Учитель информатики МАОУ "Лицей №3 им А.С.Пушкина г.Саратова" Н.М.Скундина
Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности.
Компетентностный подход - подход в обучении, для которого характерны овладение учеником знаний и умений в комплексе и ориентация образования и воспитания на конечный практический результат.
Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения различных целей, решения сложных задач в самых разных ситуациях.
Важной формой самостоятельной работы учащихся является выполнение заданий компьютерного практикума – особой формы организации учебной деятельности на уроке информатики, целями которой являются: освоение умений в области использования средств ИКТ, их развитие и совершенствование в процессе выполнения учебных заданий; систематизация и обобщение имеющегося у школьников опыта использования ИКТ, приобретение навыков самостоятельного решения познавательных задач, предполагающих активное использование имеющихся пользовательских умений и навыков; выполнение творческих заданий, требующих применения средств ИКТ для сбора, поиска, оценки, организации, хранения, передачи и информации, а также представления полученного результата. В рамках личностно-ориентированного подхода к обучению особую роль играют метод проектов.
Проектный методиспользуется в качестве ведущего для проверки уровня практической подготовки учащихся в овладении информационными технологиями, использовании эффективных методов и средств, для создания информационного продукта.
В процессе создания информационного продукта происходит формирование следующих уровней компетентности ученика:
- на уровне исполнительской компетентности (правильное создание информационного продукта, преобразование его по схеме, разработанной под руководством учителя);
- на уровне технологической компетентности (правильное создание информационного продукта по схеме, самостоятельно спланированной учащимися, и понимание возможностей его преобразования);
- уровень экспертной компетентности (умение обоснованно, качественно оценить самостоятельно созданный информационный продукт, указав его достоинства и недостатки).
На примере уроков информатики в 11 классе по теме: «Создание web-сайта на языке HTML» хочу показать, как на разных этапах урока формируются, различные компетентности учащихся.
На первом этапе (уровень исполнительской компетентности), ставятся следующие цели: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать критическое мышление.
На данном этапе учащиеся осваивают приемы создания Web-страниц и Web– сайтов на языке HTML: знакомятся с элементами HTML и структурой HTML– документа; управлением форматами текста и шрифтами; организацией связей между документами. На уроке, совместно с учителем создается первая Web-страничка. В процессе реализации данных целей, формируются познавательные и коммуникативные компетенции.
На втором этапе (уровень технологической компетентности), при закреплении нового материала учащиеся выполняют практическую работу на определенную тему, допустим, создают сайт на тему: «Моя домашняя страничка» состоящий из 3-5 страниц. К сайту предъявляются требования: первая страница должна содержать: заголовок, три гиперссылки: «Обо мне», «Друзья», «Увлечения», текст. Страницы 2-5 должны содержать: заголовок, два отформатированных абзаца текста (на каждой странице), фотографии на двух страницах, гиперссылки, фоновый цвет страницы.
Выполнение такой работы практической работы помогает формированию алгоритмического мышления, позволяет развивать познавательную активность учащихся, учит анализировать и систематизировать информацию. В процессе реализации выполнения этой работы формируются информационные и коммуникативные компетенции.
На третьем этапе (уровень экспертной компетентности), ученикам дается творческое задание: «Разработать Web- сайт своего класса». Затем, ученикам предлагается протестировать Web- сайты одноклассников и отметить слабые и сильные стороны каждого сайта, провести голосование по выбору лучшего сайта класса. Лучший сайт можно разместить на бесплатном хостинге.
Выполнение такой работы помогает развивать творческое мышление, формирует операционное мышление, направленное на выбор оптимальных решений, развивает навыки и умения применения современных компьютерных технологий и формирует компетенции личностного совершенствования.
Процесс обучения школьников должен носить систематический и непрерывный характер. К проектному методу обучения в области информатики и информационных технологий, детей надо готовить на более ранних этапах обучения.
На пропедевтическом уровне обучения младших школьников информатике применяют различные методы, связанные с применением средств ИКТ:
словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником на печатной основе);
наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
активные методы (метод проблемных ситуаций, метод проектов, ролевые игры и др.).
С опытом работы преподавания в школе у меня сложилась следующая система. Сначала я даю базовые теоретические понятия, которые нацелены на общее понимание. Затем на закрепление знаний ученики выполняют упражнения, которые направлены на умения применять знания в решении учебных и практических задач. Потом отрабатываются навыки практического характера. С помощью экспериментальных, практических работ достигается не только приобретение умений и навыков, но также приобретение новых знаний и выработка умения применять ранее полученные знания. Для этого перед школьниками ставится проблемная ситуация и они переходят к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.
Проектную деятельность учащихся я применяю на уроках обобщения пройденного материала. Проекты при этом могут быть небольшие (на один урок) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе.
Приведу пример урока информатики в 7 классе. Практическая работа по теме: «Архивация файлов. Архиваторы» выполняется в форме проектной экспериментальной деятельности. Учащиеся делятся на группы, каждая из которой получает свое задание.
Ставится задача для первой группы: определить степень сжатия наиболее распространенных архиваторов WinRar, WinZip, 7 –Zip.
Цель данной работы: познакомиться с разными видами архиваторов, подсчитать коэффициент сжатия каждого из архиваторов, и выяснить какая программа обеспечивает лучшую степень сжатия.
Планируемый результат: ученики самостоятельно знакомятся с архиваторами WinZip, 7 –Zip, экспериментируют с упаковкой файлов в архив и извлечением файлов из архива, подсчитывают степень сжатия, анализируют полученные результаты, делают выводы и создают презентацию, чтобы познакомить своих одноклассником с результатами своих исследований.
Задача для второй группы: описать алгоритм сжатия текстовых и графических файлов на основе проведенных экспериментов.
Цель данной работы: учащиеся должны ответить на вопросы: почему файлы можно сжать, отчего зависит степень сжатия файла.
Планируемый результат: ученики самостоятельно создают текстовый файл с часто повторяющимися цепочками символов, архивируют и определяют степень сжатия, затем создают файл с редко повторяющимися цепочками символов, архивируют и определяют степень сжатия, сравнивают и делают выводы. Такие же эксперименты учащиеся проводят с цветными и черно – белыми растровыми рисунками. Затем ученики по результатам полученных исследований делают презентацию и представляют свою работы классу.
В процессе реализации данных целей, формируются познавательные и коммуникативные компетенции.Выполнение такой работы помогает формированию алгоритмического мышления и развитию информационной и коммуникативной компетенции учащихся, позволяет развивать познавательную активность учащихся, учит анализировать и систематизировать информацию, формирует ИКТ-компетентность учащихся.
Полноценная познавательная деятельность выступает главным условием развития у школьников инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации из различных источников, включая Интернет. Эти качества личности есть ни что иное как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – проектных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности. Ключевой точкой в образовании становится опыт деятельности школьника. Метод проектов как технология компетентностно - ориентированного образования подразумевает продуктивную деятельность учащихся, способствует формированию информационно-коммуникационной компетентности, а также компетентности, которую условно можно назвать «способность к деятельности». Проектная работа формирует у учащихся качества, необходимые в жизни и в их будущей профессиональной деятельности. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Применение проектного метода обучения, в основе которого лежат исследовательская и творческая деятельность, появляется возможность на уроках информатики углублять и закреплять знания, полученные по другим предметам, выполнять социальные заказы общества. Средства информатики, при их активном проникновении во все сферы ученого процесса становятся фундаментом при внедрении компетентностного подхода в образовании.
Литература:
- ·М.В. Забавнова «Компетентностный подход к организации системы контроля по информатике», http://area7.ru/metodic-material.php?6482;
- Филюк Е.В. «Компетентностный подход к организации работы учащихся на уроках информатики и ИКТ»;
- Хуторской А.В. «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» Народное образование – 2003.
|