Официальный сайт yerka 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Барьеры, защищающие монопольный рынок

Submitted by Анютка Каргополова on Tue, 10/05/2011 - 16:05
Данные об авторе
Регион: 
Алтайский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Экономика
Цель урока: 

 

  • ктуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;
  • создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать действия монополии;
  • содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (закон);
  • создать условия для развития у школьников умения работать во времени;
  • содействовать систематизации знаний учащихся по рынку-монополии.
  • организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий темы;
  • воспитывать экономическое мышление
Тип урока: 
Комбинированный урок
Краткое описание: 
ктуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы; создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать действия монополии; содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (закон); создать условия для развития у школьников умения работать во времени; содействовать систематизации знаний учащихся по рынку-монополии. организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий темы; воспитывать экономическое мышление
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

 

План-конспект урока.

 

1.Тема: Барьеры, защищающие монопольный рынок

2. Образовательные цели:

  • актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;
  • создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать действия монополии;
  • содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (закон);
  • создать условия для развития у школьников умения работать во времени;
  • содействовать систематизации знаний учащихся по рынку-монополии.
  • организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий темы;
  • воспитывать экономическое мышление

3. Тип учебного занятия– комбинированный урок.

4. Метод обучения– активный

5. Форма проведения– объяснение, диалог.

6. Дидактические материалы и оборудование: карточки

 7. Основные термины:

  • Естественная монополия
  • Метод поглощения
  • Метод картель
  • Метод Отраслевых холдингов
  • Метод треста
  • Метод корнер

8.Литература: учебник И.В. Липсица “Экономика”, ч.2 (11 класс)

 

 

 

Ход урока.

 Организационный этап. Мотивация.

– Здравствуйте. Присаживайтесь. Сегодня у нас занятие по теме:  “ Барьеры, защищающие монопольный рынок ”. Открыли тетради, записали дату (______) и тему урока.

Целями нашей совместной деятельности на уроке будут:

 во-первых, получение знаний по такому отраслевому рынку, как монополия,

 во-вторых,

  • определение необходимости антимонопольных барьеров
  • ознакомление с видами монополий
  • выявления методов российских монополистов

в-третьих,

  • определение необходимости антимонопольного законодательства,
  • выявление тех действий, которые запрещены фирмам-монополистам,
  • ознакомление с категориями фирм-монополий в России и со способами антимонопольного регулирования, согласно антимонопольного законодательства РФ,

Изучение нового материала.

Вопрос: Как вы думаете, что такое монополия?

Монополия – тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей.

Захватить рынок и стать на нем монополистом очень сложно, но

удержать этот рынок в своих руках еще сложнее. Поэтому издавна монополисты научились возводить барьеры на входе в контролируемые

ими рынки. Именно эти барьеры мешают проникновению на монополизированные рынки новых конкурентов и изменению там ситуации

к лучшему для покупателей.

 

 

 

 

Как видно на рис. 9.3, существует несколько типов таких барьеров.

Рис. 9.3. Типы барьеров, препятствующих проникновению новых фирм

на монополизированные рынки

 

Юридические барьеры. Вход на монополизированный рынок обычно

очень сильно может быть ограничен с помощью юридических барьеров.

Самыми древними формами таких барьеров были монопольные права, которые присваивались себе по праву сильного правителями и которые со временем получили название государственных монополий. Под этим именем они продолжают существовать и сегодня. Надо сказать, что государство рождает монополию (или создает условия для нее) и тогда, когда выгоды от этого достаются преимущественно не государственной казне, а другим лицам или организациям.

Например, государство осуществляет лицензирование определенных видов деятельности, и без получения государственной лицензии такой деятельностью заниматься просто нельзя. Лицензируются, например,

деятельность радиостанций и телекомпаний, нотариусов, аудиторов, банков, охота на определенные породы ценных животных (в частности, пушных), изготовление спиртных напитков или торговля ими и т. д.

Итогом лицензирования являются ограничение доступа желающих проникнуть в определенные сферы деятельности и, следовательно, создание

предпосылок для рождения монополистов. Конечно, лицензирование придумано не для создания монополий -оно решает совсем иные задачи (например, предотвращение фальсификации алкогольных напитков нелицензированными и потому бесконтрольными фирмами, продукцией которых люди могут отравиться). Тем не менее экономически грамотный человек не может не замечать побочных последствий лицензирования как фактора усиления монополизации. Важнейшим видом юридических барьеров, рождающих и защищающих монополию, являются патенты на изобретения и научно-технические разработки. Роль и последствия использования патентов уже рассматривались нами выше.

 

Естественные барьеры.В некоторых случаях рождение монополии оказывается практически неизбежным по сугубо объективным причинам.

Такие монополии называют обычно естественными, поскольку порождающие их барьеры естественны, т. е. закономерно присущи определенному рынку.

Естественная монополия - отрасль, в которой производство товара или оказание услуг сосредоточивается в одной фирме в силу объективных (природных или технических) причин, и это выгодно обществу.

 

Бывают такие монополии двух видов:

1) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-

за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права

на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста об этом мы будем говорить ниже);

2) технико-экономические монополии. Так условно можно назвать монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими,

либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта

масштаба. Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или

электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка

проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно

обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой. Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирм ради снижения средних затрат на

производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста нескольких меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство

и в итоге не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, разумеется,

не заинтересовано.

 

Экономические барьеры. Такие барьеры возводятся самими фирмами-

монополистами или являются следствием неблагоприятной общеэкономической ситуации в стране.

Например,сегодня в России уровень монополизации многих отраслей

чрезвычайно высок. Попробуем оценить масштабы данного явления

количественно. Сделать это можно, например, на основе данных о

средней численности занятых на одном предприятии: чем больше численность, тем, при прочих равных условиях, оно крупнее и играет большую роль на соответствующем рынке. Если посмотреть на отечественную промышленность с этой точки зрения, то обнаружим: почти 90% промышленного потенциала страны (оборудования, ресурсов сырья, специалистов) сосредоточено на крупнейших предприятиях. А ими по российским меркам считаются заводы с численностью занятых свыше 10 тыс. человек. Конечно, степень монополизации различается по отраслям.

Если оценивать ее по доле предприятий-монополистов в общем объеме выпуска продукции отрасли, то наиболее высока она, как виднона рис. 9.4, в химической промышленности и в черной металлургии.

 

Топливная                        Цветная             Машиностроение           Химическая      Черная

металлургия                     металлургия                                                                   

Рис. 9.4. Степень монополизации отраслей российской промышленности в 1995 г.(доля предприятий-монополистов в общем числе предприятий соответствующей отрасли и ее общем объеме производства)

 

Добиться снижения этой гипермонополизации российской экономики

крайне трудно в силу как раз общеэкономических причин, мешающих

появлению тех новых фирм, которые могли бы потеснить прежних хозяев рынков. Основными такими причинами в нашей стране в середине 90-х годов были:

1) высокий уровень налогов, подрывающий интерес к любой коммерческой

деятельности вообще;

2) дороговизна нового оборудования, приводящая к росту суммы стартового капитала, без которого предприятия просто не создать;

3) дефицит качественного сырья, материалов и комплектующих, возникший из-за спада производства в большинстве отраслей;

4) отсутствие у населения собственных накоплений в размерах, достаточных

для начала коммерческой деятельности.

 

К такого рода объективным экономическим барьерам добавлялись

барьеры уже искусственные, которые возводились самими нынешними

монополистами. Это, прежде всего, различного рода ассоциации, концерны, холдинги, финансово-промышленные группы, т. е. объединения, позволяющие монополистам успешно решать задачи:

  • контроля за ценами на своих рынках;
  • раздела рынков;
  • организации сбыта;
  • выторговывания у поставщиков более выгодных условий приобретения сырья, материалов и комплектующих.

Надо сказать, что в этой области российские монополисты не изобрели

ничего нового они лишь воспользовались огромным арсеналом явных и тайных методов, с помощью которых монополисты издавна защищают себя от появления конкурентов и увеличивают размеры получаемой прибыли. Наиболее распространенные из них - это:

1) корнер— способ, придуманный немецкими купцами еще в XVI в.

Смысл этого метода прост: купцы или производители заключают тайное

соглашение о скупке или временном изъятии с рынка какого-то товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен. После

чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники сговора получают повышенный доход.

Например, в 1931 г. участники Международного оловянного картеля

организовали корнер по олову. Они скупили огромное количество олова и создали на него ажиотажный спрос, вызвавший в свою очередь резкий рост цен. Добившись этого, участники корнера год спустя распродали свои запасы металла с огромной прибылью;

2) поглощение— метод, состоящий в скупке конкурирующих фирм

и включении их в состав фирмы, стремящейся стать монополистом;

3) картель метод, при котором заключается соглашение между изготовителями однородного товара о разделе рынка между ними и согласовании объемов продаж каждым из членов картеля. В картельном соглашении могут оговариваться единые для всех его участников уровни цен

и условия продаж покупателям. Такой метод монопольного взвинчивания цен сейчас широко распространен среди российских торговых фирм;

4) отраслевые холдинги— метод, заключающийся в скупке контрольных

пакетов конкурирующих фирм и установлении благодаря этому экономического контроля над ними с целью проведения единой монопольной

политики продаж и цен;

5) тресты метод, предполагающий объединение различными

предприятиями своей деятельности по закупке сырья, получению финансовых ресурсов и сбыту товаров. За свою историю человечество накопило немалый опыт столкновений с монополиями и убедилось, что они экономическое зло. Появление монополии нарушает нормальную работу рыночных механизмов, а это вредно для интересов нации в целом. И потому большинство стран мира постепенно пришло к пониманию необходимости борьбы с монополией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы на закрепление

Рынок, сформированный фирмой-монополистом к своей выгоде и потому приносящий ей повышенный доход, очень заманчив для других фирм. Естественно, что они захотят на него проникнуть и тоже получить повышенную прибыль. Что же стоит на пути этих фирм? (барьеры)

Какие же барьеры препятствуют проникновению новых фирм на монополизированный рынок? (юридические – лицензирование определенных видов деятельности и патенты на изобретения; естественные – природные монополии и технико-экономические монополии (эффект масштаба); экономические – следствие неблагоприятной общеэкономической ситуации и барьеры, возводимые самими фирмами-монополистами).

Задание.

Вам предлагается в течение 3 минут совместить определения барьеров, возводимых фирмами-монополистами с нужными терминами.

1. Корнер

А. Метод, состоящий в скупке конкурирующих фирм и включении их в состав фирмы, стремящейся стать монополистом.

2. Трест         

Б. Метод, при котором заключается соглашение между изготовителями однородного товара о разделе рынка между ними и согласовании объемов продаж.

3. Поглощение

В. Тайное соглашение производителей о скупке или временном изъятии с рынка какого-то товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен.

4. Картель

Г. Метод, заключающийся в скупке контрольных пакетов конкурирующих фирм и установлении благодаря этому над ними экономического контроля.

5. Отраслевые холдинги

Д. Метод, предполагающий объединение различными предприятиями своей деятельности по закупке сырья, получению финансовых ресурсов и сбыту товаров.

 

 

Ответы:

 

  1.  В
  2.  Д
  3.  А
  4.  Б
  5. Г

Подведение итогов.

На сегодняшнем уроке мы изучили тему: «Барьеры, защищающие монопольный рынок ». Мы с вами узнали какие существуют виды барьеров, какие существуют методы российских монополистов и т.д.

Домашнее задание

П.32, вопросы после параграфаПлан-конспект урока.

 

1.Тема: Барьеры, защищающие монопольный рынок

2. Образовательные цели:

  • актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;
  • создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать действия монополии;
  • содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (закон);
  • создать условия для развития у школьников умения работать во времени;
  • содействовать систематизации знаний учащихся по рынку-монополии.
  • организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий темы;
  • воспитывать экономическое мышление

3. Тип учебного занятия– комбинированный урок.

4. Метод обучения– активный

5. Форма проведения– объяснение, диалог.

6. Дидактические материалы и оборудование: карточки

 7. Основные термины:

  • Естественная монополия
  • Метод поглощения
  • Метод картель
  • Метод Отраслевых холдингов
  • Метод треста
  • Метод корнер

8.Литература: учебник И.В. Липсица “Экономика”, ч.2 (11 класс)

 

 

 

Ход урока.

 Организационный этап. Мотивация.

– Здравствуйте. Присаживайтесь. Сегодня у нас занятие по теме:  “ Барьеры, защищающие монопольный рынок ”. Открыли тетради, записали дату (______) и тему урока.

Целями нашей совместной деятельности на уроке будут:

 во-первых, получение знаний по такому отраслевому рынку, как монополия,

 во-вторых,

  • определение необходимости антимонопольных барьеров
  • ознакомление с видами монополий
  • выявления методов российских монополистов

в-третьих,

  • определение необходимости антимонопольного законодательства,
  • выявление тех действий, которые запрещены фирмам-монополистам,
  • ознакомление с категориями фирм-монополий в России и со способами антимонопольного регулирования, согласно антимонопольного законодательства РФ,

Изучение нового материала.

Вопрос: Как вы думаете, что такое монополия?

Монополия – тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей.

Захватить рынок и стать на нем монополистом очень сложно, но

удержать этот рынок в своих руках еще сложнее. Поэтому издавна монополисты научились возводить барьеры на входе в контролируемые

ими рынки. Именно эти барьеры мешают проникновению на монополизированные рынки новых конкурентов и изменению там ситуации

к лучшему для покупателей.

 

 

 

 

Как видно на рис. 9.3, существует несколько типов таких барьеров.

Рис. 9.3. Типы барьеров, препятствующих проникновению новых фирм

на монополизированные рынки

 

Юридические барьеры. Вход на монополизированный рынок обычно

очень сильно может быть ограничен с помощью юридических барьеров.

Самыми древними формами таких барьеров были монопольные права, которые присваивались себе по праву сильного правителями и которые со временем получили название государственных монополий. Под этим именем они продолжают существовать и сегодня. Надо сказать, что государство рождает монополию (или создает условия для нее) и тогда, когда выгоды от этого достаются преимущественно не государственной казне, а другим лицам или организациям.

Например, государство осуществляет лицензирование определенных видов деятельности, и без получения государственной лицензии такой деятельностью заниматься просто нельзя. Лицензируются, например,

деятельность радиостанций и телекомпаний, нотариусов, аудиторов, банков, охота на определенные породы ценных животных (в частности, пушных), изготовление спиртных напитков или торговля ими и т. д.

Итогом лицензирования являются ограничение доступа желающих проникнуть в определенные сферы деятельности и, следовательно, создание

предпосылок для рождения монополистов. Конечно, лицензирование придумано не для создания монополий -оно решает совсем иные задачи (например, предотвращение фальсификации алкогольных напитков нелицензированными и потому бесконтрольными фирмами, продукцией которых люди могут отравиться). Тем не менее экономически грамотный человек не может не замечать побочных последствий лицензирования как фактора усиления монополизации. Важнейшим видом юридических барьеров, рождающих и защищающих монополию, являются патенты на изобретения и научно-технические разработки. Роль и последствия использования патентов уже рассматривались нами выше.

 

Естественные барьеры.В некоторых случаях рождение монополии оказывается практически неизбежным по сугубо объективным причинам.

Такие монополии называют обычно естественными, поскольку порождающие их барьеры естественны, т. е. закономерно присущи определенному рынку.

Естественная монополия - отрасль, в которой производство товара или оказание услуг сосредоточивается в одной фирме в силу объективных (природных или технических) причин, и это выгодно обществу.

 

Бывают такие монополии двух видов:

1) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-

за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права

на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста об этом мы будем говорить ниже);

2) технико-экономические монополии. Так условно можно назвать монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими,

либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта

масштаба. Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или

электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка

проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно

обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой. Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирм ради снижения средних затрат на

производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста нескольких меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство

и в итоге не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, разумеется,

не заинтересовано.

 

Экономические барьеры. Такие барьеры возводятся самими фирмами-

монополистами или являются следствием неблагоприятной общеэкономической ситуации в стране.

Например,сегодня в России уровень монополизации многих отраслей

чрезвычайно высок. Попробуем оценить масштабы данного явления

количественно. Сделать это можно, например, на основе данных о

средней численности занятых на одном предприятии: чем больше численность, тем, при прочих равных условиях, оно крупнее и играет большую роль на соответствующем рынке. Если посмотреть на отечественную промышленность с этой точки зрения, то обнаружим: почти 90% промышленного потенциала страны (оборудования, ресурсов сырья, специалистов) сосредоточено на крупнейших предприятиях. А ими по российским меркам считаются заводы с численностью занятых свыше 10 тыс. человек. Конечно, степень монополизации различается по отраслям.

Если оценивать ее по доле предприятий-монополистов в общем объеме выпуска продукции отрасли, то наиболее высока она, как виднона рис. 9.4, в химической промышленности и в черной металлургии.

 

Топливная                        Цветная             Машиностроение           Химическая      Черная

металлургия                     металлургия                                                                   

Рис. 9.4. Степень монополизации отраслей российской промышленности в 1995 г.(доля предприятий-монополистов в общем числе предприятий соответствующей отрасли и ее общем объеме производства)

 

Добиться снижения этой гипермонополизации российской экономики

крайне трудно в силу как раз общеэкономических причин, мешающих

появлению тех новых фирм, которые могли бы потеснить прежних хозяев рынков. Основными такими причинами в нашей стране в середине 90-х годов были:

1) высокий уровень налогов, подрывающий интерес к любой коммерческой

деятельности вообще;

2) дороговизна нового оборудования, приводящая к росту суммы стартового капитала, без которого предприятия просто не создать;

3) дефицит качественного сырья, материалов и комплектующих, возникший из-за спада производства в большинстве отраслей;

4) отсутствие у населения собственных накоплений в размерах, достаточных

для начала коммерческой деятельности.

 

К такого рода объективным экономическим барьерам добавлялись

барьеры уже искусственные, которые возводились самими нынешними

монополистами. Это, прежде всего, различного рода ассоциации, концерны, холдинги, финансово-промышленные группы, т. е. объединения, позволяющие монополистам успешно решать задачи:

  • контроля за ценами на своих рынках;
  • раздела рынков;
  • организации сбыта;
  • выторговывания у поставщиков более выгодных условий приобретения сырья, материалов и комплектующих.

Надо сказать, что в этой области российские монополисты не изобрели

ничего нового они лишь воспользовались огромным арсеналом явных и тайных методов, с помощью которых монополисты издавна защищают себя от появления конкурентов и увеличивают размеры получаемой прибыли. Наиболее распространенные из них - это:

1) корнер— способ, придуманный немецкими купцами еще в XVI в.

Смысл этого метода прост: купцы или производители заключают тайное

соглашение о скупке или временном изъятии с рынка какого-то товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен. После

чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники сговора получают повышенный доход.

Например, в 1931 г. участники Международного оловянного картеля

организовали корнер по олову. Они скупили огромное количество олова и создали на него ажиотажный спрос, вызвавший в свою очередь резкий рост цен. Добившись этого, участники корнера год спустя распродали свои запасы металла с огромной прибылью;

2) поглощение— метод, состоящий в скупке конкурирующих фирм

и включении их в состав фирмы, стремящейся стать монополистом;

3) картель метод, при котором заключается соглашение между изготовителями однородного товара о разделе рынка между ними и согласовании объемов продаж каждым из членов картеля. В картельном соглашении могут оговариваться единые для всех его участников уровни цен

и условия продаж покупателям. Такой метод монопольного взвинчивания цен сейчас широко распространен среди российских торговых фирм;

4) отраслевые холдинги— метод, заключающийся в скупке контрольных

пакетов конкурирующих фирм и установлении благодаря этому экономического контроля над ними с целью проведения единой монопольной

политики продаж и цен;

5) тресты метод, предполагающий объединение различными

предприятиями своей деятельности по закупке сырья, получению финансовых ресурсов и сбыту товаров. За свою историю человечество накопило немалый опыт столкновений с монополиями и убедилось, что они экономическое зло. Появление монополии нарушает нормальную работу рыночных механизмов, а это вредно для интересов нации в целом. И потому большинство стран мира постепенно пришло к пониманию необходимости борьбы с монополией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы на закрепление

Рынок, сформированный фирмой-монополистом к своей выгоде и потому приносящий ей повышенный доход, очень заманчив для других фирм. Естественно, что они захотят на него проникнуть и тоже получить повышенную прибыль. Что же стоит на пути этих фирм? (барьеры)

Какие же барьеры препятствуют проникновению новых фирм на монополизированный рынок? (юридические – лицензирование определенных видов деятельности и патенты на изобретения; естественные – природные монополии и технико-экономические монополии (эффект масштаба); экономические – следствие неблагоприятной общеэкономической ситуации и барьеры, возводимые самими фирмами-монополистами).

Задание.

Вам предлагается в течение 3 минут совместить определения барьеров, возводимых фирмами-монополистами с нужными терминами.

1. Корнер

А. Метод, состоящий в скупке конкурирующих фирм и включении их в состав фирмы, стремящейся стать монополистом.

2. Трест         

Б. Метод, при котором заключается соглашение между изготовителями однородного товара о разделе рынка между ними и согласовании объемов продаж.

3. Поглощение

В. Тайное соглашение производителей о скупке или временном изъятии с рынка какого-то товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен.

4. Картель

Г. Метод, заключающийся в скупке контрольных пакетов конкурирующих фирм и установлении благодаря этому над ними экономического контроля.

5. Отраслевые холдинги

Д. Метод, предполагающий объединение различными предприятиями своей деятельности по закупке сырья, получению финансовых ресурсов и сбыту товаров.

 

 

Ответы:

 

  1.  В
  2.  Д
  3.  А
  4.  Б
  5. Г

Подведение итогов.

На сегодняшнем уроке мы изучили тему: «Барьеры, защищающие монопольный рынок ». Мы с вами узнали какие существуют виды барьеров, какие существуют методы российских монополистов и т.д.

Домашнее задание

П.32, вопросы после параграфа


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн