Официальный сайт interaktiveboard 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Однородные члены предложения

Размещено: татьяна викторовна митюшкина - ср, 11/05/2011 - 23:12
Данные об авторе
Автор(ы): 
Митюшкина Т.В.
Регион: 
Город Москва
Характеристики урока (занятия)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Краткое описание: 
Русский язык 5 класс. Тема "Однородные члены предложения"

 

Тема «Однородные члены предложения». Урок русского языка в 5 классе.

(Учитель: Митюшкина Т.В.)

 

 

 

 

 

Тип урока: ввод новых знаний.  Данный тип урока позволил применить групповую и индивидуальную форму учебной деятельности, которая помогла успешно осуществить дифференцированный подход для разных групп учащихся с разным уровнем усвоения материала.  В ходе урока  учащиеся заполняют карточку личного контроля, которая представляет собой построение индивидуальной  траектории усвоения знаний. В  качестве функции контроля был проведен   тест, цель которого определить  степень первичного усвоения нового материала на этом уроке. На уроке была использована презентация  Power Point

Тема «Однородные члены предложения». Урок русского языка в 5 классе.


Цели:

  • Образовательная.Познакомить учащихся  с понятием однородные члены предложения. 
  • Развивающая.Развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельное мышление, умение анализировать языковый материал, обобщать, делать выводы.
  • Воспитательная.Профилактика вредных привычек, формирование  негативного отношения к курению.
  • Здоровьесберегающая.Создать условия для успешного усвоения нового материала, выбрать средства обучения с учётом психофизиологических особенностей.

.     
Оборудование:

  • Компьютерная презентация Power Point «Однородные члены и знаки препинания при них». (Приложение №1)
  • Распечатки материалов для самостоятельной работы учащихся.
  • Тест в 5 вариантах
  • Индивидуальная карта  учёта знаний  и умений.
  • Фломастеры, бумага.

 I. Организационный момент.«Минутка приятных воспоминаний»

     - Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас бодрыми и жизнерадостными! Я вижу, что к уроку вы уже приготовились – распределились по группам, достали все необходимое. Но предлагаю сделать еще вот что: давайте закроем на несколько секунд глаза, вспомним о чем-нибудь хорошем и

улыбнёмся.

      Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало.

      Итак, мы начинаем урок.  Открыли тетради, записали число,  классная работа, оставили две строчки для того, чтобы немного позже записать тему урока.

 

 

II. Проверка домашнего задания.

Упр. 189.

Фронтальный опрос (дополнение, определение, обстоятельство)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                II. Введение в тему и зрительное  восприятие  языкового материала для наблюдения.
        Слово учителя. Я хочу вам рассказать сказку.  Жил да был  в русской деревне юноша, и звали его Михаилом. Выходил он каждое утро на крылечко, здоровался с солнышком, птичками и подставлял лицо свежему ветерку. И однажды он понял, что ветер живой, и в голове родились строки: ( Слайд №1. Чтение текста)

III. Организация наблюдения над материалом. Эвристическая беседа. Работа с текстом
Слово учителя. Понравилось ли вам это стихотворение замечательного русского поэта Михаила Исаковского? Чем? Каким вы себе представили образ ветра? Кого он вам напоминает? Какое средство выразительности использует Исаковский, чтобы нарисовать такой образ ветра? (Предполагаемый ответ. Ветер, обычный ветер, подобен молодому  юноше, которому не сидится дома в тепле и покое: ему  нужно двигаться, играть, летать на  молодых крыльях)

  • Взгляните на это предложение глазами лингвиста и ответьте на вопросы.  Я предлагаю вам в группах обсудить предложенные вопросы. (Слайд №2) (Работа в группах, на партах лежат вопросы со слайда №2)

Слово учителя.Давайте проверим,   правильно ли вы выполнили это задание. Обоснуйте свои ответы.

  • Что необычного в этом стихотворении? (Всё стихотворение состоит из одного предложения)
  • Какую  грамматическую  основу предложения вы выписали (Слайд № 3)
  • Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют?
  • На какой вопрос они отвечают, какой частью речи являются?
  • С какой интонацией они читаются?
  • Как называются подобные члены предложения? (Однородные члены предложения)

IV. Формулирование темы и запись в тетради.
Слово учителя. Cформулируйте тему урока. Однородные члены предложения. Запись темы урока  в тетради  « Однородные члены предложения»(Слайд № 4)

V.Целеполагание.Итак, тема нашего урока: «Однородные члены предложения». А как вы думаете,  что нам необходимо знать  об однородных членах и чему мы должны научиться на уроке? Обратите внимание на следующий слайд и давайте  ещё раз вместе  ответим на вопрос: «Что нам необходимо знать об однородных членах и чему мы  хотим научиться».  (Слайд №5)
(Чтение и работа со слайдом.)  А получиться это у нас или нет, мы узнаем, выполнив в конце урока проверочный тест.

VI. Организация самостоятельных выводов учащихся и сравнение их  с таблицей, выведенной на экран.
Слово учителя. А я обращаю ваше внимание на следующий слайд (Слайд № 6). Как вы думаете, что обозначают эти вопросы? Почему их 5? ( Это признаки  однородных членов, которые вам предстоит сформулировать)
Слово учителя. Итак, ребята, подумайте и обсудите в группе, а затем   назовите признаки однородных членов. Каждая группа начинает свой ответ со слов:  «Однородными называются члены предложения, которые…..» Слушайте внимательно, не повторяйтесь. Готовность группы покажите сигнальной карточкой. Работа со слайдом №6, раскрываем все вопросы.
( Если  раскрыты не все вопросы, учитель помогает. А хотите узнать  остальные признаки однородных членов предложения? Давайте ёще раз все вместе прочитаем и запомним их.
Если  все вопросы раскрыли. Молодцы! Вы успешно справились с этим заданием.  Давайте ёще раз все вместе прочитаем и запомним их. (с. 79 учебника)

Слово учителя.Итак, мы с вами успешно прошли  первый этап, заполните, пожалуйста, карточку личного контроля. (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО КОНТРОЛЯ 1 ЭТАП.
(Я знаю все признаки однородных членов)

VII. Организация первичного узнавания и нахождения. Сочетание групповой и индивидуальной  работы с последующей проверкой.
Слово учителя.(Цель – научиться находить однородные члены в предложении и определять их синтаксическую роль) Мы с вами назвали основные  признаки однородных членов, а сейчас попробуем  найти их в тексте. Работаем в группах. В каждой группе 4  вариана. Каждый берет свой вариант.  Внимательно прочитайте последовательность выполнения задания (слайд №7) (Задания составлены с учётом уровня подготовленности ребёнка
Последовательность выполнения задания:

  •  Сначала каждый из вас  прорабатывает  свой вариант устно.
  • Затем в группе обсуждаете и проверяете правильные ответы.
  • И лишь  потом записываете свой ответ в тетрадь.

1 вариант.Найти предложение с однородными членами, определить синтаксическую функцию, выписать его.

  • Птицы  ищут корм.
  • Зимой солнце светит редко.
  • Утром прилетали синицы и клевали пшено.

2 вариант. Найти предложение с однородными членами, определить синтаксическую функцию, выписать его. Наступила долгожданная зима.

  • Наступила долгожданная зима.
  • Птицы летят в теплые края стаями.
  •  В наших  лесах живут и медведи, и лисы, и волки.

3 вариант.Найти предложение с однородными членами, определить синтаксическую функцию, выписать его.

  • Ударили сильные морозы.
  • Мы очень спешили к поезду, но опоздали.
  • Мы любим зиму.

4 вариант. Выпишите из упражнения 192 нераспространённое предложение с однородными членами, определите их синтаксическую функцию.

Слово учителя. А сейчас проверим: правильно ли вы выполнили задания. Кто из вас выполнял это задание? каков твой ответ. 2 вариант –, Кто из вас выполнял это задание? Последовательная  проверка работы 4 вариантов, с использованием  экрана. (Слайд  № 8 (Выход по щелчку мыши)

ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО КОНТРОЛЯ 2  ЭТАП.

 Слово учителя. С заданием 2 этапа вы  справились неплохо. Молодцы.
ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО КОНТРОЛЯ (Найти предложение с однородными членами и определить их синтаксическую функцию)

VIII.Организация работы со схемами.

