Официальный сайт aksakal 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок "Сервировка стола к завтраку" 5 класс

Тема урока: СЕРВИРОВКА СТОЛА К ЗАВТРАКУ. 5 класс

 

Цели:

Обучающие: ознакомить учащихся с историй столовых приборов, правилами  сервировки стола.

Развивающие: способствовать развитию у учащихся потребности в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды деятельности; сформировать навыки по сервировки стола;Воспитывающие: создать условия для воспитания мотивации обучения; воспитывать аккуратность, опрятность, эстетический вкус.

Оборудование:

учебник, рабочая тетрадь, набор столовой посуды, скатерть, салфетки бумажные и тканевые, таблицы, презентация «Приглашение к столу».

 

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Ход урока

Приветственное слово учителя.

Здравствуйте, ребята!

Вспомните, пожалуйста, что истинный смысл слова здравствуйте – это пожелание здоровья и …

Скажите здравствуйте руками

                                            Тому, кто сел за парту с вами!

                                            Скажите здравствуйте глазами

                                            И улыбнитесь вместе с нами!

                                            Пожелать друзьям спеши

                                            Здравствовать от всей души!

2. Изучение нового материала.

Уж так повелось, что, приглашая гостей в дом, отмечая в кругу семьи какое либо торжество, просто завтракая или ужиная, мы неизменно усаживаемся за стол. Хорошо сервированный, благоухающий ароматами всевозможных блюд, он сближает людей, снимает напряжение, располагает к задушевной дружеской беседе. Как и прежде,  мы видим в этом нечто большее, чем просто желание вкусно и сытно поесть – нас объединяет радость общения, стремление поделиться с окружающими своими планами и помыслами, почувствовать себя нужным и интересным друг другу.

На прошлых занятиях мы научились готовить блюда для завтрака. Как вы считаете, какой должна быть тема и цель нашего сегодняшнего урока? (дети формулируют тему и цель урока)

Совершенно верно! Я приглашаю вас на урок хороших манер, который называется «Сервировка стола к завтраку».

 А что такое сервировка стола? (ответы учащихся)

Правильно! Сервировка – это подготовка и оформление стола для приема пищи. (дети записывают тему урока и определение в тетрадь. Учитель начинает демонстрировать презентацию. Слайд1 «Приглашение к столу» )

С глубоким почтением в России всегда относились не только к самой пище, но и к помещению, где проходила трапеза, а также ко всему, что её окружало, - к мебели, посуде, скатерти. У нас на уроке есть «историки», которые получили задание исследовать историю предметов для приема пищи.

Слайд 2 «Стол – всему голова»

Ученица 1.То, без чего невозможна ни одна трапеза, - это, конечно же, стол. Само слово «стол» древнерусского происхождения. Первые столы в крестьянских жилищах были глинобитные, врытые в землю. Как вид передвижной мебели стол появился на Руси не ранее 12 века. В зависимости от вида застолья столы могут быть различных форм: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные, овальные. Стол должен располагаться так, чтобы гости могли свободно выйти из-за стола, а официант или хозяйка могли беспрепятственно обслужить. Размер стола зависит от количества приглашенных гостей, из расчета 0,6 – 0,8 м на каждого гостя и 1 м на почетного гостя. Самая демократичная форма – круглый стол, за ним все равны; имеющие квадратный стол только играют в демократию; прямоугольный – принадлежит людям, придерживающимся традиционных взглядов. Прежде чем приступить к сервировке стола, необходимо убедиться, что стол стоит устойчиво.

Слайд 3 «Скатерти и салфетки – праздник на столе»

Ученица 2. Оригинальный способ сервировки был в ходу при королевских дворах в Средние века. Во время торжественных обедов пажи въезжали верхом на лошадях в зал и подавали гостям блюда прямо с седла, а остатки пищи бросали собакам. Жирные руки было принято вытирать о шкуры собак. Как удачно, что понятия вежливости изменились и теперь предпочитают салфетки. Салфеткой человек начал пользоваться более двух тысяч лет назад. И все же практика показывает, что правильно обращаться с салфетками умеют не все. В наше время распространены салфетки бумажные и текстильные (тканевые). Текстильную салфетку положи себе на колени. Руки и рот вытирайте бумажными салфетками. Закончив еду, полотняную салфетку положи на стол, рядом с тарелкой. Бумажные салфетки кладем в тарелку.

