Официальный сайт circ-a 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Многообразие бабочек Республики Татарстан

Размещено: Ольга Андреевна Суханова - чт, 05/05/2011 - 21:17
Данные об авторе
Автор(ы): 
Суханова Ольга Андреевна
Место работы, должность: 

РТ, Чистопольский район,МБОУ "Кубасская сош" , учитель биологии

Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

     Образовательные: выяснить отличительные признаки отряда чешуекрылых, как насекомых с полным превращением; показать различие бабочек по характеру активности – дневные и ночные; дать представление о полезности и вредности некоторых бабочек (молей, озимых совок и т.д.);  выяснить значение бабочек в природе и жизни человека познакомить с многообразием представителей отряда Чешуекрылые, обитающих в Республике Татарстан.       

     Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать Чешуекрылых с другими отрядами насекомых;   владеть информационно-компьютерными технологиями; работать с дополнительной литературой.

     Воспитательные:

нравственное воспитание:выработать суждение о многообразной ценности природы Республики Татарстан, ее практической, познавательной значимости;

этическое воспитание:воспитать чувство добра к природе родного края;

эстетическое воспитание:показать красоту и изящество бабочек, как источника прекрасного в природе, направить чувство красоты на обогащение  духовного мира учащихся; развить эмоциональную чуткость, вкус, стремление вносить красоту в жизнь, создавать красивое;

 экологическое воспитание: формирование ответственного отношения учащихся к природной среде, необходимости ее охраны, знакомство с бабочками, внесенными в Красную книгу Республики Татарстан.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
15
Используемые учебники и учебные пособия: 

таблица «Класс насекомые. Отряд Чешуекрылые», презентация «Бабочки Республики Татарстан», набор открыток дневных и ночных бабочек, фотографии бабочек.

 

Используемая методическая литература: 

                                              ЛИТЕРАТУРА

 

1.       Акимушкин И. И. Мир животных: Насекомые. Пауки. Домашние животные. -4-е изд. - М.: Мысль, 1995.

2.       Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы / Т. А. Дмитриева, С. И. Гуленков, С. В. Суматохин и др. – М.:Дрофа, 1999.

3.       Гордиенко С.Г. Бабочки Татарстан. Казань, 1960.

4.       Красная книга Республики Татарстан. «Природа», Казань, 1995.

5.       Растения и животные: Руководство для натуралиста: Пер. с нем. /К. Нидон, Д-р И. Петерман, П. Шеффель, Б. Шайба. - М. : Мир, 1991.

6.       Семененко О. П., Упатова И. П., Чурилова А. И. Методика преподавания биологии: Нестандартные формы проведения занятий по биологии в 6-10 классах. - Х. :Скорпион,2000.

7.       Зоопарк в твоей книжке: в 5 павильонах. Павильон 1. -“Насекомые”. Сост. :В. В. Никитина, А. Г. и В. Н. Башарины. -Харьков,”Услуга”,1992.

8.       Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология /Сост. С. Т. Исмаилова. - 3-е изд. перераб. и доп. -М. : Аванта +, 1996.

9.       http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00080311.html

 

Используемое оборудование: 

Оборудование и материалы: компьютер, экран, проектор, стенд  «Парад бабочек Республики Татарстан», магнитофон, лупы, запись кинофрагмента «Развитие бабочки», карточки задания для групповой  и  индивидуальной работ

Краткое описание: 
План урока: 1. Организационный момент – 2 мин. 2. Актуализация знаний учащихся – 3 мин. 3. Сообщение темы и целей урока – 2 мин. 4. Работа в тетрадях: заполнение таблицы «Особенности отряда чешуекрылые» 5 мин. 5. Выступление учащихся творческих групп - 25 мин. 6. Подведение итога урока - 3 мин. 7. Задание на дом – 5 мин.

Этапы работы

Содержание этапа

I.Организационный момент.

 

 

 

 

Звучит музыка «Закат», в исполнении группы «Инструментальные хиты»

Цель:  создать доброжелательную рабочую атмосферу в классе, способствовать созданию положительного эмоционального настроя учащихся на урок;

содействовать формированию экологического мышления учащихся

Задачи:

-проверить готовность

рабочего места ученика,

-  сосредоточить внимание учащихся,

-  сконцентрировать зрительную, слуховую, смысловую память ребенка

I.Организационный момент

     На доске: крупно написана тема урока,  эпиграф, размещены таблицы, стенд для выстраивания «Парада бабочек Республики Татарстан», приготовлены компьютер, презентация, проектор.  На предметном столике  букеты живых цветов, для сравнения бабочек с цветами

      Включается магнитофон, звучит восточная  инструментальная  музыка «Закат»  в исполнении группы «Инструментальные хиты»

      Урок начинается со  вступительного слова учителя. Он приветствует учащихся, отмечает, какая  чудесная, солнечная погода, говорит о том,  что сегодня на уроке мы тоже будем говорить о прекрасных созданиях природы. Желает всем получить хорошие оценки, старательно поработать на уроке.                                        

II. Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Цели:   вспомнить  основные признаки типа Членистоногие; дать характеристику эволюционного  значения представителей данного типа;

актуализировать знания  о том, что  признаки данного типа способствовали  освоению особями различных сред обитания

Задачи:

 - создание ситуации заинтересованности учащихся;

-  создание различных предпосылок для участия детей в поставленной цели;

- показать, что полученные ранее знания имеют практическую ценность для усвоения нового материала;

- сделать логический переход к изучению новой темы.

 

2.  Работа в парах.

 

Цель:  активизировать деятельность класса, через работу учащихся в парах, добиться  вклада каждого ученика в решении задачи оценивания не только учителем, но и школьниками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Работа со способным учащимся. Учитель  предлагают нескольким учащимся решить «Биологические задачи».

 

Цель: провести индивидуально – дифференцированную работу через выполнение  учащимися заданий различной сложности.

 

Методы мотивирования учащихся на данном

этапе урока: синтетический, сравнительный,

практический,

самостоятельная работ

II. Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

1. Учительзадает вопросы, с помощью которых происходит ориентирование учащихся в учебном материале и делается логический переход к изучению новой темы.

1.Какой тип животных мы проходили на предыдущих уроках?  ( Тип Членистоногие)

2.Перечислите основные признаки типа Членистоногие? (Разделение тела на сегменты, характеристика конечностей животных, покрытие тела хитиновой кутикулой, сплошной кожно – мускульный мешок, характеристика систем органов)

           3. Какие классы  типа Членистоногие вам известны?

( Ракообразные,  Паукообразные, Насекомые).

Учитель.Давайте вспомним некоторые признаки классов животных данного типа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Работа в парах.

 

Задание «Верно или неверно суждение»(детям раздаются карточки с заданиями, где надо указать номера верных утверждений). Организуется взаимопроверка работ учащихся.

1 конверт.

1. Членистоногие на Земле заселили все возможные среды обитания.

2. К Членистоногим относятся дождевые черви, слизни, раки, стрекозы.

3. Тело у Членистоногих не разделено на членики, а конечности имеют членистое строение.

4. Хитиновый покров Членистоногих не пропускает ни воду, ни воздух.

5. Членистоногие могут иметь от 3 пар ног и более

 (до 150).

2 конверт.

1. Ракообразные ведут только водный образ жизни.

2. Речные раки, как и другие ракообразные, в течение своей жизни периодически линяют.

3. Кровеносная система ракообразных незамкнутая.

4. У ракообразных 3 пары конечностей.

5. У десятиногих раков органы дыхания – жабры.

3 конверт.

1. Тело паука поделено на три отдела: голову, грудь и брюшко.

2. У паукообразных нет усиков.

3. У пауков желудок жевательный.

4. Все пауки хищники.

5. Все пауки плетут ловчую сеть.

4 конверт.

1. Класс насекомых – самый многочисленный из всех классов животных.

2. Насекомые имеют по две пары усиков.

3. Насекомые питаются самой разнообразной пищей.

4. Среди насекомых имеются хищники и паразиты.

5. Насекомые имеют 4 пары конечностей.

 

3.А вы,  ребята, попробуйте решить   «Биологические задачи».

1. Засушенные для коллекции раки сохраняют свою форму и размеры тела. Чем это можно объяснить?

2. Осенью часто можно видеть в воздухе летящих паучат. Как и куда летят паучата?

3. Среди Паукообразных имеются животные, с которыми имеют дело и агроном, и врач, и ветеринар. Какие это Паукообразные? Почему к ним проявляют интерес люди разных специальностей?

4. Паук-крестовик твердую пищу есть не может. Но его жертвы – насекомые имеют твердый хитиновый покров. Каким образом паук все же питается насекомыми?

 

III. Изучение нового материала

                      Ты пришел в гости к природе –

                                  не делай ничего, чтобы ты счел

                                   неприличным делать в гостях.

                                                                                 А. Арманд

 

                      Учитель (зачитывает эпиграф к уроку)

      Ребята, отгадайте загадку:

      Шевельнулись у цветка все четыре лепестка.

       Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел

                                                 (бабочка).

     А почему бабочек сравнивают с цветами?  (Они очень красивые, имеют разнообразную окраску)

   Учитель обращает внимание детей на букеты цветов  на предметном столике, учащиеся убеждаются в том,  что бабочки и цветы очень красивые.

Звучит музыка  Ярослава Никитин «Вальс дождя».

Для каждого любителя природы бабочки – это праздник души. Богатство красок и полет – то стремительный, то неторопливый – вот. что замечают большинство из нас.

     Бабочки – это прекрасные творения живой природы, вершина ее художественного мастерства, шедевр  эволюции.

 

 

 

 

 

 

 

Учителем ставиться  вопросы:

  А почему окраска бабочек так разнообразна? Как происходит развитие этих насекомых?  Улетают ли бабочки на зиму в теплые страны? Какие бабочки встречаются в нашей республике? На эти вопросы мы ответим в течении нашего урока. Итак, тема  урока:

«Развитие насекомых с полным превращением. Бабочки

Республики Татарстан».

  К какому классу можно отнести бабочек? (Насекомые).

По каким признакам? ( Обсуждение учащихся признаков Насекомых).

     По сравнению с другими насекомыми бабочки очень молодой отряд. Первые, самые примитивные чешуекрылые появились в середине мелового периода, около 100 млн. лет назад (одновременно с цветковыми растениями).

А большинство современных групп бабочек возникли лишь 40 млн. лет назад, когда планета уже приобрела облик, близкий к современному. На земном шаре сейчас насчитывается около 250 тыс. видов бабочек. В России известно не менее 20 тыс. видов чешуекрылых.

Тело бабочки,  как и любого другого насекомого, делится на голову, грудь и брюшко. К середине груди прикрепляются перепончатые крылья, покрытые чешуйками – видоизмененными волосками сложного строения, образующих две, соединенных между собой посредством тоненьких столбиков, поверхности. Чешуйки бывают оптическими и пигментными.Найдете ошибку в стихотворении:

Ты прав, одним воздушным очертаньем

Я так мила,

Весь бархат мой с его живым миганьем –

- Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я летний опустилась

И вот – дышу… (А. Фет.)

 

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн