Официальный сайт nokia 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 8 КЛАССЕ

Submitted by Mарина Павловна Выскребенцева on Wed, 01/06/2011 - 23:13
Данные об авторе
Автор(ы): 
Выскребенцева М. П.
Место работы, должность: 

 

Синонимика обособленных определений и придаточных предложений

Цель: формирование умения производить замену обособленных определений синонимичными придаточными;

Задачи:

1) закрепление знаний об обособлении определений;

2) отработка навыка образования причастий;

3) отработка навыка синтаксического разбора предложения;

4) способствовать воспитанию бережного отношения и любви к книге.

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы начинаем работу над большой темой: синонимика обособленных членов и придаточных предложений. Первым в ряду обособленных членов стоит определение. С него мы и начнём работу над этим разделом. Итак, откройте тетради, запишите тему урока.

- Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке? А что нужно сделать, чтобы этому научиться?

Давайте проверим, совпадают ли ваша цель и задачи с теми, что определила я.

Ход урока

  1. Все мы знаем, что одно из главных умений, которым должен овладеть каждый ученик – это грамотное письмо. Поэтому начнём урок с орфографической разминки. Вспомним некоторые орфограммы, а по окончании напишем проверочный тест, который составят ваши одноклассники (чередование гласных в корне, правописание приставок, проверяемые гласные в корне слова (по 5 слов)

На тренажёре задания по орфографии: проверяемые гласные в корне, чередующиеся гласные в корне, правописание приставок. Каждая пропущенная буква комментируется.

 Инд. работа – карточки-задания: Смольякова, Ефимов, Щербаков, Чернов, Литвинова.

Мини-тест на основе слов, составленных учащимися (записать только букву, которую вставили). В это время один ученик пишет ответы теста на доске. Взаимопроверка по ответам на доске.

 

  1. Задания части А и В в тестах  ГИА  связаны с анализом текста. Мы также обратимся к тексту, проанализируем  и, опираясь на него, рассмотрим тему урока.

(текст спроецирован на экран, открыта только первая часть).

- Внимательно посмотрите на первое предложение текста.

- Слова какой части речи выступают в роли определения? (причастия)

- Для дальнейшей работы нам необходимо вспомнить все об образовании, употреблении в предложении причастий. Составит опорную схему по причастию….

Пока … выполняет своё задание, мы обратимся к тексту.

(Читаем только 1-ую часть) 

Книга – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место.  Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась.

       - О чём текст? (о книге)

       - Какова, по-вашему, основная мысль текста? (о значимости книги как носителе прошлого)

       - Может ли это означать, что книга отражает события прошлого?

У этого текста есть продолжение, как вы думаете, о чём вторая часть? Давайте посмотрим, что написал А.И.Герцен.

 Но в книге не одно прошедшее: она составляет документ, по которому мы вводимся во владение всей суммы истин и усилий. Книга – программа будущего. Итак, будем уважать книгу.

(по А.И.Герцену)

- Какой прием лежит в основе данного текста? (антитеза).

- Какую роль он играет?

- Выполним несколько заданий по первому предложению.

А) найдите слово с орфограммой чередующиеся  гласные в корне, запишите, обозначьте орфограмму (умирающего).

Б) Найдите притяжательное местоимение? (его место)

В) Объясните постановку знаков препинания.

Г) Выпишите из текста в столбик все причастия.

-Рассмотрим опорную схему, предложенную учеником…  (выслушать объяснение)

-Опираясь на схему, определите, от каких глаголов образовались данные причастия.

-Какое из этих причастий лишнее и почему? (передаваемый – страдательное)

- Какое из этих причастий в тексте является одиночным? (умирающего)

- Почему причастные обороты в первом предложении обособляются? (стоят после определяемого слова)

- Давайте вспомним, что говорил о причастии М.В.Ломоносов? (служат для краткости речи, заменяют оборот со словом «который»).

- Ещё раз обратите внимание на строение первого предложения. Несмотря на свою громоздкость, оно простое, но осложнено однородными членами и обособленными определениями, выраженными причастными оборотами. Что изменится в строении предложения, если произвести замену? (простое осложнённое предложение станет сложноподчинённым)

- Можно ли заменить причастные обороты  в этом предложении на придаточные с союзным словом «который»? Прочитайте первое предложение, сделав замену.

3. Потренируемся в замене причастных оборотов синонимичными придаточными (на экране спроецированы предложения). Записываем только определяемое слово и причастный оборот. К нему подбираем синонимичное придаточное.

А) Это создание напоминало цветок, выросший без лучей солнца (простое осложнённое предложение)- …цветок, который вырос без лучей солнца (сложноподчинённое с придаточным определительным).

Б) Лошади, вытянувшие чёрные головы, показывались на мгновение на белом фоне неба. – Лошади, которые вытянули чёрные головы,…

Произведём обратную замену.

А) Тигр, который обитает в Уссурийском крае, крупнее своего индийского собрата (сложноподч. с прид. определит.) – Тигр, обитающий в Уссурийском крае, крупнее своего индийского собрата (простое осложнённое предложение)

Б) Кругом стояла тишина, которую нарушает только жужжание комаров. – Кругом стояла тишина, нарушаемая только жужжанием комаров.

Приведите свои примеры предложений, в которых возможна подобная замена.

Но всегда ли возможна такая замена? Укажите причины, по которым нельзя заменить обособленное определение, выраженное причастным оборотом синонимичным придаточным.

  1. Около дома был небольшой огород, на котором росли свёкла, салат и лук.
  2. Сразу трудно было найти лодочника, который бы перевёз нас на другой берег.
  3. Мы решили остановиться у первой же реки, которую встретим на пути.

 

Вывод урока

  1. Согласованные обособленные определения, выраженные причастным оборотом, могут быть заменены синонимичными придаточными в СП.
  2. Подобная замена невозможна, если в придаточной части

- союзное слово «который» имеет при себе предлог;

- глагол-сказуемое в форме будущего времени;

- глагол-сказуемое в условном наклонении.

Домашнее задание: выписать из рассказов В.М.Шукшина предложения с обособленными определениями, произвести, по возможности, синонимичную замену придаточными определительными.

Рефлексия

Продолжите предложения:

Я знал…

Я узнал…

Я хочу узнать…

 

Регион: 
Белгородская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p> Данная разработка предназначена для работы в классах с углубленным изучением русского языка по программе В. В. Бабайцевой!</p>

»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн