Урок литературы “Романсы и песни на слова русских писателей"
Submitted by Яна Сергеевна Рогозникова on чт, 05/05/2011 - 09:27
Ход урока:
Этапы урока
Ход урока
Номер слайда
Примечания
1.Организа-ционный момент
На экране фрагмент из кинофильма «Ирония судьбы, или с легким паром!» (романс «Хочу у зеркала, где муть…» в исполнении Аллы Пугачевой, муз. Микаэла Таривердиева)
1
2
3
Приложение 1
2. Актуали-зация полу-ченных ранее знаний
У. - Ребята, какой музыкально-поэтический жанр только что прозвучал?
У. – Что такое романс?
У. – Какие романсы вы принесли на урок? Почему вы выбрали именно эти произведения? Чем они привлекли вас?
У. – Чем они вам нравятся?
Проверка д/з: принести на урок стихо-творение-ро-манс
3. Предъяв-ление нового материала
У. – Сегодня на уроке мы более детально рассмотрим жанр романса и песни, познакомимся с выдающимися произведениями русских поэтов, на которые была положена музыка, проанализируем некоторые из них.
У. – Для начала обратимся к определениям романса и песни, представленных в различных словарях.
Литературоведческий словарь: «Романс – музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением»
Толковый словарь В.И. Даля: «Романс – песня, лирическое стихотворение для пения с музыкой»
Музыкальный словарь: «Романс – жанр русской вокально-поэтической культуры»
У. – А что же такое песня?
Литературный справочник: «Песня - литературно-музыкальный жанр, соединение стихотворного художественного текста с пением и, как правило, музыкальным сопровождением».
Энциклопедический словарь юного литературоведа: «Песня – небольшое словесно-музыкальное произведение, исполняемое одним лицом или хором».
Краткий толковый словарь русского языка: «Песня – музыкальное произведение для пения, написанное на текст стихотворения»
У. – Рассмотрев различные определения романса и песни, ответим на вопрос: Что общего у песни и романса? Что является обязательной составляющей для обоих жанров?
У. – Действительно, и в романсе и в песне обязательно присутствие стихотворного произведения. Как же развивался романс в России, и какие разновидности этого жанра существуют?
(Подготовленный ученик представляет сообщение на тему: «Романс, его разновидности»)
4
5
Цель урока
Ознакоми-тельная лекция
4. Форми-рование навыков и умений
У. – Итак, романс как жанр имеет множество разновидностей. Пример «городского» романса в исполнении Михаила Звездинского на стихотворение Н.А. Заболоцкого мы сейчас послушаем.
У. – Ребята, понравился вам романс? Что понравилось?
У. – Каким чувством окрашено это произведение?
У. – С чем связано ощущение печали и радости? Как передает его поэт?
У. – Кого описывает поэт? Как? (найдем эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения)
У. – Какой эмоциональный отклик у читателя рождает это произведение?
У. – Какие черты городского романса можно найти в этом произведении?
У. – Действительно, «городский» романс, с его гармоническим минором, ярко выражен в данном произведении. Любовь Н.А. Заболоцкого – это не любовь вообще, а своя любовь, личная.
У. – Мы продолжим знакомство с романсами. Но теперь вы поработаете самостоятельно (в группах). Мы прослушаем два романса и вы группой проведете небольшой анализ своего романса по плану. Затем определите выступающего, и он представит нам вашу работу.
На экране фрагмент из фильма «Жестокий романс», реж. Эльдар Рязанов. Романс «А напоследок я скажу» в исполнении Анны Резниковой, написанный А. Петровым на одноименное стихотворение Беллы Ахмадулиной.
Затем фрагмент из фильма «Ирония судьбы, или с легким паром!» (романс «Мне нравится, что вы больны не мной» в исполнении Аллы Пугачевой, муз. Микаэла Таривердиева).
После прослушивания ученики работают в группах.
Индивидуальное задание: Сопоставительный анализ романсов на стихотворения М. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной» и «Хочу у зеркала, где муть…». В чем трагическое восприятие любви в одном и другом стихотворениях?
Ученики представляют свои работы.
У. – Мы рассмотрели жанр романса и песни, познакомились с некоторыми романсами и проанализировали их. Следующим заданием для вас будет творческая работа: написать этюд о своем восприятии романса любого из поэтов. (Цель данной работы – направить внимание детей на осмысление того впечатления, которое производит на них поэзия / романсы).
Дети пишут, затем сдают этюды.
6
7
8
9
10
Учебник, стр. 277
Работа в группах
План – приложение 2
Хрестоматия, стр. 446
Учебник, стр. 111
Приложение 1
5. Подве-дение итогов
У. – Романс – это такой жанр, который шире своей жанровой формы. В нем человеческие драмы и судьбы. Музыка и слово в романсе взаимно дополняют друг друга, не могут отдельно существовать. Романс преодолевает пространственные и временные границы, переселяясь из одних стран в другие и видоизменяясь с течением времени. Без романса человеческое существование потеряло бы что-то очень важное для своего духовного мира, стало бы обделенным, ущербным.
Домашнее задание: выявить основные отличия романса от песни, привести примеры.