Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Чувство Родины» в лирике Сергея Есенина.

Фото пользователя Лидия Павловна Романова
Submitted by Лидия Павловна Романова on чт, 05/05/2011 - 08:54
Данные об авторе
Автор(ы): 
Романова Лидия Павловна
Место работы, должность: 

МОУ "Кандатская средняя общеобразовательная школа", учитель

Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

 

1. Познакомить учащихся с патриотическими стихами поэта, раскрыть значение образа России в творчестве.

2. Пройти вместе с поэтом сложный и драматический путь-путь, который он прошел со своей страной и своим народом.

3. Развивать в учащихся чувство бережного отношения к своей земле, к людям, населяющим её; к своему родному языку; воспитывать патриотов, обладающих активной жизненной позицией. 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
11
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

  1.  Учебник литературы «В мире русской литературы» под редакцией А.Г. Кутузова, издательский дом «Дрофа», Москва, 2007.
Используемая методическая литература: 

 

  1. Примерная программа МО РФ 2007.
  2.  Программа под редакцией А.Г.Кутузова, издательский дом «Дрофа», Москва, 2006.
Используемое оборудование: 

Компьютер, проектор

Используемые ЦОР: 

Презентация "Сергей Есенин"

Краткое описание: 
Урок основан на использовании личностно- ориентированного подхода

 Урок литературы по творчеству Сергея Есенина (Романова ЛП, п. Сплавной)

Эпиграф (на слайде высвечивается и

фотография Есенина)

Но более всего

Любовь к родному краю

Меня томила,

Мучила и жгла.

С. Есенин

Оборудование: проектор

Методические приемы: лекция с элементами беседы, анализ стихотворений, индивидуальные задания.

Вступительное слово учителя.

I. Время Есенина - время крутых поворотов в истории. Мужественная, самозабвенная любовь к России, кровная связь с народной жизнью помогали Есенину - поэту и гражданину-находить свой путь к большой правде века.

От проникновенных стихов в стране «березового ситца»; шири её степных раздолий, сини озёр, шуме зелёных дубрав до тревожных раздумий о судьбе Родины в суровые годы каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к России.

«Моя лирика, - не без гордости говорил Есенин, - жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве».

И сегодня на уроке мы постараемся раскрыть это чувство, опираясь и на ранние стихи поэта и на стихи, созданные уже после революции.

Проверка домашнего задания.

II. Звучит поэтическая перекличка. Из разных стихов Есенина учащиеся называют строчки, полные любви к родной земле.

1. О Русь, малиновое поле!

О Синь, упавшая в реку!

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

2. Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою».

3. Никакая Родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

4. Ой ты, Русь, моя родина кроткая.

Лишь к тебе я любовь берегу и т.д.

5. Край любимый! Сердцу снятся…

Скирды сена в водах лонных.

6. Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге. и т. д

  1. Учитель.

1.Думаю, что понятно всем, как Есенин любил свою Родину. И сейчас вместе с ним мы пройдем путь – путь вместе с Родиной и народом, путь сложный и драматический.

А с чего начинается любовь к своей стране?.Конечно же, с любви к своему родному краю, в котором ты родился и вырос, с любви к природе. Мы знаем, что Есенин очень любил природу. Она живет в его стихах богатой, поэтической жизнью. Она вся в вечном движении. Подобно человеку, она рождается, растёт и умирает, поёт и шепчет, грустит и радуется. Поэт, раскрывая природу как живое существо, использует яркие олицетворения, эпитеты. Метафоры, сравнения.

2. Вопрос: «Назовите стихотворения, в которых мы видим удивительные пейзажные картины». (работа с учащимися)

3. Проверка индивидуального задания. Один ученик знакомит всех с результатами своей работы по теме «Изобразительно – выразительные средства языка в пейзажной лирике Есенина».

IV. А сейчас мы услышим стихотворение “Гой ты, Русь, моя родная»

На фоне слайдов, на которых можно увидеть пейзажи средней полосы России, заранее подготовленный ученик наизусть читает стихотворение, написанное 19-летним Есениным.

«Гой ты, Русь, моя родная».

Беседа по содержанию:

  • Какие картины поражают в стихотворении?

  • Какие цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России

  • Почему стихотворение можно назвать клятвой на верность Родине?

  1. Учитель.

1. И вот в стране произошла революция.

Каким же было отношение Есенина к революции?

С революционным обновлением связывает он дальнейшую поэтическую судьбу. Он провозглашает:

- Да здравствует революция

На земле и на небесах!

У Есенина появляется его «Инония» - повествование о мужицком рае.

1918 год. Молодой , задорный поэт при открытии памятника Кольцову, бросает в толпу новые слова:

О Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь!

С иными именами

Встает иная степь.

А жизнь в ревлюционной России разворачивалась все круче: полыхал огонь гражданской войны, терзали страну интервенты; разруха и голод делали свое черное дело ине было мужицкого рая, и не выдержало, дрогнуло сердце поэта деревни:

Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли.

Мучительно встает вопрос «Куда несёт нас рок событий?» Есенин, отвечая на него, слагает свой «Сорокоуст».

2. Чтение стихотворения учителем, выяснение значения слова «сорокоуст».

3. Работа по содержанию:

  • В чем мы видим необычность языка и образов, созданных поэтом?

  • О каком враге идёт речь? Почему от него нельзя скрыться?

  • В чем смысл соревнования между «чугунным поздом и красногривым жеребенком»?

  • Можно ли утверждать, что в стихотворении «Сорокоуст» 1920 г. мы чувствуем боль поэта и его неуёмную скорбь об исторически обречённой на гибель старой деревне?

  1. Учитель.

Да, ход времени неумолим. Поэт это чувствует.

Сумеют ли люди будущего сохранить красоту природы, а значит, и красоту человеческой души?

Тревожны раздумья Есенина о будущем своей страны.

В 1922-23 годах он совершит поездки в Европу и Америку. Они сыграют важную роль в жизни поэта. По возвращении он напишет: «С этого момента я разлюбил нищую Россию. С того дня я еще больше влюбился в коммунистическое строительство. Пусть я не близок коммунистом как романтик в моих поэмах, - я близок им умом и надеюсь, что буду , быть может, близок и в своём творчестве».

Поэт радуется добрым переменам, которые происходили в жизни. И появляются его маленькие поэмы «Русь уходящая», «Русь советская».

(учащиеся дома их читали).

2. Два ученика, заранее подготовленные, дают анализ этих произведений. После чего задаются обобщающие вопросы учащимся:

  • Можно ли сказать, что Есенин в этих двух поэмах уже не описывает, а исследует сельскую Новь?

  • Как он относится к переменам в его деревне? Что радует? Что тревожит?

  • Как воспринимается концовка стихотворения «Русь советская».

VII. Учитель

1. В стихотворении «Русь уходящая» есть такие строчки:

Я человек не новый!

Что скрывать?

Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю порою.

- О чём говорят они? Конечно, о какой-то неустроенности, о какой-то трагедии героя-изгоя: «Я не знаю, что будет со мною...

Может в новую жизнь не гожусь...»

В 1925 появляется стихотворение «Неуютная жидкая лунность». Оно запечатлело стремление поэта преодолеть отчаяние и найти гармонию даже в новой деревне.

2. Ученик читает стихотворение наизусть.

3. Анализ стихотворения по вопросам:

  • Что поэт видит в патриархальной деревне?

  • О чём говорят пейзажные зарисовки?

  • О чём мечтает лирический герой?

  • Что принесёт полевой Руси индустриальная культура?

4. Учитель.

Есенин ищет гармонию

Но и всё же хочу я стального

Видеть бедную, нищую Русь!

Да, рассудком он принимает и новое поколение, и «чужую юность», и «сильного врага, сердцем — родину ковыля, журавлиного крика, «золотой бревенчатой избы», «страну березового ситца». И это мы можем почувствовать в стихотворении тоже 1925 г. «Спит ковыль. Равнина дорогая...»

5. Ученик, заранее подготовленный,читает стихотворение наизусть.

6. Работа над содержанием:

  • Можно ли назвать стихотворение образцом исповедальной лирики?

  • В чём вы увидели гармонию?

  • В каких строчках нашёл отражение есенинский компромисс?

VIII. Заключительное слово учителя по теме. Основные положения:

1. «Чувство Родины» стало основным в творчестве. Его правда — любовь к своей земле.

2. Стремление Есенина понять драматизм событий, разобраться в происходящем, увидеть противоречия в жизни.

3. Есенина нельзя не любить. Его стихи о Родине учат человека сопереживать, приобщают к суровой правде века.

4. Подготовить учащихся к восприятию поэмы «Анна Снегина», в которой сплелись все основные темы лирики Есенина: родина, любовь, «Русь уходящая», «Русь советская». 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файлSize
Сергей Есенин.ppt1.52 MB

»  Размещено в сообществах:   
Будем говорить по-русски!