Submitted by Ирина Анатольевна Демина on чт, 26/05/2011 - 15:48
Цель: дать понятие о группах крови человека и причинах групповых различий, о наследовании групп крови у человека
Задачи:
Образовательные:
-познакомить учащихся с понятием множественного аллелизма на примере групп наследования крови и принципом решения задач на множественный аллелизм;
-расширить знания учащихся о группах крови человека о Rh-факторе,
резус –конфликт
-формирование навыков и умений по решению генетических задач наследование группы крови.
Воспитательные:
-формирование гуманного отношения к больным людям;
-пропагандирование донорства как гуманной акции спасения жизни людей.
Развивающие:
-развитие коммуникативных способностей через посредство работы в малых группах.
-развитие интереса к предмету через получение новых знаний , умения решения генетических задач, через работу с научно-популярной литературой.
Оборудование:
презентация, компьютер, проектор, индивидуальные листы, раздаточные карточки с задачами на наследование групп крови.
Межпредметные связи: биология, гигиена, генетика, химия, медицина, информатика. ХОД УРОКА
Слайд 1.
О генетике говорят, что она имеет славное прошлое, увлекательное настоящее и обещает захватывающее будущее.
1.Оргмомент.
Учитель.Здравствуйте, ребята. Мы рады видеть вас, и надеемся, что наш урок он будет плодотворным и принесёт вам новые открытия.
2.Актуализация знаний. Речь сегодня пойдёт об удивительной ткани человеческого организма, которую с полной уверенностью можно назвать «рекой жизни». Вы конечно догадались, что речь пойдет о крови.
Учитель. Давайте вспомним, какие функции в организме выполняет кровь
Учащиеся.Функции крови (значение):
• дыхательная— переносит кислород от легких к тканям и углекислый газ от тканей к легким;
• питательная— доставляет пищевые вещества к клеткам;
• выделительная— выносит ненужные продукты обмена веществ;
• терморегуляторная— регулирует температуру тела;
• защитная— вырабатывает вещества, необходимые для борьбы с микроорганизмами;
• гуморальная— связывает собой различные органы и системы, перенося вещества, которые в них образуются.
Учитель. Проблемный вопрос. А знаете ли вы, что по крови можно установить родство человека? Говоря о теме родства человека, следует сказать о группах крови.
Соцопрос
Знают свою группу крови …
Не знают свою группу крови…
Знают группу крови своих родителей…
Анализ соцопроса (подводится тут же, можно записать на доске)
3. Изучение материала
Рассказ учителя.
Слайд 2.
l Гру́ппа кро́ви — описание индивидуальных антигенных характеристик эритроцитов, определяемое с помощью методов идентификации специфических групп углеводов и белков, включённых в мембраны эритроцитов животных.
Слайд 3.
l Агглютиногены (изоантигены)особые белковые вещества, содержащиеся в эриторицитах крови (А и В)
l Агглютинины (групповые антитела) – особые белковые вещества, содержащиеся в плазме крови ( альфа и бета)
l Агглютинины обладают способностью склеивать агглютиногены.
(альфа склеивает только агглютиноген А, а агглютинин бетта – только агглютиноген В. )
Слайд 4.
Биохимические основы определения групп крови, является наличие
агглютиногенов (изоантигенов) в эриторицитах крови (А и В) и
агглютининов в плазме крови ( альфа и бета). Существует несколько классификаций групп крови. В мембране эритроцитов человека содержится более 300 различных антигеннов , молекулярное строение которых закодировано соответствующими генными аллелями хромосомных локусов. Количество таких аллелей и локусов в настоящее время точно не установлено.
Ген- участок молекулы ДНК, несущий определенную информацию о строении белка.
Локус- месторасположение гена в хромосоме.
Аллели- альтернативные формы одного и тогоже гена , определяющие альтернативные признаки.
Доминантный признак- главный признак, проявляется в первом поколении.
Рецессивный признак- подавляемый признак.
Термин «группа крови» характеризует системы эритроцитарных антигенов, контролируемых определенными локусами, содержащими различное число аллельных генов, таких, например, как A, B и 0 в системе AB0.
Локус гена контролируемого группу крови обозначают буквой I(от слова «изогемагглютиноген»), а три его аллеля буквами А, В и О. Аллели А и Вдоминантны в одинаковой степени, а-аллель Орецессивен по отношению к ним обоим.
Приложение 1.
Группа Генотип
I (0) j0j0
II (A) JAJA, JAJ0
III (B) JBJB, JBJ0
IV(AB) JAJB.
Слайд 5.
Две важнейшие классификации группы крови человека — это система AB0 и резус-система.
В плазме крови человека могут содержаться агглютинины α и β, в эритроцитах — агглютиногены A и B, причём из белков A и α содержится один и только один, то же самое — для белков B и β.
Таким образом, существует четыре допустимых комбинации; то, какая из них характерна для данного человека, определяет его группу крови:
α и β: первая (0)
A и β: вторая (A)
α и B: третья (B)
A и B: четвёртая (AB)
Слайд 6.
Система Rh (резус-система)
Резус-фактор — это антиген (белок), который находится на поверхности эритроцитов. Он обнаружен в 1940 году Карлом Ландштейнером и Александром Винером у макаки-резус. Около 85 % европейцев (99 % индейцев и азиатов) имеют резус-фактор и соответственно являются резус-положительными. Остальные же 15 % (7 % у африканцев), у которых его нет, — резус-отрицательный. Известно, что резус-фактор — это сложная система, включающая более 40 антигенов, обозначаемых цифрами, буквами и символами. Чаще всего встречаются резус-антигены типа D (85 %), С (70 %), Е (30 %), е (80 %) — они же и обладают наиболее выраженной антигенностью. Система резус не имеет в норме одноименных агглютининов, но они могут появиться, если резус-отрицательному человеку перелить резус-положительную кровь.
Слайд 7.
Резус-фактор играет важную роль в формировании так называемой гемолитической желтухи новорожденных, вызываемой вследствие резус-конфликта иммунизованной матери и эритроцитов плода. Фрагменты эритроцитов плода могут проникать в кровеносную систему матери и вызывать у нее образование антител, которые могут разрушать эритроциты плода. В результате резус-конфликта может произойти отторжение плода.
Слайд 8.
Теория совместимости групп крови AB0 возникла на заре переливания крови, во время Второй Мировой войны, в условиях катастрофической нехватки донорской крови. Доноры и реципиенты крови должны иметь «совместимые» группы крови.
В середине XX века предполагалось, что кровь группы 0(I)Rh− совместима с любыми другими группами. Люди с группой 0(I)Rh− считались «универсальными донорами», и их кровь могла быть перелита любому нуждающемуся. В настоящее время подобные гемотрансфузии считаются допустимыми в безвыходных ситуациях, но не более 500 мл.
Слайд 9.
Определение группы крови по системе AB0
В клинической практике определяют группы крови с помощью готовых антител. При этом эритроциты испытуемого смешивают на тарелке или белой пластинке с каплей стандартных антител ( анти-А и анти-B, а при нечеткой агглютинации и при AB(IV) группе исследуемой крови добавляют для контроля каплю изотонического раствора. Результат реакции оценивают через три минуты.
Агглютинация- склеивание эритроцитов.
Изотонические растворы- растворы с одинаковой концентрацией.
если реакция агглютинации наступила только с анти-А , то исследуемая кровь относится к группе А(II);
если реакция агглютинации наступила только с анти-B , то исследуемая кровь относится к группе B(III);
если реакция агглютинации не наступила с анти-А и с анти-B , то исследуемая кровь относится к группе 0(I);
если реакция агглютинации наступила и с анти-А и с анти-B , и ее нет в контрольной капле с изотоническим раствором, то исследуемая кровь относится к группе AB(IV).
Слайд 10.
Связь групп крови и показателей здоровья. В ряде случаев была выявлена взаимосвязь между группой крови и риском развития некоторых заболеваний (предрасположенность).
l 1группа: язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, гипертоническая болезнь, гемофилия, чаще болеют гриппом А
l 2группа: предрасположенность к гастриту , кариес зубов, ишемическая болезнь, порок сердца, острый лейкоз
l 3группа: предрасположенность к опухолям толстой кишки, кариес зубов, устойчивы к инфаркту, неврозы
l 4группа: устойчивы к язвенным болезням, повышение холестерина и развитие атеросклероза, неврозы и психозы
Слайд 11. Группа крови и характер (типология личности). Есть предположение ,что каждой группе крови соответствует определенный тип личности.
Група крови 0 (I).Энергичны, общительны, крепкое здоровье, сильная воля. Стремление к лидерству.
Суетливы, амбициозны.
Группа крови A (II).Старательны и обязательны. Любят гармонию и порядок. Их недостаток - упрямство.
Група крови B (III).Деликатные, впечатлительные, спокойные. Повышенные требования к самим себе и к окружающим. Индивидуалисты. Легко ко всему адаптируются. Властные и творческие личности.
Группа крови AB (IV).Эмоции и чувства берут верх над здравым смыслом и расчётом. Они мыслители. С трудом принимают решения. Уравновешены, но иногда бывают резки. Больше всего конфликтуют сами с собой.
Слайд 12. Наследование групп крови AB0. Приложение 2.
В наследовании групп крови есть несколько очевидных закономерностей:
1. Если хоть у одного родителя группа крови I(0), в таком браке не может родиться ребёнок с IV(AB) группой крови, вне зависимости от группы второго родителя.
2. Если у обоих родителей I группа крови, то у их детей может быть только I группа.
3. Если у обоих родителей II группа крови, то у их детей может быть только II или I группа.
4. Если у обоих родителей III группа крови, то у их детей может быть только III или I группа.
5. Если хоть у одного родителя группа крови IV(AB), в таком браке не может родиться ребёнок с I(0) группой крови, вне зависимости от группы второго родителя.
6. Наиболее непредсказуемо наследование ребенком группы крови при союзе родителей со II и III группами. Их дети могут иметь любую из четырёх групп крови.
Если у одного из родителей первая группа крови, у ребенка не может быть четвертой. И наоборот - если у одного из родителей четвертая, у ребенка не может быть первой.
Практикум по решению задач.Приложение 3.
Слайд 13.
Было у фермера два сына..
У фермера было два сына. Первый родился, когда фермер был еще молод. Первенец вырос красивым сильным юношей, которым отец очень гордился. Второй мальчик, родившийся намного позже, рос болезненным ребенком. Соседи сплетничали о том, что второй мальчик не его сын и убеждали фермера подать в суд для установления отцовства. Основанием по мнению "добродетелей" был тот факт, что фермер, являясь отцом такого складного юноши, каким был его первый сын, не мог быть отцом такого болезненного и слабого мальчика как второй. К тому же группы крови отца и первого сына совпадали, а вот второй мальчик имел группу крови отличную и от отца и от матери.
Группы крови в семье были следующие:
фермер - AB
мать - 00
первый сын - АВ
второй сын – В0
Учитель естествознания сельской школы, посмотрев на данные групп крови, лукаво улыбнулся и... отсоветовал фермеру подавать в суд. Почему он так поступил и можно ли на основании этих данных считать, что оба юноши являются сыновьями этого фермера? Свой ответ обосновать, назвав генотипы всех членов этой семьи.
Слайд 14.
Переполох в родильном доме.
В родильном доме в одну ночь почти одновременно родилось четыре младенца. Принимала роды одна акушерка, а чем занимался остальной медперсонал науке неизвестно. Но как бы там ни было, все роды прошли хорошо, и всё было бы ничего, да уставшая акушерка забыла надеть бирки на малышей. Малышей унесли, но вот когда пришло время кормления дело начало принимать скандальный оборот. Какой маме и какого новорожденного нести? Младенцы обладают группами крови 0, А, В, АВ.
Группы крови родительских пар:
Первая пара - 0 и 0
Вторая пара - АВ и 0
Третья пара - А и В
Четвертая пара - В и В
Четырех младенцев можно с полной достоверностью распределить по родительским парам. Помогите акушерке развесить бирочки.
Каковы генотипы всех родителей и детей?
Слайд 15.
В родильном доме перепутали двух мальчиков (назовем их условно «X» и «Y»). Родители первого имеют I и IV группы крови, родители второго – I и III группы крови. Анализ показал, что у «Y» – I, а у «X» – II группа крови. Определите, кто чей сын?
Рефлексия.
Поднимите руки те,
– кому понравился сегодняшний урок.
– кто узнал что-то новое
– кто считает, что ему необходимо еще раз повторить материал.