Аннотация: В статье повествуется о формировании коммуникативного компонента универсальных учебных действий на уроках и во внеурочное время через игру. Приводятся примеры заданий используемых на разных этапах урока, при работе по УМК «Начальная школа ХХ1 века».
Ключевые слова:Коммуникативная компетентность, универсальные действия, игровая технология, телекоммуникационный проект.
В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности.
Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
Результаты исследований О.Н. Мостова, И.Н. Агафонова позволили выделить три типа младших школьников с точки зрения стиля их общения в школе (1 – 2 классы). Учащиеся эгоцентричного (18%) и неуверенного типов (32%) учащихся отличает низкий уровень успешности в общении, они испытывают наибольшие затруднения в развитии вербальной стороны коммуникативных умений. К дружелюбному типумогут быть отнесены около 50% школьников. Эту группу школьников отличает ярко выраженная позитивная Я-концепция и наличие положительного отношения к одноклассникам. [1,с. 26]
Приведенные данные показывают, что недостаточная степень коммуникативной готовности детей к школьному обучению может иметь серьезные последствия. В условиях традиционной школы коммуникативные трудности преодолеваются очень плохо, консервируются в виде негативного стиля общения. У значительного количества детей они приобретают хронический характер, постепенно переходя в устойчивые и неблагоприятные характерологические черты. Таким образом, без целенаправленного и систематического формирования базовых коммуникативных компетенций (иначе – коммуникативного компонента универсальных учебных действий) в ходе обучения просчеты дошкольного воспитания или негативные индивидуальные особенности преодолеть нельзя.
Актуально ли все вышеперечисленное для нашей школы? Безусловно, потому что проведенная педагогическая диагностика по определению готовности к школьному обучению показывает, что только у 30% будущих первоклассников уровень сформированности коммуникативной компетентности достаточен для их адаптации в классном коллективе. У остальных же наблюдаются проблемы коммуникативного характера, особенно в построении эффективного сотрудничества со сверстниками. Таким образом, существует противоречие между необходимостью целенаправленного формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий и отсутствием такой практики в современной школе.
По мнению автора, актуальной проблемой является выбор средств формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий в образовательном процессе.
Широкие возможности для решения этой проблемы дает использование различных видов игр, особенно для младшего школьного возраста, для которого характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. [2, с.56]
С точки зрения разработчиков нового проекта Государственных стандартов общего образования, коммуникативная сторона развития считается одной из приоритетных задач школьного образования. Коммуникативные действияобеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
А.Г. Асмолов [1, с.126 ] выделяет базовые аспекты коммуникативной деятельности основные коммуникативные действия, к которым относятся:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
В исследованиях Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, и их последователей: В.В. Рубцову и Г.А. Цукерман [3,с.237] убедительно показана сама возможность практической организации эффективных форм сотрудничества учеников начальной и основной школы, направленных на усвоение учебного содержания школьных предметов, но и зафиксировано позитивное влияние опыта сотрудничества на развитие общения и речи.
Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, обучающиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики.
В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разработали: К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубенштейн, Д.Б. Эльконин, в зарубежной – З.Фрейд, Ж.Пиаже и другие [4, с.79]. В их трудах исследована и обоснована роль игры в отогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегуляции личности, наконец, в процессе социализации - в усвоении и использовании человеком общественного опыта.
В МОУ «Новопокровская средняя школа», был апробирован УМК «Начальная школа ХХ1 века». Основная идея этого УМК – оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающегося, то в роли организатора учебной ситуации.
Авторы предусмотрели организацию деятельности моделирования и специальные творческие задания, игры, развивающие логическое мышление и воображение. Методический аппарат учебников способствует развитию умений общаться, обосновывать свою точку зрения, слушать высказывания другого, подбирать какие-то доказательства и даже возражать. Игры, которые традиционно используется для развития и поддержки мотивации, можно использовать для развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий на уроке и во внеурочной деятельности.
Практически на любом этапе урока могут быть использованы коммуникативные игры.
Так, на этапе проверки домашнего задания, главная цель которого- узнать, что усвоил ученик, как он усвоил, используется игра "Учитель -ученик" в рамках коммуникации как взаимодействия: ученик учится видеть разницу двух заявленных точек зрения. двух позиций и мотивированно присоединяется к одной из них.
Этап актуализации знаний направлен на подготовку восприятия нового материала
В рамках инициативного сотрудничества провожу игры, которые учат работать с соседом по парте, распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы, выполнять работу по цепочке. Например, игра «Журналист».
Объяснение нового материала - следующий этап структуры урока. Игра «Зоопарк» используется в групповой работе, что позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например, робкие или слабые ученики.
Этап закрепления материала – это процесс применения полученных знаний.
На данном этапе можно использовать игру «Иду в гости» как в индивидуальной, так и в групповой работе. [5,с 24] Она занимает на уроке немного времени, но дает представление о том, как материал усвоен обучающимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу.
Детям эта игра нравится, так как, кроме всего прочего, она приучает их к правилам этикета в гостях.
Этап подведения итогов урока имеет цель - обобщить, сделать выводы, оценить успешность, результативность каждого ученика.
Здесь предполагается игра «Шифровальщики», которая учит учитывать разные мнения и умение обосновать собственное.
На уроках и во внеурочное время использую игровые приемы и задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения, которые способствует получению устойчивых положительных результатов. Диалог, живое общение, тренинги, языковая коммуникация являются тем фундаментом, на котором будут расти, и развиваться школьники. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь». Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. Развивать у школьника интерес к чтению, стимулировать свободное говорение учеников, стремление к творческому осмыслению прочитанной литературы, воспитывать уверенность в себе, способность привлечь к себе внимание своими умениями поможет такая игра как «Книжная ярмарка». Лучше всего эту игру использовать в самом начале изучения учебной темы. Школьникам предлагается выбрать ту или иную книгу и прочитать её. Для прочтения отводится одна-две недели. После прочтения выбранных книг на одном из уроков проводится, так называемая, книжная ярмарка, в ходе которой Обучающиеся представляют прочитанные книги. Представление книги длится 5 минут. Этого времени достаточно, чтобы сконцентрироваться на самом главном в представлении. Ребята могут не только рассказать о прочитанной книге, но и познакомить сверстников с её автором. Ребята рассказывают о прочитанной книге в парах друг другу или в группах, а затем по рекомендации групп знакомят весь класс с любимой или понравившейся книгой.
Стремление к игре, увлечённость игровым сюжетом – это закономерное явление, обусловленное психологической потребностью у детей этого возраста. Вместе с тем при использовании игровых ситуаций важно учесть одну особенность: игра как метод обучения существенно отличается от игры вообще. Игровая форма деятельности детей на уроке должна сочетаться с познавательным содержанием, представляющем собой учебную задачу и предполагающим её решение. Придание игровой формы учебному заданию позволяет учесть возрастные особенности детей и достичь учебной цели.
Автор считает, что элементы здоровьесберегающих технологий, которые преследуют цель- укрепление здоровья школьников, помощь детям на протяжении всего урока оставаться активными и не уставшими, могут способствовать также и развитию речи детей. Например, позволяют сделать комплекс физминуток, рекомендованный САН-ПиНом, если проводить его так, как предлагает автор. Во время физпаузы обязательно произносится какой-либо текст. Очень нравится второклассникам, он легко запоминается и остаётся в памяти надолго.
В наше время, когда книгу для детей и взрослых, к сожалению, почти заменили телевизор и компьютер, когда в речи детей, да и их родителей много мусора, грязи, грубости, мало чистоты, полноценной правильной речи, остро ощущается необходимость развивать и коммуникативную компетентность родителей, прививать им любовь к правильной речи и желание передать эту любовь детям. Актуальнее всего решать данную проблему вместе с родителями. Для этого предлагается родителям дома поиграть с детьми: «Кто хуже всех говорит» (баллы за неправильные или грубые слова). Награда по итогам месяца - книга.
Наблюдается что, видоизменяются традиционные коммуникативные умения, появляются коммуникативные умения, связанные с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении, изменяются способы, средства общения, раздвигаются границы коммуникации, расширяется круг собеседников. Этому способствует участие в телекоммуникационных проектах.
Для развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий необходимо обеспечить компьютерную поддержку процесса учебного проектирования.
Кроме того, активное включение школьников в проектную деятельность, результатом которой является создание информационного продукта – компьютерной презентации, способствует возможности самовыражения, и положительной мотивации учеников к выполнению самостоятельной работы и использованию компьютера.
В результате проводимой работы ученики становятся самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Дети участвуют в школьной научно-практической конференции, в региональных интеллектуально-творческих конкурсах «Пони», «Через тернии к звёздам», в телекоммуникационных проектах.
|