1. Задание, которое помогает подчеркнуть индивидуальность человека в восприятии окружающего мира; оно также способствует пониманию своеобразия творческой манеры художника слова ( в данном случае - А. Фета).
Перед прочтением стихотворения "Весенний дождь" (5 класс) учащимся предлагается внимательно рассмотреть репродукции картин И. Шишкина «Дождь в дубовом лесу», К. Маковского «Дети, бегущие от грозы», А. Герасимова «После дождя. Мокрая терраса» и прослушать запись, воспроизводящую шум дождя, чтобы воскресить его образ в памяти. Затем каждый ученик продолжает фразу: «Дождь похож на…». В качестве домашнего задания учащимся можно предложить сочинить стихотворение о дожде (по желанию).
2. Задание, которое позволяет учащимся преодолевать трудности в восприятии образности литературного произведения, способствуют многосторонней его оценке, стимулируют самостоятельную деятельность школьников по приобретению и использованию знаний.
На третьей ступени обучения можно давать творческие опережающие задания на выбор: например, в зависимости от вызванных после чтения произведения ассоциаций подобрать репродукции картин или музыкальные произведения к отдельным фрагментам текста. Так, к уроку "Реальное и фантастическое в повести М.А. Булгакова «Роковые яйца" (11 класс) учащиеся разместили на доске репродукции картин М. К. Чюрлениса из цикла «Сотворение мира», И. Босха «Сотворение Мира» и фрагмент триптиха «Страшный суд» с изображением Ада, Сальвадора Дали «Лицо войны», Ильи Глазунова «Сеятель (Апокалипсис)». Различные этапы урока сопровождала музыка, выбранная школьниками (фрагменты из 2 – ого концерта Рахманинова, «Марш энтузиастов» И. Дунаевского, полька И. Штрауса «Трик - трак», «Полет валькирий» Р. Вагнера, «Аве Мария» Ш. Гуно).
3. Задание, которое развивает творческие способности учащихся, образное мышление и языковое чутье, формирует эстетическое чувство.
Предварительно учащимся (по желанию) можно предложить создать видеороли на стихи того или иного поэта. Такие ролики позволяют детям настроиться на восприятие поэтических строк и могут быть использованы на подготовительном этапе перед погружением в текст.
4. Задание, которое можно использовать на интегрированном уроке "Имя прилагательное как одно из средств выражения идеи рассказа "Анна на шее"А. П. Чехова"
Выделите имена прилагательные, используемые автором в портретной характеристике главных героев, укажите их стилистическую окраску. Подумайте, с какой целью Чехов прибегает к стилистическим синонимам? Найдите контекстуальные антонимы - прилагательные, которые позволили автору обрисовать душевное состояние героини.
5. Задание, которое позволяет рассматривать русскую литературу в контексте мировой (принцип "диалога культур")
В ходе сопоставительного анализа поэмы "Мертвые души" Гоголя с Данте и его "Божественной комедией", помимо выявления реминисценций, можно предложить учащимся ответить на вопросы и выполнить следующие задания:
Как вы считаете, почему помещиков именно пять? Подумайте, в каком круге Ада мог бы оказаться каждый из них? Объясните ваше решение, опираясь на текст поэмы Гоголя.
|
На: Примеры заданий по литературе, направленные на формирование
Спасибо за интересные примеры заданий! Но Вы нацелены скорее на формирование личностных результатов....