Официальный сайт nokia 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Работа с социально - дезадаптированными детьми и подростками

«Социально – педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков»

Цели и задачи:

  • Исследование  видов и факторов влияющих на  развитие социальной дезадоптации детей и подростков
  • Оказание социально-педагогической  реабилитации  детей и подростков, а следовательно содействие социально- психологическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности личности ребенка; Повышение социальной активности  детей и подростков в общественной жизни;

          Введение

Проблемы детей и  подростков всегда актуальны, но никогда не стояли так остро, как в настоящее время ослабления роли семьи, девальвации морально-нравственных норм, резкого различия в материальных условиях жизни, продолжающейся поляризации слоев населения. Неблагоприятные бытовые, микросоциальные условия оказываются источником многочисленных, различных по силе и длительности воздействия психотравмирующих факторов. Личностные и психические отклонения приводят к дезадаптации и повышенной криминальной активности. Психогенно обусловленные депрессивные состояния у детей и подростков могут быть причиной, а в определенных случаях и следствием социальной дезадаптации. Подростковый возраст определяется  как "второе рождение". Рождение социальной личности, готовой вступить в жизнь. Социальная дезадаптация в подростковом возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Эта проблема определила тему  данной работы: «Социально – педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков»

Дезадаптация  –  это приспособление к меняющимся условиям, выражающееся в неадекватном реагировании и поведении личности. Социальная дезадаптация выражается в нарушении норм морали и права, асоциальных формах поведения, деформации ценностных и социальных  установок.

Школьная дезадаптация это несоответствие психофизического и социопсихологического состояния ребенка требованиям школьного обучения, при котором овладение знаниями, умениями и навыками становится затруднительным, в крайних случаях — невозможным. Как следствие — появлениепедагогически запущенных, неуспевающих детей, подростков, склонных к конфликтам, неспособных тормозить свои негативные эмоции.

Социальная дезадаптация более глубокая степень дезадаптации, которой свойственны асоциальные проявления (сквернословие, курение, дерзкие выходки) и отчуждение от семьи и школы, что приводит к снижению или утере мотивации к учению, познавательной деятельности; трудностям в профессиональном самоопределении; снижает уровень усвоения нравственных и ценностных представлений, норм морали, права и, как следствие, способность адекватной самооценки.

  Факторы, влияющие на возник­новение социальной дезадаптированности, можно представить в виде схемы(рис. 1).

 Рисунок 1

 

В частности, к психосоматическим индивидуаль­ным факторам, способствующим возникновению и развитию социальной дезадаптированности несо­вершеннолетних, надо отнести: инвалидность, врож­денные уродства, общее недоразвитие, тяжелые формы хронических соматических заболеваний, орга­нические поражения ЦНС, психические заболева­ния, гиперактивность и т. д.

К факторам индивидуально-психологическим от­носятся: недостатки интеллектуального развития, искажения мотивационной сферы, несформированность способов общения (в том числе ролевого — по принадлежности к полу — поведения, что чаще встре­чается у детей из неполных семей), социофобия, аутизм, яркие акцентуации характера, агрессивность.

Образовательные факторы, провоцирующие по­явление социальной дезадаптированности, таковы: устойчивая школьная неуспешность (недоученность) и дублирование обучения, отказ посещать образо­вательное учреждение (для возраста 7—15 лет), перевод в другое образовательное учреждение без изменения места жительства, отвержение одно­классниками, нездоровый социально-психологичес­кий климат в среде участников образовательного процесса.

И последние здесь — внеобразовательные — факторы подразумевают: смерть кого-то из значи­мых родственников и фактическое сиротство, раз­вод родителей, жестокое обращение в семье с при­менением методов психологического и физического насилия, социальная заброшенность родственника­ми и отсутствие должного ухода и воспитания, от­чуждение взрослых и формальное общение в семье, малообеспеченность семьи и неудовлетворитель­ные жилищные условия, гиперопека и гиперпротек­ция, патология личности кого-то из воспитывающих взрослых (в том числе как следствие душевного или нервного заболевания, криминализации, наркоти­зации и алкоголизации), вовлеченность в противо­правные действия и употребление психоактивных веществ.

