Проектная задача по литературе на тему:
«Значение сна в художественных произведениях XIXвека»
Проблемная ситуация:
- Почему писатели показывают своих героев спящими? Что видят литературные персонажи во сне?
- Каково значение сна в художественных произведениях?
Цели проектной задачи:
- Обучающая:
- сформировать представление о функции сна как художественного приёма в литературном произведении;
- Развивающая:
- развивать творческие способности учащихся, их логическое мышление, умение сопоставлять, делать выводы;
- Воспитательная:
- воспитывать интерес к литературе как учебному предмету средствами ИКТ-технологий;
- воспитывать социально значимые качества личности: трудолюбие, упорство, любознательность.
Участники: учащиеся 10Б класса (профильный, физико-технологического направления)
«Мозговой штурм»: Iурок (10 мин.)
- Что такое сон? (Психологи, философы и т.д.)
- В каких произведениях был использован приём сна?
- Какова функция сна в произведениях XIXвека?
Названы произведения:
- В.А. Жуковский «Светлана»
- А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
- Н.В. Гоголь «Петербургские повести»
- И.А. Гончаров «Обломов»
- Н.Г. Чернышевский «Что делать?»
- Л.Н. Толстой «Война и мир»
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Сроки:1 неделя (после изучения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Межпредметные связи: русский язык, история, МХК, информатика, психология.
Реализация проектной задачи- 3 чел. (по желанию): Кислякова Александра, Исаченко Роман, Кочетов Николай.
Решение творческой группы: определить роль сна как композиционного приёма в произведениях XIX века, изученных в 10 классе.
Источники информации: Интернет-ресурсы (http://www.referats.5-ka.ru/43/9088/1.html; http://festival.1september.ru/articles/102469/; http://www.licey.net/lit/prest/dreams и др.); фрагмент фильма «Несколько дней из жизни Обломова» (эпизод «Сон Обломова» - видеокассета)
Результаты работы: презентация «Роль сна в произведениях XIXвека» (А.С. Пушкин «Евгений Онегин», Н.Г. Чернышевский «Что делать?», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»)
Задача на перспективу: продолжить изучение функции сна в произведениях XXвека.
Вывод учителя:данный вид работы заинтересовал учащихся, необходимо включить проектные задачи в тематическое планирование по литературе на следующий учебный год.
Приложение
Вступительное слово:
Есть одна старинная притча. Философу приснилось, что он стал мотыльком. И, проснувшись, он уже не знал, кто он: мудрый старец, видевший во сне, будто он стал мотыльком, или мотылёк, которому снится, что он — мудрый старец.
В этой притче сон и явь переплетаются. И если даже философ не может провести между ними чёткую грань, чего же тогда ожидать от простых смертных? Иногда приходится слышать, что мы живём в мире иллюзий или в каком-то придуманном мире. Люди часто говорят о том, что им хотелось бы забыться и уйти от повседневных забот. Желание уснуть и не видеть ничего вокруг так или иначе возникает у каждого человека. Сон — это всегда что-то загадочное, необъяснимое.
Проблема сна и сновидений интересовала писателей и поэтов во все времена. На уроке мы рассмотрим сон как средство отражения действительности, аллегория и иносказание на примере произведений русской литературы XIX века. Есть ли какие-то различия во взглядах на феномен сна у писателей?
Выбор темы обусловлен возрастающим интересом поэтов и писателей ко всему фантастическому, сверхъестественному и загадочному. Объектом исследования выбраны произведения художественной литературы как вида искусства, порождённого творческой фантазией поэтов и писателей. Из всех произведений, которые могли стать предметом исследования, выбраны только те, в которых снам отводится главенствующая роль в тексте повествования.
(http://lit.1september.ru/article.php?ID=200402106)
|
На: Проектная задача к урокам литературы
Здравствуйте, Эмма Фёдоровна. Проект ваш мне очень понравился. Возник вопрос: проект реализуется полностью тремя учащимися или трое представляют результат?
На: Проектная задача к урокам литературы
Добрый вечер, Надежда Владимировна! Спасибо за хорошую оценку проекта. Реализовали его три ученика, которые заинтересовались этой темой. А я им немного подсказала, как это можно всё оформить и представить одноклассникам. Теперь в классе у них есть ребята, которые пожелали на будущий год тоже участвовать в реализации проекта по литературе. С уважением Эмма Николаюк.
На: Проектная задача к урокам литературы
Эмма Фёдоровна! Мне тоже Ваш проект показался очень интересным, захотелось попробовать реализовать. Большое спасибо за работу!
-
С уважением, Ольга Владимировна
На: Проектная задача к урокам литературы
Уважаемая Эмма Федоровна! Ваш проект просто замечательный! Рекомендую Вам участвоватьв конкурсах, которые периодически предлагаются на страницах профессиональных сообществ ("Сеть творчесикх учителей", "Открытый класс", "Педагогический фестиваль",,,,)
На: Проектная задача к урокам литературы
Спасибо, Марина Викторовна, обязательно попробую.