Официальный сайт jetune 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проектная задача

 

 

Приложение 1.

 

Проектная задача

                                                               ( предметная)

 

Название

проектной задачи

Мир глазами астронома

Предмет (несколько предметов)

Окружающий мир

Класс

4 класс

Тип задачи

Предметная проектная одновозврастная

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

Продолжить знакомство учащихся  с наукой, изучающей Вселенную,- астрономией формировать представление о Вселенной, о размерах, природе Солнца как центра солнечной системы, развивать познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Оценивание уровня сформированности групповых форм учебного сотрудничества в ходе решения поставленной задачи.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

Знания детей о Солнце ,Земле, Луне из предыдущего материала, просмотра  познавательных передач. Оценивание уровня сформированности групповых форм учебного сотрудничества в ходе решения поставленной задачи.

Общеучебные умения

Умение применить имеющиеся знания к поставленной задаче, умение распределять задания между учащимися в группе, взаимоконтроль и взаимопомощь в процессе работы над задачей.

Планируемый педагогический результат (указать конечный «продукт»)

Умение создавать конечный продукт, умение переносить свои знания в новую ситуацию.

Способ и формат оценивания результатов работы (самооценка, взаимооценка, оценка учителя)

Умение выполнять задания и решать задачу в целом, владение предметным материалом, умение работать в группе, оценивание взаимодействия учащихся при работе путем экспертного наблюдения.

Методическое обеспечение (учебные пособия, автор), оборудование, материалы

Схема (модель) Солнечной системы, рисунки , видеосюжеты, иллюстрирующие внешний вид и размеры Солнца, Земли, Луны. Энциклопедия окружающего мира, Астрономия (М. Россия, 20000), «Все о обо  всем, Космос.(Серия «Планета детства, Мю АСТ 20000) , звездные странички журнала «Веселые уроки».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Замысел проектной задачи.

 

При решении проектной  задачи является сформированность представления о Вселенной, Солнце, Земле, Луне. Чтобы прийти к конечному результату  учащимся необходимо использовать имеющиеся знания, умение работать с энциклопедической литературой, необходимо подготовить опыты. Учащимся предстоит побывать в роли ученых , доказывающих правоту знаний.

Данная задача рассчитана на участие 6 человек в 3 группах. Продолжительность выполнения задачи 2 часа.

 

 

 

          Описание проектной задачи.

 

Добрый день юные астрономы! Сегодня предлагаю вам посмотреть на мир глазами астрономов. Но сначала давайте выясним кто такие астрономы и что такое астрономия? А как же дает толкование этого слова С.И. Ожегов в своем словаре? Дети работают с «Толковым словарем русского языка» (Астрономия – наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом. Астроном – специалист по астрономии)

 

 

          

 

Галилео Галилей                Исаак Ньютон                            Николай Коперник

 

 Сегодня нам многое предстоит узнать, раскрыть секреты о Солнце – Ближайшей к Земле звезде, ее размерах (ученые установили, что Диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра нашей планеты, а масса Солнца в 330 раз  больше Земли), ее температуре ( на поверхности Солнца Температура достигает 6 тысяч градусов, а в центре Солнца 15 -20 миллионов градусов.)  Почему о Земле можно сказать «наш космический корабль» (потому что она планета и она движется в космосе как и остальные небесные тела), Отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года, о нашем спутнике – бесплодной Луне.

Задание 1.

 

Какую форму имеет Земля? Как люди это выяснили?

 

Комментарий к заданию 1.

 

Еще в древности люди догадывались, что Земля имеет форму шара. Догадаться об этом можно было, наблюдая корабли на море, или на очень большом озере, где не видно противоположного берега. Если от берега удаляется корабль с высокими мачтами, то из виду он пропадает не весь сразу, а частями – сначала корпус, потом палубные надстройки. А когда корабля уже не видно, еще заметны мачты.

 

 

 

Но только несколько десятков лет назад люди воочию убедились, что Земля – это шар. Ученые и инженеры научились запускать в космос космические аппараты с разными приборами. С их помощью удалось сфотографировать Землю из космоса и передать сним-

ки на Землю. На этих снимках хорошо видно, что Земля – шар. Космонавты во время полетов тоже видели земной шар.

 

                                                  

 

 

 

Задание 2.

 

Почему происходит смена дня и ночи? Подтвердить с помощью опыта.

Оборудование: Мячик или яйцо, настольная лампа, глобус.

 

 

Комментарий к заданию 2.

 

Взять яйцо или мячик, раскрутить их так, чтобы они вращались на месте и никуда не катились. Мы увидим, что самая верхняя точка  мячика не вращается . а стоит на месте. Нижняя точка тоже неподвижна. Если через эти две точки продеть спицу, то мячик вращался бы точно также. Точно также вращается и земной шар. У него тоже есть две точки, которые не движутся. Одна называется Северный полюс, а другая – Южный. Земной осью называется воображаемая линия, которая проходит через полюса и весь земной шар.

  Смена дня и ночи происходит из-за вращения земного шара вокруг своей оси. Чтобы лучше понять проделаем опыт. Возьмем глобус и поставим      его около включенной настольной лампы. Найдем на глобусе свою местность и поворачивая глобус будем следить за ней. Лучи от лампы в этом месте слегка скользят по поверхности глобуса и не очень сильно освещают его. Так и для нас на рассвете утреннее солнце стоит невысоко над землей, и только начинает светать, Поворачивая глобус дальше, лучи от лампы все лучше  и лучше освещают его. Когда наше место окажется прямо напротив лампы, для нас будет полдень.

 Будем поворачивать глобус дальше. Мы увидим, что наша местность понемногу уходит в тень. Лучи от лампы падают на нее все более высоко,  и наконец наше место переходит в неосвещенную часть глобуса. Так наступают вечер и ночь.

 

 

Задание 3.

 

Отчего бывает смена времен года? Почему зимой и летом она нагревается по-разному? Почему зимой дни короткие, а Летом  - длинные?  Почему в северных районах солнце вообще не поднимается над горизонтом? Там круглые сутки бывает ночь, а в июне, наоборот, ночи не бывает вовсе? Почему на земном шаре есть районы, где никогда не бывает зимы?

Рассмотри схемы  и   используя источник света и глобус объясни происходящее.

 

Комментарий к заданию 3.

 

Движение Земли вокруг Солнца и смена времен года.

 

 

 

 

Причина в том, что Земля вращается вокруг Солнца. Полный оборот вокруг Солнца она делает за год. За это время у нас проходят все времена года – зима, весна, лето и осень.

Мы знаем, что Земля вращается вокруг Солнца и одновременно вращается вокруг своей оси (от чего происходит на Земле смена дня и ночи). Земная ось (воображаемая линия от Северного полюса к Южному) наклонена к плоскости орбиты Земли под углом 23,5° и направлена всегда в одну точку — на Полярную звезду. Наклонное положение оси Земли сохраняется в течение всего года, поэтому Солнце освещает поверхность Земли по-разному. Часть года Северныйполюс повернут к Солнцу, а вторую часть года к Солнцу наклонен Южный полюс. Из-за этого наклона прямые лучи Солнца иногда освещают участок поверхности Земли к северу от экватора, иногда к югу от экватора. Это различие падения солнечных лучей на участке земной поверхности и вызывает смену сезонов в различных районах Земного шара. Когда Северный полюс повернут к Солнцу, в странах к северу от экватора — лето, к югу — зима. Когда прямые солнечные лучи падают на Южное полушарие — здесь наступает лето, а в Северном полушарии — зима.

 А в каких районах не бывает зимы? В тех, которые всегда одинаково освещены солнцем, Это районы земного экватора, Там всегда жарко, долгота дня и ночи не меняется, День и ночь равны и длятся по 12 часов.

 

 

Задание 4.

 

Отгадав загадку, вы узнаете следующее задание: 

Голубой платок,

Алый клубок

По платку катается,

Людям улыбается.        (Солнце).

Вспомните загадки, поговорки о солнце.

Что такое солнце?

Солнце и жизнь на Земле.

(Просмотр слайдов, фотографий, рисунков).

 

Комментарий к заданию 4.

                                                       Солнце

 

Cолнце

 

 

Macca:

2*1030кг.

Диаметр:

1392000 км.