Ученица 3.Первое упоминание о скатерти на русском столе мы находим в «Смоленской грамоте», датированной 1150 годом. Выбор скатерти и салфеток должен соответствовать поводу и цели застолья. Цвет должен сочетаться с цветом предметов сервировки и вписываться в интерьер зала. Классическим материалом для скатертей и салфеток является лен и хлопчатобумажная ткань. Стол накрывают скатертью так, чтобы средняя заглаженная складка шла вдоль стола и свисала на 25 – 30 см по сторонам. Если сервируется торжественный праздничный стол, то скатерть лучше взять белую , накрахмаленную; для менее торжественных событий можно взять цветную, сочетающуюся с интерьером комнаты, цветом стен, штор и посудой, причем белая посуда подходит и для белой, и для цветной скатерти, а цветная хороша на белой скатерти. (учитель накрывает стол скатертью и кладет салфетку).

Слайд 4 «Из истории столовой посуды»

Ученица 4. Роль тарелок издавна выполняли миски. Делали миски из глины, дерева, а позднее из металла. В 1710 году открылась первая в Европе Мейсенская фарфоровая мануфактура. В России самой известной фарфоровой мануфактурой была Кузнецовская. Тончайший, восхитительно легкий, почти прозрачный русский фарфор превзошел по качеству европейские образцы. (Учитель демонстрирует столовую, чайную, кофейную посуду)

Слайд 5 «Из истории столовых приборов»

Ученица 5. Без ножа как без рук. Наши далекие предки не делали различия между боевым, охотничьим, хозяйственным и столовыми ножами. Они были универсальны. Во время трапезы боевые короткие ножи служили своим владельцам не только «столовым прибором», но и способом выразить дружеское расположение к рядом сидящему, подавая ему кусочек мяса из общего блюда на кончике своего ножа. Специальные столовые ножи вошли в обиход в 16 веке, согласно одной из версии, закруглять концы ножей, дабы их не пускали в ход во время обеденных ссор, начали по приказу императора Наполеона.

Ученица 6.Ложка – потомок пригоршни. Сто тысяч лет до нашей эры, когда люди окончательно покорили огонь, появился важнейший элемент культуры – совместная трапеза. Горячую и жидкую пищу есть руками было неудобно, и для еды стали использовать приспособление, повторяющее форму человеческой ладони, сложенной «в пригоршню». Бесспорно, ложка – самое демократическое изобретение из всех столовых приборов. Издревле она бытовала во дворцах и домах бедняков. Она первая из столовых приборов стала вещью личного пользования. Ложки, как и ножи, часто носили при себе в  особых футлярах либо просто за поясом или голенищем сапога.

Ученица 7. Самый «молодой» столовый прибор – вилка. Даже за царским столом в России в 17 веке пользовались только ножом и ложкой. Отрезанные куски брали либо рукой, либо «чем было способнее». Российская аристократия узнала вилку в 18 веке не без помощи Петра 1. Первые вилки были с двумя зубцами и имелись только у очень состоятельных людей. Простой народ начал пользоваться вилкой лишь в 19 веке.

Слайд 6.

Учитель демонстрирует и рассказывает о сервировке стола к завтраку.

Сервировка должна соответствовать подаваемым блюдам. Обычно завтрак состоит из горячего напитка (чая, молока, кофе, какао) и горячего блюда (каши, омлета, яичницы), а также меда, джема, повидла, варенья, масла, колбасы, сыра, хлеба, булочек, бутербродов. Все на столе должно размещаться таким образом, чтобы можно было не задевая других предметов, взять то, что вам нужно.   На салфетку ставят закусочную тарелку, напротив сиденья стула, слева от неё – пирожковая тарелка. Вилку кладут зубцами вверх с левой стороны от тарелки, нож лезвием к тарелке – справа, чайную ложку можно положить справа у ножа или перед тарелкой. Справа перед кончиком ножа ставят чашку с блюдцем для горячего напитка, причем ручка её должна быть повернута к правому плечу сидящего. Общее блюдо с гастрономическими продуктами – в центре стола вместе с прибором для раскладывания, каждый берет что хочет из общего блюда и кладет себе в тарелку. На стол необходимо поставить масленку и положить нож, которым каждый отрезает кусочек масла, кладет себе в тарелку, а затем намазывает на хлеб своим ножом, лежащим справа от тарелки. Сахарницу и вазочку с медом ставят на середину вместе с ложечками для раскладывания. Чай и кофе подают без сахара, каждый добавляет его по вкусу.

Слайд 7

Очень нарядно выглядит стол, когда он украшен цветами. Составляя цветочный букет можно обогатить его злаками, бессмертником, причудливо изогнутыми веточками, колючим боярышником с красными ягодами. Но композиция не должна заслонять собой блюда и мешать сидящим за столом, поэтому цветы нужно ставить в низких вазах небольшими букетами. Вазу можно заменить салатницей, кружкой или просто положить на скатерть гирляндой. Не следует ставить на стол цветы с сильным запахом.

Часто в качестве декора используют свечи. Они могут быть белыми и цветными, разнообразной формы и размера ( в зависимости от официальности трапезы), но обязательно новыми. Свечи зажигают перед тем, как гости заходят в столовую, и не гасят до тех пор, пока собравшиеся не покинут помещение после еды.

Собирая гостей на торжество, можно использовать приглашения. В приглашении нужно указать ФИО гостя, причину торжества, время, число, месяц, год и адрес где будет проходить торжество.

Оформленные с фантазией карточки-меню послужат интересным дополнением к вкусному ужину, затем их можно подарить гостям, как сувенир.

Слайд 8.

Праздник с древнейших времен тесно связан с обыденной и религиозно-мифологической жизнью народа. Праздничный стол – неотъемлемая часть каждого русского празднества или ритуала с характерной атрибутикой. В праздник людям присуще особое психофизиологическое состояние полноты жизни, целостного мироощущения, а также внутреннего единства друг с другом. Праздничные столы тесно связаны с народными обрядами, традициями.

Слайд 9.

Тематические столы формируют эмоциональный настрой, атмосферу которые вводят гостей в совершенно иной мир. Здесь главным является идея, лейтмотив, который прослеживается в гармоничном сочетании посуды, декоративных деталей, салфеток, скатерти, цветов.

3. Практическая работа.

Учащиеся выполняют практическую работу «Сервировка стола к завтраку», учатся расставлять приборы, необходимые к завтраку.

Учащиеся учатся красиво складывать салфетки (используя инструкционные карты, учебник, стр.159, рис.103)

Учитель, контролируя работу учащихся, проводит текущий инструктаж, показывает способы складывания салфеток.

4. Итог урока.

Учитель задает вопросы детям:

Тема урока: СЕРВИРОВКА СТОЛА К ЗАВТРАКУ. 5 класс

 

Цели:

Обучающие: ознакомить учащихся с историй столовых приборов, правилами  сервировки стола.

Развивающие: способствовать развитию у учащихся потребности в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды деятельности; сформировать навыки по сервировки стола;

Воспитывающие: создать условия для воспитания мотивации обучения; воспитывать аккуратность, опрятность, эстетический вкус.

 

Оборудование:

учебник, рабочая тетрадь, набор столовой посуды, скатерть, салфетки бумажные и тканевые, таблицы, презентация «Приглашение к столу».

 

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

 

Ход урока

  1. Приветственное слово учителя.
Здравствуйте, ребята!

Вспомните, пожалуйста, что истинный смысл слова здравствуйте – это пожелание здоровья и …

Скажите здравствуйте руками

                                            Тому, кто сел за парту с вами!

                                            Скажите здравствуйте глазами

                                            И улыбнитесь вместе с нами!

                                            Пожелать друзьям спеши

                                            Здравствовать от всей души!

2. Изучение нового материала.

