Официальный сайт janmille 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Тема урока: Галерея помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Данные об авторе
Место работы, должность: 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регион: 
Республика Саха - Якутия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

 

Цель урока:

  • разобрать образы помещиков для раскрытия идейной позиции автора на основе индивидуальной работы с текстом;
  • развитие внимания, ассоциативного мышления и творческого воображения учащихся, развитие речи, умения работать в группе, слушать своих одноклассников, выражать свое мнение и обобщать знания, полученные на уроке;
  • работа с ключевыми понятиями.

Задачи урока:

Образовательные:

  • сформировать у учащихся представление о помещиках гоголевсого произведения.

      Развивающие:

  • развивать навыки целостного анализа художественного произведения;
  • развивать умение грамотно строить монологическое высказывание, владеть культурой диалогической речи;
  • развивать умение самостоятельно мыслить,анализировать, обстоятельства, в которых действуют герои;
  • развивать умение сопоставлять текстуально изученные произведения, их проблематику и героев.

      Воспитательные:

  • воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям;
  • подвести учащихся к потребности и самосовершенствовании через осознание противоречий собственного характера.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
20
Используемое оборудование: 

Иллюстрации к образам поэмы “Мертвые души”.

Презентация 

Краткое описание: 
<p> &nbsp;</p> <p> <strong>Методика урока</strong>: слово учителя, работа со справочной и литературоведческой литературой, аналитическая беседа, текстуальный анализ отдельных сцен, комментированное чтение, выразительное чтение учащихся, работа по индивидуальным заданиям, работа над тезисами, работа с черновыми рукописями.</p>

 

  1. Организация начала урока. Сообщение темы занятия.

-Здравствуйте ребята! сегодня мы познакомимся с галереей помещиков в «Мертвых душах» Николая Васильевича Гоголя. Запишите пожалуйста в тетрадях.   

Ход урока:

Слово учителя:  Образы помещиков нарисованы Гоголем наиболее полно и многогранно. Их описанию посвящены пять глав (со второй по шестую). В них автор создал пять различных портретов, столь непохожих друг на друга, хотя черты типичного российского помещика проступают в каждом из них.

При описании каждого из помещиков Гоголь идет следующим путем: описание деревни, господского дома, портрет хозяина, интерьер, в котором находится помещик.

Индивидуальные вопросы:

  • Какую деталь в портрете героя подчеркивает Гоголь?
  • Что вы можете сказать о Манилове как хозяине?
  • Что говорит интерьер о герое?
  • Как отреагировал Манилов на просьбу Чичикова продать ему мертвые души?
  • Какую черту в поведении героя вы заметили, знакомясь с ним?
  • Каков образ жизни Манилова? наиболее точно проявляется сущность помещика.

 

Первым владетелем крепостных, к которому приезжает Чичиков, оказывается Манилов. Уже в его фамилии проступают черты его характера. Как пишет Гоголь, “черты его были не лишены приятности, но в эту приятность... чересчур было передано сахару”. Манилов - человек сентиментальный, живущий в мире своих мечтаний и фантазий, далекий от реальной действительности. В его воображении жизнь является некоей идиллией, картиной довольства с разнообразными “храмами уединенного размышления”.

Когда-то в молодости Манилов слыл в армии образованным человеком, между тем в его кабинете лежит книга, заложенная на четырнадцатой странице уже два года. Манилов представляет собой пародию на героя сентиментальных романов, а его беспочвенные мечтания и “прожекты” (к примеру, о постройке моста) дают повод Гоголю сравнить помещика со “слишком умным министром”. Подобное сравнение означает, что иной министр может и не слишком отличается от мечтательного и бездеятельного Манилова, а “маниловщина” является типичным явлением этой пошлой жизни. Но  Манилов - далеко не самый отрицательный персонаж поэмы, так как излишняя слащавость, сентиментальность, пошлость не являются худшими чертами человеческого характера.

После встречи с Маниловым Чичиков отправляется к Собакевичу, но, заблудившись в пути, оказывается у Коробочки.

Собакевич

 

Общий вопрос группы: Как использует автор портрет, интерьер, пейзаж для раскрытия образа Собакевича? Как фамилия героя раскрывает сущность его характера?

 

Индивидуальные вопросы:

  • Найдите в тексте описание усадьбы и интерьера. Что вы можете сказать о хозяине дома, познакомившись с данным описанием?
  • Найдите и прочитайте описание портрета Собакевича. Какую черту выделяет Гоголь в его портрете?
  • Сцена обеда. Как ведет себя Собакевич во время обеда? Что он говорит о чиновниках в разговоре с Чичиковым? Как это его характеризует?
  • Сцена торга. Как относится герой к предложению Чичикова? Какую сумму он просит за мертвые души? Как аргументирует эту цену? Как характеризует героя сцена получения залога за души?

Коробочка

 

Общий вопрос группы: Как интерьер, портрет, поведение героини характеризует ее? Встречались ли вам в жизни люди, похожие на Коробочку?

 

Индивидуальные вопросы:

  • Найдите в тексте описание портрета героини, запишите в тетрадь предложения, которые помогают понять сущность характера героини.
  • Найдите в тексте описание поведения Коробочки во время торга. Как она ведет себя с Чичиковым?
  • Найдите в тексте описание интерьера, запишите предложения, помогающие, в общем, охарактеризовать его.
  • Найдите и прочитайте описание обеда. Чем угощает хозяйка своего гостя? Что ее заботит? Как это ее характеризует?

 Описывая Коробочку, автор сравнивает ее с “одной из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи,., а между тем набирают понемногу деньжонок”. Основной жизненный принцип “дубинноголовой” Коробочки (так характеризует ее Чичиков) — “не продешевить”. Впоследствии она и приезжает в город узнать цены на мертвые души.

Характеризуя помещицу, Гоголь не может удержаться и не добавить, что “иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка”, тем самым подчеркивая типичность помещицы.

Ноздрев

 

Общий вопрос группы: Что вы можете сказать о сущности Ноздрева в результате проделанной работы?

 

Индивидуальные вопросы:

  • Найдите в тексте портрет героя. На какую деталь в портрете обращает наше внимание автор?
  • Понаблюдайте в тексте за речью и манерой поведения героя в общении с Чичиковым. Что вы можете сказать о Ноздреве в результате данных наблюдений?
  • Найдите в тексте описание усадьбы и интерьера. Как усадьба характеризует героя как хозяина?
  • Найдите в тексте описание обеда, сцену торга и авторские отступления, прочитайте их, что вы можете сказать о герое

Совершенно другой тип помещика представляет собой Ноздрев, которого встречает в трактире по пути к Собакевичу Чичиков. Это “исторический человек”, “мастер лить пули”, шулер, картежник, готовый менять кого угодно на что угодно. Он - несусветный враль со своеобразной “широтой души”, имеющий “страстишку — нагадить ближнему”. Интересно то, что все об этом знают и тем не менее Ноздрева везде принимают. Как едко замечает Гоголь, “такое на одной Руси могло случаться”. Ноздрев ведет себя вызывающе, даже агрессивно (чего только стоит сцена игры в шашки). Своим хозяйством он не занимается, единственное место, которое содержалось у него в образцовом порядке, - это была псарня, где он был “совершеннейший отец среди семейства”. Он является родоначальником такого социального явления, как “ноздревщина”.

После чудесного спасения с помощью капитана-исправника Чичиков, наконец, добрался до деревни Собакевича. При описании характера данного персонажа Гоголь прибегает к приему одушевления неодушевленного. Уже сама деревня, построенная добротно, из массивных бревен (даже колодец срублен из бревен, которые идут только на мельницы и корабли), кажется, олицетворяет самого Собакевича. Так же и интерьер господского дома: все массивно, прочно, тяжеловесно, кажется, что каждый предмет говорил: “И я тоже Собакевич”. Чичикову помещик напоминает “средней величины медведя ”.

По своему характеру Собакевич является циником, не стыдящимся морального уродства ни в себе, ни в других. Общаясь с чиновниками города NN. играя с ними в вист, ведя с ними свои дела, он дает им крайне нелестные характеристики (губернатора он называет разбойником, полицмейстера - мошенником).

Этот помещик представляет собой тип помещика-торгаша, “кулака”. Из всего он пытается извлечь выгоду, даже из продажи “-мертвых душ”, в конечном итоге он подсовывает Чичикову некую Елизаветъ Воробей, выдавая ее за крепостного. Он и о своих крестьянах заботится постольку, поскольку это его крепостные, которые приносят ему прибыль.

Последним помещиком, которого посещает Чичиков, является Плюшкин.

Плюшкин

 

Общий вопрос группы: Почему биография Плюшкина изложена так подробно?

 

Индивидуальные вопросы:

  • Прочитайте в тексте описание сада. Какую роль играет данное описание?
  • Прочитайте описание усадьбы, что вы можете сказать о Плюшкине как о хозяине?
  • Прочитайте описание внешности героя. На какую деталь обращает автор в портрете героя?
  • Прочитайте историю жизни героя. Зачем Гоголь так подробно описывает ее?

 Он - единственный персонаж поэмы, прошлое которого нам показано (за исключением Чичикова). Собакевич, Манилов, Ноздрев, Коробочка - все они застыли в своем развитии, их образы статичны. Образ же Плюшкина динамичен, он претерпевает некую эволюцию, правда, от лучшего к худшему. Ранее он был неплохим, рачительным хозяином, даже соседи ездили к нему поучиться хозяйствованию. Но жена умерла, старшая дочь вышла замуж за военного, сын стал делать карьеру в армии (Плюшкин крайне неприязненно относился к военным), вскоре умерла и младшая дочь, и он остался один. В результате началась та моральная деградация личности, которая сделала из хорошего хозяина “прореху на человечестве”, болезненного скрягу, собирающего всякий хлам, будь то старое ведро, листок бумаги или перо. Плюшкин превратился в некое бесполое существо (Чичиков долго не может понять, кто перед ним, баба или мужик, наконец решает, что это ключница). Деревня и хозяйство помещика находятся в полном упадке, везде заметна “какая-то особенная ветхость”. Но все-таки даже этому помещику автор оставляет шанс на перерождение. Его душа напоминает сад возле дома: “Такая же мрачная, заросшая, заглохшая”. Однако в саду Чичиков замечает, что солнце, каким-то образом проникшее в этот сад, освещает одну ветвь клена так, что она становится “прозрачной и огненной, чудно сиявшей в этой густой темноте”. Огненная ветвь клена в саду чем-то схожа с подобием чувства, промелькнувшего на лице Плюшкина при упоминании его школьного товарища. Вполне возможно, что в последующих частях поэмы автор хотел показать моральное перерождение не только Чичикова, но и Плюшкина, душа которого все-таки не умерла до конца (“на этом деревянном лице... выразилось... какое-то бледное отражение чувства”).

Надо заметить, что при описании помещиков Гоголь идет от лучшего к худшему: от Манилова к Плюшкину, “прорехе на человечестве, обладающему самой омертвелой душой ”.

Гоголь в своей бессмертной поэме “Мертвые души” показал неприглядную картину жизни поместных дворян, их моральное вырождение, упадок. Галерея помещиков представляет собой галерею “мертвых душ”, “ока-менелостей”. Они уже не способны выполнять свое прямое предназначение - способствовать процветанию государства Российского. Они мертвы не только морально, но и духовно.

Для проверки усвоения знаний учащихся предлагается по словосочетанию узнать героя.

 

 

Праздный мечтатель -

 

Мелочный накопитель -

 

Кулак-эксплуататор -

 

Прожигатель жизни -

 

Отвратительный скряга –

Вопрос: По этим ключевым словам назовите данного героя, дайте ему краткую характеристику

 

Карточка №1 “Кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик, бисерный чехольчик, сигарка, именины сердца, извольте проходить, удостоили посещением, прелюбезнейший, дух наслажденья”. (Манилов).

 

Карточка №2 “Невмочь, плачутся, деньжонки, пестрядевые мешочки, распоротый салоп, поизотрутся,, батюшка, отец мой, святители, страсти, почивали, я чай, маненько повременю, авось, ахти.” (Коробочка).

 

Карточка №3 “Продулся в пух, убухал четырех рысаков, свинтус, тресну со смеху, жидомор, отыграл бы, просадил бы, эх, брат, юркость характера, брудастая, бранный задор” (Ноздрев).

 

Карточка №4 “Вековое стояние, крепкий дуб, неуклюжий порядок, бараний бок, христопродавцы, индюк ростом с теленка, обгрыз, обсосал, машинища, силища, омедведило” (Собакевич).

 

Карточка №5 “Дряхлым инвалидом, лишенные верхушек, забиты, остановившийся маятник, заросший, заглохший, плесень, паутина, пыль, навоз, гниль, прореха” (Плюшкин).

 

Учитель задает вопрос, почему нет карточки на Чичикова? (Потому, что этот персонаж все время меняется в зависимости от того, с кем в данный момент разговаривает: с Маниловым сюсюкает, с Ноздревым хамит и “тыкает”, с Коробочкой коверкает слова, с Собакевичем рыкает… Хотя есть и у него дифференцирующие его авторские слова: “Ни толст, ни тонок, говорит ни громко, ни тихо”, т. е. он приспосабливается ко всем).

Домашее задание: Нарисовать герб, который мог бы иметь каждый из помещиков.


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн