Размещено: Елена Владимировна Суслова - вс, 29/05/2011 - 23:50
В.К. Дьяченко следующим образом определяет характерные признаки коллективной формы деятельности:
· Наличие у всех участников общей цели.
· Между ее участниками имеет место разделение труда, функций и обязанностей.
· Работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи. Коллектив –это группа людей , сотрудничающих друг с другом.
· Участники работы привлекаются к учету и контролю за ее выполнением.
· Работа каждого участника становится общественно значимой.
Организация коллективного способа обучения:
· выбор темы урока;
· подготовка раздаточного материала;
· подготовка класса к изучению материала;
· разработка технологии работы учащихся с раздаточным материалом;
· разработка форм учета и контроля результатов учебной деятельности.
Выбор темы урока
Для проведения занятия целесообразно подбирать тему, которую можно изучить за один или сдвоенный урок. Важно, чтобы ее можно было разбить на несколько независимых подтем. Например, тему «Упрощение выражений» в 5 классе можно разбить на следующие три подтемы:
1. Умножение суммы на число
2. Умножение разности на число.
3. Умножение произведения на число.
Подготовка к уроку раздаточного материала
В качестве раздаточного материала удобно использовать два типа карточек: обучающие (для изучения нового материала) и контролирующие (для первичного контроля полученных знаний).
Содержание каждой подтемы определяется на отдельной обучающей карточке. Набор карточек по теме образует блок заданий. Ученик может начать работу по изучению нового материала с любой карточки и выполнять задания в любой последовательности. Таким образом, каждая карточка является самостоятельным входом в тему.
Обучающая карточка состоит из трех частей: в первой части излагаются теоретические сведения, формулы, правила, которые нужно записать в тетрадь; вторая содержит разобранный пример; третья включает набор упражнений для прочного и глубокого усвоения, для выработки умений и навыков.
Подготовка класса к изучению нового материала.
Все ученики класса разбиваются на малые группы. Так класс, в котором 24 ученика разбивается на 6 групп по 4 человека в каждой группе. Формирование малых групп определяется тем, как обычно сидят ученики на уроке – в парах постоянного состава. Пример деления класса на группы:
1-й ряд 2-й ряд 3-й ряд
1 1 2 2 3 3
1 1 2 2 3 3
1 1 2 2 3 3
1 1 2 2 3 3
1- ученик с карточкой №1
1-консультант с карточкой №1
Накануне урока шести сильным ученикам- консультантам (по два консультанта на каждый тип карточки) раздаются обучающие карточки. Они самостоятельно изучают содержание изложенного в них материала, выполняют практические задания. Учитель осуществляет контроль за усвоением материала учениками консультантами, дает им необходимые рекомендации. Консультант раздает членам своей малой группы (в каждой малой группе обязательно должен быть консультант) карточки того типа, по которым он подготовлен. В его обязанности входит: помочь освоить учащимся содержание карточки, справится с выполнением практических заданий, проверить качество усвоения нового материала у каждого члена группы.
После усвоения нового материала, уже все члены группы становятся консультантами по этому типу карточки.
По команде учителя учащиеся пересаживаются в соответствии со схемой и продолжают работу в парах сменного состава.
( до обмена карточками)
1-й ряд 2-й ряд 3-й ряд
1 2 1 3 2 3
1 2 1 3 2 3
1 2 1 3 2 3
1 2 1 3 2 3
Теперь рядом оказываются ребята с разными карточками. По очереди, выступая то в роли ученика, то в роли консультанта, они обмениваются информацией, содержащейся в карточках и самими карточками.
(после обмена карточками)
1-й ряд 2-й ряд 3-й ряд
2 1 3 1 3 2
2 1 3 1 3 2
2 1 3 1 3 2
2 1 3 1 3 2
Аналогично происходит еще одно пересаживание в пары сменного состава. Теперь у соседей по парте опять разные карточки Вновь происходит обмен карточками и информацией.
(до обмена карточками)
1-й ряд 2-й ряд 3-й ряд
2 3 1 3 1 2
2 3 1 3 1 2
2 3 1 3 1 2
2 3 1 3 1 2
(после обмена карточками)
1-й ряд 2-й ряд 3-й ряд
3 2 3 1 2 1
3 2 3 1 2 1
3 2 3 1 2 1
3 2 3 1 2 1
Таким образом, все вопросы темы оказываются рассмотренными каждым учеником класса.
Чтобы не переутомлять и не перегружать ребят, в перерывах между пересаживаниями учащихся устраиваются устные паузы - решение устных примеров и задач.
Учет и контроль знаний.
В начале урока каждый ученик получает карточку и в ходе урока заполняет ее.
Фамилия ученика
Обучающая карточка № 1
Обучающая карточка № 2
Обучающая карточка № 3
Агафонова Л.
*
+
○
* - получил карточку
+ - изучил карточку
○ – объяснил карточку
Работа считается завершенной, когда каждый ученик изучил все три карточки и две из них объяснил своим товарищам.
В конце урока проводитсяконтроль за усвоением темы. Для этого учащимся предлагаются тестовые карточки. С целью реализации дифференцированного подхода к обучению учащихся разного уровня полготовки, тесты содержат основную и дополнительные части.
Критерии оценки приведены в таблице:
Оценки
Кол-во правильно выполненных заданий обязательной части
Кол-во правильно выполненных заданий
дополнительной части
«3»
3
-
«4»
3
1
«5»
3
2
Уроки с использованием коллективной формы деятельности я провожу в 5-9 классах при условии, что класс имеет достаточно высокий уровень подготовки, самостоятельности. Как показывает опыт, применение данного метода дает хорошие результаты, крепкие, прочные знания. В моих планах распространить опыт проведения таких уроков на старшие классы.