Официальный сайт 70rus 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Развитие вокально-хоровых навыков учащихся музыкальных и воскресных школ на примере духовных произведений.!

Submitted by галина насыбуловна баширова on Sat, 04/06/2011 - 00:13

                          В последние годы ярко прослеживается тенденция возрождения духовных основ музыкального хорового творчества.Долгое время православная музыка была вычеркнута из репертуара хоровых коллективов. Была разрушена сама система духовного хорового пения, многочисленные церковные хоры-все это было уничтожено. Хоровая музыка стала как бы отрезанной от своих истоков; знаменных и монастырских распевов, церковного обихода. В настоящее время активно возраждаются церковно-певческие традиции. Открываются все новые храмы и при каждом из них создаются хоры певчих, а также хоры воскресных школ.

        Духовная музыка вышла и в концертные залы. Каждый профессиональный коллектив обязательно имеет в своем репертуаре ряд духовных сочинений. Учебные хоры мухыкальных школ, музыкальных училищ и колледжей, хоры консерваторий также не остаются в стороне  от исполнения духовных произведений. Широко изучается знаменный распев.Существуют даже школы знаменного пения. Ведь знаменный распев - это тот благодатный источник, из которого черпали свое вдохновение композиторы так называемого " Нового праправления"; Кастальский, Рахманинов Гречаниннов, Чесноков. К духовной музыке обращаются и современные композиторы, которые пишут как концертные произведения(Фалик,Калистратов), так и богослужебные песнопения (Лапаев).

         При каждом храме в настоящее время обязательно действует воскресная школа. Там обучают детей не Закону Божию, но и основам православного пения. Не все дети, учащиеся воскресных школ знакомы с музыкальной грамотой, и уровень их музыкальной подготовки очень разный. Обучение церковнуму пению происходит на элементарном материале обиходных гласов, которые очень просты по своей структуре. Обычно глас имеет от двух до четыре "колен" (попевок), небольших по диапазону и плавных по голосоведению. Так как "колена" в течение всего напева оласа начинается с ппения в один голос мелодико-гармоническая организация гласа позволяет это. Так как "колена" в течение всег напева гласа неоднократно повторяются, они хорошо учашимися. Обучение начинается с пения в один голос и мелодико- гармоническая организация глса позволяет это. По мере развития вокально- хоровых навыков у детей, гласы можно исполнять двух-, трехголосно. Вообще церковные песнопения исполяются исключительно a capella, что, несомненно, развивает слух учащихся. Но в процессе разучивания песнопений невозможно и даже иногда необходимо пользовтся инструментом, особенно в работе наз двух-, и трехголосием. Также огромную пользу для развития вокально-хоровых навыков оказывает изучение такого древнего  пласта духовной музыки, как знаменный распев. Знаменный и другие виды распевов (соловецкий, валаамский, вызантийский) имеют небольшой диапозон, удобную тесситуру, что помогает вокальной постановке голоса.  Продолжительный внутрислоговый распев помогает работе над кантиленой. Длинные музыкальные фразы развивают певческое дыхние. Особенности произношения церковно-славянского текста (" Господи, помилуЙ") способствуют выработке округлости звука. Таким образом, изучение церковных гласов и распевов в воскресных школах помогает наиболее естественным образом осваивать вокально - хоровые навыки. Желательно. чтобы дети закрепляли освоенный материал, исполняя несложные песнопения на церковной службе (ектеньи, антифоны).

          Теперь обратим свое внимание на хоровые коллективы музыкальных школ. В настоящее время руководители детских хоров музыкальных школ стараются приобщать детей к исполнению духовной музыки, так как она является неотлемой частью нашего культурного наследия. Конечно, в музыкальной школе хору доступны более сложные духовные произведения. чем в воскресной школе. Это связано с боллее высокимс и стабильным уровнем музыкального образования. Следует также отметить, что хоры музыкальных школ часто выступают на концертах, что и определяет выбор духовных произведений. Церковный обиход и гласы не будут выразительно звучать с концертной эстрады. их место - на церковных службах. Партесное пение (Бортнянский, Дегтярев и др.), простые и мелодичные колядки, духовные песни с инструментальным сопровождением (Панченко, Малевич) и все тот же яркий самобытный знаменитый распев - вот духовный репертуар для музыкальных школ. Разнообразие духовных произведений позволяет исполнять их на любом этапе обучения. Младшему хору доступны одноголосные духовные песни с инструментальным сопровождением (Панченко "Рождественская песня"), русские  и украинские рождественские колядки ("Небо и земля", "Добрый вечер"), которые развиваюь навыки пения a capella. Старшему хору доступны более сложный репертуар: двух- и трехголосные переложения для детского хора произведений Бортнянского, Нигольского, Ломакина

  Исполнение провославных духовных песнопений расширяет кругозор учащихся, закрепляет навыки пения a capella. Эта музыка необходима для воспитания нравственных основ подрастающего поколения. Таким образом,  руководитель детского хора не только пробуждает интерес у своих подопечных к хоровому искусству, и и приобщает к музыкальным духовным традициям. Ведь духовная музыка воистину тот животворящий источник, из которого черпали свое духовное  и великие композиторы, и рядовые музыканты, к которому отрадно проникнуть и человеку, пришедшему в храм или на концерт духовной музыки.


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн