Человек явился в мир. Интересный человек, новый, непохожий ни на кого. Что из него
получится и кем он вырастет – это во многом зависит от нас, взрослых.
Малыш не становится умным и хорошим по мановению волшебной палочки. Его развитие – результат большого труда родителей и воспитателей. Именно в раннем возрасте закладываются основы личности ребёнка, и каждое наше ласковое слово – это уже надёжный кирпичик в фундамент. Ребёнок развивается как физически, так и духовно. Он делает первый шаг, говорит первое слово, берёт в руки карандаш и делает первый штрих на белом листе…
В первые три года жизни, закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Решить проблемы раннего возраста – значит обеспечить полноценное развитие детей.
Занимаясь с детьми раннего возраста, я отметила, что дети со слабо развитой мелкой моторикой позже начинают говорить. Изучив множество литературы, я выяснила, что около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны, поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т.д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.
Можно ускорить развитие мелкой моторики, используя различные способы, например:
Игры с мелкими предметами – пазлы, мозаика, конструкторы, бусины и т.п.
Пальчиковые игры.
Массаж кистей и пальцев и т.д.
Лепка.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Я остановилась на таком виде деятельности как лепка.
Пластичные материалы предоставляют большие возможности для развития и обучения детей. Таким образом, во время лепки развивается мелкая моторика пальцев, а через неё и речь.
Занимаясь с детьми лепкой, я столкнулась с проблемой: у детей нет интереса просто в раскатывании колбасок и шариков, им интересно пальчиком сделать ямку, отверстия и т.д. Учитывая, что для детей раннего возраста свойственно образное восприятие, я решила не просто лепить с детьми традиционные мячики, тарелочки, а применить такой вид лепки, как пластилинография.
Было разработано пособие «Волшебные пальчики» для занятий с детьми от 2-х до 3-х лет.
На занятиях дети создают лепные картины с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности, с использованием художественного слова, игровых методов и приёмов.
У детей вызывает огромный интерес создание лепных картин с изображением выпуклых полуобъёмных объектов. Проводя такие занятия, я заметила, что лепка помогает детям развить фантазию, творческое мышление, моторику, речь. Они положительно влияют на нервную систему ребёнка, легковозбудимые, шумные дети через некоторое время становятся более спокойными и усидчивыми.
Рассказывая о своей поделке, малыш учится подбирать нужные слова, красиво и правильно формировать свои мысли. Ребёнок становится более наблюдательным и работоспособным. Повышается концентрация внимания, развивается логическое и образное мышление, ведь ребёнок знакомится с предметами разного цвета, формы, величины. Учится подмечать в окружающем мире, незаметные на первый взгляд детали, фантазирует.
Всё это способствует развитию эмоциональной отзывчивости, воображению, самостоятельности, трудолюбия, умения доводить работу до конца; воспитание чувства прекрасного, формированию изобразительных умений и навыков. У малыша развивается художественный вкус.
Важно не перегружать ребёнка и не затягивать занятие, т.к., малыш может устать и потерять интерес к выполняемому делу. Поэтому оптимальный вариант – это гармоничное сочетание заданий на развитие различных способностей и навыков. Каждое занятие имеет свою сложность, например, композицию «Воздушные шары» дети создают за 1 занятие, а «Самолёт летит» за 2 занятия (на первом занятии дети лепят самолёт, а на втором продолжают работу с иллюминаторами, солнышком и т.д.). Самое главное – необходимо начинать упражнения с самого простого действия, постепенно усложняя его, стимулируя малыша преодолевать каждый этап.