Ребята, а как вы думаете, можно ли предложение с однородными членами изобразить графически, т.е. в виде схемы. Учебник с. 79.Понаблюдайте за материалом и сделайте вывод.( Каждый однородный член изображаем в виде кружочка, если однородные члены предложения соединены при помощи союза, то их мы тоже записываем)
 Слово учителя. Я  предлагаю вам посмотреть на схемы и подобрать к ним примеры из учебника или из предыдущего задания (слайд №9)

IX.  Формирование и  отработка умений  находить однородные члены предложения, определять их синтаксическую функцию
 Слово учителя.  Я вам предлагаю познакомиться с интересным  текстом. Послушайте внимательно и ответьте на вопрос: «Какова же основная мысль данного текста?»  Чтение вслух. (Слайд № 10).
Слово учителя. Заинтересовала вас этот текст? (Ответ учащихся) Какова его основная мысль? (Ответ учащихся)
Вывод учителя. Основная мысль этого текста - предостеречь каждого из вас от курения, которое является причиной многих болезней. И от вас зависит, какой  выбор вы сделаете.  Я думаю, что каждый из вас выберет ЗОЖ.
А сейчас рассмотрим  этот текст с точки зрения лингвистов: чем же он может привлечь наше внимание? (Ответ – В нём есть однородные члены предложения) Работаем в группах. Обратите внимание: текст разделён на  абзацы, которые соответствуют  № группы. 
Последовательность выполнения задания: (слайд №11)

  • Найдите в своём абзаце  предложения с  однородными членами, запишите их
  • Определите  синтаксическую функцию.
  • Начертите схему предложения.

Проверка. (Слайд №12)Итак, проверяем. Слушаем ответ 1 группы. (Каждая группа читает  предложения с однородными членами, определяют их синтаксическую функцию,чертит схему)
Слово учителя.  Сделаем вывод: какие члены предложения могут быть однородными?  (Однородными членами предложения могут быть любые члены предложения: подлежащее, сказуемое, дополнение, определение и обстоятельство. В составе одного предложения  может быть несколько  рядов однородных членов. Это предложение  № 11, обратите на это внимание.

X.Отработка умений с помощью использования компьютерного тренажёра.
Слово учителя. А сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Согласны? С помощью использования компьютерного тренажёра мы коллективно выполним задание. но чтобы выполнить задание  правильно, я предлагаю вам ещё раз вспомнить признаки однородных членов. В этом вам поможет карточка-помощник, которая находится на листе № 5. найти в предложении однородные члены, определить их синтаксическую принадлежность.(Работа  идёт с использованием  компакт диска «Кирилл и Мефодий». Русский язык ( Урок №15,   Содержание  ,части урока , 8. часть1) Читаем текстовый материал. В этом упражнении нужно найти в предложении однородные члены и подчеркнуть их соответствующими линиями        Читаем предложения, находим однородные члены, выбираем  условные линии, слушаем  ответ компьютера.

ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО КОНТРОЛЯ 3  ЭТАПОВ.
(3 этап -  Я умею составлять схемы предложений с однородными членами)

Слово учителя.А сейчас прежде чем мы с вами выполним тест, Давайте  ещё раз вспомнить признаки однородных членов. Это нам нужно для того, чтобы правильно найти их в тексте. (Слайд №13)

Слово учителя.Я думаю, что сейчас вы  готовы к  проверочному тестированию, которое покажет, как вы усвоили этот материал. Я вас прошу не торопиться, думать и работать внимательно. Но если не у всех всё сразу получиться, не огорчайтесь, так как этой  теме мы посвятим  следующие уроки.

XI. Контроль усвоения  знаний с последующей проверкой.
Тестирование идёт в  5 вариантах. (Учитывается уровень подготовленности  детей) (Приложение №3)
Проверка. Ключи (ответы)   5 вариантов (слайд № 14). Оценивание результатов. Заполнение в  карточке  личного контроля результатов  теста.
Слово учителя. Сопоставьте результаты вашей работы на уроке согласно выстроенной вами траектории с результатами теста. (ВРЕМЯ даётся на заполнение  таблицы) Совпали у вас  результаты или нет? Где у вас наблюдается недоработка? Это и будет вам задание на дом.  Сдайте   траектории и тесты,  я проверю ещё раз и посмотрю, над чем нам с вами предстоит ещё поработать.

XII.  Рефлексия. Итак, что узнали на уроке нового? Сегодняшний урок помог вам получить новые знания? Было ли вам трудно? Давайте посмотрим  на (Слайд №15) и сделаем вывод: «А справились ли мы с поставленными в начале урока задачами?»

XIII. Организация объяснения домашнего задания.  $ 40, 41. Выучить признаки  однородных членов. Написать миниатюру на тему «Моя родная школа» Задание: используйте в своем сочинении  однородные члены предложения  
Слово учителя.   Урок закончен. Всем спасибо.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн