Администрация города Нижнего Новгорода
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 97
Проект
«Профилактика наркомании и асоциальных форм поведения»
Срок реализации проекта – 3 года
Авторы-разработчики:
Баринова М.Г. – социальный педагог
Сачкова Н.В. –заместитель директора по ВР
Нижний Новгород
2009
Содержание:
- Актуальность проекта.
- Цель проекта.
- Задачи.
- Основные принципы профилактической работы.
- Целевые группы.
- Содержание проекта.
- Этапы реализации.
- Критерии.
- Риски.
- Ожидаемый результат.
Актуальность проекта
Всем нам хотелось бы, чтобы наши дети росли здоровыми, умными, красивыми и счастливыми. Никто не хочет, чтобы они становились алкоголиками, наркоманами, физически и психически нездоровыми людьми. И позаботиться об этом должны взрослые, в первую очередь – родители и педагоги.
В современном российском обществе продолжает оставаться актуальной проблема употребления психоактивных веществ. Статистика удручающая. К тому - же дело не ограничивается химическими видами зависимости, к ним прибавляются азартные игры, Интернет – зависимость. Всё это наносит ощутимый экономический, социальный и моральный ущерб обществу. Поэтому разработка программ профилактики ВИЧ / СПИДа, употребления ПАВ и всякого рода зависимостей, возникающих у детей во всё более раннем возрасте, является одним из приоритетных направлений в области образования и здравоохранения. И конечно, как в случае любой другой болезни, самым действенным средством является её предупреждение, профилактика, которая ориентирует человека на ЗОЖ, на умение поддерживать тонус организма и устойчивое душевное состояние.
Современные профилактические программы дают возможность обучаться новым формам поведения, повысить стрессоустойчивость, развить способность самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь. Существует первичная – социальная, вторичная – социально-медицинская, третичная – медицинская профилактика.
Добиться положительного результата удается не отдельными воспитательными мероприятиями, а применением целой системы средств, используемых на протяжении длительного периода. Перевоспитание не может протекать успешно, если школьника рассматривать лишь как объект, а не субъект воспитания, если школьник не будет сам стремиться к преодолению своих личностных недостатков и тех трудностей, с которыми он встречается в жизни. Поэтому вовлечение трудного школьника в активную работу по самоисправлению является обязательным условием успеха в перевоспитании.
Сущность перевоспитания трудных школьников состоит в том, чтобы втянуть их в коллективную жизнь. Вовлекая, таких учеников в коллективную жизнь, мы приучаем их сочетать личные интересы с общественными, соизмерять свои желания с требованиями окружающих, добровольно оказывать помощь нуждающимся, быть доброжелательными, чуткими.
Цель проекта:Привлечение семьи к общественному движению против наркотиков и алкоголизации молодежи через формирование у подростка позитивных ценностей и установок личности относительно собственного здоровья.
Задачи:
- Выявить детей «группы риска».
- Организовать деятельность через разъяснения, мероприятия для социализации детей «группы риска».
- Разработать диагностику успешности ребенка через мониторинг достижений, участия, настроения.
- Активизировать профилактическую антинаркотическую работу в школе.
- Формировать у учащихся установки на здоровый образ жизни.
Основные принципы профилактической работы.
1. Первичную профилактику необходимо проводить со всеми детьми, а не только с детьми «группы риска». В нашей школе это правовые месячники, декада борьбы со СПИДом, профилактика травматизма, спортивные соревнования.
2. Учитывать все факторы риска (биологические, психологические, социальные).
3. Опережающая профилактика, на 1 – 1,5 года раньше возраста активных проб и начала экспериментирования с ПАВ.
4. Регулярная систематическая работа в течение нескольких лет. Занятия должны проходить не реже 2-х раз в месяц, не ограничиваться только днем борьбы с курением или наркотиками.
5. Многосторонность. Профилактика всех видов асоциального поведения детей и подростков.
6. Комплексность. Необходимо обучать навыкам, а не предоставлять детям информацию.
7. Основная профилактическая работа должна проводиться в учебно-воспитательном учреждение, так как многие дети растут в дисфункциональных семьях.
8. Вовлечение в профилактическую работу родителей.
9. Позитивная направленность, акцент на интересной, активной, продуктивной жизни. Заменить названия мероприятий «Скажи «Нет!» наркотикам» на «Скажи жизни «Да!».
10. Сотрудничество с различными ведомствами. Медицинские, юридические, педагогические и воспитательные аспекты в комплексе.
11. Поиск и предоставление альтернатив. Развитие интересов и умений жить насыщенной, социально-адаптивной жизнью. Испытывать при этом положительные эмоции и переживания, заниматься самыми различными видами деятельности: спортом, искусством, наукой, техникой, туризмом и т. д.
12. Учет возрастных особенностей. Дошкольный возраст – игровая деятельность (сказки, ролевые игры…), младший школьный возраст – учебная деятельность, интимно-личностное общение (посещение ребенком секций, клубов, участие в формальных и неформальных организациях…) уже здесь необходимо начинать профилактику курения, алкоголя, препаратов бытовой химии и некоторых наркотиков.
13. Сочетание групповой и индивидуальной работы.
Целевые группы
Завуч по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители, руководители дополнительного образования, дети, родители.
Содержание проекта
Работу необходимо начать с социальной паспортизации классов и образовательного учреждения.
Затем изучить и проанализировать культурно-бытовые отношения в семьях учащихся для выявления личностных проблем детей.
Далее необходимо определить центры социально-культурного влияния на учащихся в школе с целью организации взаимодействия.
Непосредственно проведение социально-педагогической профилактики, коррекции и реабилитации через беседы, тренинги, конкурсы, волонтерское движение, кружки, секции, детские объединения, приобщение подростка к общечеловеческим ценностям. Своевременно оказывать социально-педагогическую защиту прав и интересов ребенка. Проводить социально-педагогическое консультирование учащихся, родителей, педагогов. Необходимо продолжить работу по профилактики ЗОЖ, работать по программе «Навигатор», проводить месячники правопорядка и заседания СПП. Разнообразить приемы и методы работы, используя ролевые игры, упражнения, групповые дискуссии, беседы, мини-лекции, моделирование ситуаций, тесты, мини-сочинения, коллажи, конкурсы рисунков, мозговые штурмы. Учителям начальных классов, работающих в ГПД, в качестве эксперимента, организовать просмотр и обсуждение кинофильмов (начиная с мультфильмов и заканчивая серьёзными фильмами в среднем звене: «Мадагаскар», «Алеша Попович и Тугарин змей», «В поисках Немо», «Побег из курятника», «Тарзан», «Чучело»).
На экспертно-оценочном этапе разработать диагностику успешности ребенка через мониторинг достижений результатов; участия в мероприятиях, конкурсах, школьной жизни; настроения.
№ п/п
|
Содержание плана
|
Сроки проведения
|
Ответственный
|
Методическое обеспечение
|
1.
|
Проведение месячника правовых знаний.
|
Октябрь
Апрель
|
Сачкова Н.В.
Баринова М.Г.
Сатушева Н.Ю.
|
2.
|
Оформление стенда по правовому воспитанию.
|
Октябрь
Апрель
|
Баринова М.Г.
Сачкова Н.В.
|
Взаимодействие с общественными организациями.
|
1.
|
Беседы инспектора ПДН на правовую тематику.
|
Октябрь
|
Сырова И.А.
|
2.
|
Участие в донорской акции «Река жизни»
|
Один раз в месяц
|
Сидорова С.Г.
|
3.
|
Организация встреч работников милиции, врачей, и других специалистов с учащимися.
|
В течение года
|
Сачкова Н.В.
Баринова М.Г.
Сатушева Н.Ю.
|
4.
|
Тематические классные часы совместно с ЦРК «Исток»
|
В течение года
|
Сачкова Н.В.
|
5.
|
Уроки толерантности совместно с общественной организацией «ИНВАТУР»
|
В течение года
|
Сачкова Н.В.
Мордвинова С.В.
|
Мероприятия в образовательном учреждении с учащимися
|
1.
|
Классные часы для начальной школы «Волшебные уроки в стране Здоровье» (профилактика употребления табака, алкоголя и наркотиков)
|
Сентябрь
|
Классные руководители начальной школы
|
2.
|
Анкетирование учащихся по проблеме наркомании, табакокурения и алкоголизма.
|
Сентябрь, май
|
Сатушева Н.Ю.
Баринова М.Г.
|
3.
|
Открытый классный час для 5-11 классов «Чума ХХ века».
|
Декабрь
|
Юдаш С.Г.
|
4.
|
Конкурс плакатов на лучшую антирекламу по СПИДу и наркомании.
|
Декабрь
|
Сачкова Н.В.
|
5.
|
Волонтёрское движение по первоначальной профилактике злоупотребления психоактивными веществами.
|
В течение года
|
Регалова Т.В.
Сидорова С.Г.
|
6.
|
Работа театральной студии «АРТИ - шок» по пропаганде ЗОЖ
|
В течение года
|
Васильченко А.В.
|
7
|
Организация занятости учащихся в каникулы
|
В течение года
|
Сачкова Н.В.
классные руководители
|
Спортивно-оздоровительная работа с учащимися
|
1.
|
Спортивные соревнования по разным видам спорта.
|
В течение года
|
Доронин В.П.
|
2.
|
Работа школы по программе «Здоровья»
|
В течение года
|
Мордвинова С.В.
|
3.
|
Работа школы по программе «Навигатор»
|
В течение года
|
Сачкова Н.В.
Баринова М.Г.
Сатушева Н.Ю.
|
4.
|
Работа военно-патриотического клуба «Пантера»
|
В течение года
|
Пискунов С.Б.
|
Работа с родителями
|
1.
|
Выступление на общешкольных родительских собраниях.
|
В течение года
|
Сатушева Н.Ю.
|
2.
|
Выступление на общешкольном родительском собрание «Развитие системы летнего отдыха, занятости и оздоравливания школьников»
|
Март
|
Баринова М.Г.
|
3.
|
Тематические родительские собрания в классе совместно с ЦРК «Исток»
|
В течение года
|
Классные руководители
Сачкова Н.В.
|
Этапы реализации:
- Диагностико-прогностический (сентябрь)
- Этап выбора оптимальной технологии (октябрь и по мере выявления подростков «группы риска»)
- Реализационный (в течение учебного года)
- Экспертно-оценочный (конец мая)
Критерии:
- Социализация подростков
- Участие подростка в кружках и секциях
- Вовлеченность учащегося в мероприятия
- Отсутствие психологических срывов, конфликтных ситуаций у ребенка
- Проявление лидерских качеств ребенка
- Успехи в учебе учащегося
- Отсутствие пропусков уроков без уважительной причины
-Количество учащихся состоящих на всех видах профилактического контроля
Риски.
Невозможность мотивации через коммуникабельность классного руководителя.
Цикличность, периодичность мероприятий.
Ожидаемый результат.
Реализация проекта позволит разработать и внедрить систему взаимодействия школы, семьи и общественности по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, повысить уровень культуры и оздоровительной работы.
Успешность ребенка, его хорошее настроение, участие в жизни класса и школы.
Привлечение семьи к общественному движению против наркотиков и алкоголизации молодежи.
|