Появление социально  неодобряемых форм поведения  говорят  о  состоянии, называемом социальной дезадаптацией. Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда  характеризуются  плохими  отношениями с другими  детьми, которые проявляются в драках, ссорах, или, например, агрессивностью, демонстративным неповиновением, разрушительными действиями  или  лживостью. Они также могут включать антиобщественные поступки, такие, как  воровство, прогулы школы и  др.

 Синдром социальной дезадаптации гораздо чаще встречается среди мальчиков. Что отчётливо проявляется в случаях  антиобщественных  поступков. Подросткам с так называемыми социализированными формами антиобщественного поведения не характерны эмоциональные расстройства и, более того, они  легко приспосабливаются к социальным нормам, внутри  тех  антиобщественных групп друзей, чем родственников, к которым принадлежат. Такие дети часто растут в семьях, где применяются неадекватные меры воспитания и где антиобщественные формы поведения усваиваются из непосредственного семейного окружения.

Социально-педагогическая реабилитация  детей и подростков

 Работа с дезадаптированными  детьми и  подростками является их реабилитация. Рассмотрение проблемы реабилитации в методическом и теоретическом плане позволяет признать неоднозначность ее определений.

1.Реабилитация  рассматривается как система мер, направленная на решение задач достаточно широкого диапазона от привития элементарных навыков до полной интеграции  человека в обществе.

2.Реабилитация рассматривается и как результат воз­действия на личность, ее отдельные психические и физические функции.

В отличие от адаптации, которая трактуется как приспособ­ление с использованием резервных возможностей организма, реабилитация понимается как восстановление, активизация. В процессе реабилитации компенсаторный механизм используе­тся для преодоления существующего порока, а в процессе адап­тации — приспособления к нему.

Следовательно, реабилитация — это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непре­рывным, хотя и ограничен временными рамками.

Следует различать различные виды реабилитации: медицин­скую, психологическую, педагогическую, социально-экономи­ческую, профессиональную, бытовую.

Медицинская реабилитациянаправлена на полное или ча­стичное восстановление или компенсацию той или иной утра­ченной функции организма ребенка или на возможное замедле­ние прогрессирующего заболевания.

Психологическая реабилитациянаправлена на психическую сферу подростка и имеет своей целью преодоление в сознании у детей и подростков представления о его не­нужности и никчемности как личности.

Профессиональная реабилитацияпредусматривает обучение или переобучение  детей  и подростков доступным для него формам тру­да, поиск для него рабочего места с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем.

Бытовая реабилитацияимеет в виду предоставление нормаль­ных условий жизни подростка.

Социальная реабилитация— это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности.

 Под социально-экономической реабилитацией понимают комплекс мероприятий, нацеленных на обеспечение подростка причитающимися ему денежными выплатами, защиту его за­конных интересов и прав.

Социально-педагогическая реабилитация— это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребен­ка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умени­ями и навыками по самообслуживанию, положительными со­циальными ролями, правилами поведения в обществе; на полу­чение необходимого образования.

Социально-педагогическая реабилитация направлена на   профилактику безнадзорности, бродяжничества дезадап­тированных детей и подростков;

  •  медико-психологическая помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе физического и психического насилия, опасных условий проживания и др.) в трудную жизненную ситуацию;
  • формирование положительного опыта социального поведе­ния, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;
  •  выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без попечения родителей или средств к  суще­ствованию;
  •  психологическая и педагогическая поддержка, способ­ствующая ликвидации кризисных состояний личности;
  •  обеспечение возможности получать образование, нормаль­но развиваться;
  •  забота о дальнейшем профессиональном и бытовом устрой­стве.

Другими словами, основная цель деятельности образовательный учреждений  — социальная защита и поддержка нуждающихся детей, их реабилитация и помощь в жизненном самоопределении.

Социально-педагогическая реабили­тация включает три основных этапа: диагностики; создания и реализации реабилитационной программы.

Диагностика предполагает социально-педагогическое иссле­дование, направленное на определение уровня развития эмоционально-познавательной сферы несовершеннолетнего, сформированности качеств личности, социальных ролей, профессио­нальных интересов.

Реабилитационная программа создается индивидуально для каждого ребенка и включает основные элементы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы деятельности.

Основной целью реабилитационной программы является формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения. Восстанов­ление гармоничных отношений с, друзьями, школьным коллективом путем регулярного патронажа и коррекции возни­кающих конфликтов.

Реабилитация   детей и подростков:

  •   учет и контроль состояния дел  детей и подростков  состоящих в группе «Риска»(составление картотеки, систематическое ведение тетради учета работы с детьми, и т.д.);
  •   тестирование, интервьюирование подростков с целью выяснения причин их негативных поступков, и как следствие помощь в устранении этих причин;
  •   индивидуальное консультирование с целью помочь ребенку избавиться от дистресса, выговориться, разгрузить его морально и психологически ( взаимодействие с родителями, психологом, в ряде случаев — с психиатром, невропатологом, наркологом);
  • включение ребенка в группу поддержки с целью помочь ему найти в себе положительное и развить его;
  • привлечение к работе классных руководителей, как еди­номышленников и помощников в процессе социальной адапта­ции детей, для изучения семейных проблем ребенка;
  • установление контакта с семьей ребенка, при  необходимости зашиты прав ребенка — жесткое вмешательство и привлечение родителей к ответственности за отстранение от воспитания,посещение семей с целью изучения условий, в которых живет ребенок;
  • проводить мероприятия, позволяющих подростку про­явить свои позитивные качества, психологически раскрепоститься;
  • совместно со школьным психологом проводить  занятия, направленные на снижение уровня агрес­сивности, развитие самоконтроля.

Заключение

Анализируя  личность дезадаптированных детей и подростков,   отмечаем зависимость их поведения  от:

1.  Наследственно-биологических   факторов:   отрицательно   влияют алкоголизм,  предрасположенность  к  нервным  или   психическим заболеваниям  одного из родителей, патологическая беременность, роды.

2. Ближайшего  социального окружения подростка:  семья,  социально-экономический статус родителей,  братьев,  сестер,  особенности

воспитания  подростков, школа,  положение  подростка  в  классе,

ценностные  ориентации,  друзья,  статус  подростка  в   группе друзей.

3. Личностные  характеристики подростка:  особенности   характера  и темперамента,    ценностно-мотивационный    блок,     мотивация достижения,  уровень   притязаний,   самооценка   и   возможные конфликты в области самооценки.

4. Правосознание  подростка.

Таким образом, поведение дезадаптированных детей и подростков  взаимообусловлено влиянием биологических  и  социальных  факторов, учитывая которые, необходимо строить систему развития и воспитания подростков.

Литература

  1. Галагузова М.А  Социальная  педагогика (курс лекций) ВЛАДОС, 1999
  2. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М., 2005
  3. Н.И Никитина  Методика и технология работы социального педагога
  4. Вестник практической психологии образования 2006 № 2
  5. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  6. Дети социального риска и их воспитание.// Под ред. Л.Д. Шипицыной. СПБ.: Речь,2003.
  7. 1. Алмазов Б.  Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск, 1985
  8.  Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2001
  9.  Личко А. Е. Эти трудные подростки: записки психиатра. - Л., 1983
  10.  Степанов В. Г. Психология трудных школьников. – М., 1988
Прикрепленный файл Size
Правовое воспитание рабочая программа.doc 72 KB
Программа реабилитации семьи .doc 184 KB
Рабочая программа по профилактике девиантного поведения .doc 158 KB
Программа по профилактике алкоголизма, наркомании, курения и ВИЧ-СПИДа.docx 90.12 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн