Официальный сайт toppromotion 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Тайны крови»

Фото пользователя Ирина Анатольевна Демина
Submitted by Ирина Анатольевна Демина on чт, 26/05/2011 - 15:48
Данные об авторе
Автор(ы): 
Демина И.А. Пахмутова Т. Е.
Место работы, должность: 
учитель биологии МОУ«СОШ № 19 г. Йошкар - Олы с углубленным изучением отдельных предметов, учитель биологии МОУ «СОШ № 1 г. Йошкар – Олы»
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Биология
Предмет(ы): 
Экология
Цель урока: 

дать понятие о группах крови человека и причинах групповых различий, о наследовании групп крови у человека

Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Используемые учебники и учебные пособия: 

1. Драгомилов, А. Г., Маш, Р. Д. Биология. 8 кл. - М: Вентана-Граф, 2006.

2.Общая биология:  X-XIкл. /Под ред. академ. Д.К.Беляева, проф. Н.О.Рувинского. – М., 1992г.

 

Используемая методическая литература: 

1.Немп П., Армс К. Введение в биологию. – М., 1988г.

2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т.1-3. М: Мир, 1996.

3.zebrwww.missfit.ru

4.narod.ru

5.festival.1september.ru

6.www.licey.net

7.ru.wikipedia.org

Используемое оборудование: 

презентация, компьютер, проектор, индивидуальные листы, раздаточные карточки с задачами на наследование групп крови.

Используемые ЦОР: 

компьютер,роектор

Краткое описание: 
Речь на уроке пойдёт об удивительной ткани человеческого организма, которую с полной уверенностью можно назвать «рекой жизни». Вы конечно догадались, что речь пойдет о крови.

Цель: дать понятие о группах крови человека и причинах групповых различий, о наследовании групп крови у человека

Задачи:

Образовательные:

-познакомить учащихся с понятием множественного аллелизма на примере групп наследования крови и принципом решения задач на множественный  аллелизм;

-расширить знания учащихся о группах крови человека о Rh-факторе, 

резус –конфликт

-формирование навыков и умений по решению генетических задач наследование группы крови.

Воспитательные:

-формирование гуманного отношения к больным людям;

-пропагандирование донорства как гуманной акции спасения жизни людей.

Развивающие:

-развитие коммуникативных способностей через посредство работы в малых группах.

-развитие интереса к предмету через получение новых знаний , умения решения генетических задач, через работу с научно-популярной литературой.

Оборудование:

презентация, компьютер, проектор, индивидуальные листы, раздаточные карточки с задачами на наследование групп крови.

Межпредметные связи: биология, гигиена, генетика, химия, медицина, информатика.
                                        ХОД УРОКА

Слайд 1.

 О генетике говорят, что она имеет славное прошлое, увлекательное настоящее и обещает захватывающее будущее.

1.Оргмомент.

Учитель.Здравствуйте, ребята. Мы рады видеть вас, и надеемся, что наш урок он будет плодотворным и принесёт вам новые открытия.

2.Актуализация знаний. Речь сегодня пойдёт об удивительной ткани человеческого организма, которую с полной уверенностью можно назвать  «рекой жизни». Вы конечно догадались, что речь пойдет о крови.

Учитель.  Давайте вспомним, какие функции в организме выполняет кровь

Учащиеся.Функции крови (значение):

•         дыхательная— переносит кислород от легких к  тканям и углекислый газ от тканей к легким;

•         питательная— доставляет пищевые вещества к клеткам;

•         выделительная— выносит ненужные продукты обмена веществ;

•         терморегуляторная— регулирует температуру тела;

•         защитная— вырабатывает вещества, необходимые для борьбы с микроорганизмами;

•         гуморальная— связывает собой различные органы и системы, перенося вещества, которые в них образуются.

Учитель. Проблемный вопрос. А знаете ли вы, что по крови можно установить родство человека? Говоря о теме родства человека, следует сказать о группах крови.

Соцопрос

Знают свою группу крови …

Не знают свою группу крови…     

Знают группу крови своих родителей…

 

Анализ соцопроса (подводится тут же, можно записать на доске)

3. Изучение материала

Рассказ учителя.

Слайд 2.

l     Гру́ппа кро́ви — описание индивидуальных антигенных характеристик эритроцитов, определяемое с помощью методов идентификации специфических групп углеводов и белков, включённых в мембраны эритроцитов животных.

 

Слайд 3.

l      Агглютиногены (изоантигены)особые белковые вещества, содержащиеся в эриторицитах крови (А и В)

l     Агглютинины (групповые антитела) – особые белковые вещества, содержащиеся в плазме крови ( альфа и бета)

l     Агглютинины обладают способностью склеивать агглютиногены.

     (альфа склеивает только агглютиноген А, а агглютинин бетта – только агглютиноген В. )

Слайд 4.

Биохимические основы определения групп крови, является наличие  

агглютиногенов (изоантигенов)  в эриторицитах крови (А и В) и

агглютининов в плазме крови ( альфа и бета). Существует несколько классификаций групп крови.  В мембране эритроцитов человека содержится более 300 различных антигеннов  , молекулярное строение которых закодировано соответствующими генными аллелями хромосомных локусов. Количество таких аллелей и локусов в настоящее время точно не установлено.

Ген- участок молекулы ДНК, несущий определенную информацию о строении белка.

Локус- месторасположение гена в хромосоме.

Аллели- альтернативные формы одного и тогоже гена , определяющие альтернативные признаки.

Доминантный признак-  главный признак, проявляется в первом поколении.

Рецессивный признак- подавляемый признак.

Термин «группа крови» характеризует системы эритроцитарных антигенов, контролируемых определенными локусами, содержащими различное число аллельных генов, таких, например, как A, B и 0 в системе AB0.  

 Локус  гена контролируемого группу крови обозначают буквой I(от слова «изогемагглютиноген»), а три его аллеля буквами А, В и  О. Аллели А и Вдоминантны в одинаковой степени, а-аллель Орецессивен по отношению к ним обоим. 

Приложение 1.

Группа                                 Генотип

I (0)                                         j0j0

II (A)                                 JAJA, JAJ0

III (B)                                JBJB, JBJ0

IV(AB)                              JAJB.

 

Слайд 5.

Две важнейшие классификации группы крови человека — это система AB0 и резус-система.

В плазме крови человека могут содержаться агглютинины α и β, в эритроцитах — агглютиногены A и B, причём из белков A и α содержится один и только один, то же самое — для белков B и β.

Таким образом, существует четыре допустимых комбинации; то, какая из них характерна для данного человека, определяет его группу крови:

  • α и β: первая (0)
  • A и β: вторая (A)
  • α и B: третья (B)
  • A и B: четвёртая (AB)

Слайд 6.

Система Rh (резус-система)

Резус-фактор — это антиген (белок), который находится на поверхности эритроцитов.   Он обнаружен в 1940 году Карлом Ландштейнером и Александром Винером у макаки-резус. Около 85 % европейцев (99 % индейцев и азиатов) имеют резус-фактор и соответственно являются резус-положительными. Остальные же 15 % (7 % у африканцев), у которых его нет, — резус-отрицательный. Известно, что резус-фактор — это сложная система, включающая более 40 антигенов, обозначаемых цифрами, буквами и символами. Чаще всего встречаются резус-антигены типа D (85 %), С (70 %), Е (30 %), е (80 %) — они же и обладают наиболее выраженной антигенностью. Система резус не имеет в норме одноименных аг­глютининов, но они могут появиться, если резус-отрицательному человеку перелить резус-положительную кровь.

Слайд 7.

Резус-фактор играет важную роль в формировании так называемой гемолитической желтухи новорожденных, вызываемой вследствие резус-конфликта иммунизованной матери и эритроцитов плода. Фрагменты эритроцитов плода могут проникать в кровеносную систему матери и вызывать у нее образование антител, которые могут разрушать эритроциты плода. В результате резус-конфликта может произойти отторжение плода.

Слайд 8.

Теория совместимости групп крови AB0 возникла на заре переливания крови, во время Второй Мировой войны, в условиях катастрофической нехватки донорской крови. Доноры и реципиенты крови должны иметь «совместимые» группы крови.  

В середине XX века предполагалось, что кровь группы 0(I)Rh− совместима с любыми другими группами. Люди с группой 0(I)Rh− считались «универсальными донорами», и их кровь могла быть перелита любому нуждающемуся. В настоящее время подобные гемотрансфузии считаются допустимыми в безвыходных ситуациях, но не более 500 мл.

 Слайд 9.

Определение группы крови по системе AB0

В клинической практике определяют группы крови с помощью готовых    антител. При этом эритроциты испытуемого смешивают на тарелке или белой пластинке с каплей стандартных   антител (  анти-А и   анти-B, а при нечеткой агглютинации и при AB(IV) группе исследуемой крови добавляют для контроля каплю изотонического раствора.   Результат реакции оценивают через три минуты.

Агглютинация- склеивание эритроцитов.  

Изотонические растворы- растворы с одинаковой концентрацией.                                                                               

  • если реакция агглютинации наступила только с анти-А  , то исследуемая кровь относится к группе А(II);
  • если реакция агглютинации наступила только с анти-B  , то исследуемая кровь относится к группе B(III);
  • если реакция агглютинации не наступила с анти-А и с анти-B  , то исследуемая кровь относится к группе 0(I);
  • если реакция агглютинации наступила и с анти-А и с анти-B  , и ее нет в контрольной капле с изотоническим раствором, то исследуемая кровь относится к группе AB(IV).

Слайд 10.

Связь групп крови и показателей здоровья.  В ряде случаев была выявлена взаимосвязь между группой крови и риском развития некоторых заболеваний (предрасположенность).

l     1группа: язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, гипертоническая болезнь, гемофилия, чаще болеют гриппом А

l     2группа: предрасположенность к гастриту , кариес зубов, ишемическая болезнь, порок сердца, острый лейкоз

l     3группа: предрасположенность к опухолям толстой кишки, кариес зубов, устойчивы к инфаркту, неврозы

l     4группа: устойчивы к язвенным болезням, повышение холестерина и развитие атеросклероза, неврозы и психозы

Слайд 11. Группа крови и характер (типология личности). Есть предположение ,что каждой группе крови соответствует определенный тип личности.

Група крови 0 (I).Энергичны, общительны, крепкое здоровье, сильная воля. Стремление к лидерству.
Суетливы, амбициозны.

Группа крови A (II).Старательны и обязательны. Любят гармонию и порядок. Их недостаток - упрямство.

Група крови B (III).Деликатные, впечатлительные, спокойные. Повышенные требования к самим себе и к окружающим. Индивидуалисты. Легко ко всему адаптируются. Властные и творческие личности.

Группа крови AB (IV).Эмоции и чувства берут верх над здравым смыслом и расчётом. Они мыслители. С трудом принимают решения. Уравновешены, но иногда бывают резки. Больше всего конфликтуют сами с собой.

Слайд 12. Наследование групп крови AB0. Приложение 2.

В наследовании групп крови есть несколько очевидных закономерностей:

1.     Если хоть у одного родителя группа крови I(0), в таком браке не может родиться ребёнок с IV(AB) группой крови, вне зависимости от группы второго родителя.

2.     Если у обоих родителей I группа крови, то у их детей может быть только I группа.

3.     Если у обоих родителей II группа крови, то у их детей может быть только II или I группа.

4.     Если у обоих родителей III группа крови, то у их детей может быть только III или I группа.

5.     Если хоть у одного родителя группа крови IV(AB), в таком браке не может родиться ребёнок с I(0) группой крови, вне зависимости от группы второго родителя.

6.     Наиболее непредсказуемо наследование ребенком группы крови при союзе родителей со II и III группами. Их дети могут иметь любую из четырёх групп крови.

 

Если у одного из родителей первая группа крови, у ребенка не может быть четвертой. И наоборот - если у одного из родителей четвертая, у ребенка не может быть первой.

 

Практикум по решению задач. Приложение 3.

Слайд 13.

Было у фермера два сына..

У фермера было два сына. Первый родился, когда фермер был еще молод. Первенец вырос красивым сильным юношей, которым отец очень гордился. Второй мальчик, родившийся намного позже, рос болезненным ребенком. Соседи сплетничали о том, что второй мальчик не его сын и убеждали фермера подать в суд для установления отцовства. Основанием по мнению "добродетелей" был тот факт, что фермер, являясь отцом такого складного юноши, каким был его первый сын, не мог быть отцом такого болезненного и слабого мальчика как второй. К тому же группы крови отца и первого сына совпадали, а вот второй мальчик имел группу крови отличную и от отца и от матери.

Группы крови в семье были следующие:

фермер - AB

мать - 00

первый сын - АВ

второй сын – В0

Учитель естествознания сельской школы, посмотрев на данные групп крови, лукаво улыбнулся и... отсоветовал фермеру подавать в суд. Почему он так поступил и можно ли на основании этих данных считать, что оба юноши являются сыновьями этого фермера? Свой ответ обосновать, назвав генотипы всех членов этой семьи.

Слайд 14.

 Переполох в родильном доме.

В родильном доме в одну ночь почти одновременно родилось четыре младенца. Принимала роды одна акушерка, а чем занимался остальной медперсонал науке неизвестно. Но как бы там ни было, все роды прошли хорошо, и всё было бы ничего, да уставшая акушерка забыла надеть бирки на малышей. Малышей унесли, но вот когда пришло время кормления дело начало принимать скандальный оборот. Какой маме и какого новорожденного нести? Младенцы обладают группами крови 0, А, В, АВ.

Группы крови родительских пар:

Первая пара - 0 и 0

Вторая пара - АВ и 0

Третья пара - А и В

Четвертая пара - В и В

Четырех младенцев можно с полной достоверностью распределить по родительским парам. Помогите акушерке развесить бирочки.

Каковы генотипы всех родителей и детей?

Слайд 15.

 В родильном доме перепутали двух мальчиков (назовем их условно «X» и «Y»). Родители первого имеют I и IV группы крови, родители второго – I и III группы крови. Анализ показал, что у «Y» – I, а у «X» – II группа крови. Определите, кто чей сын?

Рефлексия.

Поднимите руки те,
– кому понравился сегодняшний урок.
– кто узнал что-то новое
– кто считает, что ему необходимо еще раз повторить материал.

Итоги урока.

 

Прикрепленный файл Size
Презентация Microsoft PowerPoint.ppt 2.16 MB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   
Биоэкологи

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн