Официальный сайт jhealth 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Путешествие в страну «Сказочного Языка»

Выберите действие:

МОУ «Печорская лингвистическая гимназия»

Пинчук Наталья Борисовна

учитель начальных классов

 

Проектная задача (внеурочная)

 

Название

проектной задачи

 Путешествие в страну «Сказочного Языка»

Предмет

Литературное чтение

(внеклассное занятие)

Класс

 3 – 4  класс

Тип задачи

 Внеурочная, одновозрастная

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

  •  познакомить ребят с особенностями языка сказки;
  • развивать речь детей, формировать умение сочинять сказки;
  • приобщение детей к литературно-творческой работе по созданию сказки.
  • формирование учебного сотрудничества учащихся

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

  • знание русских народных сказок, присказок  и концовок
  • умение подбирать к данным фразеологизмам значение
  • умение пользоваться словарями
  • знание синонимических поворотов
  • умение определять части речи, одушевленные и неодушевленные имена существительные

 

Общеучебные умения

  • умения работать в группах,
  •  распределять задания между участниками группы,
  •  взаимовыручка и контроль в процессе выполнения заданий.

Планируемый педагогический результат (указать конечный «продукт»)

  • усвоения   предметного   материала   и возможностей применять его в нестан­дартных условиях;
  • создавать конечный «продукт» - сказку, объединенную общей темой и позиционностью изложения
  • заинтересованность учащихся при работе в группах.

Способ и формат оценивания результатов работы (самооценка, взаимооценка, оценка учителя)

  •  Владение  учащимися  необходимым  предметным  материалом
  • Умение правильно выполнять задания,
  • Оценивание   взаимодействия   учащихся при работе в малой группе проводится пу­тем экспертного наблюдения и оформля­ется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в про­цессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе

Методическое обеспечение (учебные пособия, автор), оборудование, материалы

 

Толковый словарь русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой

Толковый словарь Ушакова

Словарь русских синонимов

Словарь фразеологизмов

Загадки

 

 Замысел  проектной  задачи

 

Решение проектной  задачи  способствует формированию интереса к языку сказок. В ходе мероприятия дети работают над языковыми особенностями русских народных сказок. Данная  проектная  задача  рассчитана  на  участие  2  групп.

 В качестве конечного продукта ребятам предлагается создать свою сказку по заданной теме. Дети с удовольствием представляют свои оригинальные сказки.

 Для успешного решения проектной задачи необходимо прочитать сказки:

«Василиса Прекрасная»,

 «Кощей Бессмертный»,

«Марья Моревна»,

«Молодильные яблоки»,

«Морской царь и Василиса Премудрая»,

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,

«Царевна- лягушка»,

«Кашица из топора»,

«Теремок»,

«Лиса и волк»,

«Сивка-бурка».

 

 Часть произведений изучается на уроках чтения, а часть можно дать для самостоятельного чтения, например, на каникулах или на внеклассном чтении.

 

Описание  проектной задачи

 

Задания с комментариями

 

 Учитель: В сказках вы не раз встречали слова, которые теперь или не употребляются, или употребляются очень редко.

 

Задание 1

 Объясните, как вы понимаете такие слова:

 

Ведать -

Грош -

Промеж себя -

 

Комментарий к заданиям 1 и 2

 

Между учащимися в группах происходит обсуждение. Придя к единому мнению, ребята записывают свои предположения напротив каждого слова. В случае затруднения разрешено использовать словарь. Итогом задания на листках у каждой группы должна появится запись: 

Ведать - знать

Грош - монета

Промеж себя – между собой

 

Задание 2

Объясните значение выделенных слов в приведённых ниже предложениях

 

1)

Не стали старик со старухой его удерживать да отговаривать. Снарядили они всех троих сыновей в путь дорогу.

Снарядили- собрали

 

2)

  • Спасибо, говорит, прохожему человеку.
  • С мечами - нам куда сподручнее
  • биться будет!

Сподручнее - удобнее

 

Учитель: В сказках часто встречаются характерные для них повторы, иногда синонимические: путь-дорога, бить-колотить и т.п.

 Задание 3

Найдите подобные  сочетания в приведённых ниже предложениях и определите, какой частью речи они выражены.

Разнеслась в том царстве- государстве

дурная весть…

царстве - государстве (существительное)

 

 Поутру рано Иван встал, начал одеваться-

обуваться.

   одеваться - обуваться (глагол)

 

  Задание 4                                                                    

Найдите противоположные по смыслу слова (антонимы), выделите среди них антонимы разнокоренные (день-ночь, добро-зло) и образованные от одного корня при помощи отрицательной частицы НЕ (добрый- недобрый, счастье-несчастье)

Долго ли, коротко ли ехали - увидели яблоньку.

долго-коротко

 

-Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей.

волей-неволей

 

Учитель: В сказках часто неодушевлённые предметы наделяются признаками живого существа.

 

Задание 5                                                                    

Найдите в данном тексте неодушевлённые имена существительные, которые выступали бы как одушевлённые

   Жили- были пузырь, соломинка и лапоть: пошли они в лес дрова рубить, дошли до реки, не знают, как через реку перейти?

  Лапоть говорит пузырю:

- Пузырь, давай на тебе переплывем?

- Нет, лапоть, пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдём по ней.

   Соломинка перетянулась; лапоть пошёл по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а пузырь захохотал, да и лопнул!

Пузырь, соломинка, лапоть.

 

Задание 6                                                                    

С помощью стрелок установите соответствие между фразеологизмами, которые пришли в наш язык из сказок, и  их  значениями:

 

Далёкая земля, страна                                           Пир на весь мир

 

Неизвестно, сколько времени прошло            Долго ли, коротко ли

    

Обильное, весёлое угощение                               Тридевятое царство, 
                                                                                       тридесятое государство 

 

Задание 7                                                                   

Вспомните, какие фразеологизмы, пришедшие в наш язык из сказок, можно употребить, если надо:

Сказать о сытой, привольной жизни–   Молочные реки, кисельные берега

 

Отдать шутливое приказание, немедленно явиться–   Встань передо мной,

как лист перед травой

 

Сказать о лёгком, непрочном строении – Избушка на курьих ножках

 

Задание 8                                                                   

Продолжите следующие присказки:

Начинается сказка от Сивки от бурки, от вещей каурки. На море, на океане, на острове Буяне стоит…дуб зелёный, садись, кушай, мою сказку слушай.

А было это, голубчики, в старину,… когда задумал дед Архип залезть на Луну; тогда сказки по воздуху летали, друг друга за крылышки хватали.

 

Задание 9                                                                   

Продолжите следующие концовки:

Вот и сказка вся,…больше врать нельзя.

 

Вот вам сказка,…а мне бубликов связка

 

Я там был,…мёд- пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

 

Учитель: Ребята, сказочные герои тридесятого царства, небывалого государства внимательно следят за вашим путешествием по стране Сказочного Языка. Многие из них решили обратиться к вам с просьбой, используя языковые особенности русских народных сказок, написать для них новые сказки: одну- весёлую, чтобы рассмешить царевну Несмеяну (1 группа), другую- сказку- загадку, чтобы Василиса Премудрая поломала над ней голову (2 группа).

Комментарий

 Зачастую учащиеся испытывают затруднение в написании сказок. В этом случае им можно предложить переделать любую известную русскую народную сказку. Самое главное, что при написании сказки должны быть использованы языковые особенности русских народных сказок (зачин, концовка, фразеологизмы, устаревшие слова и т.д.)

Приведу пример сказки - загадки.

 

Колобок

Далеко от нас было — не видать, а только лишь от стариков было слыхать.

  В чистом поле, в широком раздолье, за темными лесами, за зелеными лугами, за быстрыми реками, за крутыми берегами жили-были не тужили старик со старухой.

Вот и просит старик:

- Испеки мне, старая, колобок.

- Да как  его испечь-то?

- Эх, старуха! Да это дело – «Проще пареной репы!»

Возьми 2 пригоршни муки,

Яйцо добавь,

Сметаны влей.

Про масло только не забудь,

Еще про сахар и про соль

Все замеси, скатай в кружок

В печь посади ты на часок.

Во те и будет Колобок!

Испекла старуха колобок и положила на окно простыть.

Надоело Колобку лежать: он и покатился  по дорожке куда глаза глядят. Катится - катится Колобок по дороге, а навстречу ему чудо –юдо диво зверь:

- Клобок, Колобок! Горе ты луковое. Ты зачем от бабушки с дедушкой ушел?

 - Я хотел на мир посмотреть и себя показать. А ты кто?

- Отгадай мою загадку, тогда узнаешь кто я ?

Хвост короче уха,

Быстрые повадки.

Мчусь я, что есть духу,

Мчусь я без оглядки.

Кто он, угадай-ка!

Ну конечно … !

- Зайка!

- Молодец, Колобок! Быстро отгадал мою загадку. А я желаю тебе ни пуха ни пера!

И покатился Колобок дальше – только косой его и видел. По сей день Колобок по лесу катается с разными зверями встречается.

И мы в том чудо лесу бывали, колобка видали.  Растет он не по дням, а по часам, как пшеничное тесто на опаре киснет.

Тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец!

группа учеников 3 класса


 

 

 

Экспертный  лист  для  оценки  работы  группы

 

Ф.И. эксперта  ………………………………..                № группы …………………………………………..

 

Вопросы ………………………………………..                 Ответы………………………………………………

 

 

Формулировка  задачи  в  группе

 

 

 

 Планирование  работы  в  группе ( приступили  к  решению  все  вместе, 

распределили  задания  и т.д.)       

 

 

 

 Лидер  в  группе ( наличие  лидера,  его  появление  стихийное,  по  решению  группы  и  т.д.)

 

 

 

 Взаимодействие  членов  группы  в  ходе  работы  ( отсутствие  взаимодействия,  обсуждение  своих  решений,  помощь  друг  другу  по  запросу)   

 

 

 

Организация  работы  на завершающем  этапе  общее  обсуждение,  предъявление  результатов  написанных  учениками  сказок

 

 

           

           

 

 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Антонина Александровна Петрова

На: Путешествие в страну «Сказочного Языка»


Спасибо за работу!

С уважением, Антонина Александровна



Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн