развитие умения составлять письменные высказывания, научить писать сочинение.
Объяснительная записка.
В современной экономической и социокультурной ситуации усиливается роль государственных языков Республики Татарстан, владение которыми является залогом межнационального согласия, социальной стабильности страны и одним из условий полноценного конкурирования на международном рынке труда.
Нужно подчеркнуть, что полноценное овладение государственными языками Республики Татарстан актуально и для будущей успешной профессиональной деятельности учащихся.
Республика Татарстан – многонациональная республика. Социально-политическая стабильность Татарстана зависит, прежде всего, от состояния диалога культур.
Законодательное закрепление функционирования татарского и русского языков в Конституции Республики Татарстан (1992) открыло широкие возможности для разработки и решения проблем двуязычия.
В современном деловом мире растёт потребность в практическом овладении государственными языками, следовательно, растёт и ответственность школы с татарским языком обучения, несущей основную нагрузку по формированию у школьников русско-татарского и татарско-русского двуязычия. Билингвальность способствует гармонизации межнациональных, межкультурных отношений. Особо актуальной становится проблема формирования культуры русской речи учащихся, в частности, проблема формирования умений составлять письменное высказывание на определённую тему.
Практика моей педагогической деятельности показывает, что решение данной проблемы требует новых подходов, новых взаимоотношений учителя и ученика, которые приводят к созданию соответствующих психологических условий для подготовки конкурентоспособной языковой личности.
Я считаю, что элективный курс «Я учусь писать сочинение» поможет выработать у учащихся умение логично высказывать мысли, идеи, разовьёт умение использовать речевые формулы, формирует умение обобщать, делать правильные выводы, формирует гуманистическое мировоззрение, развивает творческий потенциал личности школьника, воспитывает культуру речи.
В данном элективном курсе освещаются следующие задачи:
подготовительный этап в работе над сочинением;
работа с планом сочинения;
выработка умения выбрать тему сочинения;
выработка умения собирать материал к сочинению;
выработка умения писать и редактировать сочинение.
Формирование культуры письменного высказывания – инновационный процесс. Эта инноватика даст положительные результаты, я думаю, если будут созданы условия для её развития, чему и способствует элективный курс, представленный в данной программе.
Примерный тематический план.
Раздел и тема
Количество часов
всего
теория
практика
1
2
3
4
Введение. Требования к написанию сочинения.
1
1
Тема сочинения.
1
1
Составление плана сочинения.
1
1
Составление плана сочинения.
1
1
Образцы вступительной и заключительной части сочинения.
1
1
Обучение сбору художественного материала.
1
1
Редактирование сочинения.
1
1
Знакомство с различными видами сочинений.
1
1
Контрольный урок
1
1
Итого часов
9
5
4
Тема №1
Введение.
Требования к написанию сочинения.
Знать содержание художественного произведения, биографию писателя, особенности языка и стиля его произведений.
Знать теорию литературы.
Уметь анализировать художественное произведение.
Уметь логически высказывать мысль.
Уметь подбирать эпиграф, помогающий раскрыть тему сочинения.
Тема №2
Тема сочинения.
Знать, как раскрыть тему сочинения.
Уметь определять основную мысль сочинения.
Учащимся даётся письменная работа «Тема, на которую я хотел бы написать сочинение».
Уметь письменно ответить на вопросы:
Насколько близка вам данная тема?
Чем привлекает вас эта тема?
Писали ли вы когда-нибудь сочинение на данную тему?
Укладываетесь ли вы во временные рамки, данные на написание сочинения?
Тема №3-4
Составление плана сочинения.
Знать, каким должен быть план сочинения.
Уметь составлять план сочинения.
Уметь составлять вступительную, основную и заключительную части сочинения.
Уметь составлять развёрнутый план – краткий конспект будущего сочинения.
Тема №5
Образцы вступительной и заключительной части сочинения.
Знать образцы вступительной и заключительной части сочинений различных жанров.