Администрация города Нижнего Новгорода
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 97
Проект
«Социализация и адаптация детей группы риска школы через взаимодействие с органами системы профилактики асоциального поведения несовершеннолетних»
Срок реализации проекта – 3 года
Авторы-разработчики:
Баринова М.Г. – социальный педагог
Сачкова Н.В. –заместитель директора по ВР
Нижний Новгород
2010
Содержание:
- Актуальность проекта.
- Цель проекта.
- Задачи.
- Целевые группы.
- Содержание проекта.
- Этапы проекта.
- Критерии.
- План мероприятий
- Риски.
- Ожидаемый результат.
- Актуальность проекта
Известно, что вопросы социализации, профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних являются наиболее приоритетными как для органов государственной власти, так и органов местного самоуправления. Социальное партнерство в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних – это сегодня необходимое условие для формирования заказа на подготовку социально зрелой личности.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.
Однако, главенствующая роль отводится образовательным учреждениям и педагогическому коллективу в частности. Ведь именно педагог формирует у несовершеннолетних базовый уровень правовой культуры. Именно учитель, как никто иной может привить ребенку чувство уважения к закону, праву, толерантности по отношению к своим сверстникам, независимо от национальности и вероисповедания, так как педагог обладает не только теоретическим знаниями в области права, но и знает психологические особенности подросткового возраста, с его противоречивостью и непостоянством. Кроме того, учитель может профессионально и квалифицированно подобрать необходимые средства и приемы для проведения предупредительной профилактической работы с несовершеннолетними. Не надо забывать, что правоохранительные органы также уделяют особое внимание данной проблематике.
Несомненно, что вопросы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, достаточно актуальны в настоящее время.
Причин совершения правонарушений подростками достаточно много:
это и трудная жизненная ситуация, в которой оказались многие семьи из-за мирового экономического кризиса, в результате которого доходы семьи снизились в несколько раз, и бюджет семьи не позволяет организовать полноценный отдых и питание ребенка, в результате чего ребенок предоставлен сам себе. Это и отсутствие нормального досуга ребенка, когда ему просто приходится искать развлечения на улице, приобщаясь к спиртным напиткам, курению и наркотикам что, как правило, ведет к хулиганству, а иногда к преступлениям. Об этом свидетельствует анти социальное поведение подростков: разбитые стекла, исписанные стены, нецензурная брань на улице. Поэтому, необходимо дать понять несовершеннолетнему гражданину Российской Федерации, что «Будущее за тобой!», и от того насколько будет развит уровень социализации, правосознания и правовой культуры у молодого поколения, будет зависеть наше благосостояние, будущее нашего города, области, государства в целом. Ведь сильная Россия, Россия XXI века - это страна умных, порядочных, способных, активных молодых людей, со своими интересами, со своими предложениями, гражданской позицией, и именно таких представителей нашего общества и должна формировать школа, семья и общество в целом.
В связи с этим настоящий социальный проект призывает все молодое поколение быть активным и полноправным членом гражданского общества, добиваться высоких результатов в различных сферах общественной жизни, соблюдать правопорядок и не совершать правонарушений и преступлений. Только тогда мы сможем уверенно смотреть в будущее, преодолевать любые трудности и добиваться высоких результатов в науке, технике, экономике, политике, культуре и спорте.
Отличительной чертой данного социального проекта является конкретность предложений и доступность их реализации на практике, с учетом экономической и политической ситуации в Российской Федерации и в Нижнем Новгороде в частности.
- Цель проекта
Разработка и внедрение мер, направленных на социализацию несовершеннолетних через взаимодействие органов системы профилактики, ориентированных на организацию содержательного досуга детей и на воспитание физически здорового человека, путем создания оптимальных условий для адаптации детей в социуме и вовлечение их во внеурочную деятельность.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- Задачи:
1. Укреплять и расширять межведомственное взаимодействие школы и иных государственных и общественных структур, занимающихся проблемами профилактики правонарушений и здорового образа жизни.
2. Проводить комплексные профилактические мероприятия.
3. Найти мотивационные критерии вовлечения детей в общую деятельность.
4. Совершенствовать и внедрять новые методики и технологии по проблемам социализации подростков, всестороннего развития способностей, творческой и социальной активности.
5. Разработать диагностику успешности ребенка через мониторинг достижений, участия, настроения.
- Целевые группы
Завуч по воспитательной работе, социальный педагог, психолог, классные руководители, руководители дополнительного образования, ЦДОД, театр «Перемена», работники здравоохранения, ЦРК «Исток», КДН , ОДН, РУО и СПЗД, отдел опеки и попечительства РУО, центр занятости, центры социальной защиты Ленинского и Канавинского районов, родители, учащиеся.
- Содержание проекта
Трудновоспитуемый, трудный… Это определение широко вошло в обиход и кажется достаточно точным: подразумевается ребенок или подросток, с которым педагогам и родителям трудно. Но мы мало задумываемся над другой стороной вопроса: ведь трудно не только с ним, трудно в первую очередь ему самому. Значит, именно этот ребенок нуждается в особом внимании.
«Трудные» или находящиеся в социально опасном положении в подавляющем большинстве не рождаются трудными, а становятся таковыми в процессе неправильного воспитания или отрицательного влияния. Они неповинны в своей неудачной судьбе. То, что они трудные, не вина их, а беда и несчастье, поэтому без внутренней симпатии к этим детям трудно пробиться через их отрицательные неприятные внешние проявления, в особенности к их душам. Решение проблемы «трудных» детей связано в первую очередь с поиском правильного их понимания, правильного отношения к ним.
В нашем понимании «трудные» - это прежде всего педагогически запущенные дети, то есть у которых наблюдаются отклонения в поведении от норм, носящие устойчивый характер и обусловленные педагогическими причинами: они плохо учатся, уклоняются от учебы, пропуская занятия, нарушают дисциплину, склонны к правонарушениям и конфликтны.
Для того, чтобы работа с подростками «группы риска» была успешной, необходимо выявить причины, факторы, порождающие различного рода формы отклонений в поведении учащихся, выработать пути и средства их преодоления. Учащиеся, находящиеся в социально опасном положении, есть в каждой школе, работать с ними приходится практически каждому учителю. Но работа педагогов с «трудными» должна начинаться раньше, с детского сада. Целесообразна предварительная диагностика для более целенаправленной работы с детьми: посещение открытых занятий; родительских собраний; сбор информации о детях, об их индивидуальных особенностях; о родителях; определяется в результате данных социальный статус семьи; в мае проводится итоговая диагностика «Готовность детей к школе». Итак, основываясь на полученные результаты, учитель продумывает и составляет план своей работы.
Известно, что любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Эта истина касается и отклонений в социализации личности. Поэтому профилактика является наиболее эффективным средством. Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Главная задача профилактической работы – снижение правонарушений, преступлений, сокращение количества учащихся, находящихся на внутришкольном учете, в КДН, в ОДН, чтобы учащиеся знали о вреде алкоголя, наркотиков, токсических средств, понимали ответственность за совершенное правонарушение, могли адаптироваться в социальных условиях в которых они находятся. Выполнение столь сложной и важной задачи невозможно осуществить в одиночку.
Инициативная группа педагогов МОУ СОШ № 97 разработала проект «Социализация и адаптация детей группы риска школы через взаимодействие с органами системы профилактики асоциального поведения несовершеннолетних». Работа строится по пяти направлениям:
1. Профилактическая работа.
- Проведение лекций, бесед, тренингов, конкурсов, на тему «Здоровый образ жизни».
- Волонтерское движение.
- Работа совета старшеклассников и совета школьников (равный - равному).
- Встречи подростков с инспекторами КДН и ОДН.
- Встречи с врачами (школьный врач, детский нарколог, детский гинеколог).
- Проведение тематических классных часов.
- Совместная работа с ОДН.
- Работа по профориентации учащихся 8-11 классов.
- Работа совета по профилактике.
- Работа школьного радио.
- Редакция школьной газеты «Новое поколение».
2. Организация досуговой деятельности.
- Проведение тематических вечеров, праздников.
- Экскурсионные поездки, посещение музеев, театров, предприятий города.
- Посещение кружков и спортивных секций.
- Организация занятости учащихся в каникулярное время.
- Трудоустройство подростков в летний период.
3. Работа с родителями.
- Посещение на дому классным руководителем, социальным педагогом, инспектором ОДН.
- Проведение тематических родительских собраний, лекций, бесед с привлечением специалистов системы профилактики правонарушений и сохранения ЗОЖ..
4. Правовой всеобуч.
- Изучение конвенции ООН по правам ребенка.
- Встречи с инспекторами КДН и ОДН.
- Работа «телефонов доверия»
5. Социально-психологическая служба.
- Диагностика.
- Анкетирование.
- Консультирование.
- Индивидуальные беседы.
- Оказание социальной помощи.
Особое значение придается проведению диагностики детско-родительских отношений, диагностики семьи, диагностики семейного воспитания. Диагностика при правильной ее организации помогает оценивать уровень развития, обученности и воспитанности, качества семейного и учебно-воспитательного процесса.Далее необходимо определить центры социально-культурного влияния на учащихся в школе с целью организации взаимодействия.Непосредственно проведение социально-педагогической профилактики, коррекции и реабилитации через. Своевременно оказывать социально-педагогическую защиту прав и интересов ребенка. Проводить социально-педагогическое консультирование учащихся, родителей, педагогов.На экспертно-оценочном этапе разработать диагностику успешности ребенка через мониторинг достижений результатов; участия в мероприятиях, конкурсах, школьной жизни; настроения.
- Этапы
- Диагностико-прогностический (сентябрь)
- Этап выбора оптимальной технологии (октябрь и по мере выявления подростков «группы риска», неблагополучных семей)
- Реализационный (в течение учебного года)
- Экспертно-оценочный (конец мая)
- Критерии
- Социализация подростков.
- Участие подростка в кружках и секциях.
- Вовлеченность учащегося в мероприятия.
- Отсутствие психологических срывов, конфликтных ситуаций у ребенка.
- Проявление лидерских качеств ребенка.
- Успехи в учебе учащегося.
- Отсутствие пропусков уроков без уважительной причины.
8. План мероприятий
№ п/п
|
Содержание плана
|
Сроки проведения
|
Ответственный
|
Методическое обеспечение
|
1.
|
Проведение месячника правовых знаний.
|
Октябрь
Апрель
|
Сачкова Н.В.
Баринова М.Г.
Сатушева Н.Ю.
|
2.
|
Оформление стенда по правовому воспитанию.
|
Октябрь
Апрель
|
Баринова М.Г.
Сачкова Н.В.
|
Взаимодействие с общественными организациями.
|
1.
|
Беседы инспектора ПДН на правовую тематику.
|
Октябрь
|
Сырова И.А.
|
2.
|
«Час общения» беседы инспектора КДН с учащимися
|
Октябрь
Апрель
|
Иванова Л.А.
|
3.
|
Круглый стол «Я выбираю жизнь!»
|
Декабрь
|
Иванова Л.А.
|
4.
|
Участие в донорской акции «Река жизни»
|
Один раз в месяц
|
Сидорова С.Г.
Латаева С.А.
|
5.
|
Организация встреч работников милиции, ГБДД, врачей, и других специалистов с учащимися.
|
В течение года
|
Сачкова Н.В.
Баринова М.Г.
Сатушева Н.Ю.
|
6.
|
Тематические классные часы совместно с ЦРК «Исток»
|
В течение года
|
Сачкова Н.В.
|
7.
|
Уроки толерантности совместно с общественной организацией «ИНВАТУР»
|
В течение года
|
Сачкова Н.В.
Мордвинова С.В.
|
8.
|
Курс лекций с просмотром фильмов на базе женской консультации № 4
|
В течение года
|
Босова Е.Н.
|
Мероприятия в образовательном учреждении с учащимися
|
1.
|
Классные часы для начальной школы «Волшебные уроки в стране Здоровье» (профилактика употребления табака, алкоголя и наркотиков)
|
Сентябрь
|
Классные руководители начальной школы
|
2.
|
Анкетирование учащихся по проблеме наркомании, табакокурения и алкоголизма.
|
Декабрь
|
Сатушева Н.Ю.
Баринова М.Г.
|
3.
|
Открытый классный час для 5-11 классов «Чума ХХ века».
|
Декабрь
|
Юдаш С.Г.
|
4.
|
Конкурс плакатов на лучшую антирекламу по СПИДу и наркомании.
|
Декабрь
|
Сачкова Н.В.
|
5.
|
Волонтёрское движение по первоначальной профилактике злоупотребления психоактивными веществами.
|
В течение года
|
Регалова Т.В.
Сидорова С.Г.
|
6.
|
Работа театральной студии «АРТИ - шок» по пропаганде ЗОЖ
|
В течение года
|
Васильченко А.В.
|
Спортивно-оздоровительная работа с учащимися
|
1.
|
Спортивные соревнования по разным видам спорта.
|
В течение года
|
Доронин В.П.
|
2.
|
Работа школы по программе «Здоровья»
|
В течение года
|
Мордвинова С.В.
|
3.
|
Работа школы по программе «Навигатор»
|
В течение года
|
Сачкова Н.В.
Баринова М.Г.
Сатушева Н.Ю.
|
4.
|
Работа военно-патриотического клуба «Пантера»
|
В течение года
|
Пискунов С.Б.
|
Работа с родителями
|
1.
|
Выступление школьного психолога на общешкольных родительских собраниях.
|
В течение года
|
Сатушева Н.Ю.
|
2.
|
Выступление на общешкольном родительском собрание «Развитие системы летнего отдыха, занятости и оздоравливания школьников»
|
Март
|
Баринова М.Г.
|
3.
|
Тематические родительские собрания в классе совместно с ЦРК «Исток»
|
В течение года
|
Классные руководители
Сачкова Н.В.
|
9. Риски
Невозможность мотивации через коммуникабельность классного руководителя и участников системы профилактики.
Цикличность, периодичность мероприятий.
10. Ожидаемый результат
Успешность ребенка, его хорошее настроение, участие в жизни класса и школы.
Повышение качества обучения, достижение полного контроля за поведением учащихся.
Повышение уровня воспитанности, предотвращениеправонарушений и преступлений, путем вовлечения учащихся во внеурочную деятельность.
Вовлеченность малоактивных учащихся во внеучебную деятельность, организацию общешкольных праздников.
Выработка у учащихся коммуникативных навыков для адаптации в социуме и самоутверждения.
Повышение качества работы системы дополнительного образования в школе.
Вовлеченность учащихся в трудовую деятельность.
Организация стабильного взаимодействия школы с органами системы профилактики.
Приложение № 1
МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ
(разработана профессором М.И. Рожковым)
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Ход проведения: Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – всегда;
3 – почти всегда;
2 – иногда;
1 – очень редко;
0 – никогда.
- Стараюсь слушаться во все своих учителей и родителей.
- Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
- За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.
- Я умею прощать людей.
- Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
- Мне хочется быть впереди других в любом деле.
- Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
- Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.
- Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
- Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
- Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
- Мне нравится помогать другим.
- Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
- Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
- Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
- Переживаю неприятности других, как свои.
- Стремлюсь не ссориться с товарищами.
- Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
- Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
- Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.
1
|
5
|
9
|
13
|
17
|
2
|
6
|
10
|
14
|
18
|
3
|
7
|
11
|
15
|
19
|
4
|
8
|
12
|
16
|
20
|
Обработка полученных данных: Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на 5. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности – с третьей строчкой. Оценка приверженности детей к гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) – имеет низкий уровень социальной адаптированности.
Приложение № 2
Социальное партнерство в профилактике правонарушений несовершеннолетних.
Социальный педагог планирует и осуществляет свою деятельность с учетом организации учебного процесса в образовательном учреждении. Проводит работу по выявлению:
- учащихся образовательного учреждения, находящихся в социально опасном положении;
- несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам в образовательном учреждении;
- учащихся, причисляющих себя к молодежным объединениям противоправной направленности;
- принимает меры по переориентации и разобщению антиобщественных групп несовершеннолетних, пресечению фактов отрицательного влияния на учащихся со стороны членов группы;
- участвует в организации и проведении профилактических рейдов, операций и других профилактических мероприятий, направленных на выявление и оказание помощи несовершеннолетним и семьям, находящихся в социально опасном положении;
- принимает участие в заседаниях совета профилактики, попечительского совета, педагогического совета, иных органов самоуправления образовательного учреждения по вопросам, отнесенным к его компетенции;
- проводит совместно с администрацией образовательного учреждения мероприятия (круглые столы, дискуссии, конкурсы, сюжетно-ролевые игры и др.), направленные на формирование у учащихся нравственных качеств, патриотических чувств, здорового образа жизни;
- участвует в разработке и внедрении в практику работы образовательного учреждения программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения учащихся;
- вносит предложения по повышению эффективности индивидуальной профилактической работы с учащимися образовательного учреждения, их родителями.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции обеспечивают:
1) осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
2) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
3) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
4) подготовку совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
5) рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных ЗакономРоссийской Федерации "Об образовании";
6) оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
7) применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Органы управления социальной защитой населения в пределах своей компетенции:
1) осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорныхи беспризорныхнесовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
2) контролируют деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, иных учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, а также осуществляют меры по развитию сети указанных учреждений;
3) внедряют в деятельность учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, современные методики и технологии социальной реабилитации.
Органы управления образованием в пределах своей компетенции:
1) контролируют соблюдение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в области образования несовершеннолетних;
2) осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа органов управления образованием, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также других образовательных учреждений, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении;
3) участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних;
4) ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях;
5) разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;
6) создают психолого-медико-педагогические комиссии, которые выявляют несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проводят их комплексное обследование и готовят рекомендации по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определению форм дальнейшего обучения и воспитания несовершеннолетних.
Общеобразовательные учреждения общего образования, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:
1) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении
2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;
3) выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;
4) обеспечивают организацию в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
5) осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
Органы опеки и попечительства:
1) дают в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо на изменение формы обучения до получения ими общего образования, а также на исключение таких лиц из любого образовательного учреждения;
2) участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, указанными в статье 5настоящего Федерального закона, если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или иных законных представителей, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
Органы управления здравоохранением в пределах своей компетенции организуют:
1) распространение санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, а также пропаганду здорового образа жизни;
2) развитие сети детских и подростковых учреждений, оказывающих наркологическую и психиатрическую помощь;
3) круглосуточный прием и содержание в лечебно-профилактических учреждениях заблудившихся, подкинутых и других детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей;
4) медицинское обследование несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и подготовку рекомендаций по их устройству с учетом состояния здоровья;
5) выхаживание и воспитание детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо имеющих родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также содействие органам опеки и попечительства в устройстве таких несовершеннолетних;
6) оказание консультативной помощи работникам органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также родителям или иным законным представителям несовершеннолетних;
7) круглосуточный прием несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, для оказания им медицинской помощи при наличии показаний медицинского характера;
8) оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации специализированной диагностической и лечебно-восстановительной помощи несовершеннолетним с отклонениями в поведении;
9) подготовку в установленном порядке заключений о состоянии здоровья несовершеннолетних, совершивших преступление или общественно опасное деяние, в целях установления у них наличия (отсутствия) противопоказаний медицинского характера для направления в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;
10) выявление, учет, обследование при наличии показаний медицинского характера и лечение несовершеннолетних, употребляющих алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, а также осуществление других входящих в их компетенцию мер по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании несовершеннолетних и связанных с этим нарушений в их поведении;
11) выявление источников заболеваний, передаваемых половым путем, обследование и лечение несовершеннолетних, страдающих этими заболеваниями.
Органы службы занятости
1. участвуют в профессиональной ориентации несовершеннолетних, а также содействуют трудовому устройству несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел
1) проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении:
несовершеннолетних, а также их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
других несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей при необходимости предупреждения совершения ими правонарушений и с согласия начальника органа внутренних дел или его заместителя;
2) выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
3) осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения;
4) рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или иными законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних;
5) участвуют в подготовке материалов в отношении лиц, указанных в пункте 2 статьи 22настоящего Федерального закона, для рассмотрения возможности их помещения в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;
6) участвуют в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации;
7) вносят в уголовно-исполнительные инспекции предложения о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых осуществляют указанные учреждения, мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации;
8) информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и об условиях, этому способствующих;
9) принимают участие в установленном порядке в уведомлении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних о доставлении несовершеннолетних в подразделения органов внутренних дел в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушения или антиобщественных действий.
Органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма:
1) привлекают несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, к занятиям в художественных, технических, спортивных и других клубах, кружках, секциях, способствуют их приобщению к ценностям отечественной и мировой культуры;
2) оказывают содействие специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, специальным учебно-воспитательным учреждениям и центрам временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел в организации спортивной и культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними, помещенными в указанные учреждения.
Приложение № 3
Анкета
Уважаемые учащиеся!
МОУ СОШ № 97 просит Вас принять участие в анкете – цель, которой – изучение и уточнение потребностей учащихся в организации социального партнерства школы и отдела по делам несовершеннолетних. Анкета анонимная. Просим вас быть искренними и честно отвечать на вопросы. Результаты анкетирования будут использованы в научных целях.
Благодарим Вас за участие в анкетировании!
1. Сталкивались ли Вы с проблемами социального или правового характера?
- да
- нет
Если сталкивались, то с какими (перечислите)_____________________________________
2.Назовите основные проблемы, решение которых вызывает у Вас затруднения на данный момент?___________________________________________________________________________
3. Кто Вам помогал их решить?
- родители
– учителя
– инспектор по делам несовершеннолетних
– психолог
Другое____________________________________________________________________
4 .Нужно ли по Вашему мнению в школах вводить профессию школьного инспектора?
– да
- нет
Если нужно, то почему? (Укажите)____________________________________________
5. Имеются ли у Вас проблемы с:
– родителями
– одноклассниками
– друзьями
– соседями
– правоохранительными органами
– учителями
Другое____________________________________________________________________
6. Появление проблем связано в большей степени с:
– непониманием
– подростковым возрастом
– здоровьем
– личными качествами
Другое____________________________________________________________________
7. К кому Вы обращались за помощью или консультацией по решению проблем?
– социальный педагог
– школьный инспектор
– родители
– друзья
– не знакомые люди
Другое_____________________________________________________________________
8. Считаете ли Вы необходимостью укреплять связи между школой и группой по делам несовершеннолетних?
– да
– нет
Другое______________________________________________________________________
Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе
Пол: – мужской– женский
Возраст: - 9-11 лет; - 12-14 лет; - 15-17 лет
Анкета
Уважаемый респондент!
МОУ СОШ № 97 просит Вас принять участие в анкете – цель, которой – изучение и уточнение потребностей учащихся в организации социального партнерства школы и отдела по делам несовершеннолетних. Анкета анонимная, поэтому указывать ваши ФИО не нужно. Просим вас быть искренними и честно отвечать на вопросы. Результаты анкетирования будут использованы в научных целях.
Благодарим Вас за участие в анкетировании!
1. Назовите основные проблемы, решение которых на Ваш взгляд вызывает затруднения у учащихся состоящих на внутришкольном контроле на данный момент___________________________________________________________________________
2. Как вы думаете, сталкиваются ли учащиеся, состоящие на внутришкольном контроле с проблемами социального и правового характера?
- да
- нет
Если сталкиваются, то с какими (перечислите)__________________________________________
3. Как вы думаете, кто им помогает их решать?
- родители
– учителя
– инспектор по делам несовершеннолетних
– психолог
– школьный инспектор
Другое__________________________________________________________________________
4. Нужно ли по Вашему мнению в школах вводить профессию школьного инспектора?
– да
- нет
Если нужно, то почему? (Укажите)___________________________________________________
5. Как Вы думаете имеются ли проблемы у учащихся состоящих на внутришкольном контроле с
– родителями
– одноклассниками
– друзьями
– соседями
– правоохранительными органами
– учителями, Другое________________________________________________________
6. Появление проблем связано в большей степени с
– непониманием
– подростковым возрастом
– здоровьем
– личными качествами
Другое_______________________________________________________
7. Как Вы думаете к кому они обращаются за помощью или консультацией по решению проблем?
– социальный педагог
– школьный инспектор
– родители
– друзья
– не знакомые люди
Другое_______________________________________________________
8. Считаете ли Вы необходимостью укреплять связи между школой и группой по делам несовершеннолетних?
– да
– нет; Другое_________________________________________________________________
Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе
Пол: – мужской; – женский Укажите Ваш возраст___
Приложение № 4
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
Статья 5.Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа
1. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:
1) безнадзорныхили беспризорных;
2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
3) содержащихся в социально - реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
11) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
13) осужденных за совершение преступлениянебольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
2. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
|