Вы не зарегистрированы

Авторизация



Репродуктивное здоровье (факультативный курс "Этика и психолоия семейной жизни")

Фото пользователя Любовь Александровна Гракова
Submitted by Любовь Александровна Гракова on Fri, 27/05/2011 - 10:04
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гракова Любовь Александровна
Место работы, должность: 
МОУ "Пироговская средняя общеобразовательная школа", Каменский ГО, заместитель директора по воспитательной работе
Регион: 
Свердловская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Спецпредмет
Цель урока: 

1. Рассмотреть понятие «репродуктивное здоровье» и проблемы его сохранения.
2. Показать личностную и общественно – политическую значимость репродуктивного здоровья.
3. Работать над развитием  коммуникативных навыков.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
15
Используемая методическая литература: 

 

1. Исупова О.Г. Социальный смысл материнства в современной России («Ваш ребенок нужен только Вам») //Социс. - 2000. - № 11

2. Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики. М.: Наука, 1989

. 3. Меренков А.В., Рыбцова Л.Л., Грач В.А.  Семейное воспитание: кризис и пути его преодоления. Ек., 1997

Используемое оборудование: 

 1. ПК

2. Мультимедийный проектор

Используемые ЦОР: 

 Презентация к уроку

Краткое описание: 
Репродуктивное здоровье – это не только личностно-значимая категория, но и общественно – политическая. Семья, как важнейшая система общества, находится в кризисе. На протяжении последних 15 лет она не справляется со своими функциями, прежде всего с репродуктивной, обеспечивающей биологическое и социальное воспроизводство населения.На уроке рассматриваются проблемы и факторы репродуктивного здоровья.

 

Урок факультативного курса

«Этика и психология семейной жизни», 11 класс

 

Тема:  Репродуктивное здоровье.

Цель:

            1. Рассмотреть понятие «репродуктивное здоровье» и проблемы его сохранения.
             2. Показать личностную и общественно – политическую значимость репродуктивного здоровья.
             3. Развивать коммуникативные навыки.

Эпиграф: «Каждый имеет право быть хорошо рожденным». (Неизвестный автор)

Оборудование:ПК, мультимедийный проектор, шары, карточки.

 

Ход урока

 

 Приветствие. Тема урока.

1. Совместное формулирование цели урока.

2. Опорные точки урока:

   - Целеполагание. Обоснование актуальности темы урока.
   -  Понятие «репродуктивное здоровье».
   - Общественно – политическое значение репродуктивного здоровья населения.
   - Проблемы охраны репродуктивного здоровья.
   - Факторы репродуктивного здоровья.
   -  Подведение итогов. Самооценка. Рефлексия.

       3. Эпиграф: «Каждый имеет право быть хорошо рожденным». (Неизвестный автор)

     Как вы понимаете эти слова?

       4. Актуальность темы урока    . Думаю, вы со мной согласитесь: тема занятия актуальна для каждого из вас, ведь вы стоите на пороге взрослой жизни и уже через 2-3 года, возможно, станете родителями. И именно от вас зависит, какой будет ваша семья, какими родятся ваши дети.

        5. Понятие «репродуктивное здоровье».

Давайте попытаемся сформулировать понятие «репродуктивное здоровье». (Ответы учащихся).

По определению ВОЗ, репродуктивное здоровье (РЗ) - это способность людей к зачатию и рождению детей, возможность сексуальных отношений без угрозы заболеваний, передающихся половым путем, гарантия безопасности беременности и родов, выживание ребенка, благополучие матери и возможность планирования последующих беременностей, в том числе предупреждения нежелательной.

Ключевые показатели РЗ: младенческая и материнская смертность, количество абортов, частота применения контрацептивов.

         6. Общественно – политическое значение репродуктивного здоровья населения.    

          РЗ – это не только личностно-значимая категория, но и общественно – политическая. Семья, как важнейшая система общества, находится в кризисе. На протяжении последних 15 лет она не справляется со своими функциями, прежде всего с репродуктивной, обеспечивающей биологическое и социальное воспроизводство населения.

           Это подтверждают статистические данные, с которыми вас познакомят Катя и Альфия.

Статистические данные. Вопросы.

Численность потенциальных матерей (особенно в возрастной группе - 20-25 лет) за последние 10 лет сократилась на 15 процентов. Начиная с середины 1990-х годов, число ожидаемых детей не превышает 1 ребенка. Драматичность ситуации отражена в подсчетах демографов о 12 млн. не родившихся в России детей за эти годы. Еще драматичнее перспективная оценка этой цифры. Она - предвестник резкого сокращения численности россиян уже в ближайшие годы.

7.Проблемы охраны репродуктивного здоровья.

Каковы причины сложившейся ситуации?

 - Раннее начало половой жизни. Акселерация. Психосекоуальная зрелость – это не только физиологическая способность к интимным отношениям, но прежде всего зрелость сексуальных мотивов и сформированность чувства ответственности.  Без них половое общение не только неполноценно, но и опасно.

- Рискованное половое поведение. Нежелательная беременность, венерические заболевания, СПИД, разочарование в жизни, трудности со вступлением в брак.

-Аборт. Бесплодие, невынашивание последующих беременностей, гинекологические заболевания, риск для здоровья, а порой и для жизни.

- Рост числа разводов. Неверность, пьянство, конфликтность внутрисемейных отношений, отсутствие гармонии в браке, материально-бытовые проблемы, необдуманное вступление в брак.

- Ухудшение психического и физического здоровья населения. Экология, вредные привычки, стрессы, отсутствие мотивации на ЗОЖ.

8. Психотехническое упражнение Внутренний луч. Музыка. Это упражнение направлено на снятие  утомления и внутренних «зажимов», на обретение внутренней стабильности. От выполнения упражнения важно получать внутреннее удовольствие,

Займите удобную позу. Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз, освещая изнутри теплым, ровным и расслабляющим светом все части лица, шею, плечи, руки и т. д. По мере движения луча исчезает напряжение в области затылка, разглаживаются мышцы лица,  опускаются плечи. «Внутренний луч» как бы формирует новую внешность спокойного человека, довольного собой и своей жизнью.

9. Игра «Дискуссионные качели». Суть игры – имитация раскачивающихся качелей. Две группы поочередными толчками приводят в движение качели. Вопрос для обсуждения: нужно ли запретить аборты? Одна группа доказывает, что аборты нужно запретить, другая – выдвигает противоположные аргументы. Минута на размышление. Дискуссия. Вывод: аборты запретить нельзя, но нужно заниматься пропагандой контрацептивных средств и планированием семьи.

10.Данные опроса. Каково же отношение наших старшеклассников к вопросам половой морали, рождению детей? Опрос проводили Алена, Дима и Алена.  Вопросы.

11.Факторы репродуктивного здоровья. Что нужно сделать для сохранения собственного репродуктивного здоровья?  Слепая схема.

12. Понятие «планирование семьи».Планирование семьи – это совокупность социально-экономических, правовых, медицинских, педагогических мероприятий, направленных на рождение желанных детей, воспитание в обществе культуры осознанного родительства, достижение гармонии в браке, поддержание репродуктивного здоровья населения.

Право планировать свою семью, т.е. выбирать количество детей, время их рождения, избегать ненужных тревог и волнений - это право каждого человека, провозглашенное ООН.

Демографическое благополучие общества может обеспечить только молодая семья. Среднее число детей, рожденных женщиной за весь детородный период  - 1,7-1,8. для простого воспроизводства необходимо в каждой семье иметь 3 ребенка. Актуальное репродуктивное поведение – это ориентация семей на рождение трех детей.

13.Игра с шарами «Выбор».

14.Итог урока.

15. Самооценка. Рефлексия.