Вы не зарегистрированы

Авторизация



Классный час "Песни и думы Алексея Кольцова"

Фото пользователя Елена Александровна Пономарева
Размещено: Елена Александровна Пономарева - сб, 14/05/2011 - 18:10
Данные об авторе
Автор(ы): 
Пономарева Елена Александровна
Место работы, должность: 

МОУ гимназия 9 города Воронежа, учитель

Регион: 
Воронежская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Цель урока: 

Познакомить учащихся с поэзией нашего земляка Алексея Кольцова, расширить их кругозор. Через творчество Кольцова приобщать школьников к православным идеалам, знакомить с  православным мировоззрением.

Используемое оборудование: 

Компьютер, проектор, мультимедийная презентация, коробка фирменных конфет «Песни Кольцова», распечатка двух стихотворений Алексея Кольцова («Плач» и «Жизнь») на каждом столе; записи романсов на слова Алексея Кольцова.

Краткое описание: 
Классный час знакомит старшеклассников с творчеством Воронежского поэта Алексея Кольцова и через это творчество с православным мировоззрением.

Коробка конфет Воронежской фабрики может стать хорошим поводом для знакомства старшеклассников не только с лирическими песнями Кольцова, но и его думами, наполненными православным миропониманием.

Классный час

«Песни и думы Алексея Кольцова»

 

Пояснительная записка. В поэтическом творчестве нашего земляка Алексея Кольцова выделяются «Песни» и «Думы». Песни – лирические стихи, очень похожие на народные песни – выражают душу народа, его радости, переживания. Думы – стихи философского характера, в которых нашло отражение православное миропонимание автора. Исторически сложилось, что песни имеют более широкую известность. С ними знакомят учащихся в школе. Думам повезло меньше. В биографическом очерке, написанном В.В Огарковым еще в конце XIX века, например, выражается такая точка зрения: «Эти стихотворения представляют большею частью раздумья сильного, но не изощренного образованием ума, для которого закрыты многие расширяющие духовный горизонт сферы знания... Думы, конечно, далеко не имеют того значения, как песни». [1] Наших предшественников легко понять. В дореволюционной России образованные люди знали православное вероучение лучше, чем Кольцов. После революции православная поэзия оказалась вовсе под запретом.

Однако сейчас, когда знакомство школьников с православием преимущественно ведется через изучение русской культуры, православные мотивы в творчестве Кольцова становятся актуальными.

Разработкаклассного часа рассчитана на учащихся старшего звена (10-11 класс). Поскольку творчество Кольцова ассоциируется у ребят с его песнями, целесообразно начать с них, а потом перейти к философским раздумьям поэта.

Мостиком к творчеству Алексея Кольцова может служить коробка фирменных конфет Воронежской кондитерской фабрики «Песни Кольцова».

 

Цель: Познакомить учащихся с поэзией нашего земляка Алексея Кольцова, расширить их кругозор. Через творчество Кольцова приобщать школьников к православным идеалам, знакомить с  православным мировоззрением.

 

Подготовка: Классный час готовится творческой группой учащихся. Задание членам творческой группы: 1) подготовить рассказ о биографии поэта; 2)выбрать понравившееся стихотворение Алексея Кольцова из тех, которым посвящены иллюстрации на фантиках фирменных конфет Воронежской кондитерской фабрики "Песни Кольцова", или его дум, подготовить их выразительное чтение.

 

Материальная база: мультимедийная презентация, коробка фирменных конфет «Песни Кольцова», распечатка двух стихотворений Алексея Кольцова («Плач» и «Жизнь») на каждом столе; записи романсов на слова Алексея Кольцова (прилагаются в презентации).

 

Беседа учителя, актуализирующая тему. Сегодня мы будем говорить об Алексее Кольцове.

  • Что вы знаете о нем?
  • Какие объекты в городе Воронеже посвящены Алексею Кольцову?

(Памятник Кольцову находится в Кольцовском сквере. Он установлен в 1868 году по инициативе сестры поэта А. В. Кольцовой на средства жителей Воронежа. Скульптор — Августино Трискорни. Памятник А. В. Кольцову (Советская пл.) установлен 22 октября 1976 года на Советской площади. Автор памятника — П. И. Бондаренко. Архитектурная часть проекта — архитектор И. А. Савичев.

Около цирка сохраняется Литературный некрополь — могилы А. В. Кольцова, его родственников, И. С. Никитина и писательницы Елизаветы Митрофановны Милицыной)

  • У меня в руках коробка известных всем вам конфет «Песни Кольцова». Вы много раз ели их. А что вы знаете о произведениях, которым посвящены конфеты - песнях Алексея Кольцова?

«Немало пришлось страдать Кольцову, немало он сделал тяжелых уступок обстоятельствам; но борьба не сломила его души, он вынес из тумана жизни свой священный факел, и огонь его горит ясною, нетленною красотою в прекрасных и задушевных песнях, - пишет об Алексее Кольцове исследователь его творчества В.В. Огарков. - Песни Кольцова размером, языком, выражениями и оборотами речи во многом напоминают народные, но художественнее последних: в них мысль глубже, чувство выдержаннее и сильнее, стремление - определеннее. Они чисто русские, с русскою душою; в них явно короткое знакомство автора с бытом и духом народным и глубокое сочувствие к народным горю и радости».

Откуда у поэта знание народной души? Он сам с головою окунулся в океан народной жизни; он проводил целые долгие месяцы в деревнях, слышал народную песню в широких привольных степях, слышал и заунывное причитанье пряхи под треск догорающей лучины, слушал не раз вой вьюги, застигнутый ею в дороге, и завывания голодных волков.

  • Можете ли вы вспомнить, иллюстрации к каким именно песням помещены на фантиках?

 

1 конфета – «НЕ ШУМИ ТЫ, РОЖЬ»

Считается, что стихотворение автобиографично. Еще в его юности у Кольцовых жила прислуга (крепостная), у которой была дочь Дуняша, замечательная красавица. Она состояла постоянно при сестрах поэта и росла больше в положении их подруги, чем горничной. На красавицу заглядывалась вся улица. Кольцов полюбил девушку со всем пылом юности, со всей энергией чувства, на какую только способен восемнадцатилетний молодой человек. Дуняша отвечала взаимностью. Но, конечно, намерение женить сына на крепостной не входило в планы отца, Василия Петровича, который мечтал породниться с представителями родовитого купечества. И этот горячий, страстный роман окончился печально: Дуняшу вместе с матерью продали какому-то донскому помещику во время отлучки ее милого по делам. Возвратившись из поездки, поэт уже не нашел Дуняши. Это его так потрясло, что он заболел и, едва оправившись, бросился на поиски. Впоследствии оказалось, что Дуняша была замужем за казаком в какой-то станице. Белинский писал, что она "умерла в муках жестокого обращения". Но другие источники говорят, что Дуня жила счастливо и после смерти Алексея Васильевича приезжала к его родным. [1]

Не шуми ты, рожь,

Спелым колосом!

Ты не пой, косарь,

Про широку степь!

 

Мне не для чего

Собирать добро,

Мне не для чего

Богатеть теперь!

 

Прочил молодец,

Прочил доброе,

Не своей душе -

Душе-девице.

 

Сладко было мне

Глядеть в очи ей,

В очи, полные

Полюбовных дум!

 

И те ясные

Очи стухнули,

Спит могильным сном

Красна девица!

 

Тяжелей горы,

Темней полночи

Легла на сердце

Дума черная!

<1834>

(Тексты стихов - по изданию [2])

 

На 2 конфете – строчка из "Разлуки": «На заре туманной юности…»

На заре туманной юности

Всей душой любил я милую...

Был в глазах ее небесный свет,

На лице горел любви огонь!

 

Что пред ней ты, утро майское,

Ты, дуброва-мать зеленая,

Степь-трава - парча шелковая,

Заря-вечер, ночь-волшебница!

 

Хороши вы - когда нет ее,

Когда с вами делишь грусть свою,

А при ней вас - хоть бы не было;

С ней зима - весна, ночь - ясный день!..

 

21 мая 1840

 

3 конфета - ПОРА ЛЮБВИ (в сокращении)

Весною степь зеленая
Цветами вся разубрана,
Вся птичками летучими —
Певучими полным-полна;
Поют они и день и ночь.
То песенки чудесные!
Их слушает красавица
И смысла в них не ведает,
В душе своей не чувствует,
Что песни те волшебные:
В них сила есть любовная;
Любовь — огонь; с огня — пожар...
Не слушай их, красавица!
Пока твой сон — сон девичий —
Спокоен, тих до утра дня…

Весной в реке, при месяце,
Поит коня детинушка;
Сам думает он думушку
Про девицу заветную:
«Четвертый год, как я люблю
Меньшую дочь соседскую...


Пошлешь к отцу посвататься —
Седой старик спесивится:
— Нельзя никак — жди череду…

Возьму ж я ржи две четверти,
Поеду ж я на мельницу;
Про мельника слух носится,
Что мастер он присушивать.
Скажу ему: Иван Кузьмич!
К тебе нужда есть кровная:
Возьми с меня, что хочешь ты,
Лишь сделай мне по-своему».

В селе весной, при месяце,
Спокойно спит крещеный мир;
Вдоль улицы наш молодец
Идет сам-друг с соседкою,
Промеж себя ведут они
О чем-то речь хорошую.
Дает он ей с руки кольцо —
У ней берет себе в обмен;
А не был он на мельнице,
Иван Кузьмич не грешен тут.

Ах, степь ты, степь зеленая,
Вы, пташечки певучие,
Разнежили вы девицу,
Отбили хлеб у мельника.
У вас весной присуха есть
Сильней присух нашептанных...


 

 

4 конфета – Хуторок (1839) (в сокращении)

За рекой, на горе,

Лес зеленый шумит;

Под горой, за рекой,

Хуторочек стоит.

В том лесу соловей

Громко песни поет;

Молодая вдова

В хуторочке живет.

В эту ночь-полуночь

Удалой молодец

Хотел быть, навестить

Молодую вдову...

 

На реке рыболов

Поздно рыбу ловил;

Погулять, ночевать

В хуторочек приплыл.

 

Опознился купец

На дороге большой;

Он свернул ночевать

Ко вдове молодой.

 

Засветился огонь,

Закурилась изба;

Для гостей дорогих

Стол готовит вдова.

 

За столом с рыбаком

Уж гуляет купец...

(А в окошко глядит

Удалой молодец)...

 

И пошел с рыбаком

Купец песни играть,

Молодую вдову

Обнимать, целовать.

 

Не стерпел удалой,

Загорелась душа!

И — как глазом моргнуть -

Растворилась изба...

 

И с тех пор в хуторке

Никого не живет:

Лишь один соловей

Громко песню поет...


 

 

5 конфета – КОЛЬЦО

Песня (фрагмент)

Я затеплю свечу
Воска ярого,
Распаяю кольцо
Друга милого.

Загорись, разгорись,
Роковой огонь,
Распаяй, растопи
Чисто золото.

Без него - для меня
Ты ненадобно;
Без него на руке -
Камень на сердце.

Что взгляну - то вздохну,
Затоскуюся,
И зальются глаза
Горьким горем слез.

Возвратится ли он? ..
 

1830

Где истоки творчества поэта? Давайте обратимся к его биографии.

1 ведущий. Детство и юность поэта. Жизнь ребенка-Кольцова ничем не отличалась от жизни детей мещанского круга; на воспитание его обращалось мало внимания, ребенок пользовался свободою, бегал по улицам, простужался, ушибался. Товарищами детских игр мальчика были его младшие сестры и двоюродный брат. Алеша был мальчик способный, но не бойкий, а флегматичный, ушедший в себя. Таким он и остался на всю жизнь, хотя под этою спокойною и сдержанною внешностью нередко кипели страсти.

Когда мальчику исполнилось девять лет, к нему для обучения грамоте пригласили семинариста. Он подготовил Алешу к поступлению в уездное училище, но мальчик был оттуда взят отцом из второго класса. На этом ученье Кольцова окончилось: его знания были достаточны, по мнению отца, для той роли, к которой сын предназначался. Увы, этих знаний не хватало любознательному поэту, но обнаружил он это только тогда, когда что-либо сделать было уже поздно...

В школе Кольцов познакомился с симпатичным мальчиком, сыном купца Варгина, у которого была библиотека. Он взахлеб теперь читал романы, и не мог оторваться от попавшихся ему сказок "Тысячи и одной ночи".

Но отец не за тем взял сына из школы, чтоб он "бил баклуши" над книгами: мальчик был нужен ему как помощник в торговых занятиях.

Так проходило отрочество поэта: приезжая из степи в город, он набрасывался на книги. К сожалению, друг его Варгин умер, завещав приятелю 70 книг. Памятью этой первой дружеской привязанности остается стихотворение "Ровеснику".

Будучи уже 16-17 лет, Кольцов покупает на толкучке стихотворения Дмитриева. Для юноши, никогда еще не читавшего стихов, но знавшего много песен и певшего их, такая покупка была целым откровением.

Кольцов бросился со своим сокровищем в сад и стал не читать Дмитриева, а... петь! Подметив сходство стихов с песнями, он полагал, что стихи нужно петь; и от этой привычки не мог освободиться даже после, читая всегда сильно нараспев... [3]

В существовавшей уже тогда в Воронеже книжной лавке он вскоре приобрел себе сочинения Ломоносова, Державина, Богдановича и др. Много писал, подражая в стихосложении авторам купленных произведений. Стихов у него накопилось уже немало, но не было судьи. И вот, наконец, победив свою робость, застенчивый и неловкий юноша решает обратиться к книгопродавцу Кашкину: краснея, вручает он ему свои несколько стихотворений с просьбою прочитать их и дать отзыв.

Кашкин обладал чуткою душою. Когда пришел к нему плохо одетый, невзрачный мальчик Кольцов с заветною тетрадкою, Кашкин не посмеялся над ним: он обласкал его, разрешил бесплатное пользование своей библиотекой при магазине и подарил ему, для того чтобы тот лучше научился правилам стихосложения, "Русскую просодию". Правда, он нашел первые опыты поэта неудачными, но ободрил юношу и поощрял на дальнейшее писательство.

Мальчик горячо привязался к оригиналу-книгопродавцу, постоянно бывал у него в магазине, рылся в книгах, посещал и его дом. Посетители магазина Кашкина часто встречали там одетого в засаленный нагольный полушубок или старую чуйку юного Кольцова, с любопытством рассматривающего или читающего что-нибудь новое.

 

2 ведущий. Степь. Для "звуков сладких и молитв" был слишком неудобен шум грязных базаров с их руганью, божбою из-за копеек и надувательством... Кольцову для развития его таланта была нужна другая обстановка: величавое спокойствие природы, ее яркие краски, золотые лучи солнца, разгул свободного ветра и безбрежное зеленое море - степь... Если бы он надолго не уединялся от мелочной, грязной жизни базара, если бы он не лелеял своих дум и поэтических грез на вольном просторе, вдали от торгашеского шума жизни,- в русской поэзии не было бы тех чарующих звуков, какими так богаты песни Кольцова.


 

Степь раздольная

Далеко вокруг

Широко лежит,

Ковылем-травой

Расстилается...

Ах ты, степь моя,

Степь привольная!

Широко ты, степь,

Пораскинулась,

К морю Черному

Понадвинулась...

Так описывал Кольцов своего друга - степь. Чудною, наивною прелестью дышат все кольцовские описания природы: степи, поля, леса. Непосредственная простота этих описаний, так верно передающая явления природы и ее действие на людей, глубоко западает в душу читателя.

В необозримую даль уходит слегка волнующееся зеленое море, изредка только сверкает под теплым солнцем на этом зеленом фоне крест сельской колокольни... В синей выси заливаются невидимые жаворонки, а по вечерам и ночам в полях гремят перепела... Маленькие лески, как острова на море, темнеют вдали. Воздух, напоенный ароматом поспевающих трав, жадно вдыхается грудью и живительно действует на утомленные городскою сутолокою нервы... Хороша степь и тогда, когда на ней зазвенят косы и запестреют группы отбывающих страду людей или когда в теплые летние ночи на ее необозримом просторе замелькают приветные огоньки костров... В лунную весеннюю или летнюю ночь, когда степные озера сверкают под легкою дымкою тумана и сметанные стога стоят, задумавшись, как сказочные великаны, степная природа полна неизъяснимого очарования, от нее веет волшебною тайной. Об этих ночах можно сказать словами поэта, что они:


 

Наводили сны,

Сны волшебные;

Уносили в край

Заколдованный...

4 ведущий. Друзья. Рядом с Кольцовым всегда были настоящие друзья, которые были готовы помочь, поддержать. Среди самых светлых юношеских впечатлений - дружба с Андреем Серебрянским.

Серебрянский  был ровесником Кольцова. Красивое, симпатичное лицо, задушевный голос сразу привлекали к нему сердца. Сын священника, он учился в семинарии, был наделен поэтическим даром и оказал сильное влияние на творчество поэта.

Серебрянский ввел друга в свой семинарский кружок. Кружок часто собирался у кого-нибудь из членов; там читали стихи, говорили речи, спорили до утра, играли на гуслях и под аккомпанемент этого старинного инструмента и баянов пели народные песни.

В 1826-27 годах Кольцов  пишет стихи десятками и несет на суд то к Серебрянскому, то к Кашкину.

Около того же времени Кольцов познакомился с человеком совсем иного калибра, повлиявшим  на всю его последующую жизнь и литературную известность. Николай Владимирович Станкевич -

 Сын очень богатого воронежского помещика. Знакомство его с поэтом  произошло в 1830 году, в один из приездов Станкевича, бывшего в то время студентом Московского университета, в свою деревню (Острогожского уезда) на каникулы. Из деревни Станкевич  часто приезжал в Воронеж, где и познакомился с Кольцовым в книжной лавке, у Кашкина.

Станкевич любезно обошелся с ним и принял участие в его судьбе. Он прочитал стихи и одобрил их. Насколько был прост и добр Станкевич, сын богатого дворянина,  насколько казался ему интересным этот "сын народа", неуклюжий, с густо напомаженными волосами, в длинной синей чуйке и картузе,- показывает тот факт, что в приезды свои в Москву поэт  останавливался прямо у Станкевича. Вскоре после знакомства со Станкевичем в некоторых московских изданиях появились стихи Кольцова.

В это же время Кольцов совершил свою первую поездку в Москву. Благодаря Станкевичу поэт приобрел в столице несколько знакомых, впоследствии довольно важных для него. В эту же первую поездку он познакомился и с Белинским, лучшим другом его и утешителем в тяжелую пору жизни. Но сближение с известным критиком произошло впоследствии, во вторую поездку в Москву (1836 год). О первой поездке Кольцова в "сердце России" почти не имеется никаких сведений. Из поездки он приехал окрыленным самыми светлыми упованиями: он был принят как свой человек в кружке людей, составивших потом славу и гордость родины, и получил от них  благословение на свою дальнейшую работу.

Так шло время Кольцова: книги, степь, друзья, торговля... Наступил 1835 год. Станкевич раньше еще предлагал издать за свой счет стихотворения прасола. Старик-отец не позволил бы сыну потратить и нескольких десятков рублей на "баловство", так как он на писание стихов смотрел как на пустое занятие и только примирялся с ним, видя, что оно не мешает делам.

Впоследствии, увидев, что "Алеша" с князьями да генералами водится, отец стал относиться гораздо благосклоннее к стихам сына и его литературным связям. Но пока еще было не так, и стихотворения Кольцова издал Станкевич. Он из довольно увесистой тетради выбрал только 18 стихов, показавшихся ему лучшими, и напечатал их маленькой опрятной книжечкой. Книжечка доставила поэту большую известность в литературном мире.

Белинский принял под свое покровительство застенчивого Кольцова, и они до конца жизни сохранили привязанность друг к другу.

В Москве Кольцова представили Жуковскому. Пушкин, узнав о приезде Кольцова, просил его к себе. Кольцов пришел на квартиру Пушкина почти за год до смерти последнего; Пушкин схватил его за руки и сказал:

   - Здравствуй, любезный друг! Я давно желал видеть тебя!

Кольцов пробыл долго, приходил и еще несколько раз, но никому не передавал, о чем беседовал с Пушкиным. Кольцов очень интересовался мнением Пушкина о своих стихах. Пушкин взял одну из тетрадок, и в "Современнике" была помещена пьеса Кольцова "Урожай"; затем больше ничего не было... По рассказам современников Пушкин говорил, что не все стихи Кольцова можно печатать; он находил у прасола большой талант, широкий кругозор, но бедность образования, отчего эта "ширь" часто рассыпается фразами. Памяти Пушкина Кольцов посвятил великолепное стихотворение "Лес". А вот Лермонтову очень нравились многие стихотворения Кольцова. [1]

 

Но если кольцовские песни, величавые и просторные, как родные степи,  трогательно печальные, как стон пахаря, широко известны, другая сторона творчества – думы – знакома меньше широкому кругу людей. Мы познакомимся с двумя думами Кольцова и попытаемся обсудить их.

Итак, диспут.

 

ПЛАЧ.

Стихотворение написано в 1829. Поэту 19 лет. Он только-только начал писать стихи.
На что мне, Боже сильный,
Дал смысл и бытие,
Когда в стране изгнанья
Любви и братства нет;
Когда в ней вихри, бури
И веют и шумят;
И черные туманы
Скрывают правды свет.
Я думал: в мире люди
Как ангелы живут,
Я думал, в тайных мыслях
Один у них закон:
К тебе, Царю Небесный,
Любовью пламенеть,
И ближним неимущим
Без ропота души
Последнюю копейку,
Как братьям, уделять.
А люди - те же звери:
И холодны и злы;
Мишурное величье -
Молебный их кумир,
А золото и низость -
Защитник их и бог.
И ты, Отец Небесный,
Не престаешь вседневно
Щедроты лить на них.
О, просвети мне мысли,
Нерадостны они,
И мудрости светильник
Зажги в моей душе.

 

  • Стихотворенье называется «Плач». О чем «плачет» поэт?
  • О какой «стране изгнанья» говорит Алексей Кольцов? Что это за «вихри, бури, черные туманы», которые так огорчают автора?
  • Стихотворение поменяло название несколько раз: «Уныние» - «Плач души» - «Плач». Что такое уныние? Уныние православие считает одной из  8 главных страстей. Что такое страсти? Какие еще существуют страсти?
  • Состояние, описанное в стихах, - уныние? Или обида?
  • Во многом разочарование в жизни связано с юношеским максимализмом. Вам сейчас –16-17. Согласны ли вы, что в земном мире все плохо? И кто в этом виноват?
  • Как преодолеть уныние? Знакомо ли вам это состояние? И есть ли у вас свои рецепты против уныния?
  • Исследователи творчества Кольцова считают, что в этих стихах наблюдается сходство с поэтическим переложением Г.Р. Державиным 81-го псалма – «Властителям и судьям». Помните ли вы это «революционное» стихотворение, которое изучалось в 9 классе?

В чем все-таки сходство? В чем отличие? Что просит автор у Бога?

  • Стихи были написаны в 1829, а впервые опубликованы в «Отечественных записках» только в 1867 г, через 25 лет после смерти автора? Как вы думаете, с чем это могло быть связано?

 

Для справки.

  • Согласно православному вероучению, Бог создал мир, и венцом Его творения был человек. Первые люди жили в раю, но согрешили, ослушавшись Бога. «Господь изгнал человека на землю из рая, - пишет святой Игнатий Брянчанинов, - чтоб он, непрестанно обращая взоры к раю и вместе питаясь надеждою возвращения в рай, пребывал в непрестанном плаче покаяния. Земная жизнь каждого человека есть время, данное ему на покаяние. Все человечество на земле должно быть погружено в покаяние, не прилепляясь сердцем ни к каким предметам, которыми обставлена эта гостиница, но непрестанно помышляя о горнем своем отечестве и всеусильно стремясь возвратиться в него. Человек должен помнить, что он на земле во временном изгнании, что он – земля, что он должен возвратиться в землю, из которой создан. Об этом все на земле непрестанно напоминаем ему. Он находится в разнообразном страдании, в борьбе с собственною злобою, в борьбе с злобой ближних своих, в борьбе со стихиями, в борьбе с землею, ради него проклятою и повинующеюся ему только при пролитии кровавого пота». [4]
  • У замечательного Афонского святого, происходящего родом из Центрального Черноземья, преподобного Силуана Афонского, есть удивительное произведение «Адамов плач». Святой восклицает: «Плачет Адам: «Не мила мне пустыня. Не милы мне высокие горы, ни луга, ни леса, ни пение птиц; ничего мне не мило. Душа моя в великой печали: я оскорбил Бога. И если бы взял меня Господь снова в рай, то и там буду скорбеть и плакать: зачем я Бога любимого оскорбил». [5]
  • Святые говорят, что слезы бывают разными. «Бывают слезы о вещах видимых, - говорит преподобный Ефрем Сирин, - они горьки и суетны. Бывают слезы покаяния, когда душа возжелает вечных благ, они сладки и полезны». [10]
  • Уныние признается в Православии тяжелым грехом и одной из восьми основных страстей. Слово «страсть» не случайно имеет один корень со «страданием». Страсти – болезни души, заставляющие страдать ее и в земной жизни, и ведущие к страданию в вечности. Страсти: чревообъядение, любодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.
  • Особенно почитаемый всеми христианами  святой – святитель Иоанн Златоуст учил: «Душа, находящаяся в состоянии уныния, в самую светлую часть дня воображает себе ночь. Подлинно, не так велик мрак ночи, как велика ночь уныния, являющаяся не по закону природы, а наступающая с помрачением мыслей, - ночь какая-то страшная и невыносимая, с суровым видом, жесточайшая – безжалостнее всякого тирана, не уступающая скоро никому, кто пытается с ней бороться». [6] Старец Зосима из Троице-Сергиевой Лавры добавляет, что «душа, унывая, уже вся горит в огне, хуже геенского, нет в ней никакого чувства, кроме одного острого, больного, все убивающего, все сжигающего, уныние – палач, который убивает энергию». Преподобный Нил Синайский говорил, что «Уныние есть изнеможение души» и «Душу берет оно пленницею,   блага, которые имеешь, расхищает, а какие не имеешь, приобрести не допускает». [7] Вот почему великий русский святой преподобный старец Серафим Саровский велел своим духовным чадам больше всего бояться уныния и от него бегать, как от огня. [8]
  • Почему в душе появляется уныние? Архимандрит Лазарь в книге «Грех и покаяние последних времен» пишет, что грех уныния происходит от чрезмерной занятости собой, своими переживаниями, неудачами, и как результат – угасание любви к окружающим, равнодушие к чужим страданиям, неумение радоваться чужим радостям. [9]
  • Старцы учат, что своими силами, без помощи Божией, человек не в силах преодолеть свои греховные наклонности. Поэтому все усилия православного христианина должны быть направлены к тому, чтобы стяжать в своем сердце огнь Божественной благодати, попаляющей и пожигающей греховную скверну. Действенными средствами против уныния являются молитва и труд.[10]

 

ЖИЗНЬ.

Стихи написаны в октябре 1841 года, за год до смерти поэта.

 

Умом легко нам свет обнять;
В нём мыслью вольной мы летаем:
Что не дано нам понимать —
Мы всё как будто понимаем.

И резко судим обо всем,
С веков покрова не снимая;
Дошло — что людям нипочем
Сказать: вот тайна мировая.

Как свет стоит, до этих пор
Всего мы много пережили:
Страстей мы видели напор;
За царством царство схоронили.

Живя, проникли глубоко
В тайник природы чудотворной;
Одни познанья взяли мы легко,
Другие — силою упорной…

Но всё ж успех наш невелик.
Что до преданий? — мы не знаем.
Вперёд что будет — кто проник?
Что мы теперь? — не разгадаем.

Один лишь опыт говорит,
Что прежде нас здесь люди жили —
И мы живём — и будут жить.
Вот каковы все наши были!..

(18 октября 1841)

 

  • Сформулируйте кратко основную мысль стихотворения.
  • В чем это стихотворение похоже на первое? Какой порок человечества обличает автор теперь?
  • Известны ли вам из истории ситуации, когда гордость и превозношение людей своим могуществом имели неприятные последствия?
  • И здесь поэт критикует человеческое общество. Почему в предыдущем случае Кольцов говорит о людях в третьем лице: «они», а здесь – в первом: «мы»?
  • В рукописи стихи посвящены поэту Петру Андреевичу Вяземскому. Князь Вяземский известен своим консерватизмом и стремлением к критике. Его взаимоотношения с обществом выстраивались столь сложно, что князь был вынужден уехать за границу и последнюю часть жизни провести там. Но  Кольцову Вяземский несколько раз приходил на помощь, когда дела отца заходили в тупик и начинались судебные тяжбы. Это в письме к Вяземскому Кольцов пожалуется: «Жизнь моя туманная. Доля бесталанная». Почему именно эти стихи Кольцов посвящает Вяземскому?
  • На могиле поэта высечены слова:

В душе страсти огонь

Разгорался не раз,

Но в бесплодной тоске

Он горел и погас...

Попробуйте прокомментировать эти строчки с позиций атеистических взглядов и с точки зрения Православия.

 

Для справки.

  • Широко известен библейский сюжет строительства человечеством Вавилонской башни, ставшей символом гордыни. Когда человеческий род стал многочисленным, люди увидели, что скоро придется расселится им по всей земле. Но прежде чем разойтись решили построить город, а в нем башню наподобие столпа, высотою до небес, чтобы прославиться. Эта гордая затея людей была неугодна Богу. Чтобы зло окончательно не погубило их, Господь смешал язык строителей так, что они стали говорить на разных языках. Так появились нации и народности. [11]
  • В ХХ веке такое символическое значение имел «Титаник». Он был чудом технической мысли, красотой и гордостью человеческого гения – и считался совершенным во всех отношениях. Наличие водонепроницаемых перегородок, казалось, гарантировало непотопляемость красавца-лайнера даже при получении пробоины. Имя «Титаник» было у всех на слуху. Хвалили и славили конструкторов, судостроителей, владельцев. Корабль готовился к первому путешествию. В предпраздничной эйфории стали популярными слова: «Сам Господь Бог не мог бы потопить этот корабль». Гордыня человеческая и самонадеянность достигли своего апогея. Поэтому, наверное, не случайной была «роковая цепь случайностей». Во-первых, накануне выхода в рейс «Титаник» чудом избежал столкновения с лайнером «Нью-Йорк». А ведь произойди это столкновение, «Титаник» отделался бы ремонтом, а айсберг прошел мимо. Во-вторых, если бы айсберг заметили на несколько минут раньше, корабль успел бы уклониться, всего на несколько секунд позже – удар пришелся бы в нос. Носовая часть, конечно, была бы смята, но корабль бы не утонул. Столкновение произошло в самый страшный момент, когда «Титаник» развернулся боком. Результат – 90-метровая рана в корпусе. Далее, если бы так слепо не верили в непотопляемость судна, корабль бы серьезнее оснастили шлюпками, а первые шлюпки не ушли бы полупустыми. Наконец, выключи радист парохода «Калифорния» свой приемник всего на 15 минут позже, сигнал бедствия с «Титаника» был бы принят, люди спасены. Но… тихая звездная ночь, полнейший штиль, идеальные условия для спасения людей и … полторы тысячи жертв. [12]
  • В книге «Преподобный Силуан Афонский. Житие, учения и писания» есть слова, замечательно точно отражающие понимание Православием греха. «Совершается грех прежде всего в таинственной глубине человеческого духа, но последствия его поражают всего человека. Грех совершенный отразится на душевном и физическом состоянии человека; он отразится и на внешности его; он отразится и на судьбе творящего грех; он выйдет неизбежно за пределы его индивидуальной жизни и отяготит злом жизнь всего человечества, а следовательно, отразится на судьбе всего мира… Самым главным в духовной жизни христианина является видение глубокой поврежденности человеческой природы и невозможности собственными силами ее исцеления… До тех пор, пока человек не увидит своих немощей, страстей … Господь не может приступить к человеку и оказать ему помощь». Такое осознание своей греховности и желание исправить себя называется в Церкви покаянием. [13]

 

Подведение итогов. Выводы о том, что узнали, к какому мнению пришли, что понравилось, а что надо в следующий раз сделать по-другому, просим сформулировать школьников самим.

 

Литература

  1. В.В. Огарков. Алексей Кольцов. Его жизнь и литературная деятельность. /http://az.lib.ru/k/kolxcow_a_w/text_0030.shtml
  2. Кольцов А. Сочинения / Сост. Т.Н. Бедняковой; Вступ. ст. и коммент. В.П. Аникина. – М.: Правда, 1984. – 512 с.
  3. Скатов Н.Н.  Кольцов. ( Серия: Жизнь замечательных людей). - Москва: Молодая гвардия, 1983. - 298 с.
  4. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о человеке. / Богословские труды. Т.29. – М., 1989. – с.284-320.
  5. Путь покаяния: Беседы перед исповедью. – М.: Даниловский благовестник, 2005.
  6. Святитель Иоанн Златоуст. Письма к Олимпиаде. Письмо 3.
  7. Христианская жизнь по Добротолюбию. Избранные места из творений святых отцов и учителей Церкви. – М.: Свято-Данилов монастырь, 1991. – с. 106-130.
  8. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. – СПб.: Сатисъ, 2002.
  9. Архимандрит Лазарь. Грех и покаяние последних времен.
  10. Маслов Н.В. Православное учение о спасении по трудам Глинских старцев. – М.: САМШИТ-ИЗДАТ, 2005. – с. 297-315.
  11. Прот. Серафим Слободской. Закон Божий. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. – с.145-146.
  12. Катастрофа, ставшая притчею. / Церковное слово, № 12, 1998. – с. 6-7.
  13. Иеромонах Софроний (Сахаров). Преподобный Силуан Афонский. Житие, учение и писания. – Минск, Лучи Софии, 2003. – с. 31, с. 257.

 

 

Прикрепленный файлРазмер
Песни и думы Алексея Кольцова.doc107 Кбайт
Кольцов.ppt4.2 Мбайт
Не весна жизнью веяла.mp31.09 Мбайт
Обойми, поцелуй.mp32.28 Мбайт
По-над Доном.mp32.95 Мбайт
Так и рвется душа.mp3788.7 Кбайт
Черные глаза.mp3744.85 Кбайт
Я любила его.mp32.46 Мбайт

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading
Сообщество преподавателей ОПК

Оценка материала

...