Уж так повелось, что, приглашая гостей в дом, отмечая в кругу семьи какое либо торжество, просто завтракая или ужиная, мы неизменно усаживаемся за стол. Хорошо сервированный, благоухающий ароматами всевозможных блюд, он сближает людей, снимает напряжение, располагает к задушевной дружеской беседе. Как и прежде,  мы видим в этом нечто большее, чем просто желание вкусно и сытно поесть – нас объединяет радость общения, стремление поделиться с окружающими своими планами и помыслами, почувствовать себя нужным и интересным друг другу.

На прошлых занятиях мы научились готовить блюда для завтрака. Как вы считаете, какой должна быть тема и цель нашего сегодняшнего урока? (дети формулируют тему и цель урока)

Совершенно верно! Я приглашаю вас на урок хороших манер, который называется «Сервировка стола к завтраку».

 А что такое сервировка стола? (ответы учащихся)

Правильно! Сервировка – это подготовка и оформление стола для приема пищи. (дети записывают тему урока и определение в тетрадь. Учитель начинает демонстрировать презентацию. Слайд1 «Приглашение к столу» )

С глубоким почтением в России всегда относились не только к самой пище, но и к помещению, где проходила трапеза, а также ко всему, что её окружало, - к мебели, посуде, скатерти. У нас на уроке есть «историки», которые получили задание исследовать историю предметов для приема пищи.

Слайд 2 «Стол – всему голова»

Ученица 1.То, без чего невозможна ни одна трапеза, - это, конечно же, стол. Само слово «стол» древнерусского происхождения. Первые столы в крестьянских жилищах были глинобитные, врытые в землю. Как вид передвижной мебели стол появился на Руси не ранее 12 века. В зависимости от вида застолья столы могут быть различных форм: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные, овальные. Стол должен располагаться так, чтобы гости могли свободно выйти из-за стола, а официант или хозяйка могли беспрепятственно обслужить. Размер стола зависит от количества приглашенных гостей, из расчета 0,6 – 0,8 м на каждого гостя и 1 м на почетного гостя. Самая демократичная форма – круглый стол, за ним все равны; имеющие квадратный стол только играют в демократию; прямоугольный – принадлежит людям, придерживающимся традиционных взглядов. Прежде чем приступить к сервировке стола, необходимо убедиться, что стол стоит устойчиво.

Слайд 3 «Скатерти и салфетки – праздник на столе»

Ученица 2. Оригинальный способ сервировки был в ходу при королевских дворах в Средние века. Во время торжественных обедов пажи въезжали верхом на лошадях в зал и подавали гостям блюда прямо с седла, а остатки пищи бросали собакам. Жирные руки было принято вытирать о шкуры собак. Как удачно, что понятия вежливости изменились и теперь предпочитают салфетки. Салфеткой человек начал пользоваться более двух тысяч лет назад. И все же практика показывает, что правильно обращаться с салфетками умеют не все. В наше время распространены салфетки бумажные и текстильные (тканевые). Текстильную салфетку положи себе на колени. Руки и рот вытирайте бумажными салфетками. Закончив еду, полотняную салфетку положи на стол, рядом с тарелкой. Бумажные салфетки кладем в тарелку.

Ученица 3.Первое упоминание о скатерти на русском столе мы находим в «Смоленской грамоте», датированной 1150 годом. Выбор скатерти и салфеток должен соответствовать поводу и цели застолья. Цвет должен сочетаться с цветом предметов сервировки и вписываться в интерьер зала. Классическим материалом для скатертей и салфеток является лен и хлопчатобумажная ткань. Стол накрывают скатертью так, чтобы средняя заглаженная складка шла вдоль стола и свисала на 25 – 30 см по сторонам. Если сервируется торжественный праздничный стол, то скатерть лучше взять белую , накрахмаленную; для менее торжественных событий можно взять цветную, сочетающуюся с интерьером комнаты, цветом стен, штор и посудой, причем белая посуда подходит и для белой, и для цветной скатерти, а цветная хороша на белой скатерти. (учитель накрывает стол скатертью и кладет салфетку).

Слайд 4 «Из истории столовой посуды»

Ученица 4. Роль тарелок издавна выполняли миски. Делали миски из глины, дерева, а позднее из металла. В 1710 году открылась первая в Европе Мейсенская фарфоровая мануфактура. В России самой известной фарфоровой мануфактурой была Кузнецовская. Тончайший, восхитительно легкий, почти прозрачный русский фарфор превзошел по качеству европейские образцы. (Учитель демонстрирует столовую, чайную, кофейную посуду)

Слайд 5 «Из истории столовых приборов»

Ученица 5. Без ножа как без рук. Наши далекие предки не делали различия между боевым, охотничьим, хозяйственным и столовыми ножами. Они были универсальны. Во время трапезы боевые короткие ножи служили своим владельцам не только «столовым прибором», но и способом выразить дружеское расположение к рядом сидящему, подавая ему кусочек мяса из общего блюда на кончике своего ножа. Специальные столовые ножи вошли в обиход в 16 веке, согласно одной из версии, закруглять концы ножей, дабы их не пускали в ход во время обеденных ссор, начали по приказу императора Наполеона.

Ученица 6.Ложка – потомок пригоршни. Сто тысяч лет до нашей эры, когда люди окончательно покорили огонь, появился важнейший элемент культуры – совместная трапеза. Горячую и жидкую пищу есть руками было неудобно, и для еды стали использовать приспособление, повторяющее форму человеческой ладони, сложенной «в пригоршню». Бесспорно, ложка – самое демократическое изобретение из всех столовых приборов. Издревле она бытовала во дворцах и домах бедняков. Она первая из столовых приборов стала вещью личного пользования. Ложки, как и ножи, часто носили при себе в  особых футлярах либо просто за поясом или голенищем сапога.

Ученица 7. Самый «молодой» столовый прибор – вилка. Даже за царским столом в России в 17 веке пользовались только ножом и ложкой. Отрезанные куски брали либо рукой, либо «чем было способнее». Российская аристократия узнала вилку в 18 веке не без помощи Петра 1. Первые вилки были с двумя зубцами и имелись только у очень состоятельных людей. Простой народ начал пользоваться вилкой лишь в 19 веке.

Слайд 6.

Учитель демонстрирует и рассказывает о сервировке стола к завтраку.

Сервировка должна соответствовать подаваемым блюдам. Обычно завтрак состоит из горячего напитка (чая, молока, кофе, какао) и горячего блюда (каши, омлета, яичницы), а также меда, джема, повидла, варенья, масла, колбасы, сыра, хлеба, булочек, бутербродов. Все на столе должно размещаться таким образом, чтобы можно было не задевая других предметов, взять то, что вам нужно.   На салфетку ставят закусочную тарелку, напротив сиденья стула, слева от неё – пирожковая тарелка. Вилку кладут зубцами вверх с левой стороны от тарелки, нож лезвием к тарелке – справа, чайную ложку можно положить справа у ножа или перед тарелкой. Справа перед кончиком ножа ставят чашку с блюдцем для горячего напитка, причем ручка её должна быть повернута к правому плечу сидящего. Общее блюдо с гастрономическими продуктами – в центре стола вместе с прибором для раскладывания, каждый берет что хочет из общего блюда и кладет себе в тарелку. На стол необходимо поставить масленку и положить нож, которым каждый отрезает кусочек масла, кладет себе в тарелку, а затем намазывает на хлеб своим ножом, лежащим справа от тарелки. Сахарницу и вазочку с медом ставят на середину вместе с ложечками для раскладывания. Чай и кофе подают без сахара, каждый добавляет его по вкусу.

Слайд 7

Очень нарядно выглядит стол, когда он украшен цветами. Составляя цветочный букет можно обогатить его злаками, бессмертником, причудливо изогнутыми веточками, колючим боярышником с красными ягодами. Но композиция не должна заслонять собой блюда и мешать сидящим за столом, поэтому цветы нужно ставить в низких вазах небольшими букетами. Вазу можно заменить салатницей, кружкой или просто положить на скатерть гирляндой. Не следует ставить на стол цветы с сильным запахом.

