- Фронтальная беседа:
Что понимал под видом Линней, Ламарк, Дарвин?
Чем один вид отличается от другого?
Учитель демонстрирует два растения (бегонии). Сколько здесь растений? В чем их сходство. А сколько здесь видов?
- Изучение нового материала.
Что такое вид? (современное определение).
Критерии вида (объяснение по таблицам)
Показ к./ф. «Критерии вида» - 5 минут.
Выполнение Лабораторной работы по теме: «Изучение морфологического критерия вида на гербарных растениях».
Подготовка к работе
Сообщение учащихсяо понятиях: стебель, соцветие, Корнева система, лист, расположение листьев.
Проведение работы: В процессе работы заполняется таблица:
Название
объектов
|
Особенности внешнего строения вегетативных органов
|
|
Корень
|
Стебель
|
Лист
|
Соцветие
|
Вывод: Для установления видовой принадлежности недостаточно использовать какой-нибудь один критерий: только совокупность их, взаимное подтверждение дают правильную характеристику вида.
3.Обобщающая беседа:
С какими критериями вида вы познакомились?
Что такое вид?
На каком основании 2 растения относятся к разным видам?
КОНСПЕКТ
урока ролевой игры на тему:
«Наследственные заболевания, их профилактика»
Цели и задачи урока:
- расширить кругозор учащихся по данной теме,
- ознакомить с основными методами определения наследственных заболеваний,
- указать причины наследственных заболеваний,
- достичь понимания у молодежи важности знаний по вопросу профилактики наследственных болезней.
Оборудование и средства информации:
- эпидиаскоп,
- кодоскоп,
- проигрыватель или магнитофон,
- плакаты и таблицы (плакат на наследование групп крови; схема родословной великих королей и наследование гемофилии у них; плакат методов определения наследственных заболеваний; а также рисунка больных).
Эпиграф к уроку:
«Пусть теперь я сделаю это,
Не отложу, не пренебрегу,
Чтобы вновь не идти мне по
Тому же пути
Никогда, никогда».
Роберт Льюис Стивенсон.
ПЛАН УРОКА
- Вступление (учитель знакомит слушателей с темой и целью урока)
1-1,5 мин.
- Выступление тележурналиста и врача-генетика по телевидению
4 мин.
- Беседа врача-генетика по консультированию молодых супружеских пар: 35-36 мин.
а) изложение будущим родителям семейных проблем,
б) работа группы экспертов по решению каждой проблемы,
в) заключение специалистов и ознакомление родителей с эти
заключением,
г) корреспонденция и работа с ней (на письма отвечает специалисты).
4. Заключение (итог уроку подводит учитель, сообщая о достигнутых целях; о важности проблем, затронутых на уроке, и о результатах, т.е. об оценках каждого ученика) – 3 мин.
Здравствуйте, уважаемы телезрители!
Наша передача посвящена наследственным заболеваниям, т.е. болезням и аномалиям развития, зависящих от изменения в хромосомах и генах головных клеток и переданных потомству.
Ещё в 1956 году было известно 700 наследственных заболеваний, а сейчас их более 2000. Ежегодно в мире рождается 2 млн. детей с тяжелыми наследственными заболеваниями, а также в России около 180 тыс. (из них - 30 тыс. с хромосомными и более 3,5 тысяч- с генными заболеваниями).
В настоящее время основной метод предупреждения, возникновения и распространения наследственных заболеваний – медико-генетическое консультирование.
Это значит обмен информацией между врачом и будущими родителями, а также людьми, пораженными болезнью, по вопросу о возможности появления или повторения в семье наследственного заболевания.
Главная наша цель – предупреждение рождения больного ребенка (Слово врачу-генетику).
-Что можно ожидать от врача-генетика?
1. Врач может установить диагноз.
2. Определить тип наследственного заболевания в данной семье.
3. Составит прогноз рождения ребёнка с наследственной болезнью.
4. Рассчитает величину риска повторения заболевания в семье.
5. Поможет семье в принятии правильного решения.
