Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 97
ТЕМА: «ЛИСТОПАД»
Учитель биологии школы № 97
Ленинского района
Регалова Татьяна Владимировна
2010 г.
Листопад
Оформление класса: на стенах осенние листья, репродукции картин с изображением золотой осени. На партах в вазах осенние букеты.
Доска: Вывешены работы ребят – на листочках альбома – осенние букеты, картины, плакат «механизм листопада», новые слова – антоциан, каротин.
Учитель: Повторим пройденный материал.
Кратко, письменно на листочках ответить на вопросы:
- Как называется процесс, в результате которого из углекислого газа и воды образуются органические вещества? (фотосинтез).
- Где находится хлорофилл в клетке? (в хлоропластах).
- В каких клетках листа главным образом расположены хлоропласты? (в зеленых).
- Что необходимо растению для осуществления фотосинтеза? (вода, свет, углекислый газ).
- Каковы признаки растений влажных мест обитания? (большие листья, много устьиц).
- Какое значение имеет растения для человека? (кислород, витамины, одежда, мебель, бумага).
После работы учитель собирает листочки и проверяет правильность выполненной работы.
Затем учитель переходит к объяснению нового материала «Листопад».
В классе звучит музыка Чайковского Времена года» - Октябрь.
Учитель под музыку читает стихи А.С.Пушкина:
«Унылая пора, очей очарованья
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы».
Сейчас мы с вами переключаемся на групповую работу. Класс делится на 4 микрокллектива, каждый из них получает карточку с заданием. Через 3 минуты группа должна представить ответ на вопрос.
1 группа: Сравните дыхание и фотосинтез.
2 группа: Назвать правила поведения в природе, обосновать.
3 группа: Какие осенние явления вы наблюдали осенью на деревьях. Как изменяется окраска листьев у разных деревьев. Как изменяется окраска листьев у разных растений. Где листья больше окрашены, в нижней или верхней части кроны. (Сформулировать ответы на основе проведенной экскурсии).
4 группа: Пронаблюдайте за листопадом. Каково значение листопада для растений. Каково значение листа в жизни растений.
Учитель подводит итоги сказанного ребятами и продолжает урок. Писатели, поэты и художники говорят об осени, каждый своим языком Левитан «золотая осень». Почему именно золотая?
«Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветит небо, что околица
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в тихий терем свой».
И.Бунин.
Какое настроение навевает осень? Почему? Улетают птицы, опадают листья? Какие осенние явления мы наблюдаем в природе? Обобщите все, о чем мы сегодня говорили.
А теперь рассмотрим листопад с биологической точки зрения.
Листопад – нормальное физиологическое явление, связанное со старением листьев.
Перед листопадом в листьях происходят глубокие биохимические и физиологические изменения.
Питательные вещества из листьев оттекают в запасающие органы (клубни, корневища, к точкам роста, к растущим молодым листьям). Хлорилл обычно разрушается, а каротинойды сохраняются дольше, обуславливая осеннюю окраску.
Механизм листопада связан с появлением у основания листа или черенка отдельного слоя из легкого разъединяющихся паренхимных клеток. Проводящие пучки удерживают лист на стебле и легко разрушаются при порывах ветра.
Листопад – выработанное в процессе эволюции приспособление к неблагоприятным условиям среды (защищает растения от избыточного испарения зимой и от поломки ветвей во время снегопада).
Но не все деревья являются листопадными.
Загадка: «Зимой и летом одним цветом»
Ель сбрасывает хвою через 5-8 лет.
Сосна через 2-3 года.
Ель пренка через 2-25 лет.
работа с учебником: в § 31 прочитайте о тех растениях, которые не являются листопадными, а называются вечно зелеными.
Учитель подводит итоги урока и записывает домашнее задание § 31, подготовить сочинение миниатюру на тему «Осень».
Ребята читают стихи об осени, которые они приготовили к уроку.
Учитель демонстрирует фильм об осени, а ребята повторяют приметы осени: 1. Желтеют листья.
2. Опадают.
3. Созревают плоды.
4. Образуются чешуйки на почках
5. Появляется мертвый слой под кожицей на ветвях.
В конце урока учитель говорит о народных приметах:
Гором в сентябре – теплая осень.
В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало-сухая.
Загадка.
Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? (осенью).
Сидит зеленеет, лежит желтеет, падает, почернеет (лист).
Вьется, извивается, в небо устремляется (листопад).
Народные пословицы
Холоден сентябрь – да сыт.
Весной дождь растит, а осенью гноит.
В ноябре зима с осенью борется.
|