Официальный сайт interaktiveboard 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Интегрированный урок математика+физика на тему: «Прямая пропорциональность в математике, физике и жизни.»

Фото пользователя Инесса Анатольевна Ситникова
Submitted by Инесса Анатольевна Ситникова on чт, 12/05/2011 - 21:03
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ситникова Инесса Анатольевна,учитель физики.Вакуленко Вера Сергеевна,учитель математики
Место работы, должность: 

МОУ  Началовская средняя общеобразовательная школа  с.Началово Приволжского района Астраханской области.

Регион: 
Астраханская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Алгебра
Предмет(ы): 
Математика
Предмет(ы): 
Физика
Цель урока: 

     Цели:Образовательные:

1.Систематизировать знания по теме «Линейная функция», привлечь       внимание к понятию функции, используя исторические сведения.

2.Ввести новое понятие «Прямая пропорциональность».

3.Формирование знаний и умений по расчёту пути и времени движения.

4.Формирование навыков самоконтроля, умения применять правила в практической работе.

5.Закрепить основные методы и навыки техники построения и чтения графиков линейных функций.

6.Показать единство математики и физики через межпредметные связи.

Развивающие:

1.Развитие исследовательских навыков.

2.Развитие внимания.

3.Развитие логического и творческого мышления.

4.Развитие самостоятельности, умения преодолевать трудности.

Воспитательные:

   Воспитывать взаимное доверие и уважение учащихся во время урока.

 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

Список использованной литературы

1. А.Г. Мордкович, Е.Е. Тульчинская. Алгебра 7-9. Тесты.

 

2.Л.И.Звавич, А.Р.Рязановский. Алгебра-8. Задачник для классов с углубленным изучением математики.

 

3.Э.Г. Гельфман и др. “Сказка о спящей красавице или ФУНКЦИЯ” Серия математика, психология, интеллект. Изд-во Томского унив., 1996

 

 

 

Используемая методическая литература: 

 

1. Г.Н. Степанова, А.П. Степанов

«Сборник вопросов и задач по физике», Профильная школа. — СПб.: ООО «СТП Школа», 2005.

2.Л. А. Горлова.Интегрированные уроки физики. 7-11 классы

Серия: Мастерская учителя физики.Издательство: ВАКО, 2009 г.

3.А. Г. Мордкович: Алгебра. Методическое пособие для учителя. 7-9 классы - Мнемозина, 2004.

Используемое оборудование: 

 

Компьютер, проектор.

Краткое описание: 
Конспект итегрированного урока математика+физика "Прямая пропорциональность в математике, физике и жизни" Систематизируются знания по теме «Линейная функция». Вводится новое понятие «Прямая пропорциональность», формируются знаний и умений по расчёту пути и времени движения, закрепляются основные методы и навыки техники построения и чтения графиков линейных функций.

 

 Интегрированный  урок математика+физика на тему: «Прямая пропорциональность в математике, физике и жизни.»

                                            Цели:

Образовательные:

1.Систематизировать знания по теме «Линейная функция», привлечь       внимание к понятию функции, используя исторические сведения.

2.Ввести новое понятие «Прямая пропорциональность».

3.Формирование знаний и умений по расчёту пути и времени движения.

4.Формирование навыков самоконтроля, умения применять правила в практической работе.

5.Закрепить основные методы и навыки техники построения и чтения графиков линейных функций.

6.Показать единство математики и физики через межпредметные связи.

Развивающие:

1.Развитие исследовательских навыков.

2.Развитие внимания.

3.Развитие логического и творческого мышления.

4.Развитие самостоятельности, умения преодолевать трудности.

Воспитательные:

   Воспитывать взаимное доверие и уважение учащихся во время урока.

Оборудование:

Компьютер, проектор.

                              Ход урока.

 

1.Оргмомент.

   В окружающем нас мире происходят различные явления и процессы: физические, химические, экономические. Мы являемся свидетелями того, как одни переменные величины определяют значение других. Мы говорим в этом случае о функциональной зависимости этих переменных. Так вот понятие функции имеет большое значение и в курсе алгебры и в курсе физики.

2. Историческая справка.

     Ещё Вавилонские учёные в 4 веке до н.э. установили зависимость между площадью круга его радиусом: S=3r². Рене Декарт в 1637 году рассматривал функцию как изменение ординаты точки в зависимости от изменения её абсциссы, которая принимала только положительные значения. Впервые употребил название «функция» ( от латинского functio- совершение, выполнение) Г.Лейбниц в 1673 году. Под функцией он понимал отрезок, длина которого меняется по определённому закону. И.Ньютон называл переменную величину, которая меняется с течением времени, флюэнтой ( от fluere-текущая). Л.Эйлер в 1748 году вводит обозначение функции f:xи даёт ей такое определение:

«Функция переменного количества есть аналитическое выражение, составленное каким-либо образом из этого количества и чисел или постоянных количеств.»

3.Актуализация опорных знаний.

    Вспомним функции, уже  известные нам, одновременно повторим их важнейшие свойства, а также повторим  понятия равномерного и неравномерного  движения.

Проведём блиц-опрос (раздаются листы самоконтроля, каждый ученик получит оценку)

1.Линейная функция задаётся формулой…(y=ax+b).

2.Областью определения её является…(множество действительных чисел).

3.Графиком линейной функции является…(прямая).

4.Изменение положения тела относительно другого тела с течением времени называют …(механическим движением)

5.У функции y=ax+b  число  aназывается…(угловым коэффициентом прямой).

6.В случае а<0 график расположен …(во 2 и 4 четверти)

7.В случае а>0 график расположен …(в 1 и 3 четверти)

8.Движение, при котором тело в любые  равные промежутки времени проходит равные пути, называется…(равномерным)

9.Пассажирский поезд за каждые 0,5 ч проходит расстояние 60 км,

 за 15 мин.-30 км, за 1мин.-2км. Какое это движение? (равномерное)

10.Автомобиль за 0,5 ч проходит расстояние 30 км, причём за первые

  15 мин.-20 км, а за последующие -10 км. Какое это движение? (неравномерное)

Заполняются листы самоконтроля и выставляются оценки. Норма оценок:   

   10 – «5», 8-9 – «4», 6-7 – «3».

4. Изучение нового понятия.

   Рассмотрим некоторые функции:

  1. у=2х-5
  2. у=-1/3х+4
  3. у=7х
  4. у=2,1х+0,1

Как вы думаете, какая функция выделяется среди данных функций , чем?

(Ответ: 3) у=7х, b=0)

Таким образом, мы с вами подошли к новому понятию. Среди линейных функций особо выделяют случай, когда b=0. В этом случае функция принимает вид у=кх и называют её прямой пропорциональностью.

Это название объясняется тем, что две величины у и х называют прямо пропорциональными, если их отношение равно конкретному числу, отличному от нуля. Здесь у/х=к, это число к  называют коэффициентом пропорциональности.

Многие реальные ситуации моделируются с помощью прямой пропорциональности. Например:

1.Стоимость у и число х батонов хлеба по цене 20 руб. за батон связаны зависимостью у=20х, это прямая пропорциональность, где к=20.

2.Обратимся к движению. От чего зависит путь? ( от скорости и времени движения). Но скорость при равномерном движении остаётся постоянной. Тогда от чего зависит путь? (от времени). Как, зная скорость и время движения, найти путь, пройденный телом?  (S=vt) – это тоже прямая пропорциональность, где коэффициент пропорциональности v=s/t.

 

А теперь рассмотрим графики некоторых функций.

               

       

                    

     

     

График какой функции отличается от других?  Чем?

(график 2, прямая проходит через начало координат).

Графиком прямой пропорциональности   у=кх  является прямая, проходящая   через начало координат.

Если к>0, то прямая  образует с положительным направлением оси Х острый угол,  если к<0, то этот угол тупой. Поэтому к  в записи  у=кх  называют  угловым коэффициентом.

Задание 1.

Ученик допустил ошибку при построении графика одной из функций. На каком рисунке ошибка?

 

Ответ: 2, т.к. это прямая пропорциональность, график должен проходить через начало координат.

Задание 2.

В уравнении  S=3t что означает цифра 3? (скорость) Постройте график этого уравнения. Найдите по графику путь, пройденный за 4 секунды?

 

В конце урока хотелось бы обратиться к народной мудрости. Как известно, пословицы – это отражение устойчивых закономерностей, выверенных многовековым опытом народа. Некоторые пословицы иллюстрируют характерные свойства функций. Например:

«Чем дальше в лес, тем больше дров»

«Как аукнется, так и откликнется»

«Что посеешь, то пожнёшь»

«Тише едешь, дальше будешь»

 

Домашнее задание:

 1.Придумать задачу из жизни, где применяется прямая пропорциональность.

 

2.Найти пословицы и поговорки, иллюстрирующие прямую пропорциональность

                                  

Прикрепленный файл Size
интегрированный урок.doc 55 KB

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн