МОУ «Печорская лингвистическая гимназия»
Пинчук Наталья Борисовна
учитель начальных классов
Проектная задача (внеурочная)
Название
проектной задачи
|
Путешествие в страну «Сказочного Языка»
|
Предмет
|
Литературное чтение
(внеклассное занятие)
|
Класс
|
3 – 4 класс
|
Тип задачи
|
Внеурочная, одновозрастная
|
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)
|
- познакомить ребят с особенностями языка сказки;
- развивать речь детей, формировать умение сочинять сказки;
- приобщение детей к литературно-творческой работе по созданию сказки.
- формирование учебного сотрудничества учащихся
|
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача
|
- знание русских народных сказок, присказок и концовок
- умение подбирать к данным фразеологизмам значение
- умение пользоваться словарями
- знание синонимических поворотов
- умение определять части речи, одушевленные и неодушевленные имена существительные
|
Общеучебные умения
|
- умения работать в группах,
- распределять задания между участниками группы,
- взаимовыручка и контроль в процессе выполнения заданий.
|
Планируемый педагогический результат (указать конечный «продукт»)
|
- усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;
- создавать конечный «продукт» - сказку, объединенную общей темой и позиционностью изложения
- заинтересованность учащихся при работе в группах.
|
Способ и формат оценивания результатов работы (самооценка, взаимооценка, оценка учителя)
|
- Владение учащимися необходимым предметным материалом
- Умение правильно выполнять задания,
- Оценивание взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе
|
Методическое обеспечение (учебные пособия, автор), оборудование, материалы
|
Толковый словарь русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой
Толковый словарь Ушакова
Словарь русских синонимов
Словарь фразеологизмов
Загадки
|
Замысел проектной задачи
Решение проектной задачи способствует формированию интереса к языку сказок. В ходе мероприятия дети работают над языковыми особенностями русских народных сказок. Данная проектная задача рассчитана на участие 2 групп.
В качестве конечного продукта ребятам предлагается создать свою сказку по заданной теме. Дети с удовольствием представляют свои оригинальные сказки.
Для успешного решения проектной задачи необходимо прочитать сказки:
«Василиса Прекрасная»,
«Кощей Бессмертный»,
«Марья Моревна»,
«Молодильные яблоки»,
«Морской царь и Василиса Премудрая»,
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,
«Царевна- лягушка»,
«Кашица из топора»,
«Теремок»,
«Лиса и волк»,
«Сивка-бурка».
Часть произведений изучается на уроках чтения, а часть можно дать для самостоятельного чтения, например, на каникулах или на внеклассном чтении.
Описание проектной задачи
Задания с комментариями
Учитель: В сказках вы не раз встречали слова, которые теперь или не употребляются, или употребляются очень редко.
Задание 1
Объясните, как вы понимаете такие слова:
Ведать -
Грош -
Промеж себя -
Комментарий к заданиям 1 и 2
Между учащимися в группах происходит обсуждение. Придя к единому мнению, ребята записывают свои предположения напротив каждого слова. В случае затруднения разрешено использовать словарь. Итогом задания на листках у каждой группы должна появится запись:
Ведать - знать
Грош - монета
Промеж себя – между собой
Задание 2
Объясните значение выделенных слов в приведённых ниже предложениях
1)
Не стали старик со старухой его удерживать да отговаривать. Снарядили они всех троих сыновей в путь дорогу.
Снарядили- собрали
2)
- Спасибо, говорит, прохожему человеку.
- С мечами - нам куда сподручнее
- биться будет!
Сподручнее - удобнее
Учитель: В сказках часто встречаются характерные для них повторы, иногда синонимические: путь-дорога, бить-колотить и т.п.
Задание 3
Найдите подобные сочетания в приведённых ниже предложениях и определите, какой частью речи они выражены.
Разнеслась в том царстве- государстве
дурная весть…
царстве - государстве (существительное)
Поутру рано Иван встал, начал одеваться-
обуваться.
одеваться - обуваться (глагол)
Задание 4
Найдите противоположные по смыслу слова (антонимы), выделите среди них антонимы разнокоренные (день-ночь, добро-зло) и образованные от одного корня при помощи отрицательной частицы НЕ (добрый- недобрый, счастье-несчастье)
Долго ли, коротко ли ехали - увидели яблоньку.
долго-коротко
-Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей.
волей-неволей
Учитель: В сказках часто неодушевлённые предметы наделяются признаками живого существа.
Задание 5
Найдите в данном тексте неодушевлённые имена существительные, которые выступали бы как одушевлённые
Жили- были пузырь, соломинка и лапоть: пошли они в лес дрова рубить, дошли до реки, не знают, как через реку перейти?
Лапоть говорит пузырю:
- Пузырь, давай на тебе переплывем?
- Нет, лапоть, пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдём по ней.
Соломинка перетянулась; лапоть пошёл по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а пузырь захохотал, да и лопнул!
Пузырь, соломинка, лапоть.
Задание 6
С помощью стрелок установите соответствие между фразеологизмами, которые пришли в наш язык из сказок, и их значениями:
Далёкая земля, страна Пир на весь мир
Неизвестно, сколько времени прошло Долго ли, коротко ли
Обильное, весёлое угощение Тридевятое царство,
тридесятое государство
Задание 7
Вспомните, какие фразеологизмы, пришедшие в наш язык из сказок, можно употребить, если надо:
Сказать о сытой, привольной жизни– Молочные реки, кисельные берега
Отдать шутливое приказание, немедленно явиться– Встань передо мной,
как лист перед травой
Сказать о лёгком, непрочном строении – Избушка на курьих ножках
Задание 8
Продолжите следующие присказки:
Начинается сказка от Сивки от бурки, от вещей каурки. На море, на океане, на острове Буяне стоит…дуб зелёный, садись, кушай, мою сказку слушай.
А было это, голубчики, в старину,… когда задумал дед Архип залезть на Луну; тогда сказки по воздуху летали, друг друга за крылышки хватали.
Задание 9
Продолжите следующие концовки:
Вот и сказка вся,…больше врать нельзя.
Вот вам сказка,…а мне бубликов связка
Я там был,…мёд- пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
Учитель: Ребята, сказочные герои тридесятого царства, небывалого государства внимательно следят за вашим путешествием по стране Сказочного Языка. Многие из них решили обратиться к вам с просьбой, используя языковые особенности русских народных сказок, написать для них новые сказки: одну- весёлую, чтобы рассмешить царевну Несмеяну (1 группа), другую- сказку- загадку, чтобы Василиса Премудрая поломала над ней голову (2 группа).
Комментарий
Зачастую учащиеся испытывают затруднение в написании сказок. В этом случае им можно предложить переделать любую известную русскую народную сказку. Самое главное, что при написании сказки должны быть использованы языковые особенности русских народных сказок (зачин, концовка, фразеологизмы, устаревшие слова и т.д.)
Приведу пример сказки - загадки.
Колобок
Далеко от нас было — не видать, а только лишь от стариков было слыхать.
В чистом поле, в широком раздолье, за темными лесами, за зелеными лугами, за быстрыми реками, за крутыми берегами жили-были не тужили старик со старухой.
Вот и просит старик:
- Испеки мне, старая, колобок.
- Да как его испечь-то?
- Эх, старуха! Да это дело – «Проще пареной репы!»
Возьми 2 пригоршни муки,
Яйцо добавь,
Сметаны влей.
Про масло только не забудь,
Еще про сахар и про соль
Все замеси, скатай в кружок
В печь посади ты на часок.
Во те и будет Колобок!
Испекла старуха колобок и положила на окно простыть.
Надоело Колобку лежать: он и покатился по дорожке куда глаза глядят. Катится - катится Колобок по дороге, а навстречу ему чудо –юдо диво зверь:
- Клобок, Колобок! Горе ты луковое. Ты зачем от бабушки с дедушкой ушел?
- Я хотел на мир посмотреть и себя показать. А ты кто?
- Отгадай мою загадку, тогда узнаешь кто я ?
Хвост короче уха,
Быстрые повадки.
Мчусь я, что есть духу,
Мчусь я без оглядки.
Кто он, угадай-ка!
Ну конечно … !
- Зайка!
- Молодец, Колобок! Быстро отгадал мою загадку. А я желаю тебе ни пуха ни пера!
И покатился Колобок дальше – только косой его и видел. По сей день Колобок по лесу катается с разными зверями встречается.
И мы в том чудо лесу бывали, колобка видали. Растет он не по дням, а по часам, как пшеничное тесто на опаре киснет.
Тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец!
группа учеников 3 класса
Экспертный лист для оценки работы группы
Ф.И. эксперта ……………………………….. № группы …………………………………………..
Вопросы ……………………………………….. Ответы………………………………………………
Формулировка задачи в группе
|
|
Планирование работы в группе ( приступили к решению все вместе,
распределили задания и т.д.)
|
|
Лидер в группе ( наличие лидера, его появление стихийное, по решению группы и т.д.)
|
|
Взаимодействие членов группы в ходе работы ( отсутствие взаимодействия, обсуждение своих решений, помощь друг другу по запросу)
|
|
Организация работы на завершающем этапе общее обсуждение, предъявление результатов написанных учениками сказок
|
|
|
На: Путешествие в страну «Сказочного Языка»
Спасибо за работу!
С уважением, Антонина Александровна