Что, спросите вы, может послужить поводом и причиной для обращения в консультацию (указать на плакат – список причин в приложении).
По всем вопросам звоните по телефону 68-47-53.
Следующий этап урока – приём у врача-генетика.
1-я пара. «Я (мужчина-пробанд) страдаю ночной слепотой. Мои братья тоже больны. По линии отца, страдающих слепотой не было. Мать больна. Две сестры и два брата матери здоровы. Они имеют только здоровых детей. По материнской линии известно, что бабушка - больна, дедушка - здоров; сестра бабушки больна, а брат здоров; прадедушка (отец бабушки) страдал ночной слепотой, сестра и брат прадедушки были больны; прадедушка болен, его брат, имеющий больную дочь и двух больных сыновей, также болен. Жена (проманда), её родители и родственники здоровы.
Какова вероятность рождения в моей семье больных детей?
Ответ врача-генетика на повторном приёме:
Группа экспертов, решая ваш вопрос, пришла к следующим выводам:
Используя метод составления родословной (генетической)
Мы видим, что:
1) Аномалией поражены в одинаковой степени мужчины ( ) и женщины ( ). Это признак ауаомного наследования.
2) Аномалия наблюдается в каждом поколении. От браков, где один супруг нормален, а второй – болен, родятся дети, пораженные аномалией.
Это 1 из признаков доминантного наследования.
3) От браков, где родители здоровы (3 поколение) – дети не болеют, Это второй признак доминантного наследования.
Итак, ночная слепота – доминантный признак аутосомный признак А.
Пробанд (мужчина) имеет генотип Аа (его отец здоров АА) его жена генотип аа) здорова.
Р Аа х аа
галеты а а
Ав Аа аа аа
I : I
Ответ: вероятность рождения вашей семье как здоровых, так и больных детей равновероятна (50% на 50 %). Но так как заболевание не отягощается рождением умственно отсталых детей, то большого риска на этот счёт нет. Но лишь в случае избрания профессий, связанных вождением транспорта, и работы в соответствующих этому отраслях, могут возникнуть проблемы (категорически запрещено людям, страдающим ночной слепотой, выбирать профессии, связанные транспортом.
2-я пара: «Я болен гипертрихозом, моя жена имеет полидантилию. У нее нормальная дочь. Какова вероятность появления второго ребёнка здоровым? (О болезни: гипертрихоз передаётся через - хромосому, а полидактилия - доминантный аутосовмый признак).
Ответ:
Решение задачи
ХУ аа ху ХХАа
полидактилия
Ха У F а
ХА хх А а ХУ F1 А а
гипертроф.
Ха ХХаа ХУF1 аа
здоров гипертроф.
|
ХУ аа ху ХХАа
полидактилия
Ха У F а
ХА хх А а ХУ F1 А а
гипертроф.
Ха ХХаа ХУF1 аа
здоров гипертроф.
|
гипертрихоз
А – шестипалость
а- норма
F1?
без обеих аномалий возможно появление детей лишь в 25 % (1/4)
случаев. Т.е риск большой, но заболевания не настолько тяжелы, чтобы отказаться от желания иметь детей, и что очень важно, нет риска появления слабоумных и с физическими недостатками детей.
Р Хд У Х ХД Хд
галееты Хд У ХД Хд
F1: ХД Хд Хд Хд
носитель болен
ХДУ Хд У
здоров болен
|
3-я пара: «Мой муж дальтоник, я различаю цвета нормально, мой отец тоже был дальтоником. Каких детей можно оживать от нашего брака?»
ХД – норма
Хд – дальтонизм
F1-?
Ответ: В вашей
семье рождение больных
детей равно 50 % (из решения видно, что среди рождённых девочек одна может быть больна, другая – носительница, среди мальчиков – один здоров, другой – болен).
В случае рождении больных вы можете не беспокоиться, т.к. это заболевание не опасно (лишь для водителей транспорта – это особенно важно и опасно).
Но профессий существует великое множество и ваш выбор неограничен, так что рискуйте.
4 мая: «Мы с мужем поженились поздно. Наш возраст приближается к 40 годам. Работаем на вредном производстве. Муж очень хочет иметь детей. Посоветуйте, как быть?»
Ответ: Риск рождения в семье, где возраст матери старше 35 лет, а мужчины – 40 лет связан с поражённых наследственными заболеваниями (синдром Дауна) детей.
Поэтому на ранних стадиях беременности необходимо провести исследование амниотической жидкости, провести сонографию (ультразвуковое исследование). А далее уже по результатам анализов делать выводы и принимать решение. Конечно, если у женщины большой риск рождения умственно-отсталого ребенка, то ответ один – прервать беременность.
5-я пара: «У моей жены Iгруппа крови, у меня IV. Как могло случиться, что у нашего первенца IIгруппа крови? Дайте, пожалуйста, мне объяснение, так как я мало, что в этом понимаю, а моя жена беременна. Чтобы мне не сомневаться в своём отцовстве, хотел бы услышать ваше объяснение всему
этому».
Решение
УоУо х УАУВ
галееты У0У0 УАУВ
F1 УАУо УАУо УВУо УВУо
IIгруппа IIгруппа IIIгруппа IIIгруппа
|
Ответ: У вашей жены Iгруппа крови, у Вас – IV. но у ваших детей возможно лишь появление IIили IIIгруппа. Ни I, ни IVгруппы быть не может. Поэтому ваше беспокойство излишне, не волнуйтесь, равновероятно рождение детей со IIи IIIгруппами крови.
КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ
На вопросы, интересующие будущих родителей отвечают специалисты (Здесь можно подобрать задачи на усмотрение учителя и решить их на доске, в качестве примера прилагается следующее).
- В семье, где жена имеет I группу крови, а муж IV, родился сын дальтоник с IIIгруппой крови. Оба родителя различают цвета нормально. Определите вероятность рождения здорового сына и его возможные группы крови (дальтонизм наследуется как рецессивный сцепленный с Х хромосомой признак).
- Голубоглазый мужчина, родители которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у которой отец был голубоглазым, а мать кареглазая. Какое потомство можно оживать от этого брака, если известно, что ген карих глаз доминирует над геном голубых?
- Миоплегия передаётся по наследству как доминантный признак. Определите вероятность рождения детей с аномалиями в семье, где отец - гетерозиготен, а мать не страдает мисплегией.
- Африбриногенемия наследуется как рецессивный аутосомный признак. В семье у здоровых родителей ребёнок с признаками афибриногенемией. Какова вероятность рождения с той же болезнью? (Афибреногенемия - отсутствие в плазме одного из белков – фибриногена).
- Фенилкетонурия наследуется как рецессивный признак. Какими могут быть дети в семье, где родители гетерозиготы по этому признаку?
- Акондроплазия передается как доминантный аутосомный признак. В семье, где оба супруга страдают акондроплазией, родился нормальный ребенок. Какова вероятность того, что следующий ребёнок будет тоже нормальным? (карликовость, нормальное туловище, короткие ноги)
- Детская форма амавротический семейной идиотии (Пэй-Сакса)
- наследуется как аутосомный признак, заканчивающийся обычно смертельным исходом к 4-5 годам. Первый ребёнок в семье умер от анализируемой болезни в то время, как должен родится второй. Какова вероятность того, что следующий ребенок будет страдать той же болезнью?
- Плече-лопаточная-лицевая форма миопатии наследуется как доминантный аутосомный признак. Какова вероятность заболевания в семье, где оба родителя страдают этой аномалией, но один из них гомозиготен, а другой - гетерозиготен?
- У человека умение владеть преимущественно правой рукой доминирует над умением владеть левой рукой. Мужчина правша, мать которого был левшой, женился на женщине правше, имевшей трёх братьев и сестёр, две из которых - левши.
- Определите возможные генотипы женщины и вероятность того, что дети, родившиеся от этого брака, будут левшами.
|