- сконцентрировать зрительную, слуховую, смысловую память ребенка
I.Организационный момент
На доске: крупно написана тема урока, эпиграф, размещены таблицы, стенд для выстраивания «Парада бабочек Республики Татарстан», приготовлены компьютер, презентация, проектор. На предметном столике букеты живых цветов, для сравнения бабочек с цветами
Включается магнитофон, звучит восточная инструментальная музыка «Закат» в исполнении группы «Инструментальные хиты»
Урок начинается со вступительного слова учителя. Он приветствует учащихся, отмечает, какая чудесная, солнечная погода, говорит о том, что сегодня на уроке мы тоже будем говорить о прекрасных созданиях природы. Желает всем получить хорошие оценки, старательно поработать на уроке.
II. Опрос учащихся по заданному на дом материалу.
Цели: вспомнить основные признаки типа Членистоногие; дать характеристику эволюционного значения представителей данного типа;
актуализировать знания о том, что признаки данного типа способствовали освоению особями различных сред обитания
Задачи:
- создание ситуации заинтересованности учащихся;
- создание различных предпосылок для участия детей в поставленной цели;
- показать, что полученные ранее знания имеют практическую ценность для усвоения нового материала;
- сделать логический переход к изучению новой темы.
2.Работа в парах.
Цель: активизировать деятельность класса, через работу учащихся в парах, добиться вклада каждого ученика в решении задачи оценивания не только учителем, но и школьниками
Цель: провести индивидуально – дифференцированную работу через выполнение учащимися заданий различной сложности.
Методы мотивирования учащихся на данном
этапе урока: синтетический, сравнительный,
практический,
самостоятельная работ
II. Опрос учащихся по заданному на дом материалу.
1. Учительзадает вопросы, с помощью которых происходит ориентирование учащихся в учебном материале и делается логический переход к изучению новой темы.
1.Какой тип животных мы проходили на предыдущих уроках? ( Тип Членистоногие)
2.Перечислите основные признаки типа Членистоногие? (Разделение тела на сегменты, характеристика конечностей животных, покрытие тела хитиновой кутикулой, сплошной кожно – мускульный мешок, характеристика систем органов)
3. Какие классы типа Членистоногие вам известны?
( Ракообразные, Паукообразные, Насекомые).
Учитель.Давайте вспомним некоторые признаки классов животных данного типа.
2.Работа в парах.
Задание «Верно или неверно суждение»(детям раздаются карточки с заданиями, где надо указать номера верных утверждений). Организуется взаимопроверка работ учащихся.
1 конверт.
1. Членистоногие на Земле заселили все возможные среды обитания.
2. К Членистоногим относятся дождевые черви, слизни, раки, стрекозы.
3. Тело у Членистоногих не разделено на членики, а конечности имеют членистое строение.
4. Хитиновый покров Членистоногих не пропускает ни воду, ни воздух.
5. Членистоногие могут иметь от 3 пар ног и более
(до 150).
2 конверт.
1. Ракообразные ведут только водный образ жизни.
2. Речные раки, как и другие ракообразные, в течение своей жизни периодически линяют.
3. Кровеносная система ракообразных незамкнутая.
4. У ракообразных 3 пары конечностей.
5. У десятиногих раков органы дыхания – жабры.
3 конверт.
1. Тело паука поделено на три отдела: голову, грудь и брюшко.
2. У паукообразных нет усиков.
3. У пауков желудок жевательный.
4. Все пауки хищники.
5. Все пауки плетут ловчую сеть.
4 конверт.
1. Класс насекомых – самый многочисленный из всех классов животных.
1. Засушенные для коллекции раки сохраняют свою форму и размеры тела. Чем это можно объяснить?
2. Осенью часто можно видеть в воздухе летящих паучат. Как и куда летят паучата?
3. Среди Паукообразных имеются животные, с которыми имеют дело и агроном, и врач, и ветеринар. Какие это Паукообразные? Почему к ним проявляют интерес люди разных специальностей?
4. Паук-крестовик твердую пищу есть не может. Но его жертвы – насекомые имеют твердый хитиновый покров. Каким образом паук все же питается насекомыми?
III. Изучение нового материала
Ты пришел в гости к природе –
не делай ничего, чтобы ты счел
неприличным делать в гостях.
А. Арманд
Учитель (зачитывает эпиграф к уроку)
Ребята, отгадайте загадку:
Шевельнулись у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел
(бабочка).
А почему бабочек сравнивают с цветами? (Они очень красивые, имеют разнообразную окраску)
Учитель обращает внимание детей на букеты цветов на предметном столике, учащиеся убеждаются в том, что бабочки и цветы очень красивые.
Звучит музыка Ярослава Никитин «Вальс дождя».
Для каждого любителя природы бабочки – это праздник души. Богатство красок и полет – то стремительный, то неторопливый – вот. что замечают большинство из нас.
Бабочки – это прекрасные творения живой природы, вершина ее художественного мастерства, шедевр эволюции.
Учителем ставиться вопросы:
А почему окраска бабочек так разнообразна? Как происходит развитие этих насекомых? Улетают ли бабочки на зиму в теплые страны? Какие бабочки встречаются в нашей республике? На эти вопросы мы ответим в течении нашего урока. Итак, тема урока:
«Развитие насекомых с полным превращением. Бабочки
Республики Татарстан».
К какому классу можно отнести бабочек? (Насекомые).
По каким признакам? ( Обсуждение учащихся признаков Насекомых).
По сравнению с другими насекомыми бабочки очень молодой отряд. Первые, самые примитивные чешуекрылые появились в середине мелового периода, около 100 млн. лет назад (одновременно с цветковыми растениями).
А большинство современных групп бабочек возникли лишь 40 млн. лет назад, когда планета уже приобрела облик, близкий к современному. На земном шаре сейчас насчитывается около 250 тыс. видов бабочек. В России известно не менее 20 тыс. видов чешуекрылых.
Тело бабочки, как и любого другого насекомого, делится на голову, грудь и брюшко. К середине груди прикрепляются перепончатые крылья, покрытые чешуйками – видоизмененными волосками сложного строения, образующих две, соединенных между собой посредством тоненьких столбиков, поверхности. Чешуйки бывают оптическими и пигментными.Найдете ошибку в стихотворении: