Официальный сайт ruskorinfo 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Сценарий урока-праздника на тему:"Кружевная сказка"

Submitted by Ирина Николаевна Малашенко on Fri, 27/05/2011 - 18:56
Данные об авторе
Автор(ы): 
Малашенко Ирина Николаевна и Пухова Любовь Алексеевна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ № 23 города Ковров Владимирской области, учитель технологии и учитель музыки
Регион: 
Владимирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Технология
Цель урока: 

Цель занятия: создание условий для формирования мировоззрения учащихся через познание народного творчества, изучение обычаев, обрядов, традиций, знакомство с историей вязания крючком и его разнообразием. 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

1.      Кружево.Ru - История и направления

www.kruzhevo.ru/history/

2.       История вязания :: Это интересно

             www.knitsi.ru/interest/inter_10.php

3.       Вязание крючком. Основные приемы вязания крючком. История...

           www.club-rukodelie.com/hook.html

  1. Вязаниекрючком: кружева. Burda special.

                   www.mirknig.com

  1. Какие бывают приемы вязания крючком?

                   www.letswoman.ru

  1. Из истории вязания крючком. Подбор материала и...

                      fio.ifmo.ru

  7.   История вязания - вязание история крючок нитки

      www.myjane.ru›Статьи для женщин›text/?id…

8.   Народные песни и частушки из сборников 

Используемое оборудование: 

интерактивное оборудование, материалы и инструменты для вязания, работы учащихся, фортепиано, народные костюмы, музейная комната в народном оформлении , мини фильмы.

Краткое описание: 
В основу занятия положено погружение в историю возникновения вязания кружев и народные традиции в развитии и распространении знаний и навыков такого рукоделия как вязание крючком. Для наглядного изучения темы разработаны учебные мини-фильмы сопровождения рассказа, по различным видам кружева. Процесс изучения нового материала тесно связан с творческими способностями учащихся к театрализованным постановкам. Процесс обучение построен как передача информации учащимися, изучавшими это раздел технологии в прошлом учебном году. В качестве пособий используются работы учениц прошлых лет, оформленные в виде мини-фильма и выставки. Занятия в такой форме, вызывают неизменный интерес у учащихся, способствуют интеграции знаний умений и навыков различных областей учебной деятельности.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 23 г. Ковров

 

Малашенко Ирина Николаевна - учитель технологии

Пухова Любовь Алексеевна – учитель музыки

 

Интегрированный урок

 «Кружевная сказка»

для 7-го класса

 

 

Тема: «Кружевная сказка»

Цель: создание условий для формирования мировоззрения учащихся через познание народного творчества, изучение обычаев, обрядов, традиций, знакомство с историей вязания крючком и его разнообразием.

Методы: литературно-музыкальная композиция, рассказ, просмотр фильмов, практическая деятельность, игра.

Средства: интерактивное оборудование, материалы и инструменты для вязания, работы учащихся, фортепиано, народные костюмы, музейная комната в народном оформлении.

 

ВВОДНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Ребята, сегодня мы собрались на не совсем обычный урок цель его познакомить вас с обычаями и обрядами в нашей русской культуре, а также изучить историю возникновения кружев и вязания крючком. В процессе урока вам нужно быть внимательными и постараться ответь на предложенные вам вопросы (раздаточный материал). Вы можете просто запоминать или записывать ответы, которые прозвучат в процессе действия, которое будет развиваться перед вами. Прочитайте внимательно вопросы, и мы начинаем….

Вопросы на карточках:

  1. Когда появилось вязание крючком?
  2.  Кто первым овладел этим рукоделием?
  3. Какой инструмент сделал возможным изготовление кружев в 10 раз быстрее?
  4. Каким образом крючки отличаются друг от друга?
  5. Посмотрите на работы ребят и скажите, когда вязание будет ажурным, легким и воздушным?
  6. Что можно сделать, чтобы вязаное изделие держало форму?
  7. Какими инструментами можно создать кружево?
  8. В каком веке кружевные изделия завоевали Европу? Когда их стали изготавливать крючком?
  9. Где и когда в России стали использовать кружева? Когда их стали использовать повсеместно?

СЦЕНАРИЙ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ТЕХНОЛОГИИ И МУЗЫКИ

(Действие происходит в музейной комнате с интерьером в народном стиле. Участники представления сидят на лавках в народных костюмах и обвязывают платочки кружевом с использованием крючков)

Хозяин: Добрый день гости званые!

Хозяйка: Гости званые и желанные!

Вместе: Милости просим!

Хозяин: Приглашаем мы всех Вас сегодня в «русскую избу»

Хозяйка: Вы узнаете, чем занимались долгими зимними вечерами ваши сверстники лет 100 назад.

Хозяин: В ту пору и стар и млад, умели хорошо трудиться и хорошо отдыхать.

Хозяйка: Давайте вместе вспомним пословицу: «Сделал дело - …гуляй смело!»

Хозяин: Вечерами женщины, девушки и девочки, собирались у кого-нибудь в избе, пряли, вязали, друг друга обучали и при этом пели русские народные песни. С песней работа спорится.

Хозяйка: Давайте заглянем в одну такую избу…

(вокруг стола с инструментами садятся дети для обвязки края салфеток)

Хозяин: Здесь и красные девицы

Хозяйка: Добры молодцы кругом

Вместе: Все уселись за столом.

Хозяин: Занимаются вязаньем очень древним мастерством.

Хозяйка: Но какая, же работа без песни?

Дев1:    Что-то грустно

Дев2:   Пора песню спивать, себя да других порадовать.

(поют песню « Дуня - тонкопряха»)

1.Пряла наша Дуня

Ни тонко, ни толсто

ПР:

Ай, Дуня, Дуня, Дуня,

Дуня – тонкопряха

2. Потоньше полена,

 потоньше оглобли

ПР

3.Стала наша Дуня

На городе ткати

Пр

4. На городе ткала,

Колом прибивала

ПР

5. Стала наша Дуня

Холстик свой белити

Пр

6. В речку опускала,

Речку осушала

Пр

7. Из речки тащила,

Берег своротила

Пр

Хозяин: Хорошо поёте, а мы вам сейчас сказку сказывать будем.

Хозяйка: А вы нам помогать будете эту сказку рассказывать.

Хозяин: Сказка эта необычная, созданная не с помощью слов, а с помощью маленького инструмента, который называется – крючок и клубка ниток.

Дев 3:    Раньше крючок изготавливали из прямой палочки, но она очень быстро ломалась (в руках тонкая палочка, которую она легко ломает)

Дев 4:    Затем люди придумали его изготавливать из кости животного с маленькой зазубриной.

Дев 5:  Когда люди научились изготавливать металл, крючки стали делать металлическими, а впоследствии ещё и пластмассовыми.

Дев 6:    На конце крючка, находится головка с бродкой, по её размеру определяют номер крючка

Дев 7: Если вязать толстым крючком тонкие нити, то вязание получиться ажурное, настоящее кружевное.

(демонстрация разнообразных крючков)

Хозяйка: Сказка эта могла родиться только зимой, ведь она напоминает нам о морозе, разрисовавшем окна, о белых снежинках, о метелице.

Хозяин: Ну, что ж, начнем, пожалуй.

(показ фильма «Европейское вязание»)

Дев 1: Да, от этих вот узоров отвести не сможешь взоры

Дев 2: Конечно на душе от этих узоров радость необыкновенная, а ноги сами в пляс просятся.

Дев 3: Ходи, ходи хоровод, весели честной народ.

(Хоровод  с вязаными шалями с исполнением песни «Как по травкам»)

1.  Как по травкам, по муравкам

Пр:

Ладу/ 4 раза

Ой, да по муравкам

2. Там девчонки танцевали

ПР: Ладу/ 4 раза

 Ой, да танцевали

3. Танцевали, приустали

ПР: Ладу/ 4раза

Ой, да приустали

4. Молодец – гусляр играет

ПР: Ладу/ 4 раза

Молодец играет

6. Да девчонок потешает

ПР:

Ладу/ 4 раза

Ой, да потешает

7. Как по травкам по муравкам

ПР: Ладу /4 раза

Ой, да по муравкам

Хозяйка: Теперь-то вы поняли, что сказка наша называется кружевной.

Хозяин: А донесли её до нас волшебные руки мастериц и рукодельниц

Дев 1: А когда люди научились творить эту сказку?

Дев 2: Самое древнее изделие нашли при раскопках пирамид, значит, много лет до нашей эры оно уже существовало.

Дев 3: В 15 веке кружевные изделия завоевали Европу. Самыми первыми кружевницами были женщины, а вязальщиками были мужчины, женщины не знали секретов вязания крючком.

Дев 4: Лучшие художники создавали узоры для кружевных воротничков, манжет, платьев и шляп.

Дев 5: А в деревнях рукодельницы сами придумывали узор, похожий на вышивку или изделия природы, такие как снежинки.

Дев 6: Чтобы вязаное изделие держало форму, по контуру вплетали конский волос или сильно крахмалили его. Для этого использовали крахмал или сахар. Позволить себе такое могли только богатые люди.

Дев 8: По кружевам буквально сходили с ума! На них разорялись!

Дев 9:  За них садились в долговую тюрьму и даже отрубали головы!

Дев 10: Испанский король в 17 веке запретил своим подданным носить кружева

Дев 11: А в Англии издали специальный декрет: кому, какие кружева можно носить.

Дев12: А самые тонкие, легкие, изящные кружева производила страна Фландрия.

А как вы думаете, почему кружева были такие дорогие? Потому, что их изготавливали вручную, каждое изделие содержало в себе тепло человеческих рук.

Дев1: До тех пор пока кружева изготавливали иглой или на коклюшках, процесс изготовления был очень долгим, а когда их стали вязать крючком, то скорость изготовления  увеличилась в 10 раз. Этот способ был разработан в Ирландии в 19 веке.

(показ фильма разнообразных изделий с кружевом под музыку в сопровождении стихотворения)

Дев 2: Кружева в стрекозиных крыльях

           И в летящих сквозных облаках

Дев 3: В паутине воздушной лесной,

            И в небесной тени вырезной

Дев 4: Кружит лист кружевной надо мной

            Заплелась кружевами трава

Все:     Кружева, кружева, кружева

Хозяйка: Вечер наш в самом разгаре, наверное, мастера устали. Давайте – ка песню споём.

Хозяин: Ведь хороша сказка складом, а песня – ладом!

Дев 13: Да, там где песня льётся, там легче живётся

Дев 14: Запевай-ка песню звонкую.

Дев 15:  Песню шуточную прибауточную

(Поют песню «Тётушка – деленка»)

1. Тётушка - деленка

Вот какая рукодельница: топором сено кашивала.

В рукавицах воду нашивала

Собирала в речке ягоды-грибы

На корыте выезжала из избы

2. Тётушка – деленка

Вот какая рукоделенка:

Во лужку рыбку лавливала,

Во речке картошку саживала,

Шила платье из травы-лебеды

Вы пожалуйте на игрища сюды.

Вот сюды, сюды, сюды!

Хозяйка: Ах, и славно вы поете

Дев 16: А мы любим не только песни петь, но и в игры играть

Хозяин: Так давайте поиграем

Дев 1: Приходили молодцы, отрубили все концы

Дев 2: Нужно к предложению сделать продолжение.

Хозяйка: Хорошенько подумай и конец скорей придумай

Дев 3: Один за всех…(все за одного)

Дев 4: Один в поле…(не воин)

Дев 5: Одной рукой узла…(не завяжешь)

Дев 6: Не храбрись словом…(покажи делом)

Хозяин: Ну что ж гости дорогие, сказка наша продолжается, с Русью-матушкой соединяется. Говорили о заморских странах, пора и о своих корнях вспомнить. Перенесёмся мы в мир русской старины.

Хозяйка: О нашем русском кружеве - разговор особый. Ведь наши бабушки и прабабушки умели плести и вязать кружева не хуже иноземных. А занимались они этим в свободное от работы время, чаще всего в зимой, когда урожай собран.

Дев 7: Конечно, ведь в старину все своими руками делали и этим очень гордились. Каждая девушка готовила себе приданое, а обучение её начиналось с 5-ти лет.

Дев 8: Нужно было и одежду сшить и украсить и свой будущий дом: полотенца, подзоры, наволочки, скатерти. В каждом доме все было разным и очень красивым.

Хозяин: Наша кружевная сказка продолжается, но теперь на русский манер.

(показ фильма  разнообразных изделий русского кружева под народную музыку в стихотворном сопровождении)

Дев 9: Что за дивные узоры, полотенца и подзоры!

Дев 10: Все в букетах белых роз! Может, вывел их мороз?

Дев 11: Что за скатерть получилась!

Дев 12: Может это все приснилось?

Хозяйка: Все эти чудесные вещи связаны нашими мастерицами: одни совсем недавно, другие – старинные, связанны вашими прабабушками.

Хозяин: Много лет вещи хранились в сундуках как память, передавались из поколения в поколение, а теперь находятся в музее как достояние наших русских мастериц.

Дев 13: В России кружево вначале украшало одежду знати и духовенства. Его выполняли из золотых и серебряных нитей. А  заниматься этим  рукоделием повсеместно стали в конце 18 века.

Дев 14: Крестьянки быстро освоили вязание кружева при помощи крючка и использовали хлопчатобумажную и льняную нити. Узоры брали из вышивки и ткачества.

Дев 15: Долгими зимними вечерами девушки, собравшись в одну избу, рукодельничали при свете лучины

Дев 16: Попоют, попляшут и снова за работу. Давайте и мы споём и немного отдохнем.

(поют песню «Я посеяла ленку»)

  1. Я посеяла ленку, при дорожке в уголку.

ПР: Ах, лен, ты мой лен, лен кудрявый, зеленой

  1. Вырос лен пребольшой, лен кудрявый зеленой

ПР

  1. По дорожке кто ходил? Кто мой лен повалил?

ПР:

  1. По дорожке по той, три да молодца прошли

ПР:

  1. А мне первого спросить – походочку изменить.

ПР:

  1. А второго мне спросить – чисто щегольно ходить

ПР:

  1. А мне третьего спросить – тонкой пряхою быть.

ПР

Дев 1: А сейчас споем частушки, выходите-ка подружки

(исполняют частушки)

1. Наши девы – молодицы на все руки мастерицы:

   Вяжут, шьют, прядут и ткут, и умело дом ведут

ПР:

Ой, лапти мои, лапоточки мои,

Вы скородили, пахали, танцевать сюда попали.

2. Куплю ситцу штуку целу, ленту алую для кос,

Поясок, рубаху белу, подпоясать в сенокос.

ПР

3. Ах, моё приданое, крепкое не рваное –

вышивала я узор на свой свадебный убор

ПР

4. На базаре покупала ниточки, иголочки.

Полотенце обвязала для подружки Олечки.

ПР

 

Хозяйка: Ну, а какие же посиделки без шуток – прибауток

Хозяин: Сделайте скорей серьёзные лица и послушайте–ка наши небылицы

Хозяйка: Федул, что губы надул?

Хозяин: Кафтан принес чинить.

Хозяйка: Починить можно, да иглы нет

Хозяин: А ты пальцем придержи

Хозяйка: А велика ли дыра?

Хозяин: Остались ворот, да рукава.

Дев 1: Пошла на лыко гору драть,

Увидала на утках, озеро плавает

Бросила я три палки

Одну - еловую, другую - березовую, третью - рябиновую.

Бросила еловую – недобросила.

Бросила Березовую – перебросила.

Бросила рябиновую – угодила

Озеро вспорхнуло и улетело, а утки остались

Дев 2: Эх, это что? А вот со мной случай был:

Летит пуля – жужжит,

Я в бок – она за мной.

Я в другой – она за мной.

Я в кусты – она хвать меня в лоб.

Я цап рукой, а то – жук.

Хозяйка: Ох, и весело у нас.

Да мало загадок слушали, да мало отгадок выслушали.

Дев 3:   Вот стройные девицы в руках у мастерицы.

             Весь день ныряли в петельки.

             И шарф готов для Петеньки (спицы)

Дев 4: Ныряла в холст -  тащила хвост.

           А из холста вышла без хвоста (игла с ниткой)

Дев 5: Маленький кругленький,

            А за хвост не поднимешь (клубок)

Дев 6:  Чем дольше я верчусь,

             Тем толще становлюсь  (веретено)

(фильм с  работами учениц и кружковцев)

Хозяйка: Посмотрите-ка гости дорогие, что создали руки наших умельцев: здесь и салфетки и платки, а по краям у них кружева. В старину девушки дарили такие платки женихам в знак любви.

Хозяин: А мы с вами дорогие гости используем платок для игры

(игра с платочком под музыку по кругу)

Хозяйка: Хорошо мы играли, ну, а что же мы узнали?

               Посидим и отдохнём,  дальше сказку поведем.

Хозяин: Кто ответит на вопрос:

  1. Когда появилось вязание крючком?
  2.  Кто первым овладел этим рукоделием?
  3. Какими инструментами можно создать кружево?

      Хозяйка: Если внимательны будете вы,

                то сразу поймете вы нашу подсказку

      Хозяин: Первое слово – повар во флоте.

               Знает он толк и в борщах и в компоте.

      Хозяйка: Слово второе найдешь ты в хоккее,

                  шайбу забить без него не сумеешь.

      Хозяин: Эти два слова составь воедино,

               буковку выбрось из середины…

       Хозяйка: Всем теперь ясно, что это …

                    Все вместе: коклюшки

  1. Какой инструмент сделал возможным изготовление кружев в 10 раз быстрее?
  2. Каким образом крючки отличаются друг от друга?
  3. Посмотрите на работы ребят и скажите, когда вязание будет ажурным, легким и воздушным?
  4. Что можно сделать, чтобы вязаное изделие держало форму?

      Хозяин: А каким образом любой из нас может выполнить кружевное изделие, используя только бумагу и ножницы.

(выдается бумага и ножницы, ребята вырезают снежинки, а в это время девочки поют «Песню кружевниц»)

  1. Сижу я песенку тихо пою

И кружево тонко с любовью плету,

И думаю думу о счастье своем,    

О счастье великом моем и твоем.

2.Плету покрывала, подзоры вяжу.

    Народу свой труд от души отдаю

Народу отдам я искусство своё,

Чтоб всюду украсить людское жильё.

Хозяин: Ну, как гости дорогие, понравилась вам сказка о кружеве и вязании крючком?

Покажите, какие кружевные изделия получились у вас. Давайте, аплодисментами определим самую красивую кружевную работу из бумаги.

Хозяйка: А знаете, есть у этой сказки удивительная особенность – она не имеет конца, потому, что кружевницы не перевелись в России и не переведутся никогда.

  1. В каком веке кружевные изделия завоевали Европу? Когда их стали изготавливать крючком?
  2. Где и когда в России стали использовать кружева? Когда их стали использовать повсеместно?

Хозяин: Уже в школе можно познакомиться с этим видом рукоделия на уроках технологии или в кружке. Научиться приемам вязания и чтению схем, а некоторые из вас смогут сами составлять схемы и узоры и творить свою неповторимую кружевную сказку.

Дев 6: Отдохнули мы по праву!

Дев 7:  Мастерам воздали славу!

Дев 8: Что узнали, не забудем!

Вместе: ДОЛГО-ДОЛГО ПОМНИТЬ БУДЕМ!

До свидания! Спасибо за внимание!

Домашнее задание: подготовить крючки и нити, принести цветные карандаши и альбом.

Фильмы для урока размещены на     http://irnik-7.rutube.ru/movies?oby=upload «европейское кружево» (теги: урок, кружево, фотоотчет)

 

 


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн