Изобразительные средства языка и их роль в повести
Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
1. Вспомните, что такое метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Соотнесите термины и их определения.
1.
ЭПИТЕТ -
|
|
1. изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ.
|
2.
СРАВНЕНИЕ -
|
|
2. художественное, поэтическое определение, подчёркивающее какое-либо свойство предмета или явления.
|
3.
МЕТАФОРА -
|
|
3. переносное значение слова, основанное на употреблении одного слова или явления другому по сходству или по контрасту.
|
4. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ -
|
|
4. форма поэтической речи, основанная на сопоставлении двух предметов или явлений.
|
2. Восстановите описание степи:
Степь, чем далее, тем становилась _______ . Тогда весь юг, всё то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было _______ , ______ пустынею. Никогда плуг не проходил по _______ ______ диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. Вся поверхность земли представлялася ______ _____ , по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили _____ , ____ и _____ волошки; _____ дрок выскакивал вверх своею _____ верхушкою; _____ кашка зонтикообразными шапками _____ на поверхности; занесенный, бог знает откуда, колос пшеницы _____ в гуще. Под тонкими их корнями _____ куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно ____ ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне ____ диких гусей отдавался бог знает в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и ____ ____ в синих ____ воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!
3. Сравните получившийся вариант с авторским текстом. Какие изобразительные средства языка использует Гоголь в описании степи?
Эпитеты: _______________________________________________________________________
Метафоры: _____________________________________________________________________
Олицетворения: _________________________________________________________________
Сравнения: _____________________________________________________________________
4. Рассмотрите иллюстрацию художника Бубнова А. П. Сравните два описания: словесное и живописное.
5. Сделайте вывод, какую роль играет описание степи в повести.
Вывод: ________________________________________________________________________
|
На: Примеры заданий по литературе, направленные на формирование
Лариса Михайловна, спасибо за интересные задания!
На: Примеры заданий по литературе, направленные на формирование
Марина Викторовна! Рада, что Вам понравился представленный материал. Спасибо за комментарий. С уважением, Лариса Михайловна.
С уважением, Лариса Михайловна.
На: Примеры заданий по литературе, направленные на формирование
Особенно хочу отметить, Лариса Михайловна, что задания, предложенные Вами не однотипны, а разнообразны и, действительно, продуктивны....