Официальный сайт e-rus 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Тема: "Химическая промышленность"

 

Урок 9 класс по теме «Химико-лесной комплекс».

Цель: 1 Формирование у учащихся представления и знания об особенностях структуры и значении химико-лесного комплекса, проблемы комплекса и перспективы развития.

  • Развитие коммуникативных навыков учащихся, мышления, воображения.
  • Воспитание самостоятельности, толерантности, трудолюбия.

Задачи: 1. Создать необходимые условия для рассмотрения особенностей размещения и проблем химико-лесного комплекса России. Продолжить формировать умения и навыки работать с картами, учебником  и дополнительной литературой.

  • Развивать диалогическую и монологическую речь, мышление, воображение через работу в группах.
  • Воспитывать бережное отношение к экологической среде.

Форма урока: Комбинированный.

Тип урока: Изучение нового материала.

Пояснительная записка к уроку

         Урок  по теме «Химико-лесной комплекс». Цель урока 1Формирование у учащихся представления и знания об особенностях структуры и значении химико-лесного комплекса, проблемы комплекса и перспективы развития.  2 Развитие коммуникативных навыков учащихся, мышления, воображения. 3 Воспитание самостоятельности, толерантности. Форма урока - комбинированный. Тип урока - изучение нового материала.

Я приготовила структуру урока, в ней расписан план действия на уроке по минутам, необходимые карточки для групповой работы ребят и задания для индивидуальной работы. Занятие В ходе урока ребятам необходимо разделиться на группы продолжив изучение нового материала в группах.

 В группе ставится проблемный вопрос, при обсуждении которого формируются  коммуникативные компетентности (умение слушать, излагать свои мысли, задавать вопросы, работать в команде, планировать свою деятельность с учетом времени). Также общеучебные компетенции (умение работать с учебником, конспектом, табличным материалом).  На занятии продолжилось формирование логического  мышления и других  мыслительных  операций: анализ,    сравнение, сопоставление, выделение главного.

           Как только группы изучили и подготовили свои вопросы, они по очереди отчитывались перед классом. После этого ребята должныработать индивидуально, выбирать задание на 3,4.5. Как только работа будет закончена, начинается экспресс контроль на усвоение и понимание нового материала. 

            Сформулированные мною вопросы четкие, логичные, тщательно продуманные; соответствуют возрасту  и уровню развития учащихся, обеспечивают включенность каждого учащегося  в учебный процесс и позволяют выявить  усвоение нового материала по данной теме.

На следующем этапе урока при обсуждении  результатов работы в группах у учащихся должны сформироваться навыки публичных выступлений, умения вести дискуссию, применять свой субъектный опыт в новых необычных ситуациях, работать с табличными учебными наглядными пособиями, умение делать выводы и обобщать материал. 

На этапе рефлексии учащиеся должны самостоятельно сделать выводы о поставленной цели и  результатах проведенного урока. Выставленные мною оценки комментируются.

 

План урока:

1 этап: Психологический настрой.

 Говорю ребятам что они сегодня будут изучать  тему   «Химико-лесной комплекс» проговариваю цели и задачи урока.Сформируют представление о составе комплекса, значении продукции в хозяйстве страны, об особенностях размещения и проблемах химико-лесного комплекса в России, научатся определять факторы размещения предприятий химической и лесной промышленности в результате будут уметь анализировать карту химической и лесной промышленности,  выявлять экологические проблемы связанные с размещением этих предприятий.на это уходит 2 минуты.

2 этап:  Объяснение нового материала  Рассказываю ребятам лекцию в течении 5 минут

3 этап Самостоятельное изучение  изучение нового материала.(работа в группах) Для того чтобы продолжить изучение нового материала ребята должны распределиться по группам в соответствии с цветом  который они выбирают  у меня на столе. Ребята рассаживаются  по группам на столах у них  лежат карточки с заданиями для каждой группы и табло учета работы в группе. Ребята. внимательно изучают табло учета. Согласно принятой на себя роли вписывают  свои фамилии. И приступают к выполнению задания. Выполнив задание группа садится к другой группе и и рассказывает свое задание друг другу. Все группы меняются согласно схеме после того как все группы выполнили задание к доске выходит выступающий от группы и рассказывает о своем задании.   26 минут.

4 этап  Индивидуальная работа по применению нового учебного материала. Как только группы отчитались, все выполняют индивидуальные задания по 5 минут.

5 этап.  Экспресс контроль. Провожу мини опрос по данной теме на  понимание материала.

 1 Какие факторы характерны для размещения Химико-лесного комплекса?

2 Перечислите химико-лесные базы России?

3 Назовите проблемы химико-лесного комплекса? 4 минуты.

 6 этап. Подведение итогов выставление оценок. Запись домашнего задание пр.3 минуты.

районахрайонах.

 


 

Лекция по теме:Химико-лесной комплекс России

Химико-лесноу комплекс объединяет химическую и лесную промышленность.
В химической промышленности выделяют три крупные отрасли: горно-химическую, основную хи­мию и химию органического синтеза.
Горно-химическая отрасль – это добыча химического сырья: серы, калийных солей, апатитов, фосфоритов и т.д. Основная (неорганическая) химия специализируется на производстве мине­ральных удобрений, кислот, соды и т.д. Химия органического синтеза объединяет производство синтетических смол и пласт­масс, синтетического каучука, химических волокон и других видов продукции.
Помимо этого в состав химической промышленности входят фармацевтическая, микробиологическая, фотохимическая отрас­ли, бытовая химия и др.
Основные факторы, влияющие на размещение отраслей хими­ческой промышленности, – сырьевой, топливно-энергетический, водный, потребительский.
Под влиянием сырьевого фактора размещают предприятия горно-химической отрасли (главные районы ее развития –Уральский и Северный), а также многие отрасли основной хи­мии (производство калийных удобрений, кальцинированной соды и т.д.). Топливно-энергетический фактор влияет на раз­мещение  предприятий по производству синтетического каучу­ка, химических волокон и т. д. Во многих отраслях химической промышленности велик расход воды. Этот фактор, например, является одним из определяющих при производстве химичес­ких волокон.
В России выделяют четыре крупные базы химической про­мышленности.
Североевропейская. Здесь сосредоточены богатые запасы апати­тов (Кольский полуостров Хибины)– сырья для производства
фосфорных удобрений, а также нефти, газа, угля и леса, которые создают возможность для развития органической химии.
Центральная – перерабатывает в основном привозное сырье и производит фактически все виды химической продукции.
Волго-Уршъская – сформировалась на собственных ресурсах калийных солей, серы, нефти, газа и т. д. Имеются крупные хими­ческие комплексы – Соликамско-Березниковский, Уфимско-Салаватский, Самарский и др.
Сибирская – очень перспективна по запасам и разнообразию ресурсов. Значительное развитие получили нефтехимия (Ангарск, Томск, Омск, Тобольск), химический комплекс Кузбасса и т. д.
Из субъектов Федерации, являющихся крупными производите­лями разнообразной химической продукции, следует назвать Та­тарстан, Башкортостан, Москву, Московскую, Самарскую, Перм­скую области.
По объемам годового производства отдельных видов продук­ции химической промышленности Россия занимает весьма скромные позиции в мире. Так, производство химических воло­кон и нитей составляет 135 тыс. т (в СШАсвыше 4 млн т, Ки­тае – более 3 млн т), синтетических смол и пластмасс – 2,2 млн т (в США – свыше 30 млн т, Япония – около 15 млн т) и т.д.
Лесная промышленность. В состав лесной промышленности входят лесозаготовительная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная и лесохимическая отрасли.
Лесозаготовительная отрасль осуществляет заготовку, пер­вичную обработку и вывоз леса. Основными районами заготов­ки леса являются Северный, Восточно-Сибирский и Уральс­кий.
Деревообрабатывающая отрасль включает в себя лесопиление, производство фанеры, древесностружечных и древесноволокнис­тых плит, производство мебели, стандартное домостроение, про­изводство спичек и т. д.
Целлюлозно-бумажная отрасль производит целлюлозу, бумагу, картон и изделия из них.
Лесохимическая отрасль осуществляет производство лаков, ка­нифоли, скипидара, этилового спирта, линолеума и т. д.
Сырьевой фактор влияет на размещение лесозаготовительных предприятий и ряда деревообрабатывающих производств (напри­мер, производство фанеры).
Водный фактор особенно влияет на размещение производства целлюлозы.
На потребителя ориентируется в первую очередь мебельная промышленность.
Развита лесная промышленность в Иркутской, Архангельской, Пермской областях, Красноярском крае, республиках Карелия, Коми.
В основном объемы производства в лесной промышленности на протяжении 99-х годов сокращались и в последние годы со­ставляли: заготовка деловой древесины – 70-75 млн м3 в год (в США около 400 млн м3), производство пиломатериалов – 18-20 млн м3 (в США около 100 млн м3), производство бумаги и кар­тона – 3,5-4 млн т (в США около 80 млн т).

 

 

Структура урока.

Этап.

План действия.

Время.

1 Психологический настрой.

Сегодня на уроке  вы будете изучать новую тему «Химико-лесной комплекс», сформируете представление о составе комплекса, значении продукции в хозяйстве страны, об особенностях размещения и проблемах химико-лесного комплекса в России, научитесь определять факторы размещения предприятий химической и лесной промышленности, в результате будете уметь анализировать карту химической и лесной промышленности, выявлять экологические проблемы, связанные с размещением этих предприятий.

2 мин.

2 Объяснение нового материала.

Химико- лесной комплекс состоит из двух крупных и сложных по составу отраслей химической и лесной промышленности, ведущей среди них является химическая промышленность. Поэтому связи между этими отраслями практически односторонние. В лесной промышленности все более широко используются химико-механические и химические процессы и компоненты. Без этих компонентов невозможно производство целлюлозы, бумаги, картона, древесных плит, мебели и т. д., то есть всего того, что является основной продукцией современной лесной промышленности. Лидирующая роль химической промышленности в комплексе не случайна. Она главенствует в хозяйстве страны и определяет развитие одного из направлений научно-технического прогресса-химизации.

Химизация - это широкое применение химических технологий и материалов во всех отраслях народного хозяйства.

Значение химизации определяется рядом особенностей химической промышленности.

5 мин.

 

1 Создание новых материалов превосходящих натуральные.

2 Обширная сырьевая база (пол. ископаемые, древесина, вода, воздух, производственные отходы).

Возможности использования сырья очень велики, это позволяет строить предприятия химической промышленности повсеместно. Но это нецелесообразно из-за высокой энерго и водоемкости ее производств. А главное негативного воздействия на экологические условия местности.

Основа развития лесной промышленности лес. Значение лесов различно. В санитарных зонах рубка леса запрещена. В России площадь покрытая лесом 45%. На каждого россиянина приходится около 5 гектаров леса. Запасы леса в нашей стране 22% мировых. Размещение лесных ресурсов неравномерно и основная заготовка ведется в лесоизбыточных районах.

 

3 Изучение нового материала (работа в группах)

Для того чтобы продолжить изучение нового материала вы должны распределиться по группам в соответствии с цветом, который вы сейчас выберите у меня на столе.

1 мин.

 

Вот вы расселись по группам, на столах у вас лежат карточки с заданиями для каждой группы и табло учета. Внимательно изучите табло учета. Согласно принятой на себя роли впишите свои фамилии. И приступайте к выполнению задания. Выполнив задание, группа садится к другой группе и рассказывает свое задание друг другу. Все группы меняются согласно схеме, после того как все группы выполнили задание к доске выходит выступающий от группы и рассказывает о своем задании.   

25 мин.

4  Индивидуальная работа по применению нового учебного материала.

Как только группы отчитались, все выполняют индивидуальные задания по ИОУПам 

5 мин.

5  Экспресс контроль.

1 Какие факторы характерны для размещения Химико-лесного комплекса?

2 Перечислите химико-лесные базы России?

3 Назовите проблемы химико-лесного комплекса?

4 мин.

6 Подведение итогов выставление оценок.

Запишите домашнее задание.

3 мин.

Итого:

 

45 мин.

1 группа.

Вопросы для обсуждения:

1 Выявить 3 особенности химической промышленности.

2 Что такое химизация?

3 Выяснить факторы размещения предприятий химико- лесного комплекса.

4 Дать характеристику Северо-Европейской базы по плану:

1  Географическое положение.

2  Какое сырье имеет данная база.

3  Какие отрасли здесь представлены.

4  Проблемы базы.

5 Работая с текстом учебника и картой атласа «Химическая промышленность» заполните  таблицу :

«Химическая промышленность»

Отрасль.

Продукция.

Факторы размещения.

Центры.

Горно-химическая.

Апатиты

Фосфориты

Калийная соль

 

 

Основная химия.

Калийные удобрения

Фосфорные удобрения

Серная кислота

 

 

Химия органического синтеза.

Синтетический каучук

Шины

Пластмассы.

 

 

 

6 На контурной карте нанесите границы Северо-Европейской базы и основные производства.

 

                                                                                                         Схема работы с группами.

                                                                                    I II

                                                                                    I III

                                                                                    I IV

 

2 группа.

Вопросы для обсуждения:

1 На каком основании, на ваш взгляд, предприятия химической и лесной промышленности объединены в один комплекс?

2 Что такое комбинирование?

3 Выяснить факторы размещения предприятий химико- лесного комплекса.

4 Дать характеристику Центральной базы по плану:

1  Географическое положение.

2  Какое сырье имеет данная база.

3  Какие отрасли здесь представлены.

4  Проблемы базы.

5  Работая с текстом учебника составьте схему межотраслевых связей химической промышленности.

 

 


                                              

                             Химическая промышленность

 

 

 

 

 

 


6 На контурной карте нанесите границы Центральной базы и основные производства.

 

 

                                                                                                         Схема работы с группами

                                                                                    II I

                                                                                    II IV

                                                                                    II III

 

 

3 группа.

Вопросы для обсуждения:

1 Какие экологические проблемы характерны для химико-лесного комплекса?

2  Найдите в тексте учебника где могут размещаться отрасли лесной промышленности.?

3 Почему крупные лесопромышленные комплексы расположены в Усть-Илимске и Братске.

4  Дать характеристику Волго –Уральской  базы по плану:

1  Географическое положение.

2  Какое сырье имеет данная база.

3  Какие отрасли здесь представлены.

4  Проблемы базы.

5 Работая с текстом учебника составьте схему  Внутриотраслевых связей лесной промышленности.

                                                          лесозаготовка

 

 

6 На контурной карте нанесите границы Волго-Уральской базы и основные производства.

 

                                                                                                         Схема работы с группами.

                                                                                                           III – IV

                                                                                                         III – I

                                                                                                                                              III – II

 

 

4 группа.

Вопросы для обсуждения:

  • Каковы особенности комплекса отраслей, связанных с переработкой древесины?
  • Чем отличается химическая и лесная промышленность от других отраслей?

3    Выяснить факторы размещения предприятий химико- лесного комплекса.

4   Дать характеристику Сибирской   базы по плану:

1  Географическое положение.

2  Какое сырье имеет данная база.

3  Какие отрасли здесь представлены.

4  Проблемы базы.

5  Продумайте. Как уменьшить отрицательное влияние лесной промышленности на     окружающую среду.и предложите свой вариант.

6 На контурной карте нанесите границы Сибирской базы и основные производства.

 

 

Схема работы с группами.

IV – III

IV – II

IV– I

 

 

Табло учета работы в группе:

Ф. И.

Ученика.

Участие в обсуждении.

Умение держать позицию.

Нормы общения.

Дополнительное участие.

Участие в рефлексии.

Кол-во баллов.

Оценка

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

Баллы:

  • балла- всегда
  • балла- часто
  • балл- редко

Критерии оценки:

17-21  балл- «5»

12- 16  баллов- «4»

6-11  баллов- «3»

 

Индивидуальные задания (Тесты)

Вариант 1.

  1. Химико лесной комплекс состоит из отраслей:

а) Химической

б) Лесной

в)Химической и Лесной

  1. Ведущая отрасль
  2. Особенности химической промышленности:

а) создает новые материалы

б) имеет общую сырьевую базу

в)обладает разнообразными хим. Технологиями

г)а, б,в.

  1. Кислотные заводы размещаются у:

а) производителя

б) потребителя

  1. Горно-химическая промышленность размещается у:

а) производителя

б) потребителя

в)источников сырья

  1. Химия органического синтеза использует сырье:

а)нефтяное

б)газовое

в)нефтяное и газовое

  1. Калийные удобрения производятся у :

а) производителя

б) потребителя

в) источников сырья

  1. Крупнейшие заводы по производству калийных удобрений…

Вариант 2.

1Химия переработки полимеров ориентируется на:

а) производителя

б) потребителя

в) источников сырья

2 Сколько химических баз в России:

а)1

б)2

в)3

г)4

3. Назовите химические базы России:

4. Лесная промышленность состоит из взаимосвязанных производств:

            а) Лесозаготовка, лесопиление и деревообработка

            б)Лесохимия и целлюлозно-бумажная промышленность

            в) а,б

5. Назовите лесоизбыточные районы России, в которых ведется лесозаготовка.

6. Производство фосфорных удобрений размещается:

а) производителя

б) потребителя

в) источников сырья

7. Мебельные фабрики размещаются:

            а) в районах потребления ее продукции

      б) производителя

      в) источников сырья

8. Производство бумаги требует много:

            а)древесины

            б) чистой воды

            в)электроэнергии

            г) а,б,в.

9. В каких регионах рамещены ЦБК.

 

Ключи для проверки:

Вариант 1.

 

 

 

1

в

 

2

химическая

 

3

г

 

4

б

 

5

б

 

6

в

 

7

в

 

8

Соликамск, Березники

 

Вариант 2.

 

 

 

1

б

 

2

г

 

3

Северо-Европейская, Центральная, Волго-Уральская, Сибирская

 

4

в

 

5

Европейский север, Урал, Восточная Сибирь, Дальний Восток.

 

6

б

 

7

а

 

8

г

 

9

Карелия, Урал, Сибирь

 

 

 

 

 

Табло учета работы в группе.

№ п/п

Ф.И. ученика

Роль в группе

Участие в обсуждении.

Приведение примеров во время обсуждения.

Нормы общения.

Дополнительное участие.

Кол-во баллов

Оценка

  1.  

 

Руководитель

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

Выступающий

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

Секретарь

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

Держатель времени

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

Оппонент

 

 

 

 

 

 

Руководитель группы– участвует в обсуждении, следит за участием в обсуждении каждого члена группы,выставляет баллы за работу каждого члена группы. ищет информацию к презентации в Интернете.

Выступающий– участвует в обсуждении, ищет информацию в атласе, представляет итоговую работу группы.

Секретарь– участвует в обсуждении, вносит в презентацию материал, который выбрала группа.

Держатель времени– участвует в обсуждении, следит за временем, отведённым на выполнение задания, ищет информацию в учебнике.

Оппонент– участвует в обсуждении, ставит под сомнение высказывания участников группы, предоставляя возможность доказать другим своё мнениеом. Помогает  искать информацию.

 


 

Баллы:

3 балла -  всегда

2 балла - часто

1 балл - редко

 

 Критерии оценки:

10-12 баллов -«5»

7-9 баллов – «4»

4-6 баллов- «3»

 



Фото пользователя Анна Эртель

На: Тема: "Химическая промышленность"


Коллеги! Дайте информацию об авторстве и разместите на страницах сообщества.....

Анна Эртель, РО ИПК и ПРО


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн