Вы не зарегистрированы

Авторизация



МОУ Терская средняя общеобразовательная школа Мичуринского района - школа народной культуры с этнокультурным (русским) компонентом образования

    Выберите действие:

 

Семинар в МОУ Терской СОШ  "Школа народной культуры как инновационная модель сельской школы"

 

Ольга Станиславовна Попова, заместитель директора по УВР МОУ Терской средней общеобразовательной школы Мичуринского района Тамбовской области

 

_____________________________________________________________________

 

Современная отечественная сельская школа оказалась в весьма сложной ситуации, когда речь идет о проблеме выжить и возродиться на новом уровне, необходимости поиска новых форм в обучении и воспитании учащихся.

 

Традиционно замкнутая школа становится открытым образовательным учреждением, связанным разнообразными нитями с социальной средой.

 

Сельская школа всегда занимала особое место, воспринималась не только как образовательное учреждение, а как этико-мировозренческий исток народа, общества, государства. Она условие и средство возрождения села, духовной силы народа.

 

В условиях модернизации образовательного процесса педагогический коллектив Терской школы ищет оптимальные пути развития и перехода на качественно новый уровень образования путем адаптации существующих инноваций в области педагогической науки и практики к местным культурно – историческим условиям.

 

Формулируя цель воспитания гражданина России, мы выдвигаем принцип приоритетности отечественной культуры, важной составляющей частью которой выступает традиционная народная культура.

 

Накопленный опыт учебной, внеклассной и внешкольной работы позволил нам разработать программу образования и воспитания с включением этнокультурного компонента. Возникла идея создания новой школы – школы с этнокультурным (русским) компонентом образования.

 

С апреля 2006 г. школа начала работу в режиме муниципальной экспериментальной площадки по проекту «Школа народной культуры с этнокультурным (русским) компонентом образования».

 

В 2007 году, после победы в нацпроекте «Образование», школе присвоен статус школы - лаборатории инновационного развития.

 

Задачей школы стало последовательное развитие и совершенствование учебного процесса в неразрывной связи с воспитанием школьников в духе ценностей русской культуры. В школе ведется работа, направленная на совершенствование учебно-воспитательного процесса, создание этнокультурной образовательной и воспитательной среды.

Реализация цели построения школы народной культуры возможна только через систему, включающую в себя обучение, воспитание и дополнительное образование, на это направлена деятельность педагогов, служб управления и  методического сопровождения образовательного процесса.

Одним из способов внедрения этнокультурного компонента стала корректировка учебного плана, а также разработка и внедрение педагогических технологий и авторских, модифицированных программ, отражающих основные направления работы школы с этнокультурным русским компонентом. Cистема  этнокультурного образования имеет следующую структуру: этнокультурная составляющая федерального компонента, спецкурсы школьного компонента, система дополнительного образования, внеклассная и внешкольная работа по этнокультурному образованию, экскурсионная работа.

 

Экспериментальная работа осуществляется по следующим направлениям:

 

Отработка школьного учебного плана, включающего этнокультурный компонент образования.

 

Разработка и апробирование элективных курсов с этнокультурным компонентом.

 

Этнокультурный компонент в воспитательной работе.

 

Подготовка педагогических кадров.

 

Этно­культурный компонент образования представлен в учебном плане, как самостоятельными предметами и спецкурсами, так и примерами включения в базисные предметы этнокультурной составляющей.

 

В ходе реализации программы развития школы стало ясно, что основная нагрузка по решению задачи воспитания любви к Родине, к её культурному наследию ляжет на предметы гуманитарного цикла. Гуманитарное образование обладает особым потенциалом в воспитании духовно-нравственного здоровья личности.

 

На уроках русского языка и литературы успешно решаются задачи речевого, эстетического, духовно-нравственного развития школьников;

 

формирования у учащихся ценностного отношения к родному языку, осознание ими своей причастности к сохранению чистоты, уникальности, выразительности и музыкальности русской речи.

 

И где, как не на уроках литературы, мы можем говорить о самобытной русской культуре, духовно – нравственных ценностях, которые открываются для нас в православной вере, добре, трудолюбии.

 

Одной из ведущих идей естественнонаучного образования является усиление его значения в области воспитания учащихся на традициях русской культуры. На уроках математики учащиеся знакомятся:

 

  • с русскими старинными учебниками математики;

  • русскими математическими школами и академиями;

  • со старинными русскими мерами;

  • учатся решать задачи с использованием старинных мер с переводом их в современные.

  •  

Программы, отражающие вклад русских ученых в развитие науки и техники, исследования российской науки в различных областях, разработаны учителями физики, биологии. В содержание этнокультурного образования по географии включен материал, связанный с краеведением, историей, экономическими особенностями Центрально – черноземного района, в частности Тамбовской области.

 

Важное значение в этнокультурном образовании школьников имеет и образовательная область «Искусство».

 

 На уроках изобразительного искусства, музыки и МХК успешно решаются задачи ознакомления с русским искусством, искусством других народов России и мировым художественным наследием.

 

Программа по технологии  знакомит учащихся с традиционным русским рукоделием, русской кухней, современной российской модой и старинным русским костюмом, изделиями русских мастеров.

 

Вариативная часть учебного плана широко используется для предметов и спецкурсов культурологического характера.

 

В начальной школе – это интегрированный курс «Мир народной культуры», включающий в себя народоведение и художественный труд.

 

Образовательно-воспитательными задачами этого курса являются:

 

  • приобщение детей к вековым традициям своего народа с целью формирования у них патриотического чувства;

  • формирование уважительного отношения к человеку труда;

  • развитие у детей умственных и физических, музыкальных и поэтических способностей;

  • воспитание у детей любви к родному краю, ощущения исторической преемственности поколений;

  • направление творческой деятельности учащихся на освоение традиционной культуры своего народа;

  • создание микросреды естественного бытования фольклора.

Итогом  работы учителей по данной программе являются:

 

- уроки-праздники, спектакли по фольклорным мотивам, театрализованные представления «Стань, мой сноп, на тысячу коп!», «Сказка о Правде и Кривде», «Как на масленой неделе», «Русская изба» и др.

 

- выставки рисунков и поделок: «Вот моя деревня», «Печки-лавочки» «Слава хлебу на столе!» и др.

 

Урок курса "Мир народной культуры", 4 класс . Тема "Что нам стоит дом построить?"Сегодня крайне сложно воспитывать детей. Наш сегодняшний мир  - это не мир покоя и счастья, а мир противоречий и отчаяния. И родители, и учителя – все мы беспокоимся за наших детей. Мы переживаем по поводу безнравственности, которая продолжает расти в современном обществе. Нас волнует не только качество образования детей, но и их физическая, психологическая и социальная безопасность.

 

Одним из путей решения проблемы духовно – нравственного воспитания школьников стало введение в учебный план курса «Основы православной культуры». Данный курс позволил школьникам увидеть православие в России не только как религию, но и как образ мысли, стиль поведения, культуру. Роль православной культуры в школе – утверждение нравственности и духовности, воссоздание таких понятий как вера, долг, верность.

 

Таким образом, реализация этнокультурного образования в школе представлена двумя проектами. Первый проект объединяет деятельность по разработке содержания учебного плана, содержания учебной работы.

 

Второй проект предполагает работу по расширению содержания дополнительного образования уч-ся школы, а также по систематизации воспитательной работы в школе. В план этого проекта входит воспитательная работа, ориентированная на знакомство с русскими национальными традициями учащихся с 1-ого по 11 – й класс.

 

В воспитательной работе русский этнокультурный компонент представлен очень разнообразно.

 

Дополнительное образование: работа кружков, мастерских, объединений.

 

В школе после уроков находят себе занятия по душе и юные мыслители, склонные к исследовательской деятельности, и начинающие мастера с «умными руками». Одни создают произведения искусства  из глины, ткани, ниток, бумаги.

 

Другие работают над проектами, погружаясь в мир энциклопедий, архивных документов, фольклорных сборников.

 

Проведение народных праздников.

 

В школе установилась традиция проведения театрализованных представлений, школьных капустников, вечеров, праздников, в которых значительное место занимает фольклорная составляющая.

 

Большой интерес вызывают  рождественские праздники, святки с колядованием и ряжеными, «Масленица», «Троица», «Дожинки», «Народные ноябрьские праздники», «Михайлов день» и другие.

 

Краеведческая работа и экскурсионно-познавательная деятельность

 

Реалии сегодняшнего дня таковы, что краеведение становится одной из важнейших форм педагогической деятельности.

 

Реализация регионального компонента в учебном плане школы, изучение истории и культуры родного края, участие в экскурсиях, походах, археологических раскопках, знакомство с памятниками русской культурной архитектуры, организация встреч с краеведами, забота о памятниках культуры, о сохранении народной песни, музыки, танца – вот основные направления деятельности школы по развитию краеведческой работы.

 

Урок технологии. 8 класс. Тема "Народный костюм Тамбовской области".Работа школьного музея

 

Силами музейной группы учащихся школы собираются, систематизируются и оформляются материалы по направлениям:

 

– история школы, история села, изучение “малой родины”.

 

 На сегодняшний день музей располагает несколькими десятками предметов быта предыдущих столетий, среди которых утварь, тканые и металлические изделия.

 

По инициативе школьников был установлен памятный знак на месте порушенного храма. Ежегодно активисты музея выступают с программами на областных смотрах-конкурсах музеев, залов, комнат и становятся победителями.

 

Исследовательская деятельность

 

Вопросы краеведения особенно интересны и доступны для научных исследований школьников. В качестве исследователей дети активно собирают и изучают краеведческий материал, встречая широкую поддержку родителей, жителей сел, местных органов самоуправления. Были проведены такие поисковые операции как «Исследование памятников храмового зодчества на территории бывшей Богоевленско-Суренской общины Козловского уезда», «Сбор материалов о бывшем лагере военнопленных времен Великой Отечественной войны, находившемся в окрестностях с.Терское, деревня Марьино», «Поиск имен погибших летчиков в с.Крюковка», «Обследование территории бывшей усадьбы помещика Ратчина», «Древнерусская керамика (местная) 13-14  в.в.», «Традиционное рукоделие и традиционные костюмы Тамбовской губернии» и другие.

 

Результатом исследовательской работы является создание коллективных или индивидуальных исследовательских проектов.

 

Урок математики. 6 класс. Тема "Русские старинные меры".Патриотическое воспитание школьников

 

Данное направление в работе реализуется через проведение:

 

-Вахты Памяти,

 

-уроков мужества, литературно-музыкальных композиций, тематических выставок; 

 

-смотры, конкурсы, фестивали,

 

-военно-спортивные игры «Зарница, «Зарничка»,

 

-создание мемориальных стендов и школьной книги Памяти села Терское, книги долгожителей с.Терское.

 

2010 – 2011 учебный год – аналитический этап работы по Программе развития школы, завершающий этап экспериментальной деятельности школы. Наступило время подвести реальные итоги и поделиться накопленным опытом.

 

Мониторинг экспериментальной деятельности  показал, что:

 

этнокультурный компонент успешно внедрен в учебный  план школы;

 

вырос уровень воспитанности школьников;

 

разработаны и внедряются образовательные программы духовно-нравственной направленности (элективные курсы, программы дополнительного образования и т.п.);

 

увеличилось число учеников-участников олимпиад и конкурсов, стремящихся личными достижениями поддержать статус школы;

 

организовано участие в конкурсах, направленных на повышение статуса русского языка, что позволило учащимся школы стать победителями муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе; и международной игры-конкурса по языкознанию «Русский медвежонок»;

 

созданы подборки классных часов и внеклассных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся;

 

в системе проводятся внеклассные мероприятия, на­целенные на становление у школьников цен­ностных ориентиров демократической и гу­манистической направленности;

 

разработаны уроки и внеклассные мероприя­тия по краеведческому компоненту, гражданской направленности;

 

отработана система повышения квалификации педагогов по данному направлению;

 

работают творческие группы педагогов по духовно-нравственному воспитанию детей в урочное и внеурочное время

 

Пропаганда опыта экспериментальной работы ведется через участие во всероссийских, региональных, муниципальных конкурсах.

 

Для педагогов района и области организуются семинары на базе школы.

 

Опыт экспериментальной работы школы размещен в Интернете на сайте «Тамбов Вики», сайте ИМЦ Мичуринского района,  представлен в брошюрах, выпущенных Тамбовским институтом повышения квалификации и районным методическим центром.

 

Неоднократно школа получала Дипломы и Благодарственные письма по результатам опытно – экспериментальной деятельности.

 

 Результаты анализа свидетельствуют о том, что школа в настоящее время располагает благоприятными условиями для модернизации системы методической работы. К названным условиям можно отнести следующее:

 

представители администрации (директор и его заместители по учебно-воспитательной и воспитательной работе), владеют информационными технологиями и постоянно используют их в профессиональной деятельности;

 

82% педагогов повысили ИКТ-компетентность через систему курсовой подготовки и имеют высокий уровень мотивации к применению информационных технологий в организации учебно-воспитательного процесса;

 

наличие локальной сети, обеспечивающей взаимодействие структурных составляющих методической службы школы;

 

доступ к персональным компьютерам;

 

наличие доступа к высокоскоростной сети Интернет

 

систематизированная медиатека школы, содержащая цифровых образовательных ресурсов учебного назначения.

 

С момента подключения школы к сети Интернет школьники и педагоги  получили возможность участвовать в дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах Всероссийского и международного уровня.

 

 В прошедшем учебном году школа была активным участником международного  дистанционного проекта для начальной школы «Эрудит – марафон учащихся - 2009» .

 

Учителя школы получили возможность обмена педагогическим опытом через  участие в сетевых педагогических сообществах.

 

Использование информационно-коммуникативных технологий способствует созданию соб­ственной педагогической продукции. И как следствие – создание компьютеризированной учебно-методической базы школы с этнокультурным (русским) компонентом образования.

 

Сегодня мы можем предложить:

 

  • тематическое планирование по включению этнокультурного компонента в различные предметные области;

  • программу интегрированного курса «Мир народной культуры»;

  • программы элективных курсов;

  • опыт работы по организации курса «Основы православной культуры»;

  • программы дополнительного образования;

  • разработки уроков, учебных проектов, сценарии внеклассных мероприятий.

 

Таким образом, наше образовательное учреждение – это школа, где:

 

  • прежде всего заботятся о телесном и душевном здоровье учеников;

  • хорошо учат по всем предметам;

  • существуют порядок и дисциплина, преподают интеллигентные педагоги, имеются традиции;

  • родителям нравится новаторство;

  • обучение, развитие и воспитание базируются на новом оборудовании;

  • уважается личность ребенка;

  • осуществляется не только интенсивная учебная жизнь, но и достаточно высокий уровень развития внеурочной деятельности учащихся;

  • обеспечено качественное питание;

  • учителю и ученику предоставлена возможность творчества.

 

 

 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Наталия  Николаевна Карпушова

На: МОУ Терская средняя общеобразовательная школа Мичуринского р


Ольга Станиславовна  ваша работа по духовно - нравственному воспитанию многогранна . Она заслуживает высокой оценки. Хотелось бы подробно ознакомиться с вашими разработками в этом направлении.



Поиск

Loading