Плотность:

1,416 г/см3

Температура поверхности:

+5500oC

Период обращения по орбите(год):

88 земных суток

Светимость:

3,86*1023 кВт

Ускорение свободного падения:

274 м/c2

 

 

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СОЛНЦЕ
Солнце - центральное тело Солнечной системы - представляет собой раскалённый плазменный шар. Солнце - ближайшая к Земле звезда. Свет от него до нас доходит за 8, 3 мин. Солнце решающим образом повлияло на образование всех тел Солнечной системы и создало те условия, которые привели к возникновению и развитию жизни на Земле. Его масса в 333 000 раз больше массы Земли и в 750 раз больше массы всех других планет, вместе взятых. За 5 миллиардов лет существования Солнца уже около половины водорода в его центральной части превратилось в гелий. В результате этого процесса выделяется то количество энергии, которое Солнце излучает в мировое пространство. Мощность излучения Солнца очень велика: около 3,81020 МВт. На Землю попадает ничтожная часть Солнечной энергии, составляющая около половины миллиардной доли. Она поддерживает в газообразном состоянии земную атмосферу, постоянно нагревает сушу и водоёмы, даёт энергию ветрам и водопадам, обеспечивает жизнедеятельность животных и растений. Часть солнечной энергии запасена в недрах Земли в виде каменного угля, нефти и других полезных ископаемых. Видимый с Земли диаметр Солнца незначительно меняется из-за эллиптичности орбиты и составляет, в среднем, 1 392 000 км. (что в 109 раз превышает диаметр Земли). Расстояние до Солнца в 107 раз превышает его диаметр

 

 

           

 

Солнечная корона          Солнечная повозка – скульптура.

                                     Так предполагалось передвижение

                                     Солнца древними людьми.

 

 

 

 

 

Зеленый лист растения – источник жизни на Земле, благодаря поступлению на землю энергии Солнца.

 

Всем известно, что и животным, и растениям очень важен свет Солнца (в частности, это касается и людей). Некоторые люди просыпаются и бодрствуют только тогда, когда светит Солнце (это касается и большинства млекопитающих, земноводных и даже большинства рыб). Продолжительность солнечного дня оказывает значительное влияние на жизнедеятельность организмов на Земле. В частности, зимой и осенью, когда Солнце в Северном полушарии стоит низко над горизонтом, и продолжительность светового дня мала и мало поступление солнечного тепла, природа увядает и засыпает — деревья сбрасывают листья, многие животные впадают на длительный срок в спячку (медведи, барсуки) или же сильно снижают свою активность. Вблизи полюсов даже во время лета поступает мало солнечного тепла, из-за этого растительность там скудная — причина унылого тундрового пейзажа, и мало какие животные могут проживать в таких условиях. Весной же вся природа просыпается, трава распускается, деревья выпускают листья, появляются цветы, оживает животный мир. И всё это благодаря всего одному-единственному Солнцу. Его климатическое влияние на Землю бесспорно. Именно благодаря неравномерному поступлению солнечной энергии в разные районы Земли и в разные времена года на Земле сформировались климатические пояса.

В зелёных листьях растений содержится зелёный пигмент хлорофилл — этот пигмент является важнейшим катализатором на Земле. С его помощью происходит реакция диоксида углерода и воды — фотосинтез, и одним из продуктов этой реакции является кислород — элемент, который необходим для жизни почти всему живому на Земле и глобально повлиял на эволюцию нашей планеты — в частности, радикально изменился состав минералов. Реакция воды и углекислого газа происходит с поглощением энергии, поэтому в темноте фотосинтез не происходит. Фотосинтез, преобразуя солнечную энергию и производя при этом кислород, дал начало всему живому на Земле. При этой реакции образуется глюкоза, которая является важнейшим сырьём для синтеза целлюлозы, из которой состоят все растения. Поедая растения, в которых за счёт солнца накоплена энергия, существуют и животные. Растения Земли поглощают и усваивают всего около 0,3 % энергии излучения Солнца, падающей на земную поверхность. Но и этого, на первый взгляд, мизерного количества энергии достаточно, чтобы обеспечить синтез огромного количества массы органического вещества биосферы. В частности, постепенно, переходя от звена к звену, солнечная энергия достаётся всем живым организмам в мире, включая и людей.

 

 

Задание 5.

 

Чем является Луна по отношению к Земле? Рассказать о фазах Луны.

 

 

 

Комментарий к заданию 5.

 

На столах  у детей мяч, фонарик.

У земли есть спутник – Луна. Луна – наша ближайшая соседка в космическом пространстве. Она вращается вокруг Земли. От нас до Луны 384 тысячи км. Радиус Луны 1738 км, масса в 81 раз    меньше массы земного шара. Два мира – Земли и Луны – настолько отличаются друг от друга, насколько это только возможно. Земля имеет атмосферу, Луна – нет. Поверхность Земли покрыта в основном водой, Луна – совершенно сухая. Земля населена земными существами, Луна абсолютна бесплодна.

 На Луне нет атмосферы, которая бы защищала ее от метеоритов. Поэтому они бомбардируют Луну и образуют крупные и мелкие краторы на ее поверхности. Из-за отсутствия атмосферы на Луне очень сильные перепады температуры – днем +130  и выше, ночью до -170. День на луне длится примерно 2 земных недели.

Луна – необитаемый бесплодный мир со скучным ландшафтом. На Луне существует три основных вида местности. Это большие равнинные местности, кратеры от метеоритов и горные хребты. Равнинные области называют морями. Всего их 14.

Луна в цифрах:

Масса  -  7,35 1022 кг
Диаметр -  3 476 км
Температура поверхности от -100°С до +160°С
Длительность звездных суток -  27,3 суток
Период обращения по орбите -  27,3 земных суток

      На Луну посылали не только автоматические станции, но и экспедиции космонавтов. Несколько выходили из космического корабля и ходили по ее поверхности.

 

 

Различный вид Луны называют ее фазами. Почему происходит смена фаз Луны? Чтобы понять это проводят опыт. Взять мяч и карманный фонарик. Будем смотреть на мяч прямо, держа включенный фонарик перед собой. Будет виден полный круг. Такова Луна в полнолуние.

Теперь осветим мяч фонариком, а сами станем сбоку. Мы увидим ярко освещенный «месяц» от мячика.

А если возьмем мячик и держим его прямо против фонарика, между фонариком и собой. Мы увидим только темную сторону мячика, светлой стороны видно не будет. Точно также, когда Луна находится между землей и Солнцем, она не видна. Это время называется новолунием.

 

Последовательное изменение видимой луны на небе
Mond Phasen.svg

Луна проходит следующие фазы освещения:

  • новолуние — состояние, когда Луна не видна (состояние 1 на рисунке)
  • Неомения — первое появление Луны на небе после новолуния в виде узкого серпа.
  • первая четверть — состояние, когда освещена половина луны (состояние 3 на рисунке)
  • полнолуние — состояние, когда освещена вся Луна целиком (состояние 5 на рисунке)
  • последняя четверть — состояние, когда снова освещена половина луны (состояние 7 на рисунке)

Чтобы отличить первую четверть от последней, находящийся в северном полушарии может использовать следующие мнемонические правила. Если лунный серп в небе похож на букву «С», то это — луна «Стареющая», то есть это последняя четверть. Если же он повёрнут в обратную сторону, то, мысленно приставив к нему палочку, можно получить букву «Р» — луна «Растущая», то есть это первая четверть.

Растущий месяц обычно наблюдается вечером, а стареющий — утром.

Следует заметить, что вблизи экватора месяц всегда виден «лежа на боку», и данный способ не подходит для определения фазы, а в южном полушарии фазы луны проходят в обратном порядке.

 

Вселенную ученые называют Великой книгой  Природы. На протяжении тысячелетий человечество читает эту книгу, находя в них несметные сокровища – знания об окружающем мире, радость и вдохновение от общения с загадочным и прекрасным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  

 

 

 

 

 

 

  Приложение 2

 

 

Экспертный лист для оценки работы группы

Ф. И. эксперта_Виноградова В.Н.        № группы 4 –а класс Печорской гимназии

 

Вопросы

Ответы

Формулировка задачи в группе

 

Планирование работы в группе (при­ступили к решению все вместе, распре­делили задания и т. д.)

 

Понимают ли учащиеся взаимосвязь между Солнцем, Луной и землей,

 

Согласуют ли учащиеся между собой выполнение опытов.

 

Лидер в группе (наличие лидера, его отсутствие, лидер по решению группы.)

 

Взаимодействие членов группы в ходе работы (отсутствие взаимодействия, об­суждение своих решений, помощь друг другу .

 

Организация работы на завершающем этапе (общее обсуждение, предъявление результатов каждым учащимся и т. п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Антонина Александровна Петрова

На: Проектная задача


Спасибо за работу!

С уважением, Антонина Александровна



Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн