Официальный сайт interaktiveboard 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ»

Размещено: Елена Владимировна Ликсина - чт, 05/05/2011 - 01:08
Данные об авторе
Автор(ы): 
Е.В. Ликсина
Место работы, должность: 

 

к.п.н., доцент кафедры "Педагогика и психололгия" ПГТА, преподаватель информатики высшей категории ГБОУ СПО Пензенский профессионально-педагогический колледжа

Регион: 
Пензенская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее профессиональное образование
Предмет(ы): 
Информатика и ИКТ
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
<p> &nbsp;</p> <p> В ряду школьных учителей всех специальностей на особом месте находятся учителя информатики, которые за счет высокого уровня своей фундаментальной подготовки (в области информатики, информационных и коммуникационных технологий) могут наиболее эффективно решать педагогические задачи, связанные с внедрением ИКТ в образование.</p> <p> С учетом новых функций современного учителя информатики следует отметить особую значимость курса &laquo;Информационные и коммуникационные технологии в образовании&raquo;.</p>

 

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ»

 

Е.В. Ликсина, к.п.н., преподаватель информатики высшей категории

ГБОУ СПО Пензенский профессионально-педагогический колледж

 

Социальный заказ современного общества связан с предъявлением принципиально новых духовно-нравственных и социально-экономических требований к системе образования. Выпускники школы должны владеть не только знаниями, но и быть способными самостоятельно, активно действовать, уметь подходить к решению проблем с позиции личностно-творческой сопричастности и ценностных ориентиров, прогнозировать и предупреждать последствия своей деятельности, сотрудничать, совершенствовать свои знания в различных областях, гибко адаптироваться в изменяющихся социально-экономических и культурных условиях.

В ряду школьных учителей всех специальностей на особом месте находятся учителя информатики, которые за счет высокого уровня своей фундаментальной подготовки (в области информатики, информационных и коммуникационных технологий) могут наиболее эффективно решать педагогические задачи, связанные с внедрением ИКТ в образование.

С учетом новых функций современного учителя информатики следует отметить особую значимость курса «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», основными задачами которого являются:

  • подготовка к методически грамотной организации и проведению учебных занятий в условиях широкого использования ИКТ в учебном заведении;
  • ознакомление с современными приемами и методами  использования средств ИКТ при проведении разного рода занятий,  в различных видах учебной и воспитательной деятельности;
  • обучение использованию средств ИКТ в профессиональной деятельности специалиста, работающего в системе образования;
  • обучение эффективному применению средств ИКТ  в учебном процессе, в том числе работе с распределенным информационным ресурсом образовательного назначения;
  • ознакомление с возможностями практической реализации обучения, ориентированного на развитие личности ученика в условиях использования технологий мультимедиа (в перспективе - "Виртуальная реальность"), систем искусственного интеллекта, информационных систем, функционирующих на базе вычислительной техники, обеспечивающих автоматизацию ввода, накопления, обработки, передачи, оперативного управления  информацией;
  • развитие творческого потенциала, необходимого будущему учителю информатики для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации в условиях бурного развития и совершенствования средств информационных и коммуникационных технологий.

Данный  курс предполагает значительный объем самостоятельной работы студентов, особенностью которой является поиск и использование необходимой для выполнения заданий лабораторного практикума информации, почерпнутой из ресурсов глобальной компьютерной сети Интернет. В еще большей степени это относится к специальным заданиям для самостоятельной работы студентов, ориентированной на целенаправленную деятельность студентов с использованием Интернет-ресурсов и применением имеющихся технологических умений.

В рамках курса «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», направленного на формирование у будущих учителей информатики системы знаний, умений и навыков в области использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, широко используется проектная методика.

Учебный проекторганизационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. Его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность обучающихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов предполагает способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, – необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Помимо знакомства с основными понятиями проектной методики, с особенностями организации деятельности учащихся в рамках работы над проектом, студенты активно включаются в собственную проектную деятельность, разрабатывая и организовывая свой проект.

При работе над проектом у студентов появляется возможность формирования практически всех ключевых компетенций, таких как: готовность к решению проблемы; технологическая компетентность; готовность к самообразованию; готовность к использованию информационных ресурсов; готовность к социальному взаимодействию; коммуникативная компетентность.

Работа над проектом не предполагает жесткой алгоритмизации действий, не включает творческого подхода, т.е. может быть гибкой, но при этом требует следования определенной логике и принципам проектной деятельности. Работу над проектом можно представить в виде реализации последовательных этапов: поискового, аналитического, практического, презентационного, контрольного.

На поисковом этапе определяется тематическое поле и, как следствие, тема проектной работы, выявляется проблема, противоречия, формулируются задачи. При определении тематического поля учитываются потребности студентов. Основным принципом является  самостоятельность их  выбора тематики разработок, что позволяет студенту нести ответственность за  процесс и результат  работы.Сами же проблемы формулируются студентами с помощью преподавателя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.

На аналитическом этапе студентами проводится анализ информации, ее сбор, изучение, анализ альтернатив, построение алгоритма деятельности, составление плана реализации проекта, продумывание хода деятельности, распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений, анализ имеющихся ресурсов.

На практическом этапе предполагается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам, выполняются технологические операции,  создаются мультимедиа презентация, публикации, дидактические материалы, сайт проекта, осуществляется текущий контроль качества путем обсуждения и оценки другими студентами, вносятся изменения и коррективы в ходе работ.

На презентационном этапе представляются материалы результатов проекта, изучаются возможности их дальнейшего использования.

На контрольном этапе проводится анализ результатов, оценивается качество выполнения проекта. Оценка проводится в соответствии с ранее разработанными критериями оценки презентаций, публикаций, дидактических материалов и предполагает коллективное обсуждение, проведение экспертизы, результаты внешней оценки, выводы.

Роль преподавателя заключается в оказании помощи студенту. Он не передает знания, а направляет деятельность студентов: консультирует, мотивирует, провоцирует размышления, организует самостоятельную оценку студентами своей деятельности, моделирует ситуации, отслеживает результаты проектной деятельности.

Работа над проектом формирует ключевые компетенции у студентов, позволяет определить студентов, способных успешно адаптироваться во внешних условиях, что, безусловно, повышает качество образования.

Курс «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» позволяет решать новые дидактические задачи, осваивать новые педагогические технологии, основанные на активном использовании ИКТ в учебном процессе. Применение ИКТ обеспечивает повышение качества и эффективности обучения и подготовку конкурентоспособных специалистов.

 

Список используемой литературы:

  1. Информационные технологии в образовании. Международный конгресс конференций. Сборник трудов. – М., Просвещение. – 2003.
  2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные  технологии в системе образования. − М., “Академия”. – 2000.
  3. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов // Наука и школа. – 1997, № 4.
  4. www.intel.com/education.
  5. www.intel.ru/education
  6. www.intelteach.ru

 


Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн