Submitted by Елена Алексеевна Макарова on вс, 08/05/2011 - 22:00
Программа по классу аккомпанемента.
Пояснительная записка
Аккомпанемент является одним из любимых предметов у учащихся ДМШ и ДШИ. На уроках по аккомпанементу ученики знакомятся с различными музыкальными инструментами, спецификой их звучания, техническими возможностями, приемами звукоизвлечения. Учатся различать тембры голосов, узнают их диапазон, звуковые возможности и особенности. Знакомятся с лучшими образцами русской и зарубежной инструментальной и вокальной музыки.
Цель программы:создание условий для формирования устойчивого интереса у учащихся к увлекательному виду творчества – аккомпанированию голосу или инструменту, что позволяет значительно расширить репертуарные рамки и проявить себя более разнообразно в общении с инструментом.
Задачи программы: Формирование практического умения и навыков аккомпанирования. Воспитание чувства стиля и художественного вкуса. Овладение необходимыми теоретическими и общекультурными знаниями. А так же воспитание чувства партнерства, ансамблевой слаженности, ответственности и сопереживания.
Для успешной реализации программы необходимо:
А)Наличие в школе квалифицированных иллюстраторов (солистов), чья профессиональная заинтересованность и исполнительский опыт помогут учащимся в работе по этому предмету.
Б)Работа по самостоятельному подбору и изучению материала. Систематизирование его по уровню сложности и по видам фактуры; по жанровым и стилевым особенностям, что упростит подбор репертуара для каждого конкретного ученика, учитывая его игровые возможности и музыкальное развитие.
В)Наличие в школе квалифицированного специалиста, имеющего практический концертмейстерский опыт, знающего обширный репертуар и работавшего с различными инструментами, голосами.
Возраст детей, участвующих в реализации программы:12-17 лет.
Срок реализации– 2 года.
Форма занятий– урок, индивидуальный.
Продолжительность урока и количество учебных недель– 45 минут; один раз в неделю; 36 рабочих недель.
Ожидаемые результаты:
1) Умение читать различную фактуру, выделять главное, видеть и различать технические моменты (арпеджио, гаммы, аккорды), особенно при чтении с листа.
2) Быстрота реакции на сцене во время исполнения.
3) Знание специфики инструментального исполнительства: у струнников штрихи; у духовиков дыхание.
4) Умение подчиняться творческой воле солиста, быть с ним единым музыкальным целым, порой в ущерб своим музыкальным амбициям.
5) Чувство партнерства и сопереживания.
6) Пианизм, без которого невозможно решение музыкальных задач.
7) Любовь к концертмейстерскому исполнительству и общая музыкальная эрудиция, из которой рождается чувство меры, стиля и вкуса.
Работа в классе аккомпанемента очень интересна и увлекательна. Учащиеся, успешно прошедшие курс аккомпанемента, всегда будут востребованы как в сфере музыкального исполнительства, так и в сфере домашнего музицирования.
Формы контроля успеваемости и подведения итогов:
Промежуточный и итоговый контроль.
В течении учебного года, учащимся рекомендуется пройти 5-6 разнохарактерных произведений различного жанра и различных видов фактуры.
6клаcc
Iполугодие. Зачет (можно в классном порядке) – 1-2 произведения.
IIполугодие.Экзамен(выступление на сцене)– 2 произведения, различных по стилю, характеру, темпу и фактуре.
7класс
Iполугодие. Зачет (выступление на сцене) – 1-2 произведения.
IIполугодие.Выпускной экзамен(выступление на сцене)– 2 произведения, различных по стилю, характеру, темпу и фактуре. (Исполнение произведений крупной формы рекомендуется с учетом индивидуальных возможностей, музыкальной и технической оснащенности, практических концертмейстерских накоплений)
Основные этапы работы в классе аккомпанемента:
1) Знакомство с произведением.
2) Изучение партии солиста.
3) Знакомство с фортепианным сопровождением.
4) Работа над трехстрочной партитурой.
5) Исполнение с солистом.
6) Предконцертное исполнение.
7) Выступление на сцене.
В 6 классе учащимся необходимо овладеть следующими навыками:
А)чтения с листа своей партии и партии солиста;
Б)игре в ансамбле;
В)исполнения не сложных произведений с фактурой бас-аккорд,
Г)исполнение произведений с простой разложенной фактурой.
Примерный перечень произведений для 6 класса.
Й. Гайдн «Песенка»
«Менуэт»
«Очень обыкновенная история»
«Серенада»
Л. Боккерини «Менуэт»
Л. Бетховен «Народная песня»
«Менуэт»
«Контрданс»
«Прекрасный цветок»
Г. Гендель «Ария»
«Вариации»
Ф. Госсек «Гавот»
Р. Глиэр «Романс»
М. Глинка «Прощальный вальс»
«Полька»
«Хор волшебных дев»
«Мазурка»
«Чувство»
Х. Глюк «Гавот»
«Мелодия»
К. Дварионас «Вальс»
Л. Моцарт «Менуэт»
«Бурре»
«Весенняя песня»
«Аллегретто»
«Майская песня»
«Вальс»
«Полонез»
«Андантино»
«Песня пастушка»
М. Мусоргский «Слеза»
Д. Перголези «Сицилиана»
Н. Римский-Корсаков «Песня индийского гостя»
Н. Раков «Вокализ»
«Рассказ»
Н. Соколовский «В темпе менуэта»
П. Чайковский «Ната-вальс»
«Неаполитанская песенка»
«Мазурка»
«Вальс»
«Мой садик»
Д. Шостакович «Элегия»
«Романс»
«Звездочки»
«Гавот»
Ф. Шуберт «Экосез»
К. Вебер «Хор охотников»
«Песня»
«Вальс»
«Виваче»
С. Прокофьев «Марш»
«Мимолетности» 1,6
Ж. Люлли «Гавот и мюзет»
И. Бах «Гавот из французской сюиты»
А. Корелли «Сарабанда»
«Граве»
Ж. Рамо «Ригодон»
Ф. Шопен «Желание»
А. Гречанинов «Вальс»
Г. Свиридов «Старинный танец»
«Колдун»
С. Рахманинов «Полька»
Э. Григ «Листок из альбома»
«Народная песня»
«Менуэт»
А. Хачатурян Отрывок из балета «Чиполлино»
«Андантино»
М. Калинников «Тропинка»
Р. Шуман «Марш»
Ш. Данкля «Мазурка»
« Вариации на тему Беллини»
Д. Перголези «Сицилиана»
В 7 классе учащимся необходимо овладеть следующими навыками:
А) игра произведений с более сложной и насыщенной фактурой.
Б) игра развернутых произведений и произведений крупной формы.
Примерный перечень произведений для 7 класса.
И. Бах «Бурре»
«Сицилиана»
«Аллегро»
«Ариозо»
Л. Бетховен «Рондо» Ddur
«Экосез»
Г. Венявский «Польская песня»
«Мазурка»
А. Вивальди Концерт a-moll
Концерт G-dur
Концерт g-moll
Г. Гендель «Жига»
«Каприччио»
«Ларгетто»
А. Глазунов Отрывок из балета «Барышня-служанка»
Р. Глиэр «Вальс» op.45 №2
«Анданте» op.35 №4
М. Глинка «Листок из альбома»
«Танец»
«Славянский танец»
Ш. Данкля Вступление, тема и вариации на тему Пачини
«Мазурка»
Вариации на тему Доницетти
К. Дварионас «Элегия»
К. Корчмарев Испанский танец «Малагуэнья»
А. Корелли «Сарабанда и жига»
Ж. Масснэ «Размышление»
Ф. Мендельсон «Песня без слов» в обр. Крейслера
В. Моцарт «Гавот рондо» из балета «Безделушки»
Ж. Обер «Престо»
«Тамбурин»
Н. Паганини «Кантабиле»
Ж. Рамо «Гавот»
«Ригодон»
А. Спендиаров «Колыбельная»
К. Сен-Санс «Лебедь»
А. Хачатурян «Ноктюрн»
В. Шабалин «Прелюдия»
Д. Шостакович «Романс» из к/ф «Овод»
«Марш»
«Грустная песенка»
П. Чайковский «Грустная песенка»
«Мазурка»
«Сентиментальный вальс»
Й. Гайдн «Менуэт быка»
Д. Кабалевский «Клоуны»
Ф. Крейслер «Вальс»
«Марш игрушечных солдатиков»
Э. Григ «Норвежский танец»
«Песня родины»
Х. Глюк «Веселый танец»
Р. Шуман «Веселый крестьянин»
Ф. Шуберт «Музыкальный момент»
«Утренний привет»
«Вальс»
К. Караев «Задумчивость»
З. Фибих «Поэма»
Й. Брамс «Венгерский танец»
К. Вебер «Вечерняя песня»
А. Аренский «Экспромт»
Н. Раков «Багатель»
Дж. Саммартини «Песнь любви яснее»
А. Дворжак «Юмореска»
З. Багиров «Романс»
Дж. Мартини «Ария»
Н. Бакланова «Хоровод»
И. Маттезон «Ария»
Методическое обеспечение.
1) Т. Свирская «Опыт работы в классе скрипичного ансамбля».
2) Г. Турчанинова «Организация работы скрипичного ансамбля».
3) М. Мильман «Мысли о камерно-ансамблевой педагогике и исполнительстве»
4) Музыкальный инструмент (фортепиано). Примерная программа для ДМШ и музыкальных отделений детских школ искусств. Москва – 2006г.
5) Аккомпанемент. Примерная программа для детских школ и музыкальных отделений детских школ искусств. Москва 2006г.
6) Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Минобрнауки России от 11.12.2006г №06 – 1844.
7) Интернет-ресурсы.
Репертуарные сборники:
Н. Платонов «Школа игры на флейте» – М. Музыка 1996
Н. Раков «Три пьесы» для флейты и фортепиано – М. Музыкальное издательство 1995
Альбом популярных пьес «Лунный свет» для флейты и фортепиано –
М. Музыка 1996
Хрестоматия для флейты 1-3 классы ДМШ Пьесы Часть 1 – М. Музыка 1995
Хрестоматия для флейты 1-3 классы ДМШ Пьесы Часть 2 – М. Музыка 1995
И.С. Бах «Альбом пьес» для скрипки(ДМШ, музучилище) – М. Музыка 1995
«Пьесы старинных композиторов» для скрипки и фортепиано –
М. Музыка 1995
П. Чайковский «Альбом пьес для детей» для скрипки и фортепиано –
М. Музыка 1995
Хрестоматия для скрипки и фортепиано 1-2 классы – М. Музыка 1988
Хрестоматия для скрипки и фортепиано 2-3 классы – М. Музыка 1986
Хрестоматия для скрипки и фортепиано 4-5 классы – М. Музыка 1984
Хрестоматия для скрипки и фортепиано 5-6 классы – М. Музыка 1983
Юный скрипач. Вып. 1 – М. Советский композитор 1963
Юный скрипач. Вып. 2 – М. Советский композитор 1967
Юный скрипач. Вып. 3 – Ростов на Дону «Феникс» 1997
Пьесы зарубежных композиторов для виолончели и фортепиано –
М. Музыка 1965
«Домашний концерт» Любимые мелодии для скрипки и фортепиано – М. Музыка 1997
С. Прокофьев «Мимолетности». Переложение для скрипки и фортепиано В. Деревянко. «Ми» Санкт – Петербург 1993
Хрестоматия для виолончели «Пьесы» вып.II(1 ч.) – М. Музыка 1974
В. Моцарт «Пьесы». Переложение для виолончели и фортепиано –
М. Музыка 1991
И.С. Бах «Пьесы». Переложение для виолончели и фортепиано –
М. музыка 1988
Хрестоматия для виолончели (этюды, пьесы, произведения крупной формы) Vкл. – М. Музыка 1990
Хрестоматия для виолончели (пьесы и произведения крупной формы)
IVкл. – М. Музыка 1990
Пьесы зарубежных композиторов XIXвека для виолончели и фортепиано. – М. Музыка 1975