Официальный сайт isprras 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Развитие художественного восприятия цвета детьми седьмого года жизни по живописи.

Submitted by Рамиля Равилевна Багаутдинова on чт, 26/05/2011 - 08:33
Данные об авторе
Автор(ы): 
Багаутдинова Рамиля Равилевна
Место работы, должность: 
Томская обл. г. Стрежевой МДОУ №7 "Рябинушка"
Регион: 
Томская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дошкольное образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Цель урока: 

Развитие художественного восприятия цвета у  детей старшего дошкольного возраста на занятиях. 

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
12
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

Литература:

  1.  Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М.: Изд.дом «Карапуз», 2001.-264с
  2. Бондаренко А.К. "Дидактические игры в детском саду": Книга для воспитателя детского сада. - 2-е издание, доработанное - М.; Просвещение, 1991 г. – 152 с.
  3. Григорьева Г.Г. Малыш в стране Акварели: М.: Просвещение, 2006. – 111с.: ил.
  4. Доронова Т.Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре: М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.-152с.
  5.  Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М.: ТЦ Сфера, 2002.-192с.
  6. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планировании, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-120с.
  7. КомароваТ.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. - М., Педагогическое общество России, 2002 г. – 270с.
  8. И.А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с.
  9. Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей.- М.: Чистые пруды, 2007.-32с.: ил.
  10.  Под редакцией Н.П. Сакулиной и Н.Н. Поддьякова. Сенсорное воспитание в детском саду, (Методические указания), - М., "Просвещение", 1969 г.- 140с.
  11.  Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М., - 170 с.
  12. Смирнова М.Г.изобравзительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры, - Волгоград:Учитель, 2009. – 270 с.
Используемая методическая литература: 

 

Литература:

  1.  Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М.: Изд.дом «Карапуз», 2001.-264с
  2. Бондаренко А.К. "Дидактические игры в детском саду": Книга для воспитателя детского сада. - 2-е издание, доработанное - М.; Просвещение, 1991 г. – 152 с.
  3. Григорьева Г.Г. Малыш в стране Акварели: М.: Просвещение, 2006. – 111с.: ил.
  4. Доронова Т.Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре: М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.-152с.
  5.  Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М.: ТЦ Сфера, 2002.-192с.
  6. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планировании, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-120с.
  7. КомароваТ.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. - М., Педагогическое общество России, 2002 г. – 270с.
  8. И.А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с.
  9. Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей.- М.: Чистые пруды, 2007.-32с.: ил.
  10.  Под редакцией Н.П. Сакулиной и Н.Н. Поддьякова. Сенсорное воспитание в детском саду, (Методические указания), - М., "Просвещение", 1969 г.- 140с.
  11.  Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М., - 170 с.
  12. Смирнова М.Г.изобравзительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры, - Волгоград:Учитель, 2009. – 270 с.
Краткое описание: 
Проект по развитию художественного восприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста на занятиях.

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ: Развитие  художественного восприятия цвета детьми седьмого года  жизни  по живописи.

База реализации проекта: подготовительная группа в составе 22 детей.

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Багаутдинова Рамиля Равилевна

Воспитатель подготовительной группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стрежевой-2011

 Развитие  художественного восприятия цвета детьми седьмого года  жизни  по живописи.

 Одним из ярких определяющих признаков художественной деятельности детей седьмого года жизни является красота и цветовая выразительность рисунка. Цвет - это важное средство эмоционально-эстетической, художественно-образной выразительности. Разнообразные чувства, которые испытывает ребенок, занимаясь изобразительным искусством, новые знания, приобретаемые в процессе деятельности, чрезвычайно значимы для его творчества. Значит, цветовая палитра служит своего рода показателем общего состояния ребенка, его духовного, нравственного и технологического уровня развития.

Следовательно, успешное художественное развитие ребенка зависит от степени сформированности у него цветовой культуры, образного мышления, художественного восприятия цвета и эстетического отношения к действительности.

По мнению Е.А. Флериной, И.С. Якиманской, именно этот возраст способствует более активному развитию творческих способностей ребенка, в котором закладываются предпосылки для дальнейшей его художественной деятельности.

 

Постановка проблемы.

Однако на сегодняшний день в детских дошкольных учреждениях  развитию художественного восприятия цвета у дошкольников уделяется недостаточное внимание. Просмотр детских работ показал: начиная с возраста   6 - 7 лет, у дошкольников все чаще возникают трудности в создании гармоничного, эмоционально-выразительного по цвету образа, все чаще в живописных работах детей встречаются однообразие, скудность и стереотипность в цветопластическом решении изображаемого.

Анализ практики обучения дошкольников, авторских (экспериментальных) и типовых программ по живописи, показал отсутствие научно обоснованной методики, направленной на формирование цветовой культуры у ребенка и норм регулирующие деятельность педагога. Остаются неясными образовательные цели и воспитательные задачи, определяющие приоритеты обучении ребенка в детском саду. Это способствует тому, что воспитатели  ведут занятие в зависимости от своего уровня профессиональной компетенции и представлений о механизмах развития творческих способностей учащихся.

Существует достаточно много методик, программ, рассчитанных на обучение детей изобразительным техникам. Разработанные в 80 – 90-х годах прошлого века программы такими авторами, как Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Т. Г. Казакова, Т.Н. Доронова, В. А. Езикеева. Данные программы, рассчитанные на обучение детей рисованию, учат рассматривать предметы перед тем, как его нарисовать, знакомят с сенсорными эталонами, а также с цветом предметов. Ф. Фребель считал, что в процессе изобразительной деятельности дети учатся различать и использовать различные цвета и оттенки. Особое значение Ф. Фребель предавал качеству изобразительных материалов, отбору цветов и оттенков для работы с детьми. Он рекомендовал использовать те цвета, которые характерны для предметов и явлений природы, окружающих ребенка. Ф. Фребель считал, что при формировании у детей представлений о цвете педагог должен учитывать их интересы, эмоциональные от ношения к тому или иному цвету. Поэтому он считал необходимым предоставлять детям возможность самим выбирать тот цвет краски, который им приятнее и ближе других. Если дети испытывают затруднения в цветовом решении, то следует предложить им повторно рассмотреть предмет и с помощью наводящих вопросов помочь отобрать соответствующий цвет для его изображения.

М. Монтессори считала, что эффективная работа по формированию у детей навыка различать, называть и использовать различные цвета и оттенки, возможна, только при наличии специальных дидактических средств.

Впервые в истории педагогики М. Монтессори были разработаны наглядно-дидактические материалы для работы с детьми. Она утверждала, что постоянное общение ребенка с этими материалами способствует приобретению знаний о цвете даже малолетними детьми, которые оказываются в состоянии располагать оттенки по градациям.

 На сегодняшний день существует достаточно много современных авторских программ по изобразительному творчеству – это программы Лыковой И.А., Кузнецовой О.Г., Сахоровой О.М., Дубровской Н.В., Шоптовой Т.В., Зайцева Н.А.

Несмотря на столь широкое рассмотрение проблемы формирования художественного восприятия цвета, методики изображения, вопросы, связанные с организацией самого процесса художественного восприятия цвета, у дошкольников  решены не полностью.

 

Остаются неразрешёнными противоречия:

  • между потребностью современного общества в личности, способной творчески  мыслить  и недостаточным использованием  потенциала дошкольного образовательного учреждения в формировании творческих возможностей  детей  дошкольного возраста;
  • потребностью педагогов-практиков в получении качественных программ развития  художественного восприятия цвета детьми седьмого года  жизни  на занятиях   по живописи    и отсутствием разработанных и готовых к использованию целостных систем   для использования в работе с  детьми седьмого года жизни.

Необходимость разрешения выявленных противоречий и современной тенденции развития системы дошкольного образования обусловили выбор темы проекта: «Развитие  художественного восприятия цвета детьми седьмого года  жизни  на занятиях  по живописи».

Сказанное определяет актуальность проекта: необходимость создания методической системы, структурирования ее содержания, позволяющей педагогу вести поиск наиболее эффективных методов, средств и педагогических технологий, способных активизировать процесс развития художественного восприятия цвета у дошкольников. Данная методическая система должна обеспечить процесс творческой самореализации ребенка посредством формирования цветовой культуры.

Объект  проекта:учебно-творческая деятельность дошкольников  на занятиях, направленная на развитие художественного восприятия цвета.

Предмет: система методических средств и педагогических условий, по живописи.

 Цель проекта: развитие художественного восприятия цвета у  детей старшего дошкольного возраста на занятиях.

Гипотеза:успешное развитие художественного восприятия цвета у старших дошкольников возможно, если будет:

  • разработана и экспериментально проверена модель освоения детьми цветоведения детьми 6-7 года жизни ;
  • разработана и экспериментально проверена программа  по развитию цветовосприятия  у детей седьмого года жизни.
  • разработана система заданий и упражнений, направленных на развитие художественного восприятия цвета;
  • разработаны критериальные характеристики и уровни сформированности художественного восприятия цвета у дошкольников;

Задачи проекта:

1. Изучить, проанализировать литературу по проблеме исследования художественного восприятия цвета детьми;

 2. Разработать уровни и критерии оценки работ дошкольников  на предмет сформированности художественного восприятия цвета;

3. Разработать и экспериментально проверить модель освоения детьми цветоведения детьми 6-7 года жизни;

4. Разработать и экспериментально проверить программу развития цветоведения у детей  седьмого года жизни.

5. Разработать систему заданий и упражнений, направленных на развитие художественного восприятия цвета.

Сроки и этапы реализации проекта: май 2011 – октябрь 2011г.г.

1 этап - информационно – аналитическая деятельность  (май - июнь 2011.)

  • Изучение анализ литературы по проблеме исследования художественного восприятия цвета детьми;
  • определение уровня знаний, навыковпо развитию  художественного восприятия цвета детьми седьмого года  жизни  на занятиях кружка  по живописи;
  •  построение программы действий по реализации проекта.

2 этап - организационная, организационно- методическая, техническая деятельность (июль – сентябрь  2011г.)

  • организация самообразования;
  • разработка  модифицированной программы по  развитию  художественного восприятия цвета детьми седьмого года  на занятиях  по живописи;
  • организация  работы  родительского клуба с целью вовлечение родителей в решение  проблемы развития  художественного восприятия цвета детьми седьмого года  жизни;
  • разработка системы  диагностики и мониторинга  развития  художественного восприятия цвета детьми седьмого года  жизни  на занятияхпо живописи. 

 

3 этап - опытно – экспериментальная и учебно - методическая деятельность

( октябрь 2011-  май 2012г.)

  • реализация программы по  развитию  художественного восприятия цвета детьми седьмого года  на занятиях  по живописи;
  • организация консультативно-просветительской помощи родителям (консультации, тренинги);
  • обеспечение индивидуальной траектории комплексного развития каждого ребёнка, с учётом имеющегося у него психического и физичского развития;
  • внедрение системы диагностики и мониторинга развития  художественного восприятия цвета детьми седьмого года  жизни  на занятиях кружка «Радужка»;
  • вовлечение родителей, воспитателей МДОУ в единую систему деятельности по развитию  художественного восприятия цвета детьми седьмого года  жизни;
  • создание пакета  научно- методических документов;
  • создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие  художественного восприятия цвета детьми седьмого года  жизни  на занятиях кружка  «Радужка».

4 этап - изучение результатов деятельности (январь, май 2012г.)

  • диагностика  уровня  развития  художественного восприятия цвета детьми седьмого года  жизни  на занятиях кружка  по живописи;
  • своевременная коррекция и регуляция экспериментов на основе полученных данных.

 5 этап- оформление результатов (июнь - сентябрь2012г.)

  • Обобщение опыта  и результатов осуществлённой деятельности.

 

  Баланс задач и  условий реализации проекта в образовательном учреждении

1 этап – информационно – аналитическая деятельность (май - июнь 2011г.)

 

 

Условия

Задачи

 

 

 

Информационные условия

 

Изучить, проанализировать литературу по проблеме исследования художественного восприятия цвета детьми;

 

Определить уровень знаний, умений и навыков детей по развитию  художественного восприятия цвета детьми седьмого года  жизни.

 

Мотивационные условия

Заинтересовать воспитателей параллельных групп  в разработке педагогических условий по развитию  художественного восприятия цвета детьми седьмого года  жизни.

 

 

Программно- методические условия

Разработать анкеты, тесты, вопросники; подобрать методики  для изучения уровня развития детей по проблеме развития  художественного восприятия цвета детьми седьмого года  жизни.

 

Разработать критерии оценки эффективности  реализации проекта.

 

Материально- технические условия

Прибрести репродукции картин художников мира, цветокарты, наглядный материал.

 

 

 

 

Нормативно- правовые условия

Утвердить с замом по УВР диагностический инструментарий для изучения уровня развития детей по проблеме развития  художественного восприятия цвета детьми седьмого года  жизни.

 

Утвердить  с замом по УВР перспективный план  работы кружка «Радужка».

 

2 этап – организационная, организационно – методическая, техническая деятельность (июль - сентябрь2011г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационные условия

.

Организовать работукружка«Радужка».

 

Создать предметно - развивающую среду, обеспечивающую развитие  художественного восприятия цвета детьми седьмого года  жизни.

Привлечь родителей к совместной деятельности с целью развития  художественного восприятия цвета детьми седьмого года  жизни  на занятиях кружка.

Информационные условия

 

Ознакомить воспитателей параллельных групп с задачами формирования развития  художественного восприятия цвета детьми седьмого года  жизни  на занятиях кружка.

Кадровые условия

Привлечь воспитателей  параллельных групп к проекту по развитию  художественного восприятия цвета детьми седьмого года  жизни  на занятиях кружка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программно- методические условия

 

 

 

Разработать план  самообразования по повышению профессиональной компетентности   по проблеме развития  художественного восприятия цвета детьми седьмого года  жизни.

Разработать программу развития  художественного восприятия цвета детьми седьмого года  жизни  на занятиях кружка «Радужка».

Разработать план мероприятий, направленных на организацию выставок детских работ.

Разработать план мероприятий, посвящённых знаменательным событиям, датам международного значения. 

Разработать планы индивидуальной работы с детьми, нуждающимися в индивидуальном сопровождении.

Разработать план работы с художественной школой и музеем.

Нормативно- правовые условия

Утвердить  с замом по УВР программы и планы, обеспечивающие организацию учебно- воспитательного процесса по развитию  художественного восприятия цвета детьми седьмого года  жизни  на занятиях кружка. 

Материально – технические условия

Приобрести дидактические игры, игрушки, наглядные демонстрационные  материалы.

Разработать  опорные таблицы на усвоение теоретических понятий и технологии получения оттенков цвета.

Приобрести расходные  и концелярские принадлежности.

3 этап - опытно – экспериментальная и учебно- методическая деятельность

(сентябрь 2011- май 2012г.г.)

;  

 

 

Организационные условия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационные условия

 

Проведение тренингов  и консультаций с родителями с целью повышения компетентности в вопросах развития  художественного восприятия цвета детьми седьмого года.

 

Проведение занятий кружка «Радужка».

 

 

Организовать совместные с родителями мероприятия по благоустройству групповых комнат и участков в детском саду с учетом развития цветовосприятия у детей.

 

Организовать коррекционо-развивающую работу с детьми испытывающие трудности по развитию цветовосприятия.

 

Информационные условия

 

Ознакомить  педагогический коллектив   на заседаниях ТИГ с новинками методической литературы, освещающей вопросы развития  художественного восприятия цвета детьми седьмого года  жизни  на занятиях кружка  по живописи.

 

 

Мотивационные условия

Мотивировать детей на участие в конкурсах сада и городского уровня.

 

 

Программно- методические условия

Сформировать комплект учебно-методических материалов  по проблеме развития  художественного восприятия цвета детьми седьмого года  жизни  на занятиях кружка 

 

Создать картотеку  игр, упражнений по развитию цветовосприятия.

 

Разработать методические рекомендации по совершенствованию системы развития  художественного восприятия цвета детьми седьмого года  жизни  на занятиях кружка  по живописи.

 

Материально- технические условия

Сформировать наглядные демонстрационные  материалы  по цвету.Составить картотеку игровых приёмов и дидактических игр на развитие цветоведения.

 

 

4 этап - изучение результатов деятельности (январь, май 2012г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационные условия

 

 

Провести диагностическое обследование знаний и умений детей по программе кружка «Радужка».

 

Провести диагностику развития цветовосприятия у детей седьмого года жизни.

 

Подготовить аналитический материал по итогам диагностики.

 

Проанализировать результаты деятельности коллектива  по реализации проекта.

