Официальный сайт all-remont 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Человек – новый фактор в биосфере.Антропогенное воздействие на биосферу.

Фото пользователя Людмила Ивановна Парукова
Submitted by Людмила Ивановна Парукова on Wed, 11/05/2011 - 21:51
Данные об авторе
Автор(ы): 
Парукова Людмила Ивановна
Место работы, должность: 

МАОУ "СОШ №9 г.Нурлат РТ учитель биологии

Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Биология
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Предмет(ы): 
Экология
Цель урока: 

 - углубление и закрепление знаний учащихся о взаимосвязи человека и природы используя художественную литературу.

 - развитие интереса к предмету биология и литературному произведению;

- совершенствование самоконтроля и взаимоконтроля;

- воспитание чувства ответственности человека за сохранение окружающей среды.  

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
26
Используемые учебники и учебные пособия: 

Программа среднего (полного) общего образования по биологии, 10-11 классы. Базовый уровень. Авторы: И. Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов. Раздел 5, тема 5.4 Биосфера и человек.Литературное произведение В.П.Астафьева “Царь-рыба.”  

Используемая методическая литература: 

Будыко М.И. Эволюция биосферы. Л.: Гидрометеоиздат, 1991.

Камшилов М.М. Эволюция биосферы. М.: Наука, 1979.

Красилов В.А. Нерешенные проблемы эволюции. Владивосток, 1986.

Малиновский Ю.М. Биосфера – Земля – Галактика. М.: Знание, 1990. 

Используемое оборудование: 

Интерактивная доска,Интернет.

Используемые ЦОР: 

Видеофильм.http://rutube.ru/tracks/3509797.html?v=f5c5dffb9efc96d621b5a9e2280395af

Авторский плакат

Презентация с интернета "Пластиковая бомба".

 

 

Краткое описание: 
На уроке рассматриваются экологические проблемы биосферы и пути их решения, последствия деятельности человека на окружающую среду.При повторении материала о биосфере используется видеофильм "Биосфера-среда жизни".Формирование нового материала идет в виде беседы по повести В.П.Аставьева"Царь-рыба". Используются стихотворение об отношении к природе.Учащиеся анализируют стихотворения.Ученики готовят краткое сообщение и презентацию о отношении человека к природе.Продолжительность урока два часа.
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

 

Тема урока

  Человек – новый фактор в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу.

Задачи урока

 

Обеспечить учащимся усвоение знаний о влиянии деятельности человека на биосферу; продолжить формирование у учащихся нетерпимости к потребительскому отношению к природе, нанесению ей  ущерба, к фактам загрязнения окружающей среды. Обобщить знания о биосфере.

 

Тип урока по дидактической цели

комбинированный.

Обязательный минимум содержания урока

Экологические проблемы биосферы и пути их решения, последствия деятельности человека на окружающую среду.

Умение находить в литературном произведении отношения человека к природе.

Требования к уровню подготовки учащихся

Уметь анализировать современное состояние биосферы, глобальный характер экологических проблем, стоящих перед человечеством.

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно - популярных изданиях,  компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически её оценивать.

Требования программы

По биологии: - Программа среднего (полного) общего образования по биологии, 10-11 классы. Базовый уровень. Авторы: И. Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов. Раздел 5, тема 5.4 Биосфера и человек (3 часа). Урок № 33, согласно календарно - тематического планирования. 

Умения: практически применять сведения об экологических закономерностях для решения задач по охране природы, и рационального природопользования.

По информатике:- Тема: Создание презентаций в РowerPoint. Умения:  разработка простейших программных проектов (слайдов), создавать презентации, вести коллективную работу при реализации простейших программных проектов До урока просмотр готового ЦОР из интернета "Пластиковая бомба".

По литературе Уметь писать  мини-сочинение и размышлять на заданную тему.

Типы практических работ

групповая работа по исследованию проблемы и составлению слайдов, презентация. Чтение и конспект литературного произведения по данной теме.

 

Средства   обучения

-  аудиовизуальные   (видеофрагменты,    мультимедиа).

-  вербально - информационные  (учебники,  методические пособия, энциклопедии, словари, газеты, Красная книга, литературное произведение).

 

Методы обучения

поиск, проблема, беседа, работа с компьютером,     научной     литературой и  произведением ,работа с мультимедиа и Интернет ресурсами

 

Характер  познавательной деятельности

проблемный урок

Организация учебной деятельности

групповая, фронтальная, индивидуальная

Методы и формы контроля и самоконтроля

устный контроль

Домашнее задание

учебник  биологии - страница 344-352,составление проекта "Глобальные проблемы биосферы".

Р.К.

Материал из Красной Книги РТ

 

Разработка урока

                                                     

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. (35 мин)

    Учитель биологии: Здравствуйте, ребята! Посмотрите в окно.  Какое время года? Назовите литературные  произведения о весне. Весной все вокруг оживает. Просыпается живое вещество биосферы.  Что такое биосфера и живое вещество? Как влияет живое вещество на биосферу?  Сегодня мы с вами рассмотрим роль человека  потребителя и разрушителя органического вещества.Ответим, на вопрос как человек может, изменить биосферу?

Посмотрим видеофильм"Биосфера среда жизни" .http://rutube.ru/tracks/3509797.html?v=f5c5dffb9efc96d621b5a9e2280395af

Учитель: «Ваши  эмоции и чувства по видеофильму?

Учитель корректирует ответы.

Физкультминутка.

     III. Формирование новых понятий (50 мин).

Во все времена и у разных народов поэты, писатели, художники, музыканты, имея великий дар – талант, оставляли миру немало шедевров. Они учат нас наблюдать, сопереживать, понимать язык природы, учат видеть прекрасное. Человек – только часть природы, хотя и признается одним из совершенных ее творений. Для искусства Природа – это и образец для вечного подражания, источник вдохновения и объект соперничества, а каждый автор-художник – одновременно старательный ученик, гордый соперник и продолжатель дела Природы.Природу человек воспринимает всеми органами чувств. Так возникает картина жизни природы, включая зрительные образы, звукообразы, образы-запахи, осязательные образы, образы флоры и фауны.

 На уроках литературы вы обращались ко многим произведениям, раскрывающим тему: “Человек и природа”. Вы самостоятельно  к урок прочитали повесть В.П. Астафьева«Царь-рыба".

Что вы узнали?

( Преподаватель литературы  конкретизирует ответ.Узнали, как раскрываются взаимоотношения человека и природы в повествовании "Царь-рыба". Проследили взаимосвязь художественного произведения с современными экологическими проблемами. )

Послушаем небольшое сообщение.

Ученик. Когда почти ничего не говорилось об экологии, когда восхвалялись великие стройки, когда истреблялись целые виды животных и растений, Астафьев в этой повести “кричал” о беде. Он заговорил о бережном отношении к природе, о ее беззащитности и вместе с тем о способности ее постоять за себя.Прошло более 20 лет с момента написания произведения, но, к сожалению, борьба “царя природы” (человека) с природой, его породившей, длится, и по сей день. Борьба бессмысленная, губительная, которая бумерангом возвращает людям зло, сотворенное ими. “Но нет ответа на вопрос: где этому конец?”

Учитель литературы: Широко представлен в книге Астафьева браконьеры. Что же сказал о них писатель? Почему так много внимания уделил им?

Ученик. Браконьерство — страшное зло, поэтому так много внимания уделяет ему Виктор Астафьев. ,Изнутри показал он браконьера Игнатьича. В нём есть своя золотинка человеческой любви, человеческого достоинства, но всё это подавляется безграничным хищничеством, превратившимся в стремление урвать лишний кусок.Судьба этого героя говорит о том, что человек, творящий зло и находящий себе оправдание, допускает существование зла везде. Так и получается всё в связи: начинается ли с человека, с рыбы, со зверя, а чем оборачивается — показывает Астафьев.

Учитель литературы: Какова же авторская позиция по отношению к браконьерству?

Учащийся: Астафьев осуждает браконьерство, как зло многогранное и страшное по своей разрушающей силе, причём речь писатель ведёт не только об уничтожении живой и неживой природы вне нас, говорит он о своеобразном самоубийстве, об уничтожении природы внутри человека, человеческой природы.

Учитель литературы: Откровенно неприязненное отношение у автора вызывают разные люди. С одной стороны, это образованный человек Гога Герцев, никогда не нарушающий законов, не уничтожающий рвачески природу, с другой — откровенные хищники, рвачи, люди невежественные.Какой вред наносят такие люди природе?

Физкультминутка.

Учитель биологии.Назовите примеры загрязнения окружающей среды человеком.

Чтение стихотворений о природе,ответ на вопросы.

Работа учащихся.(Просмотр презентаций )

IV. Рефлексия. Что мы знали?  Что узнали?

Итог урока: 5-10 мин

Ученик.Роберт Рождественский:

Кромсаем лёд, меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот.

Но мы ещё придём просить прощенье

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого малейшего малька.

Пока об этом думать не охота.

Сейчас нам не до этого. Пока.

Аэродромы, пирсы и перроны, 

Леса без птиц и реки без воды.

Всё меньше окружающей природы.

Всё больше окружающей среды.

Учитель: Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но  в настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой  и   приняла огромные масштабы.  Планету может спасти лишь деятельность людей,   совершаемая на основе глубокого понимания законов   природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознания того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает,   что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и   других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле, но и    вырастает в проблему предотвращения стихийного   воздействия людей на природу, в сознательное, целенаправленное взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо  при наличии   в   каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственных  культуры  и   сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. Какой будет биосфера в будущем - решать Вам!

  VI. Домашнее задание  Стр. 344-352, создать проект «Глобальные проблемы  биосферы».

 

  

 

 

  

Прикрепленный файл Size
ПЛАСТИКОВАЯ БОМБА.ppt 3.22 MB
текст к презентации.doc 80 KB
Стихи.Экология.docx 22.14 KB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Галина Викторовна Белоногина

На: Человек – новый фактор в биосфере.Антропогенное воздействие


Уважаемая Людмила Ивановна, СПАСИБО!!! очень понравился Ваш урок, настолько актуальна тема, что нет слов! И хорошо, что у Вас интегрированный урок получился, тема общая для всех :) 

материал презентации шокирует, честно говоря, не представляла себе масштабов загрязнений! обязательно покажу в новом году своим ученикам, ведь это общая проблема! 

С уважением Галина Белоногина

__ _________________________

* Кто хочет - ищет средство, кто не хочет делать - ищет причину *



Конкурс "Искусство для науки"

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн