Урок 9 класс по теме «Химико-лесной комплекс».
Цель: 1 Формирование у учащихся представления и знания об особенностях структуры и значении химико-лесного комплекса, проблемы комплекса и перспективы развития.
- Развитие коммуникативных навыков учащихся, мышления, воображения.
- Воспитание самостоятельности, толерантности, трудолюбия.
Задачи: 1. Создать необходимые условия для рассмотрения особенностей размещения и проблем химико-лесного комплекса России. Продолжить формировать умения и навыки работать с картами, учебником и дополнительной литературой.
- Развивать диалогическую и монологическую речь, мышление, воображение через работу в группах.
- Воспитывать бережное отношение к экологической среде.
Форма урока: Комбинированный.
Тип урока: Изучение нового материала.
Пояснительная записка к уроку
Урок по теме «Химико-лесной комплекс». Цель урока 1Формирование у учащихся представления и знания об особенностях структуры и значении химико-лесного комплекса, проблемы комплекса и перспективы развития. 2 Развитие коммуникативных навыков учащихся, мышления, воображения. 3 Воспитание самостоятельности, толерантности. Форма урока - комбинированный. Тип урока - изучение нового материала.
Я приготовила структуру урока, в ней расписан план действия на уроке по минутам, необходимые карточки для групповой работы ребят и задания для индивидуальной работы. Занятие В ходе урока ребятам необходимо разделиться на группы продолжив изучение нового материала в группах.
В группе ставится проблемный вопрос, при обсуждении которого формируются коммуникативные компетентности (умение слушать, излагать свои мысли, задавать вопросы, работать в команде, планировать свою деятельность с учетом времени). Также общеучебные компетенции (умение работать с учебником, конспектом, табличным материалом). На занятии продолжилось формирование логического мышления и других мыслительных операций: анализ, сравнение, сопоставление, выделение главного.
Как только группы изучили и подготовили свои вопросы, они по очереди отчитывались перед классом. После этого ребята должныработать индивидуально, выбирать задание на 3,4.5. Как только работа будет закончена, начинается экспресс контроль на усвоение и понимание нового материала.
Сформулированные мною вопросы четкие, логичные, тщательно продуманные; соответствуют возрасту и уровню развития учащихся, обеспечивают включенность каждого учащегося в учебный процесс и позволяют выявить усвоение нового материала по данной теме.
На следующем этапе урока при обсуждении результатов работы в группах у учащихся должны сформироваться навыки публичных выступлений, умения вести дискуссию, применять свой субъектный опыт в новых необычных ситуациях, работать с табличными учебными наглядными пособиями, умение делать выводы и обобщать материал.
На этапе рефлексии учащиеся должны самостоятельно сделать выводы о поставленной цели и результатах проведенного урока. Выставленные мною оценки комментируются.
План урока:
1 этап: Психологический настрой.
Говорю ребятам что они сегодня будут изучать тему «Химико-лесной комплекс» проговариваю цели и задачи урока.Сформируют представление о составе комплекса, значении продукции в хозяйстве страны, об особенностях размещения и проблемах химико-лесного комплекса в России, научатся определять факторы размещения предприятий химической и лесной промышленности в результате будут уметь анализировать карту химической и лесной промышленности, выявлять экологические проблемы связанные с размещением этих предприятий.на это уходит 2 минуты.
2 этап: Объяснение нового материала Рассказываю ребятам лекцию в течении 5 минут
3 этап Самостоятельное изучение изучение нового материала.(работа в группах) Для того чтобы продолжить изучение нового материала ребята должны распределиться по группам в соответствии с цветом который они выбирают у меня на столе. Ребята рассаживаются по группам на столах у них лежат карточки с заданиями для каждой группы и табло учета работы в группе. Ребята. внимательно изучают табло учета. Согласно принятой на себя роли вписывают свои фамилии. И приступают к выполнению задания. Выполнив задание группа садится к другой группе и и рассказывает свое задание друг другу. Все группы меняются согласно схеме после того как все группы выполнили задание к доске выходит выступающий от группы и рассказывает о своем задании. 26 минут.