Часто в качестве декора используют свечи. Они могут быть белыми и цветными, разнообразной формы и размера ( в зависимости от официальности трапезы), но обязательно новыми. Свечи зажигают перед тем, как гости заходят в столовую, и не гасят до тех пор, пока собравшиеся не покинут помещение после еды.

Собирая гостей на торжество, можно использовать приглашения. В приглашении нужно указать ФИО гостя, причину торжества, время, число, месяц, год и адрес где будет проходить торжество.

Оформленные с фантазией карточки-меню послужат интересным дополнением к вкусному ужину, затем их можно подарить гостям, как сувенир.

Слайд 8.

Праздник с древнейших времен тесно связан с обыденной и религиозно-мифологической жизнью народа. Праздничный стол – неотъемлемая часть каждого русского празднества или ритуала с характерной атрибутикой. В праздник людям присуще особое психофизиологическое состояние полноты жизни, целостного мироощущения, а также внутреннего единства друг с другом. Праздничные столы тесно связаны с народными обрядами, традициями.

Слайд 9.

Тематические столы формируют эмоциональный настрой, атмосферу которые вводят гостей в совершенно иной мир. Здесь главным является идея, лейтмотив, который прослеживается в гармоничном сочетании посуды, декоративных деталей, салфеток, скатерти, цветов.

3. Практическая работа.

Учащиеся выполняют практическую работу «Сервировка стола к завтраку», учатся расставлять приборы, необходимые к завтраку.

Учащиеся учатся красиво складывать салфетки (используя инструкционные карты, учебник, стр.159, рис.103)

Учитель, контролируя работу учащихся, проводит текущий инструктаж, показывает способы складывания салфеток.

4. Итог урока.

Учитель задает вопросы детям:

  1. Что узнали нового?
  2. Что научились делать на уроке?

Учитель анализирует допущенные учащимися ошибки, оценивает практическую работу и устные ответы учащихся.

Домашнее задание.

Завтрак или ужин в кругу семьи, в наше стремительное время, чуть ли не единственный повод собраться вместе, где можно спокойно обсудить общие дела, сказать друг другу важные, добрые слова. В ваших силах оказать помощь родителям: накрыть стол, приготовить оригинальное блюдо. Сделайте это сегодня. И ещё придумайте и изготовьте букет на стол школьной столовой.

Приложение №1

 

Контрольная работа по технологии по теме «Технология обработки пищевых продуктов», 5 класс

Вариант №1

 

  1. Допиши санитарно-гигиенические правила.

Приступая к приготовлению пищи необходимо надеть ________, волосы _________, руки ________. Перед началом приготовления все продукты должны пройти _________ обработку. Различные виды продуктов обрабатывайте на  _________ с соответствующей маркировкой. Нельзя употреблять в пищу __________ продукты Скоропортящиеся продукты хранить __________ не дольше __________. Продукты, готовые к употреблению, следует хранить ________и _______ от сырых.

 

  1. Найди соответствие в классификации овощей.

 

Группа овощей

 

Овощи

1

Корнеплоды

А

Лук - репчатый, лук - батун, лук-порей, чеснок

2

Клубнеплоды

Б

Горох, фасоль, бобы, соя

3

Пасленовые

В

Брюква, свекла, морковь, редис, редька, хрен, пастернак, петрушка корневая, сельдерей корневой

4

Луковичные

Г

Картофель, топинамбур, батат (сладкий картофель)

5

Бобовые

Д

Томаты, баклажаны, перец сладкий

 

  1. Назови основные способы тепловое обработки.

А)  тушение,

Б) варка,

В) бланширование,

 Г) жарение,

Д) пассерование

 

  1. Техника безопасности при пользовании электронагревательными приборами

Проверить _________ соединительного шнура. Установить электронагревательный прибор на ___________. Включать и выключать электроприбор __________при этом браться за ___________. По окончании работы ____________ электроприбор.

 

  1. Технологическая последовательность приготовления холодных блюд из вареных овощей.

А) заправка салата перед подачей на стол

Б) нарезка овощей

В) первичная обработка овощей

Г) украшение блюда и подача к столу

Д) тепловая обработка овощей и их охлаждение

 


 

Прикрепленный файл Size
Приложение.docx 897.19 KB

»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн