Ольга Станиславовна Попова, заместитель директора по УВР МОУ Терской средней общеобразовательной школы Мичуринского района Тамбовской области
_____________________________________________________________________
Современная отечественная сельская школа оказалась в весьма сложной ситуации, когда речь идет о проблеме выжить и возродиться на новом уровне, необходимости поиска новых форм в обучении и воспитании учащихся.
Традиционно замкнутая школа становится открытым образовательным учреждением, связанным разнообразными нитями с социальной средой.
Сельская школа всегда занимала особое место, воспринималась не только как образовательное учреждение, а как этико-мировозренческий исток народа, общества, государства. Она условие и средство возрождения села, духовной силы народа.
В условиях модернизации образовательного процесса педагогический коллектив Терской школы ищет оптимальные пути развития и перехода на качественно новый уровень образования путем адаптации существующих инноваций в области педагогической науки и практики к местным культурно – историческим условиям.
Формулируя цель воспитания гражданина России, мы выдвигаем принцип приоритетности отечественной культуры, важной составляющей частью которой выступает традиционная народная культура.
Накопленный опыт учебной, внеклассной и внешкольной работы позволил нам разработать программу образования и воспитания с включением этнокультурного компонента. Возникла идея создания новой школы – школы с этнокультурным (русским) компонентом образования.
С апреля 2006 г. школа начала работу в режиме муниципальной экспериментальной площадки по проекту «Школа народной культуры с этнокультурным (русским) компонентом образования».
В 2007 году, после победы в нацпроекте «Образование», школе присвоен статус школы - лаборатории инновационного развития.
Задачей школы стало последовательное развитие и совершенствование учебного процесса в неразрывной связи с воспитанием школьников в духе ценностей русской культуры. В школе ведется работа, направленная на совершенствование учебно-воспитательного процесса, создание этнокультурной образовательной и воспитательной среды.
Реализация цели построения школы народной культуры возможна только через систему, включающую в себя обучение, воспитание и дополнительное образование, на это направлена деятельность педагогов, служб управления и методического сопровождения образовательного процесса.
Одним из способов внедрения этнокультурного компонента стала корректировка учебного плана, а также разработка и внедрение педагогических технологий и авторских, модифицированных программ, отражающих основные направления работы школы с этнокультурным русским компонентом. Cистема этнокультурного образования имеет следующую структуру: этнокультурная составляющая федерального компонента, спецкурсы школьного компонента, система дополнительного образования, внеклассная и внешкольная работа по этнокультурному образованию, экскурсионная работа.
Экспериментальная работа осуществляется по следующим направлениям:
Отработка школьного учебного плана, включающего этнокультурный компонент образования.
Разработка и апробирование элективных курсов с этнокультурным компонентом.
Этнокультурный компонент в воспитательной работе.
Подготовка педагогических кадров.
Этнокультурный компонент образования представлен в учебном плане, как самостоятельными предметами и спецкурсами, так и примерами включения в базисные предметы этнокультурной составляющей.
В ходе реализации программы развития школы стало ясно, что основная нагрузка по решению задачи воспитания любви к Родине, к её культурному наследию ляжет на предметы гуманитарного цикла. Гуманитарное образование обладает особым потенциалом в воспитании духовно-нравственного здоровья личности.
На уроках русского языка и литературы успешно решаются задачи речевого, эстетического, духовно-нравственного развития школьников;
формирования у учащихся ценностного отношения к родному языку, осознание ими своей причастности к сохранению чистоты, уникальности, выразительности и музыкальности русской речи.
И где, как не на уроках литературы, мы можем говорить о самобытной русской культуре, духовно – нравственных ценностях, которые открываются для нас в православной вере, добре, трудолюбии.
Одной из ведущих идей естественнонаучного образования является усиление его значения в области воспитания учащихся на традициях русской культуры. На уроках математики учащиеся знакомятся:
-
с русскими старинными учебниками математики;
-
русскими математическими школами и академиями;
-
со старинными русскими мерами;
-
учатся решать задачи с использованием старинных мер с переводом их в современные.
-
Программы, отражающие вклад русских ученых в развитие науки и техники, исследования российской науки в различных областях, разработаны учителями физики, биологии. В содержание этнокультурного образования по географии включен материал, связанный с краеведением, историей, экономическими особенностями Центрально – черноземного района, в частности Тамбовской области.
Важное значение в этнокультурном образовании школьников имеет и образовательная область «Искусство».
На уроках изобразительного искусства, музыки и МХК успешно решаются задачи ознакомления с русским искусством, искусством других народов России и мировым художественным наследием.
Программа по технологии знакомит учащихся с традиционным русским рукоделием, русской кухней, современной российской модой и старинным русским костюмом, изделиями русских мастеров.
Вариативная часть учебного плана широко используется для предметов и спецкурсов культурологического характера.
В начальной школе – это интегрированный курс «Мир народной культуры», включающий в себя народоведение и художественный труд.
Образовательно-воспитательными задачами этого курса являются:
-
приобщение детей к вековым традициям своего народа с целью формирования у них патриотического чувства;
-
формирование уважительного отношения к человеку труда;
-
развитие у детей умственных и физических, музыкальных и поэтических способностей;
-
воспитание у детей любви к родному краю, ощущения исторической преемственности поколений;
-
направление творческой деятельности учащихся на освоение традиционной культуры своего народа;
-
создание микросреды естественного бытования фольклора.
Итогом работы учителей по данной программе являются:
- уроки-праздники, спектакли по фольклорным мотивам, театрализованные представления «Стань, мой сноп, на тысячу коп!», «Сказка о Правде и Кривде», «Как на масленой неделе», «Русская изба» и др.
- выставки рисунков и поделок: «Вот моя деревня», «Печки-лавочки» «Слава хлебу на столе!» и др.
Сегодня крайне сложно воспитывать детей. Наш сегодняшний мир - это не мир покоя и счастья, а мир противоречий и отчаяния. И родители, и учителя – все мы беспокоимся за наших детей. Мы переживаем по поводу безнравственности, которая продолжает расти в современном обществе. Нас волнует не только качество образования детей, но и их физическая, психологическая и социальная безопасность.
Одним из путей решения проблемы духовно – нравственного воспитания школьников стало введение в учебный план курса «Основы православной культуры». Данный курс позволил школьникам увидеть православие в России не только как религию, но и как образ мысли, стиль поведения, культуру. Роль православной культуры в школе – утверждение нравственности и духовности, воссоздание таких понятий как вера, долг, верность.
Таким образом, реализация этнокультурного образования в школе представлена двумя проектами. Первый проект объединяет деятельность по разработке содержания учебного плана, содержания учебной работы.
Второй проект предполагает работу по расширению содержания дополнительного образования уч-ся школы, а также по систематизации воспитательной работы в школе. В план этого проекта входит воспитательная работа, ориентированная на знакомство с русскими национальными традициями учащихся с 1-ого по 11 – й класс.
В воспитательной работе русский этнокультурный компонент представлен очень разнообразно.
Дополнительное образование: работа кружков, мастерских, объединений.
В школе после уроков находят себе занятия по душе и юные мыслители, склонные к исследовательской деятельности, и начинающие мастера с «умными руками». Одни создают произведения искусства из глины, ткани, ниток, бумаги.
Другие работают над проектами, погружаясь в мир энциклопедий, архивных документов, фольклорных сборников.
Проведение народных праздников.
В школе установилась традиция проведения театрализованных представлений, школьных капустников, вечеров, праздников, в которых значительное место занимает фольклорная составляющая.
Большой интерес вызывают рождественские праздники, святки с колядованием и ряжеными, «Масленица», «Троица», «Дожинки», «Народные ноябрьские праздники», «Михайлов день» и другие.
Краеведческая работа и экскурсионно-познавательная деятельность
Реалии сегодняшнего дня таковы, что краеведение становится одной из важнейших форм педагогической деятельности.
Реализация регионального компонента в учебном плане школы, изучение истории и культуры родного края, участие в экскурсиях, походах, археологических раскопках, знакомство с памятниками русской культурной архитектуры, организация встреч с краеведами, забота о памятниках культуры, о сохранении народной песни, музыки, танца – вот основные направления деятельности школы по развитию краеведческой работы.
Работа школьного музея
Силами музейной группы учащихся школы собираются, систематизируются и оформляются материалы по направлениям:
– история школы, история села, изучение “малой родины”.
На сегодняшний день музей располагает несколькими десятками предметов быта предыдущих столетий, среди которых утварь, тканые и металлические изделия.
По инициативе школьников был установлен памятный знак на месте порушенного храма. Ежегодно активисты музея выступают с программами на областных смотрах-конкурсах музеев, залов, комнат и становятся победителями.
Исследовательская деятельность
Вопросы краеведения особенно интересны и доступны для научных исследований школьников. В качестве исследователей дети активно собирают и изучают краеведческий материал, встречая широкую поддержку родителей, жителей сел, местных органов самоуправления. Были проведены такие поисковые операции как «Исследование памятников храмового зодчества на территории бывшей Богоевленско-Суренской общины Козловского уезда», «Сбор материалов о бывшем лагере военнопленных времен Великой Отечественной войны, находившемся в окрестностях с.Терское, деревня Марьино», «Поиск имен погибших летчиков в с.Крюковка», «Обследование территории бывшей усадьбы помещика Ратчина», «Древнерусская керамика (местная) 13-14 в.в.», «Традиционное рукоделие и традиционные костюмы Тамбовской губернии» и другие.
Результатом исследовательской работы является создание коллективных или индивидуальных исследовательских проектов.
Патриотическое воспитание школьников
Данное направление в работе реализуется через проведение:
-Вахты Памяти,
-уроков мужества, литературно-музыкальных композиций, тематических выставок;
-смотры, конкурсы, фестивали,
-военно-спортивные игры «Зарница, «Зарничка»,
-создание мемориальных стендов и школьной книги Памяти села Терское, книги долгожителей с.Терское.
2010 – 2011 учебный год – аналитический этап работы по Программе развития школы, завершающий этап экспериментальной деятельности школы. Наступило время подвести реальные итоги и поделиться накопленным опытом.
Мониторинг экспериментальной деятельности показал, что:
этнокультурный компонент успешно внедрен в учебный план школы;
вырос уровень воспитанности школьников;
разработаны и внедряются образовательные программы духовно-нравственной направленности (элективные курсы, программы дополнительного образования и т.п.);
увеличилось число учеников-участников олимпиад и конкурсов, стремящихся личными достижениями поддержать статус школы;
организовано участие в конкурсах, направленных на повышение статуса русского языка, что позволило учащимся школы стать победителями муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе; и международной игры-конкурса по языкознанию «Русский медвежонок»;
созданы подборки классных часов и внеклассных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся;
в системе проводятся внеклассные мероприятия, нацеленные на становление у школьников ценностных ориентиров демократической и гуманистической направленности;
разработаны уроки и внеклассные мероприятия по краеведческому компоненту, гражданской направленности;
отработана система повышения квалификации педагогов по данному направлению;
работают творческие группы педагогов по духовно-нравственному воспитанию детей в урочное и внеурочное время
Пропаганда опыта экспериментальной работы ведется через участие во всероссийских, региональных, муниципальных конкурсах.
Для педагогов района и области организуются семинары на базе школы.
Опыт экспериментальной работы школы размещен в Интернете на сайте «Тамбов Вики», сайте ИМЦ Мичуринского района, представлен в брошюрах, выпущенных Тамбовским институтом повышения квалификации и районным методическим центром.
Неоднократно школа получала Дипломы и Благодарственные письма по результатам опытно – экспериментальной деятельности.
Результаты анализа свидетельствуют о том, что школа в настоящее время располагает благоприятными условиями для модернизации системы методической работы. К названным условиям можно отнести следующее:
представители администрации (директор и его заместители по учебно-воспитательной и воспитательной работе), владеют информационными технологиями и постоянно используют их в профессиональной деятельности;
82% педагогов повысили ИКТ-компетентность через систему курсовой подготовки и имеют высокий уровень мотивации к применению информационных технологий в организации учебно-воспитательного процесса;
наличие локальной сети, обеспечивающей взаимодействие структурных составляющих методической службы школы;
доступ к персональным компьютерам;
наличие доступа к высокоскоростной сети Интернет
систематизированная медиатека школы, содержащая цифровых образовательных ресурсов учебного назначения.
С момента подключения школы к сети Интернет школьники и педагоги получили возможность участвовать в дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах Всероссийского и международного уровня.
В прошедшем учебном году школа была активным участником международного дистанционного проекта для начальной школы «Эрудит – марафон учащихся - 2009» .
Учителя школы получили возможность обмена педагогическим опытом через участие в сетевых педагогических сообществах.
Использование информационно-коммуникативных технологий способствует созданию собственной педагогической продукции. И как следствие – создание компьютеризированной учебно-методической базы школы с этнокультурным (русским) компонентом образования.
Сегодня мы можем предложить:
-
тематическое планирование по включению этнокультурного компонента в различные предметные области;
-
программу интегрированного курса «Мир народной культуры»;
-
программы элективных курсов;
-
опыт работы по организации курса «Основы православной культуры»;
-
программы дополнительного образования;
-
разработки уроков, учебных проектов, сценарии внеклассных мероприятий.
-
Таким образом, наше образовательное учреждение – это школа, где:
-
прежде всего заботятся о телесном и душевном здоровье учеников;
-
хорошо учат по всем предметам;
-
существуют порядок и дисциплина, преподают интеллигентные педагоги, имеются традиции;
-
родителям нравится новаторство;
-
обучение, развитие и воспитание базируются на новом оборудовании;
-
уважается личность ребенка;
-
осуществляется не только интенсивная учебная жизнь, но и достаточно высокий уровень развития внеурочной деятельности учащихся;
-
обеспечено качественное питание;
-
учителю и ученику предоставлена возможность творчества.
|
На: МОУ Терская средняя общеобразовательная школа Мичуринского р
Ольга Станиславовна ваша работа по духовно - нравственному воспитанию многогранна . Она заслуживает высокой оценки. Хотелось бы подробно ознакомиться с вашими разработками в этом направлении.