4 этап Индивидуальная работа по применению нового учебного материала. Как только группы отчитались, все выполняют индивидуальные задания по 5 минут.
5 этап. Экспресс контроль. Провожу мини опрос по данной теме на понимание материала.
1 Какие факторы характерны для размещения Химико-лесного комплекса?
2 Перечислите химико-лесные базы России?
3 Назовите проблемы химико-лесного комплекса? 4 минуты.
6 этап. Подведение итогов выставление оценок. Запись домашнего задание пр.3 минуты.
районахрайонах.
Лекция по теме:Химико-лесной комплекс России
Химико-лесноу комплекс объединяет химическую и лесную промышленность.
В химической промышленности выделяют три крупные отрасли: горно-химическую, основную химию и химию органического синтеза.
Горно-химическая отрасль – это добыча химического сырья: серы, калийных солей, апатитов, фосфоритов и т.д. Основная (неорганическая) химия специализируется на производстве минеральных удобрений, кислот, соды и т.д. Химия органического синтеза объединяет производство синтетических смол и пластмасс, синтетического каучука, химических волокон и других видов продукции.
Помимо этого в состав химической промышленности входят фармацевтическая, микробиологическая, фотохимическая отрасли, бытовая химия и др.
Основные факторы, влияющие на размещение отраслей химической промышленности, – сырьевой, топливно-энергетический, водный, потребительский.
Под влиянием сырьевого фактора размещают предприятия горно-химической отрасли (главные районы ее развития –Уральский и Северный), а также многие отрасли основной химии (производство калийных удобрений, кальцинированной соды и т.д.). Топливно-энергетический фактор влияет на размещение предприятий по производству синтетического каучука, химических волокон и т. д. Во многих отраслях химической промышленности велик расход воды. Этот фактор, например, является одним из определяющих при производстве химических волокон.
В России выделяют четыре крупные базы химической промышленности.
Североевропейская. Здесь сосредоточены богатые запасы апатитов (Кольский полуостров Хибины)– сырья для производства
фосфорных удобрений, а также нефти, газа, угля и леса, которые создают возможность для развития органической химии.
Центральная – перерабатывает в основном привозное сырье и производит фактически все виды химической продукции.
Волго-Уршъская – сформировалась на собственных ресурсах калийных солей, серы, нефти, газа и т. д. Имеются крупные химические комплексы – Соликамско-Березниковский, Уфимско-Салаватский, Самарский и др.
Сибирская – очень перспективна по запасам и разнообразию ресурсов. Значительное развитие получили нефтехимия (Ангарск, Томск, Омск, Тобольск), химический комплекс Кузбасса и т. д.
Из субъектов Федерации, являющихся крупными производителями разнообразной химической продукции, следует назвать Татарстан, Башкортостан, Москву, Московскую, Самарскую, Пермскую области.
По объемам годового производства отдельных видов продукции химической промышленности Россия занимает весьма скромные позиции в мире. Так, производство химических волокон и нитей составляет 135 тыс. т (в СШАсвыше 4 млн т, Китае – более 3 млн т), синтетических смол и пластмасс – 2,2 млн т (в США – свыше 30 млн т, Япония – около 15 млн т) и т.д.
Лесная промышленность. В состав лесной промышленности входят лесозаготовительная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная и лесохимическая отрасли.
Лесозаготовительная отрасль осуществляет заготовку, первичную обработку и вывоз леса. Основными районами заготовки леса являются Северный, Восточно-Сибирский и Уральский.
Деревообрабатывающая отрасль включает в себя лесопиление, производство фанеры, древесностружечных и древесноволокнистых плит, производство мебели, стандартное домостроение, производство спичек и т. д.
Целлюлозно-бумажная отрасль производит целлюлозу, бумагу, картон и изделия из них.
Лесохимическая отрасль осуществляет производство лаков, канифоли, скипидара, этилового спирта, линолеума и т. д.
Сырьевой фактор влияет на размещение лесозаготовительных предприятий и ряда деревообрабатывающих производств (например, производство фанеры).
Водный фактор особенно влияет на размещение производства целлюлозы.
На потребителя ориентируется в первую очередь мебельная промышленность.
Развита лесная промышленность в Иркутской, Архангельской, Пермской областях, Красноярском крае, республиках Карелия, Коми.
В основном объемы производства в лесной промышленности на протяжении 99-х годов сокращались и в последние годы составляли: заготовка деловой древесины – 70-75 млн м3 в год (в США около 400 млн м3), производство пиломатериалов – 18-20 млн м3 (в США около 100 млн м3), производство бумаги и картона – 3,5-4 млн т (в США около 80 млн т).
Структура урока.
Этап.
|
План действия.
|
Время.
|
1 Психологический настрой.
|
Сегодня на уроке вы будете изучать новую тему «Химико-лесной комплекс», сформируете представление о составе комплекса, значении продукции в хозяйстве страны, об особенностях размещения и проблемах химико-лесного комплекса в России, научитесь определять факторы размещения предприятий химической и лесной промышленности, в результате будете уметь анализировать карту химической и лесной промышленности, выявлять экологические проблемы, связанные с размещением этих предприятий.
|
2 мин.
|
2 Объяснение нового материала.
|
Химико- лесной комплекс состоит из двух крупных и сложных по составу отраслей химической и лесной промышленности, ведущей среди них является химическая промышленность. Поэтому связи между этими отраслями практически односторонние. В лесной промышленности все более широко используются химико-механические и химические процессы и компоненты. Без этих компонентов невозможно производство целлюлозы, бумаги, картона, древесных плит, мебели и т. д., то есть всего того, что является основной продукцией современной лесной промышленности. Лидирующая роль химической промышленности в комплексе не случайна. Она главенствует в хозяйстве страны и определяет развитие одного из направлений научно-технического прогресса-химизации.
Химизация - это широкое применение химических технологий и материалов во всех отраслях народного хозяйства.
Значение химизации определяется рядом особенностей химической промышленности.
|
5 мин.
|
|
1 Создание новых материалов превосходящих натуральные.
2 Обширная сырьевая база (пол. ископаемые, древесина, вода, воздух, производственные отходы).
Возможности использования сырья очень велики, это позволяет строить предприятия химической промышленности повсеместно. Но это нецелесообразно из-за высокой энерго и водоемкости ее производств. А главное негативного воздействия на экологические условия местности.
Основа развития лесной промышленности лес. Значение лесов различно. В санитарных зонах рубка леса запрещена. В России площадь покрытая лесом 45%. На каждого россиянина приходится около 5 гектаров леса. Запасы леса в нашей стране 22% мировых. Размещение лесных ресурсов неравномерно и основная заготовка ведется в лесоизбыточных районах.
|
|
3 Изучение нового материала (работа в группах)
|
Для того чтобы продолжить изучение нового материала вы должны распределиться по группам в соответствии с цветом, который вы сейчас выберите у меня на столе.
|
1 мин.
|
|
Вот вы расселись по группам, на столах у вас лежат карточки с заданиями для каждой группы и табло учета. Внимательно изучите табло учета. Согласно принятой на себя роли впишите свои фамилии. И приступайте к выполнению задания. Выполнив задание, группа садится к другой группе и рассказывает свое задание друг другу. Все группы меняются согласно схеме, после того как все группы выполнили задание к доске выходит выступающий от группы и рассказывает о своем задании.
|
25 мин.
|
4 Индивидуальная работа по применению нового учебного материала.
|
Как только группы отчитались, все выполняют индивидуальные задания по ИОУПам
|
5 мин.
|
5 Экспресс контроль.
|
1 Какие факторы характерны для размещения Химико-лесного комплекса?
2 Перечислите химико-лесные базы России?
3 Назовите проблемы химико-лесного комплекса?
|
4 мин.
|
6 Подведение итогов выставление оценок.
|
Запишите домашнее задание.
|
3 мин.
|
Итого:
|
|
45 мин.
|
1 группа.
Вопросы для обсуждения:
1 Выявить 3 особенности химической промышленности.
2 Что такое химизация?
3 Выяснить факторы размещения предприятий химико- лесного комплекса.
4 Дать характеристику Северо-Европейской базы по плану:
1 Географическое положение.
2 Какое сырье имеет данная база.
3 Какие отрасли здесь представлены.
4 Проблемы базы.
5 Работая с текстом учебника и картой атласа «Химическая промышленность» заполните таблицу :
«Химическая промышленность»
Отрасль.
|
Продукция.
|
Факторы размещения.
|
Центры.
|
Горно-химическая.
|
Апатиты
Фосфориты
Калийная соль
|
|
|
Основная химия.
|
Калийные удобрения
Фосфорные удобрения
Серная кислота
|
|
|
Химия органического синтеза.
|
Синтетический каучук
Шины
Пластмассы.
|
|
|
6 На контурной карте нанесите границы Северо-Европейской базы и основные производства.
Схема работы с группами.
I– II
I– III
I– IV
2 группа.
Вопросы для обсуждения:
1 На каком основании, на ваш взгляд, предприятия химической и лесной промышленности объединены в один комплекс?
2 Что такое комбинирование?
3 Выяснить факторы размещения предприятий химико- лесного комплекса.
4 Дать характеристику Центральной базы по плану:
1 Географическое положение.
2 Какое сырье имеет данная база.
3 Какие отрасли здесь представлены.
4 Проблемы базы.
5 Работая с текстом учебника составьте схему межотраслевых связей химической промышленности.
Химическая промышленность
6 На контурной карте нанесите границы Центральной базы и основные производства.
Схема работы с группами
II– I
II– IV
II– III
3 группа.
Вопросы для обсуждения:
1 Какие экологические проблемы характерны для химико-лесного комплекса?
2 Найдите в тексте учебника где могут размещаться отрасли лесной промышленности.?
3 Почему крупные лесопромышленные комплексы расположены в Усть-Илимске и Братске.
4 Дать характеристику Волго –Уральской базы по плану:
1 Географическое положение.
2 Какое сырье имеет данная база.
3 Какие отрасли здесь представлены.
4 Проблемы базы.
5 Работая с текстом учебника составьте схему Внутриотраслевых связей лесной промышленности.
лесозаготовка
6 На контурной карте нанесите границы Волго-Уральской базы и основные производства.
Схема работы с группами.
III – IV
III – I
III – II
4 группа.
Вопросы для обсуждения:
- Каковы особенности комплекса отраслей, связанных с переработкой древесины?
- Чем отличается химическая и лесная промышленность от других отраслей?
3 Выяснить факторы размещения предприятий химико- лесного комплекса.
4 Дать характеристику Сибирской базы по плану:
1 Географическое положение.
2 Какое сырье имеет данная база.
3 Какие отрасли здесь представлены.
4 Проблемы базы.
5 Продумайте. Как уменьшить отрицательное влияние лесной промышленности на окружающую среду.и предложите свой вариант.
6 На контурной карте нанесите границы Сибирской базы и основные производства.
Схема работы с группами.
IV – III
IV – II
IV– I
Табло учета работы в группе:
Ф. И.
Ученика.
|
Участие в обсуждении.
|
Умение держать позицию.
|
Нормы общения.
|
Дополнительное участие.
|
Участие в рефлексии.
|
Кол-во баллов.
|
Оценка
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
|
|
|
Баллы:
- балла- всегда
- балла- часто
- балл- редко
Критерии оценки:
17-21 балл- «5»
12- 16 баллов- «4»
6-11 баллов- «3»
Индивидуальные задания (Тесты)
Вариант 1.
- Химико лесной комплекс состоит из отраслей:
а) Химической
б) Лесной
в)Химической и Лесной
- Ведущая отрасль
- Особенности химической промышленности:
а) создает новые материалы
б) имеет общую сырьевую базу
в)обладает разнообразными хим. Технологиями
г)а, б,в.
- Кислотные заводы размещаются у:
а) производителя
б) потребителя
- Горно-химическая промышленность размещается у:
а) производителя
б) потребителя
в)источников сырья
- Химия органического синтеза использует сырье:
а)нефтяное
б)газовое
в)нефтяное и газовое
- Калийные удобрения производятся у :
а) производителя
б) потребителя
в) источников сырья
- Крупнейшие заводы по производству калийных удобрений…
Вариант 2.
1Химия переработки полимеров ориентируется на:
а) производителя
б) потребителя
в) источников сырья
2 Сколько химических баз в России:
а)1
б)2
в)3
г)4
3. Назовите химические базы России:
4. Лесная промышленность состоит из взаимосвязанных производств:
а) Лесозаготовка, лесопиление и деревообработка
б)Лесохимия и целлюлозно-бумажная промышленность
в) а,б
5. Назовите лесоизбыточные районы России, в которых ведется лесозаготовка.
6. Производство фосфорных удобрений размещается:
а) производителя
б) потребителя
в) источников сырья
7. Мебельные фабрики размещаются:
а) в районах потребления ее продукции
б) производителя
в) источников сырья
8. Производство бумаги требует много:
а)древесины
б) чистой воды
в)электроэнергии
г) а,б,в.
9. В каких регионах рамещены ЦБК.
Ключи для проверки:
Вариант 1.
|
|
|
|
1
|
в
|
|
2
|
химическая
|
|
3
|
г
|
|
4
|
б
|
|
5
|
б
|
|
6
|
в
|
|
7
|
в
|
|
8
|
Соликамск, Березники
|
Вариант 2.
|
|
|
|
1
|
б
|
|
2
|
г
|
|
3
|
Северо-Европейская, Центральная, Волго-Уральская, Сибирская
|
|
4
|
в
|
|
5
|
Европейский север, Урал, Восточная Сибирь, Дальний Восток.
|
|
6
|
б
|
|
7
|
а
|
|
8
|
г
|
|
9
|
Карелия, Урал, Сибирь
|
Табло учета работы в группе.
№ п/п
|
Ф.И. ученика
|
Роль в группе
|
Участие в обсуждении.
|
Приведение примеров во время обсуждения.
|
Нормы общения.
|
Дополнительное участие.
|
Кол-во баллов
|
Оценка
|
-
|
|
Руководитель
|
|
|
|
|
|
|
-
|
|
Выступающий
|
|
|
|
|
|
|
-
|
|
Секретарь
|
|
|
|
|
|
|
-
|
|
Держатель времени
|
|
|
|
|
|
|
-
|
|
Оппонент
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель группы– участвует в обсуждении, следит за участием в обсуждении каждого члена группы,выставляет баллы за работу каждого члена группы. ищет информацию к презентации в Интернете.
Выступающий– участвует в обсуждении, ищет информацию в атласе, представляет итоговую работу группы.
Секретарь– участвует в обсуждении, вносит в презентацию материал, который выбрала группа.
Держатель времени– участвует в обсуждении, следит за временем, отведённым на выполнение задания, ищет информацию в учебнике.
Оппонент– участвует в обсуждении, ставит под сомнение высказывания участников группы, предоставляя возможность доказать другим своё мнениеом. Помогает искать информацию.
На: Тема: "Химическая промышленность"
Коллеги! Дайте информацию об авторстве и разместите на страницах сообщества.....