Официальный сайт panajotov 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Евгений Васильевич Базаров перед лицом смерти.( по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Submitted by Ирина Анатольевна Редина on Wed, 11/05/2011 - 15:34
Данные об авторе
Автор(ы): 
Редина Ирина Анатольевна
Место работы, должность: 

МОУ Новоаннинская средняя общеобразовательная школа № 4

Регион: 
Волгоградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

1. Завершить образ Евгения Базарова (с учетом финальной сцены).
2. Развитие речи, мышления, умение анализировать сцены произведения.
3. Воспитание культуры речи.

 

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
24
Используемые учебники и учебные пособия: 

А.Г.Кутузов В мире литературы, учебник, М.: Дрофа, 2009

И.С.Тургенев Отцы и дети, М, 2002

 

 

 

Используемая методическая литература: 

П.Пустовойт Роман И.С.Тургенева "Отцы и дети"

С.Шаталов Художественный мир И.С.Тургенева

В.Афанасьев, П.Боголепов Тропа к Тургеневу.

Краткое описание: 
В плане-конспекте урока представлен материал о личности Е.В.Базарова, анализ финальной сцены.

Оборудование: Портрет И.С. Тургенева. Ход урока. Базаров не изменяет себе; приближение смерти не перерождает его; напротив, он становится естественнее, человечнее, непринужденнее, чем он был в полном здоровье. Д.И. Писарев. I. Организационный момент. II. Актуализация опорных знаний. Вопрос: Давайте вспомним, каким предстает молодой нигилист перед читателем в начале романа? ( В начале романа Базаров был ироничным, спокойным, очень самоуверенным, умным, много работал, об этом говорят его обветренные рабочие руки, он плохо отзывается о любви, женщине.) Учитель; На предыдущих уроках мы проанализировали взаимоотношения Базарова со всеми основными героями: Кирсановыми, Одинцовой, своими родителями и отчасти с народом. Каждый раз выяснялось объективное превосходство Базарова над остальными героями. Казалось бы, тема исчерпана. Тем не менее, с 22 главы сюжетно и композиционно начинает повторяться второй цикл странствий героя. - Давайте вспомним композицию романа. 1. Какая композиция в романе? 2. Данная композиция строится в форме путешествия главного героя. По схеме, данной на доске, покажите эти путешествия. -Как вы думаете почему автор показывает второй круг путешествий главного героя? (Да, второй круг Базаров совершает изменившимся: жизнь заставила принять его романтику. Это новый Базаров, познавший сомнения, мучительно старающийся сохранить свою теорию. Базаров поставлен перед необходимостью познать самого себя и мир. Тургеневу важно показать, заставит ли это изменится Базарова – в своих отношениях с людьми, изменились ли люди, обстановка.) - Измелилось ли что-нибудь в Марьине, в образе мыслей Кирсановых после споров с Базаровым? ( В имении Кирсановых все по-прежнему: Павел Петрович также ненавидит Базарова, а сам Базаров занят работой. Хотя идеологических споров они не ведут, пребывание их вместе невозможно. Павел Петрович приходит к рыцарскому разрешению конфликта – к дуэли.) - Разрешила ли дуэль спор в пользу Павла Петровича? Каким мы видим его после дуэли? (Павел Петрович не только ранен, но и нравственно убит на этой дуэли. Павел Петрович показан комически, подчеркивается пустота элегантно-дворянского рыцарства. После дуэли перед Базаровым оказывается не заносчивый аристократ, не «идиот-дядюшка», а страдающий физически и морально пожилой человек). - Как, в связи с чем происходит разрыв Базарова с Аркадием? (Еще в доме родителей Базарова между ними (героями) происходит спор, а в Марьине Аркадию становиться скучно с Базаровым: «прежде бы он только плечами пожал, если бы кто-нибудь ему сказал, что он может соскучиться под одним кровом с Базаровым. Раньше Аркадий дорожил дружбой с Евгением, он с удовольствием повторял его высказывания, но далеко не во всем с ним соглашался. Он стеснялся при Базарове говорить о красоте природы и не чувствовал себя равным в дружбе, потому что только подчинялся влиянию Базарова, подражал ему в манере поведения, в идеях. Поэтому не удивляет его возвращение в «лоно отцов». Стоило ему встретиться с Катей, как чувство любви вытеснило у него все следы нигилизма. Недаром Катя назвала его «рунным») - Почему Базаров в конце романа уверен, что они с Аркадием прощаются навсегда? - Какими словами из текста Базаров подвел итог кратковременному увлечению Аркадия нигилизмом. Найдите и зачитайте в 25 гл. слова: «А теперь повторяю тебе на прощанье…до либеральный барич» -Этими словами Базаров подвел итог кратковременному увлечению Аркадия нигилизмом. -Теперь мы можем перейти к финальной сцене романа- «Базаров перед лицом смерти». Чехов А.П. говорил: «Боже мой, что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? А старички? Это черт знает как сделано. Просто гениально». Д.И. Писарев писал: «Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева; я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось что-нибудь более замечательное». III. Художественное чтение отрывка. Учитель: В центре внимания будет глава 27 «Базаров перед лицом смерти». Проследим как ведет себя Базаров перед смертью. IV. Анализ отрывка. Вопросы: - Ребята, вы прослушали данный отрывок. Какое чувство вызывают у вас эти последние страницы романа? - В этой последней сцене к кому вы также испытываете чувство жалости? - С кем из героев или чем было особенно трудно расстаться Базарову? - На пороге смерти Базаров оценивает себя со стороны- с кем он себя сравнивает свое положение. Найдите в тексте и зачитайте эти слова. - Какая задача теперь у него основная? Зачитайте . -Как сам Базаров отвечает на свой вопрос: «Я нужен России …»? -Можно ли сказать, что данным ответом он подводит итог спорам с Павлом Петровичем Кирсановым? (Павел Петрович иронично спрашивал, а нужны ли такие «герои, избавители» России, и Базаров перед смертью ответил, что нет не нужны видимо). - Как вы думаете, что имел в виду Писарев, написав: «Умереть так, как умер Базаров – это все равно, что сделать великий подвиг»? - Почему Базаров становиться нам ближе перед смертью? Каково его истинное лицо? - Почему же все-таки Тургенев заканчивает роман сценой смерти героя, несмотря на его превосходство над другими героями? - Как автор относиться к своему герою? V. Работа в группах : группа-знакомство с анализом этой сцены в статье Писарева «Базаров». Согласны ли вы с таким отношением к Базарову? 2 группа-знакомство со статьей Н. Страхова. Каково мнение автора статьи о Базарове? VI. Итог урока. Учитель: «Каким вы увидели Евгения Базарова перед лицом смерти?» - Согласны ли вы с высказыванием Д.И. Писарева ? (Обращаемся к эпиграфу романа). Вывод: Таким образом, смерть Базарову дала право быть таким, каким, возможно, он был всегда – сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить…Неповторимость Базарова заключается в том, что через весь роман он пройдет во многом не таким человеком и тем обречет себя на единственную возможную, роковую, трагическую – базаровскую – судьбу. Однако Тургенев завершил свой роман просветленной картиной тихого сельского кладбища, где успокоилось «страстно грешное, бунтующее сердце» Базарова и куда «из недалекой деревушки часто приходят два уже «дряхлые старичка – муж с женою» - родители Базарова. VII. Домашнее задание. - написать сочинение; - читать Салтыкова-Щедрина «История одного города».


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн