- Ребята, сегодня мы попытаемся разгадат- О ком мы сегодня будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку.
- Будем вести разговор о рыбах, об особенностях их образа жизни, разновидностях. О том какую они оказывают помощь человеку.ь секреты нашей планеты, тайны океанов, рек, озер и более мелких водоемов.
- Подумаем, как человек может помочь рыбам в сохранении их видов
- Давайте отправимся в необыкновенное путешествие на корабле.
- Вы побываете в роли исследователей.
- А как вы думаете, куда поплывет корабль? (океан, море, река)
- Правильно, мы будем путешествовать по воде и исследовать водных обитателей.
Продолжите предложение: Есть мир на суше, а есть мир и на….
- Подводный мир удивительный, а как вы думаете кто обитает под водой?
- Давайте посмотрим на доску и познакомимся поближе (слайд «Подводный мир»)
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком,
По земле не хожу,
Рот есть, не говорю. (Рыба)
- Сегодня мы познакомимся с удивительными обитателями подводного мира – рыбами.
- Вашему вниманию представлено видео про рыб (морские рыбы слайд 2)
- Что позволяет рыбе хорошо скользить по воде? (гладкая, тонкая, вытянутая).
- Что покрывает тело рыбы? (чешуя)
- Благодаря чему рыба дышит воздухом? (жабрам)
- С помощью чего рыбы передвигаются? (плавников)
- Какие виды морских рыб вы запомнили? (ставрида, зеленушка, султанка, сельдь, морской карась, морской дракон).
- Ребята, мы познакомились с рыбами, которые обитают в море. Как называются эти рыбы (морскими).
- А где еще рыбы могут обитать? (река, озеро, пруд.)
- Речные, озерные, пресноводные.
- А дома кто нибудь разводит рыбок?
- Как мы называем таких рыб? ( аквариумные)
- Первые аквариумы появились в Древнем Египте. Они устраивали специальные бассейны в садах и парках. Первым человеком, который решил разводить золотых рыбок в деревянных бочках был китайский правитель Тин Иян. В наше время аквариумы можно встретить повсюду: дома, школа, детский сад, офисы. Аквариумные рыбки очень красивые
Пресноводные рыбы
- На земле много водоемов с пресной водой – реки, озера, пруды, ручьи. В них встречается большое разнообразие рыб. Щука – хищница, живет в реке и озере. Поедает мелких рыбешек, лягушек. Может весить до 12 килограмм. В красную книгу нашей страны занесено 10 видов исчезающих рыб. Среди них – осетр, белуга, стерлядь. Ребята, кроме рыб в морях живут и другие жители. Я предлагаю их не только увидеть, но и услышать. (слайд 3)
III.Физминутка
Жил в речушке пескаришка
Озорник и шалунишка
Подбирал он для кормешки
Все что надобно рыбешке
Что нападало на дно
Помнил правило одно:
Из травы разинув пасть
Могут хищники напасть
Щука или окунь
….. ненароком
Если ты не ротозей
Плавай в стайке меж друзей
Да гляди ка в обо
Не попасться что бы.
Рыбы хищники слайд
Устные ответы на вопросы
Опасней всех в реке она, хитра, прожорлива, сильна. (щука)
Рыба, разновидность сазана, обитает в прудах. Бывает зеркальной. (карп)
Мастер шубу себе сшил, иглы вынуть позабыл. (ерш)
Длинная хищная рыба, похожая на сома, водится в реках. (налим, учебник)
Маленькая речная рыбка, растет на дне, легко ложится на удочку. ( пескарь)
Я всем и всегда узнаюсь без труда, полосатый пиджачок, яркий – красный плавничок. (окунь). Стр. 75
Рефлексия
Узнай морское животное по описанию
Это морское животное из рода китов, как и кит, оно дышит легкими, а не жабрами. На голове у него есть отверстие, через которое оно вдыхает воздух. Питается это животное рыбой и другими морскими обитателями. Рождает детенышей и выкармливает их молоком. Живет в стае. Общается с другими постукивая зубами и присвистывая. Легко привыкает к человеку и может прийти к нему на помощь. (Дельфин)
К какой группе животных он относится? (млекопитающееся. слайд)
1. Работа с учебником стр. 73.
Ребята, а как мы можем охранять наши водоемы? (не загрязнять, не оставлять и не бросать мусор в воду; бережное отношение к обитателям; не сливать в воду производственные отходы.)
(Если останется время – удивительные рыбы)
IV. Выводы
- Что общего у всех рыб? (строение, среда обитания)
- Чем отличаются рыбы? (окраска, размеры, форма, тулове, плавники, хвост)