Сегодня у нас с вами необычный урок. Его мы проведем в форме соревнования. У нас есть две команды. Соревнование будет состоять из нескольких конкурсов, оценивать которые будет наше жюри:
1. ________________________________________
2. ________________________________________
3. ________________________________________
В первой четверти мы с вами познакомились с возникновением на территории Восточно-Европейской равнины Древнерусского государства, с правлением первых киевских князей.
В период изучения данной темы мы должны были ответить на три главных основных вопроса, которые заключены в эпиграфе сегодняшнего урока».
Чтение эпиграфа.
Вопрос учащимся: В каком своем великом произведении монах Киево-Печерского монастыря написал эти строки и в каком веке?» ("Повесть временных лет". 1113 год).
«У вас у каждого есть листочки, подпишите их. Теперь посмотрите на слайд (слайд 3). Здесь представлены разные цвета, обозначающие разные настроения. Нарисуйте на своих листочках цвет вашего настроения в настоящий момент».
«Начинаем наше соревнование. Выберите капитана команды. В конце соревнования он должен будет дать оценку работы каждого из группы.
Итак, первый конкурс: «Соотнести даты и события»
На слайде (слайд 4) переставлены даты в хронологическом порядке и события. Но события перемешаны. Ваша задача: правильно расположить события и даты. Каждая команда по одному представителю называет дату и соответствующее ей событие. При этом дату называем в том порядке, в котором они представлены на слайде. За каждый правильный ответ дается 1 балл (щелкать мышкой по пустому месту на слайде после каждого ответа)»
«Молодцы!
Следующий конкурс«Отгадай загадку»
На слайде (слайд 10) представлены видные деятели Древней Руси. Я буду загадывать загадки про них, а вы должны догадаться, о ком идет речь, выбрав из этих представителей. Отвечает та команда, которая первой поднимет руку. Следить за этим будет жюри. За правильный ответ 1 б.
Итак, начали.
1. Ходил в поход он на Царьград,
Да только сам тому не рад.
Сожжен был «греческим огнем»,
Древлянами был уничтожен он.
(Игорь)
2. Хитра, княгиня оказалась.
Большую дань взять отказалась.
Потребовав с древлян лишь голубей,
Она смогла их воле подчинить своей.
(Ольга)
3. Сел княжить первым в Киев он,
И покорил Царьград потом.
Вез из полюдья в Киев он товары,
И «Вещим» прозван был недаром.
(Олег)
4. Его призвали новгородцы,
Порядок навести в земле словенской.
Сей князь, делами неприметный,
Стал основателем династии навечно.
(Рюрик)
5. Он начал с наведения порядка на Руси
Железною рукой громил болгар, поляков.
Отправил он из Киева варягов,
И в веру христианскую он русичей крестил.
(Владимир Святославович)
Молодцы! Хорошо справились с этим конкурсом
Внимательно посмотрите на доску (слайд 11 – 12 ).
Следующий конкурс называется «Найди ошибки»
Представлен текст. Вам нужно найти не менее 6 ошибок. На это вам дается 2 минуты. По истечении этого времени команды по очереди называют по 1 ошибке. За каждый правильный ответ дается 1 балл»
После пожара, уничтожившего дом и все хозяйственные постройки, боярин Микула пошел в замок к смерду просить у него «купу» для постройки нового жилища. Микула по бетонной дорожке подошел прямо к дверям замка. Его встретили хозяин замка – смерд Вышата. Он пригласил его попить чай. Долго Микула уговаривал Вышату, но тот так и не согласился дать ему в займы. За полученную «купу» Микула соглашался стать тиуном у Вышаты
«Молодцы!
Следующий наш конкурс называется «Кроссворд» (слайд 13)
Для решения кроссворда вам дается 5 мин. По истечении этого времени команды по очереди называют по 1 правильному ответу. При этом сначала называются все ответы по горизонтали в порядке, в котором они записаны, а потом по вертикали и то же по порядку. Если команда не знает ответ на вопрос, то ход передается другой команде. По мере того, как вы будете отвечать – на экране будут появляться ответы (щелкать мышкой по пустому месту на слайде). Итак – приступаем». За каждый правильный ответ дается 1 балл».
1.
8.
2.
3.
10.
4.
6.
7.
5.
9
11.
13.
12.
По горизонтали:
1. Размер дани (урок)
2. Старший дружинник (боярин)
4. Начальник народного ополчения (тысяцкий)
5. Разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за ссуду (закуп)
6. Человек, заключивший договор о выполнении определенных обязанностей в пользу господина (рядович)
11. Имя князя, который в 988 г. крестил Русь (Владимир)
12. Биография человека, причисленного церковью к лику святых (житие)
13. Имя киевского митрополита, который написал «Слово о Законе и Благодати» (Иларион)
По вертикали:
1. Княжеские раздоры (усобица)
3. Наследственное земельное держание (вотчина)
7. В его правление был создан первый письменный свод законов (Ярослав)
8. Человек, выполнявший какие-либо повинности в пользу князя (смерд)
9. Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани (полюдье)
10. Один из византийских монахов, создавших славянскую азбуку (Кирилл)
«Наш заключительный конкурс называется «Аукцион вопросов». (слайд 14)
Команда выбирает тему вопроса и его стоимость. Каждый вопрос стоит определенное количество баллов. Право ответа принадлежит команде первой понявшей руку. В случае верного ответа на счет команды поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда получает право выбора следующего вопроса. Если дан неправильный ответ – та же сумма со счета команды снимается, и право ответить на этот вопрос переходит к другой команде. Следить за тем, кто первый поднимет руку, будет жюри. На обдумывание дается 5 секунд.
А сейчас мы определим, кто начнет игру. Игру начнет команда, которая первая поднимает руку и ответит на вопрос «Кто был первый русский князь?» (Олег)
«Молодцы! Хорошо справились и с этим конкурсом. На этом наше соревнование подошло к концу. Мы попросим наше жюри посчитать количество баллов и огласить нам команду, которая победила в сегодняшнем соревновании».
Слово жюри.
«Молодцы ребята. Вы успешно справились с задачей, восстановили неизвестные страницы истории Древней Руси. Это позволит вам по новому взглянуть на события, которые произошли более тысячи лет тому назад.»
Выставление оценок.(Командир каждой команды дает оценку работы каждого из группы и предлагает поставить заслуживающую его оценку)
Задание учащимся:Оценить свое настроение в конце урока, напишите на ваших листочках цвет настроения в конце урока
Домашнее задание: Придумать и записать рассказ о жизни в Древней Руси (по выбору) крестьянина, горожанина, купца, князя
Размещено пн, 28/05/2012 - 00:29 пользователем Ольга Бычихина.
Уважаемая Анна! С большим интересом прочла и многое позаимствовала из вашей разработки, при подготовке открытого урока на районный семинар. Большое спасибо! Хотелось бы поделиться игрой к этому уроку, которую придумали мои ученики. Инициативная группа приготовила сундук с вещами: пенька, маска волка, серьга (рубин и две жемчужины), конь, икона Бориса и Глеба, большая книга,. Задание: определить, чьи это вещи (Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, Ярослав Мудрый,) Очень Вам благодарна!
На: «Древняя Русь»
Уважаемая Анна! С большим интересом прочла и многое позаимствовала из вашей разработки, при подготовке открытого урока на районный семинар. Большое спасибо! Хотелось бы поделиться игрой к этому уроку, которую придумали мои ученики. Инициативная группа приготовила сундук с вещами: пенька, маска волка, серьга (рубин и две жемчужины), конь, икона Бориса и Глеба, большая книга,. Задание: определить, чьи это вещи (Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, Ярослав Мудрый,) Очень Вам благодарна!