 

Мотивационные условия

Мотивировать воспитателей на участие в конкурсах детских работ по рисованию.

 

Программно- методические условия

Разработать методические рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса по итогам мониторинга.

 

Материально- технические условия

Приобрести видеоматериал и аудиоматериалы,  по темам «Море», «Лес», «Планеты и космос», «Пустыни», «Цветы»

 

5  этап- оформление результатов (июнь – сентябрь 2012г.)

                        

 

Организационные условия

Организовать работу  по обобщению опыта работы  над проектом.

 

Информационные условия

Проинформировать педагогический коллектив, родителей о результатах  реализации проекта.

 

Программно- методические условия

Составить методическое пособие по развитию цветоведения у детей седьмого года жизни.

 

Материально- технические условия

Приобрести методическую литературу по заявленной проблеме.

 

         

 


 

 

Перспективный план  работы по проекту

задачи

 

оформление результатов

сроки

1 этап – информационно – аналитическая деятельность

(май - июнь 2011г.)

1

Разработать анкеты, тесты, вопросники; подобрать методики  для изучения уровня развития цветовосприятия  детей.

Анкеты, тесты, вопросники; методики  для изучения уровня развития цветовоспирятия  детей.

май 2011г.

2

Прибрести репродукции картин художников мира.

Репродукции картин художников мира

июнь 2011г.

3

Разработать диагностический материал для определения уровня развития цветовосприятия у  детей    седьмого года жизни.

Диагностический материал

май 2011г.

4

Разработать программу действий по реализации проекта.

План проекта

май 2011г.

5

Утвердить с замом по УВР диагностический инструментарий для изучения уровня развития цветовосприятия у  детей    седьмого года жизни.

Утвержденный диагностический материал.

май 2011г.

 

2 этап - организационная, организационно- методическая,техническая деятельность (июль - сентябрь2011г.)

задачи

оформление результатов

сроки

 

1

;

Организовать работу кружка «Радужка»

 Функционирование работы кружка

 

сентябрь 2011г.

2

Провести собрание по ознакомлению спроблемой цветовосприятия у детей седьмого года жизни.

Решение группового родительского собрания

сентябрь 2011г.

 

3

Разработать план  повышения профессиональной компетентности   по проблеме развития цветовосприятия у  детей    седьмого года жизни.

План  повышения профессиональной компетентности   проблеме развития цветовосприятия у  детей    седьмого года жизни.

август 2011г.

 

4

Разработать календарь знаменательных международных событий, дат и краткую к ним аннотацию, план мероприятий.

Календарь знаменательных международных событий, дат и краткая к ним аннотация, план мероприятий

авгус т2011г.

5

Разработать план мероприятий, направленных на возможность показа своих работ, организацию выставок.

План

июль

2011г.

6

Разработать планы индивидуальной работы с детьми, нуждающимися в сопровождении педагога-психолога.

Индивидуальные планы работы

сентябрь 2011г.

7

Разработать план работы с художественной школой и музеем.

План

август 2011г.

8

Приобрести дидактические игры, игрушки, наглядные демонстрационные  материалы

Приобретение

июль 2011г

3 этап - опытно – экспериментальная и учебно- методическая деятельность

(сентябрь 2011-–  май 2012г.г.)

задачи

оформление результатов

сроки

1

 Выявить степень овладения детьми практическими умениями развития цветовосприятия у  детей    седьмого года жизни.

Аналитическая справка

сентябрь 2012г.

2

Провести смотр предметно - развивающей среды, обеспечивающей формирование развития цветовосприятия у  детей    седьмого года жизни.

Предметно – развивающая среда

февраль 2012г.

3

Провести  совместные с родителями мероприятия по благоустройству групповых комнат и участков в детском саду с учетом развития цветовосприятия у детей.

Благоустроенные групповые комнаты  и прогулочые участки детского сада

В течение года

4

Участие в педсоветах с выступлениями на тему: «Развитие  художественного восприятия цвета детьми седьмого года  жизни  на занятиях кружка  по живописи»

Выступление на педсовете

Январь 2012г

5

Реализовать план проведения выставок, турниров, конкурсов.

Приказы о поощрении победителей конкурсов, выставок, турниров

В течение года

6

Сформировать комплект учебно-методических материалов  по проблеме развития цветовосприятия у  детей    седьмого года жизни. 

 

 

Комплект учебно-методических материалов  по проблеме развития цветовосприятия у  детей    седьмого года жизни.

апрель

7

Создать картотеку  игр и упражнений на развитие цветовосприятия у детей.

Картотека игр и упражнений.

декабрь 2011г.

8

Разработать методические рекомендации по совершенствованию системы  развития цветовосприятия у детей седьмого года жизни.

Методические рекомендации

апрель

11

Провести мероприятия по календарю событий, знаменательных дат.

Сборник «Хроника знаменательных событий, дат в рисунках детей»

В течение года

12

Реализовать план работы  с художественной школой и музеем.

Рисунки детей, отражающие впечатления  от увиденного на экскурсии

В течение года

13

Провести мероприятия, отражающие  совместное творчество детей, родителей и педагогов

Выставки детских работ.

В течение года

4 этап - изучение результатов деятельности (январь, май 2012г.)

 

задачи

оформление результатов

сроки

1

Провести диагностическое обследование знаний и умений детей по программе «Радужка»»

Аналитические справки

январь, май

2012г.

2

Проанализировать результаты деятельности   по реализации проекта.

Выступление с докладом на педсовете

май

2012г.

3

Разработать методические рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса по итогам мониторинга.

Методические рекомендации

март

2012г.

4

Приобрести видеоматериал, и аудиозаписи по темам «Море», «Лес», «Планеты и космос», «Пустыни», «Цветы»

Наличие видеоматериалови аудиозаписей.

 

февраль 2012г.

5  этап- оформление результатов (июнь – сентябрь 2012г.)

 

задачи

оформление результатов

сроки

1

Организовать работу  по обобщению опыта работы  над проектом.

научно-методическая статья

октябрь

2

<;p> Распространить опыт.

 

участие в областном конкурсе проектов

сентябрь

3

Проинформировать педагогический коллектив, родителей о результатах  реализации проекта.

Статья в общесадовскую газету

июнь

4

Составить методическую программу по развитию цветоваосприятия у детей  седьмого года жизни.

Методическая программа

август

 


 

Уровень  знаний и умений  дошкольников.

Общие показатели развития детского творчества:

По окончанию проведения занятий и упражнений дети должны будут овладеть:

1. Овладение системой цветовых эталонов

- знакомство с хроматическими цветами,

- знакомство с ахроматическими цветами,

- обучение получению цветовых тонов,

- знакомство с изменяемостью цветовых тонов по светлоте.

 

2. Формирование способов обследования цветовых свойств предметов

- обучение действиям идентификации предметов и их изображений по цвету,

- закрепление знаний о цвете в памяти,

- обучение действиям с цветом по словесной инструкции,

- закрепление представлений о цвете в пространстве.

3. Развитие аналитического восприятия цвета

- обучение построению цветовых сочетаний по образцу,

- обучение построению цветовых сочетаний по замыслу,- обучение составлению рядов из аналогичных по цвету предметов,

- обучение составлению рядов из цветных предметов в ритмически заданной последовательности.

 

Критерии оценки:

Уровень знаний дошкольников

Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества (И.А. Лыкава)

1.Овладение системой цветовых эталонов:

3 балла– знает и называетхроматические  и  ахроматические цвета, владеет умением получения цветовых тонов и изменяемостью цветовых тонов по светлоте.

2 балла– знает и называетхроматические  и  ахроматические цвета, но затрудняется в умением получения некоторых  цветовых тонов и  изменяемостью цветовых тонов по светлоте.

1 балл– не знает или называетс трудом хроматические  и  ахроматические цвета, затрудняется в  умении получения цветовых тонов и  цветовых тонов по светлоте.

2. Формирование способов обследования цветовых свойств предметов:

3 балла – владеет  действиям идентификации предметов и их изображений по цвету, выполняет  действиям с цветом по словесной инструкции, владение представлениями о цвете в пространстве.

2 балла - владеет  действиям идентификации предметов и их изображений по цвету, выполняет  действиям с цветом по словесной инструкции с некоторым затруднением, владение представлениями о цвете в пространстве, но допускает ошибки.

1 балл –затрудняется в  действиях идентификации предметов и их изображений по цвету,  не выполняет  действиям с цветом по словесной инструкции, не владеет представлениями о цвете в пространстве.

3. Развитие аналитического восприятия цвета

 3 балла – выполняет задание  цветовых сочетаний по образцу, цветовых сочетаний по замыслу,  составляет  рядов из аналогичных по цвету предметов, составляет ряды  из цветных предметов в ритмически заданной последовательности;

2 балла  – выполняя задание  цветовых сочетаний по образцу допускает ошибки  или есть недочеты в цветовых сочетаний по замыслу и составлении  рядов из аналогичных по цвету предметов, составляя ряды  из цветных предметов нарушает  ритм заданной последовательности;

1 балл- не может выполнить задание  цветовых сочетаний по образцу или допускает ошибки   в цветовых сочетаний по замыслу и составлении  рядов из аналогичных по цвету предметов, составляя ряды  из цветных предметов нарушает  ритм заданной последовательности;

 

Шкала уровней:0 – 4 – низкий уровень; 5 –7 средний уровень; 8 – 9 – высокий уровень.


 

 

Литература:

  1.  Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М.: Изд.дом «Карапуз», 2001.-264с
  2. Бондаренко А.К. "Дидактические игры в детском саду": Книга для воспитателя детского сада. - 2-е издание, доработанное - М.; Просвещение, 1991 г. – 152 с.
  3. Григорьева Г.Г. Малыш в стране Акварели: М.: Просвещение, 2006. – 111с.: ил.
  4. Доронова Т.Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре: М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.-152с.
  5.  Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М.: ТЦ Сфера, 2002.-192с.
  6. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планировании, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-120с.
  7. КомароваТ.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. - М., Педагогическое общество России, 2002 г. – 270с.
  8. И.А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с.
  9. Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей.- М.: Чистые пруды, 2007.-32с.: ил.
  10.  Под редакцией Н.П. Сакулиной и Н.Н. Поддьякова. Сенсорное воспитание в детском саду, (Методические указания), - М., "Просвещение", 1969 г.- 140с.
  11.  Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М., - 170 с.
  12. Смирнова М.Г.изобравзительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры, - Волгоград:Учитель, 2009. – 270 с.

 

Схема освоение цветоведения детьми седьмого года жизни

 

Тематическое планирование кружка «Радужка»

 

тема

цель

Методы приемы

  1. Блок «Цветовая палитра. Смешение красок» 4 занятия

1

Радуга цвета

Закрепить знания детей с основными и производными цветами. Умение смешивать основные цвета

Цветовой спектр.

2

Радужная страна

формирование у учащихся  цветовых ассоциаций через цветоощущение.

 

Сказка о том, как появился разноцветный мир

3

Жар-птица

познакомить учащихся с различными способами смешивания цветов, применение их на практике, дать представление о способах получения трех дополнительных цветов путем смешения трех основных

Цветик -семицветик

4

Ее величество линия

Закрепить представление детей о видах линий, характере и выразительности.

Графические рисунки.

  1. Блок «Путешествие в страну теплых красок» 6 занятий

1

Замок феи цветов

Закрепить знания детей о теплых цветах.

 

2

Дары осени

Расширять представления о красном цвете и его оттенках.

Упражнение «Яблоко»

3

Солнца луч

Расширять представления детей о желтом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет.

Упражнение «Гусеница», «Дал осенних листьев»

4

Рыжий город

Расширять представления детей о оранжевом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет.

Упражнение «Жаркая африка»

5

Печаль осеннего дерева

Расширять представления детей о коричневом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет.

Упражнение «Кора дерева»

6

Вкусное варенье

Расширять представления детей о розовом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет.

Упражнении «Феи»

  1. Блок  «Путешествие в страну холодных красок» 5 занятия

1

Синяя птица

Расширять представления детей о синем цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет.

Упражнение «Синее стихотворение»

2

Полет в голубом небе

Расширять представления детей о голубом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет.

Упражнение «Гусеница»

3

Ледяное царство в голубой сказке

Учить работать в сине-голубых тонах. Использовать линию как средство выразительности в соей работе.

Упражнение «Лес ледяной королевы»

4

Северное сияние

Расширять представления детей о холодном  цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет.

Фантазирование ночное небо.

5

Фиолетовая фантазия

Умение использовать фиолетовый цвет и его оттенки в создании образа.

Упражнение «Сирень»

  1. Блок «Страна светлых и темных красок» 5 занятий

1

Облака

Расширять представления детей о белом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет.

Упражнение «Снежные сугробы»

2

Замок снежной королевы

Расширять представления детей о белом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет.

Упражнение «Снежные искры», «Цветы – снежинки»

3

Страшный лес

Расширять представления детей о черном цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет.

Упражнение «Чудище»

4

Злая и добрая волшебницы

Знакомить детей с понятием контраст, уметь использовать для выразительности.

Игра «Светлое –темное, бледное- яркое»

5

Дух леса

Расширять представления детей о зеленом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет.

Сказка «Зеленушка»

  1. Блок «Игра цвета и линии»7 занятий

1

Жизнь огня

Закрепление цветов и оттенков. Умение находить все оттенки красного, оранжевого, розового цвета. Развитие воображения, умение передать тепло пламени.

Упражнение «Веселая гусеница»

2.

Руки мамы

Закреплять умение использовать линии как средства выразительности в своем рисунке. Выразить нежное заботливое отношение мамы в рисунке.

Упражнение «Молнии», «Ветер».

3

Рождение цветка

Закреплять использование контраста в работе используя как средство выразительности. Трепет, ласку, умение через рисунок передать.

Упражнение «Бабочки»

4

Тайны космоса

Закреплять использовать в рисунке контраст, линии. Использовать в создании рисунка различные геометрические фигуры.

Упражнение  «Пузырики»

5

Дизайн головных уборов

Знакомить с понятием дизайн. Умение моделировать головные уборы, соединять различные цветовые оттенки.

Игра «Дом моды»

6

Наряд для бала

Умение соединять в одежде цвета, использовать аксессуары для сознания образа. Передать свое видение в рисунке.

Игра «Сочетается – не сочетается»

7

Мое настроение

Умение самостоятельно использовать полученные ранее знания для своей работы. Передать через рисунок отношение к окружающему миру.

Упражнение «У кого какой характер?»

 

         

Игры и упражнения по развитию цветовосприятия у  детей седьмого года жизни.

Игра "У кого какой характер?"

Предполагает цветовое заполнение уже приготовленных воспитателей заготовок с не раскрашенными силуэтами сказочных героев. Педагог предлагает посмотреть на баночки с красками  и ответить на вопросы:

" Если бы вам надо было раскрасить общительного, веселого человека, какие цвета вы бы применили? А какие цвета вы использовали бы для раскрашивания человека замкнутого, не общительного, который не любит быть среди людей?" Далее воспитатель корректирует ответы детей и все выполняют упражнение по раскрашиванию 2 силуэтов одного и того же героя, работая над поставленной воспитателем задачей - изобразить общительного и замкнутого человека, используя теплую и холодную цветовую гамму. Данное упражнение позволит педагогу затронуть на уроке и воспитательные моменты.

Игра " Я на радуге живу".

В начале всем дошкольникам выдаются конверты с карточками. Каждая имеет свой сложный или простой цвет: лиловый, бежевый, сиреневый алый, синий, желтый, розовый, фиолетовый, белый, вишневый. Это можно сделать в процессе игры, рассказывая детям какие цвета надо смешать, чтобы получить сложный. Приступая к игре, воспитматель читает текст стихотворения, дети в это время из общего количества карточек выбирают те, что были названы учителем, и откладывают в сторону.

"Не во сне, а наяву -
Что же здесь такого? -
Я на радуге живу, в домике лиловом.
Выбегаю по утру вбежевых сапожках,
Ем в сиреневом бору алую морошку.
С листьев падает роса в темно синей чаще,
Филин желтые глаза на меня таращит.
Там где свищут соловьи в закоулках бора,
Пробираются ручьи к розовым озерам.
Машет белка за кустом фиолетовым хвостом.
Белорыбицы плывут подвишневый мостик,
Я на радуге живу, приходите в гости!"

Далее детям предлагается раскрасить перечисленными цветами заранее приготовленную заготовку или придумать и раскрасить свой сюжет.

Упражнение  «Весёлая гусеница»

Задача: Знакомство с понятием «оттенки цвета». Изучение оттенков зелёного цвета, его красоты и разнообразия. Материалы: карандаш, гуашь, кисть, палитра, баночка с водой, фломастеры

Способ №  1
Показать иллюстрации с изображением пейзажей и различных трав и деревьев.
Обратить внимание дошкольников на различное эмоциональное состояние пейзажа (солнечно-радостный, пасмурно-грустный). Рассказать детям как художник использует оттенки для передачи настроения.
Показать рисунок для выполнения упражнения. Объяснить ход работы:

А) Нанести линию движения гусеницы
Б) Нанизать на эту линию кружочки
В) Подрисовать голову, ножки, усики, глазки

Для рисования кругов можно использовать баночку гуаши, обводя её дно, или рисовать самостоятельно.
Дети  выполняют зарисовку гусеницы (7 кружков)
Показать детям как посадить гусеницу на листочек дерева. (рисунок воспитателя на доске)
Ученики самостоятельно выполняют зарисовку листика.
В завершении воспитатель помогает детям исправить ошибки.

Способ № 2
1.  Воспитатель показывает, как получить оттенки зелёного цвета путём смешивания его с другими цветами. Для начала детям предлагается сочинить светлые оттенки зеленого.
2.  Используя палитру, дети смешивают зелёную краску с белой, желтой, в различных пропорциях.
А так, как в наборе имеются две различных зелёных краски, то этот опыт можно провести с каждой из них.
3 Дошкольники раскрашиваю кружочки, из которых состоит гусеница в светлые зелёные оттенки.
4 В завершении каждый ученик «оживляет» свою гусеницу, подрисовывая ей ножки, глазки и усики фломастерами зелёного цвета.
5 Проверка воспитателем выполненного задания.


Упражнение «Деревянный дворец»

Задача: Изучение оттенков коричневого цвета на примере русской деревянной архитектуры. Материалы: карандаш, гуашь, кисть, палитра, баночка с водой, фломастеры.

Занятие 1
Краткий экскурс по истории строительства на Руси, для ознакомления с внешним видом деревянных построек. Показ иллюстраций
воспитатель показывает выполнение рисунка – упражнения. Объясняет последовательность выполнения
А Линия земли
Б Три прямоугольника разной величины
В Крыши и забор
Самостоятельная работа детей – зарисовка карандашом
Проверка воспитателем выполненного задания

Занятие  2
Воспитатель показывает, как получить оттенки коричневого цвета, а так же три способа получения этого цвета:
А Зелёный смешать с красным
Б Чёрный цвет смешать с красным
В Синий смешать с оранжевым
Под руководством воспитателя дети на своих палитрах, путём смешивания красок, находят необходимые оттенки коричневого цвета
На подготовленном рисунке ученики размечают полоски изображающие брёвнышки и раскрашивают их различными оттенками коричневого
В завершении урока воспитатель вместе с детьми рассматривает работы и отмечает похвалой те рисунки, которые аккуратно выполнены или содержат разнообразное кол-во найденных оттенков.

Занятие  3
Воспитатель предлагает детям украсить полученный рисунок деталями: окнами, воротами, травой, дорожками, солнышком и т.п. Обратить внимание детей на изображение травы и деревьев, напомнив им о разнообразии зелёного цвета.
Самостоятельная работа дошкольников
Подведение итогов всей работы
Лучшие работы развешиваются в группе или в рекреации, как выставка. Можно предложить детям поиграть в игру «кто больше найдёт оттенков того или иного цвета» в группе или на улице. Это поможет детям закрепить свои знания, а учителю подскажет, как дети внимательны к окружающему их миру


 

Оттенки цветов.

Многим цветам и оттенкам даются названия как раз по этим ассоциациям. Ниже представлены некоторые названия оттенков цветов.
Цвет Красный. Оттенки: свекольный, клюквенный, брусничный, багровый, гранатовый, рубиновый, алый, кровавый, кумачовый, томатный, рдяный, коралловый, розовый, вишневый, малиновый, медный, рябиновый, червленый, маковый...
Оранжевый. Огненный, морковный, кирпичный, таракотовый, рыжий, апельсиновый, ржавый, медовый, бронзовый, абрикосовый...
Желтый. Охряный, персиковый, золотистый, янтарный, песочный, соломенный, конореечный, сливочный, слоновая кость, телесный, кремовый, опаловый, бежевой, чайная роза, виноградный, банановый...
Зеленый. Горчичный, табачный, фисташковый, оливковый, хаки, гороховый, болотный, бутылочный, салатовый, малахитовый, изумрудный, цвет морской волны, цвет еловой хвои, полынный, цвет плесени, цвет медной патины, купоросный, травяной, лягушачий, кабачковый, фосфорический...
Голубой. Бирюзовый, аквамариновый, лазурный, небесный, электрик...
Синий. Сапфировый, ультрамарин, кобальтовый, индиго, сливовый, баклажанный...
Фиолетовый. Аметистовый, сиреневый, лиловый, чернильный, гиацинт, Ренессанс, фанданго, орхидея, вербена...
Пурпурный. Цвет мальвы, цвет кислой малины, давленой вишни, старого бургундского, бычьей крови, каприз, портвейн, Веласкес, Медичи, Бахус, амарант...
Белый-Серый. Белая ночь, аллюминевый, стальной, дымчатый, серебристый, молочный, графитный, лилейный, цвет овсяной муки, цвет яичной скорлупы, перламутровый, жемчужный, свинцовый, альбатрос, цвет пыли, цвет тумана, цвет облака...
Черный. Цвет воронового крыла, цвет маренного дуба, антрацит, агатовый, маренго, асфальтовый, тропическая ночь, "сон перед ревизией", "нелетная погода"...
Коричневый. Бурый, торфяной, ореховый, шоколадный, кофейный, каштановый, беж, эскимо, красное дерево, мокасин, Тонагро, Пикадили...

 


 

 

 

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

По развитию цветовосприятия детьми седьмого года жизни

Учимся различать цвета

и запоминать их названия

 

Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети, - это цвет. Знакомство ребенка с цветом начинается с беспорядочных цветовых каракулей, штрихов, пятен. В художественной работе восприятие цвета у детей дошкольного возраста связано с понятием «нравится – не нравится», «красиво-не красиво».

Цвет -  одно из наиболее ярких выразительных средств. Используя его, дети могут передавать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают в рисунке. Мышление ребенка более образно и конкретно, чем мышление большинства взрослых, поэтому он использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. Для того чтобы ребенок мог творить, сначала нужно его научить, как перенести на бумагу то, что возникло в воображении.

Для каждой возрастной группы определены задачи ознакомления детей с цветом предметов, явлений окружающей жизни, освоением ими умения видеть, различать, называть цвета и использовать их при создании изображения в творческой деятельности.

Порой нелегко научить детей различать цвета и запоминать названия. Одном из вариантов закрепления цвета может быть знакомство детей с стихами. Дети обращают внимание на ироничный характер, воспринимают с юмором – и, сами того не ведая, учатся правильно называть цвета. 

 

 

Жили на свете желтые дети,

А рядом с ними дети синие.

И, конечно, дети красные.

Все дети были разные.

Мамы и папы

У них были непохожие.

Вот в какой стране

Раз посчастливилось мне

Целый месяц пожить

И королевой побыть.

Страна была не простая

Обычная, а цветная!

Вот зеленая мама.

Очень важная дама.

А рядом синий сын.

Он у мамы один.

И дочка тоже одна,

Желтая вся она.

Вот оранжевый папа.

У папы такая же шляпа.

Ведет озорных сынков-

Двух неразлучных дружков.

Два веселых брата-

«Красный и желтый, ребята».

Вот фиолетовый дед.

Во фрак и цилиндр одет.

А рядом малютки- внучки.

Держат друг друга за ручки.

У синей – синий цветок.

У красной – красный платок

Цветная страна, цветная.

В мире одна такая.

Придумана, создана мною.

Горжусь я страною.

Живут в ней люди цветные:

Веселые, грустные, злые,

Серьезные и озорные.

Учусь ими я управлять,

И смешивать, и узнавать.

Картины учусь я рисовать.


 

Цвет и его особенности

 

Изобразительное творчество – это особая деятельность, поскольку ее результат относится к сфере духовного, личностного самовыражения. Главное – это создание пространство безопасности и доверия. Этим пространством для ребенка на время становится чистый лист бумаги. Через творчество ребенок адаптируется, «примерят» себя к окружающему мир. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые спонтанно проявляются в символической, значимой для ребенка и, возможно, необычной для остальных форме.

Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети, - это цвет. Знакомство ребенка с цветом начинается с беспорядочных цветовых каракулей, штрихов, пятен. В художественной работе восприятие цвета у детей дошкольного возраста связано с понятием «нравится – не нравится», «красиво-не красиво».

Цвет -  одно из наиболее ярких выразительных средств. Используя его, дети могут передавать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают в рисунке. Мышление ребенка более образно и конкретно, чем мышление большинства взрослых, поэтому он использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. Для того чтобы ребенок мог творить, сначала нужно его научить, как перенести на бумагу то, что возникло в воображении.

Для каждой возрастной группы определены задачи ознакомления детей с цветом предметов, явлений окружающей жизни, освоением ими умения видеть, различать, называть цвета и использовать их при создании изображения в творческой деятельности.

Программа для старшей группы по формированию у детей восприятия цветов, представлений о цветах и их создании и развитии у детей чувства включает целый ряд задач:

  • Закреплять знания усвоенных ранее цветов и оттенков;
  • Познакомить детей с цветовыми эталонами: расположение цветов в цветовом спектре на пример радуги;
  • Расширять представление детей о получении оттенков любого цвета в краске зависит от количества добавленной в нее белой. А познакомив детей с акварелью и способами рисования ею, показать, что светлота оттенков зависит от количества добавленной воды;
  • Научить детей передавать 2-3 оттенка цвета при рисовании карандашами путем регуляции силы нажима на карандаш.

      Считается, что семь цветов расположенных в спектре радуги, являются основными, а все остальные получаются посредством их смешивания. В живописи основных цветов и того меньше – всего три- красный, желтый и синий. Они называются хроматическими цветами. Еще есть так называемые «не цветные» (ахроматические) цвета – белый и черный. При их смешивании получается третий ахроматический цвет – серый

Все остальные цвета можно получить, смешивая между собой красный, желтый, синий, черный и белый цвета. Полученные в результате цвета называются производными

   В какой последовательности расположены цвета в радуге?  Поможет безошибочно ответить нехитрая фраза, которая звучит так:«КАЖДЫЙ ОХОТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ, ГДЕ СИДИТ ФАЗАН».

Теперь возьмем первую букву каждого слова , получим К – красный, О – оранжевый, З – зеленый, Г – голубой, синий, Ф – фиолетовый. Запомнить, в какой последовательности расположены цвета в радуге, чрезвычайно полезно. Ведь каждый производный цвет, присутствующий в радуге, получается путем смешивания двух его соседей. Например, оранжевый цвет получают при смешивании красного и желтого, зеленый – желтого и синего, фиолетовый – синего и красного.

 

 

Прикрепленный файл Size
Проект.docx 167.22 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн