Официальный сайт avto4avto 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Развитие познавательных интересов учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий

Размещено: oxana1977 - пн, 06/06/2011 - 15:11
Данные об авторе
Автор(ы): 
Панченко Оксана Владимировна
Место работы, должность: 

МОУ СОШ № 7 ст. Днепровской МО Тимашевский район

Регион: 
Краснодарский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Предмет(ы): 
Библиотечное дело
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Тип ресурса: 
образовательная технология
Краткое описание ресурса: 
<p> Из опыта работы школьной библиотеки</p>

Из опыта работы библиотеки

Муниципального образовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 7

станицы Днепровской

муниципального образования Тимашевский район

 

Библиотекарь О.В. Панченко

 

Развитие познавательных интересов учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий.

 

От книги - к компьютеру,

от компьютера - к книге.

Особенность школьной библиотеки в том, что она сочетает образовательные и информационные функции и наиболее приближена к своему пользователю. Во главе угла нашей работы находится развитие ребёнка как читателя – творца, эстетически развитой, высоконравственной личности.

Цель работы библиотеки  - создать условия для развития интеллектуальных способностей, способствующих процессу познания через развитие творческого потенциала ребёнка.

Основными задачами библиотеки, соответствующими выбранному направлению работы являются:

·         приобщение детей к чтению книг;

·         обеспеченность доступа к информации и знаниям путём использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях;

·         популяризация книг;

·         воспитание культурного, гражданского и патриотического самосознания, помощь в социализации подростков, развитие творческого потенциала;

·         выявление информационных потребностей и удовлетворение образовательных и индивидуальных потребностей;

·         создание комфортной библиотечной среды.

Библиотека должна отвечать требованиям сегодняшнего времени, она должна быть наиболее доступна и открыта для своего читателя. Наша библиотека старается соответствовать этим требованиям, для чего:

Ø  постепенно обновляется книжный фонд;

Ø  обновлён фонд учебников;

Ø  установлен компьютер с выходом в Интернет;

Ø  налажено тесное сотрудничество с преподавателем информатики, читатели имеют доступ в кабинет информатики для работы на компьютерах, имеющих выход в Интернет.

Ни для кого не секрет, что массовый читатель идёт в школьную библиотеку в основном за программными произведениями, игнорируя попытки библиотекаря завлечь его красочными выставками, презентациями книжных новинок. Но узнав, что библиотека проводит какое – либо мероприятие или творческий конкурс, связанный с компьютером, сразу, же  живо откликаются. Именно комплексное объединение различных носителей информации даёт возможность пользователю перейти от компьютера и мультимедиа к журналам и книгам. Мы стараемся с помощью электронных средств привлечь детей к чтению, содействовать развитию любознательности, сделать процесс получения знаний интересным. Результатом наших усилий стало создание электронных викторин по творчеству писателей.

Человека нельзя заставить читать, но можно увлечь, научить, «заразить». Это мы и стараемся делать. Но в эру современных информационных технологий не так- то просто убедить ребёнка взять в руки книгу. Можно написать хороший сценарий мероприятия, но сегодня этого не достаточно для создания у ребёнка ясной и выразительной картины. Ведь детям гораздо интереснее, а нам – проще рассказать о писателе, художнике или каком-либо событии при помощи выразительной компьютерной презентации, чем просто на словах.

Перед проведением намеченного мероприятия учащимся предлагается тема и примерные вопросы, для ответа на которые необходимо прочесть произведения данного автора, подготовить иллюстрации.

Так к 185-летнему юбилею П.П. Ершова нами была подготовлена игра – викторина для учащихся начальных классов «По следам Конька - Горбунка». В данном мероприятии используются отрывки из сказки Ершова «Конёк-Горбунок», иллюстрации к данному произведению, бумажные макеты героев, фрагменты одноимённого мультфильма. Синтез живого слова, видеоряда, самостоятельное создание картинки ранее прочитанной сказки, создают у ребёнка более ясную и выразительную картину, помогают ответить на вопросы викторины.

После проведения подобных мероприятий учащиеся и учителя неоднократно интересуются продолжением подобных викторин. Мы, идя им навстречу, разрабатываем новые продукты.

Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет раздвинуть рамки источников информации на всевозможных носителях не только традиционных, но и цифровых. Появилась возможность использования инновационных технологий при проведении библиотечных уроков. Использование возможностей мультимедийной системы придаёт работе зрелищность, эмоциональную окраску, что способствует повышению и стимулированию интереса учащихся к изучаемому предмету, активизирует мыслительную деятельность, создаёт огромное поле для развития способностей, формирует информационную культуру.

Нами  была разработана программа «Основы информационно – библиографической  грамотности учащихся» для 1-8 классов.

Основная цель курса - дать учащимся знания, умения и навыки информационного обеспечения учебной и самообразовательной деятельности. Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

1.       дать общие сведения об истории книги, раскрыть значение книги в истории человечества;

2.       сформировать основы культуры работы с информацией через умение самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, используя различные виды печатных изданий;

3.       развивать коммуникативную культуру учащихся через умение передавать информацию в письменной и устной речи.

К концу освоения данного курса учащиеся должны:

·         знать структуру книги, определять примерное содержание книги при беглом её просмотре;

·         понимать значение специальных книжных и библиотечных терминов;

·         уметь самостоятельно осуществлять поиск информации, используя знания о справочном аппарате книги;

·         уметь применять библиотечно-библиографические знания в учебной и самообразовательной деятельности;

·         ориентироваться в книжной и  информационной среде библиотеки.

Для проведений занятий по курсу используются традиционные формы уроков (рассказ, беседа, лекция), игровые (конкурсы, игры, викторины), с использованием информационных технологий (мультимедийные презентации).  Большая часть занятий предусматривает проведение практических работ, на которых можно проверить усвоение пройденного материала. Уроки доступны по содержанию и предполагают активное участие самих ребят.

Программа направлена на ознакомление как с традиционными источниками информации, такими как книги, периодические издания, так и с изданиями на цифровых носителях – диски, Интернет.

Библиотечный урок для учащихся 7-х классов «Библиотека и Интернет как источники информационных ресурсов общества» знакомит с разнообразием информационных ресурсов на различных носителях, воспитывает бережное отношение к книге, развивает мышление и познавательный интерес учащихся. На уроке предполагается выполнение практической работы по поиску информации о жизни и творчестве детских писателей в сети Интернет.

Для учащихся 8-х классов подготовлен урок «Электронные библиотеки», который призван расширить представление детей о типах существующих библиотек. В ходе выполнения практической работы учащиеся посещают сайты электронных библиотек, пользуются электронными каталогами, используют разработанные ими информационные продукты.

Данная программа успешно внедряется в нашей школе с начала года. Была установлена положительная динамика в основных показателях работы библиотеки, в повышении интереса учителей и учащихся к проведению уроков с использованием информационных технологий.  

 

Посещение библиотеки за первое полугодие 2008-2009 и 2009-2010 уч. г.

 

Книговыдача библиотеки за первое полугодие 2008-2009 и 2009-2010 уч. г.

 

Для привлечения учащихся к чтению библиотекой выпускаются рекомендательные указатели, буклеты, как на традиционных носителях, так и в цифровом виде. Ни для кого не секрет, что современные дети не любят читать и многие из них всё свободное время проводят за компьютером. Мы воспользовались этим увлечением и решили привлечь учащихся к чтению с помощью компьютера. Нами созданы аннотированные электронные указатели «Страницы истории Кубани» по краеведению для учащихся средних классов, «Производственное обучение в сельской школе» по профориентации для учащихся старших классов. В самом начале пользователь попадает в главное меню, в котором выбирает ту тему, которая его больше интересует, затем, следуя по ссылкам, получает информацию о книгах по данной теме, имеющихся в библиотеке.

Ещё одной формой нашей работы по привлечению внимания учащихся к библиотеке, а значит и книге, является проектная деятельность. В процессе организации проектной деятельности важной составляющей работы руководителя  является совместное с ребёнком определение его собственных интересов. Учащиеся учатся, познают, творят, а мы создаём условия для становления индивидуальности каждого ребёнка в зависимости от его потребностей.

Оказывая поддержку творческой деятельности школьника, мы стараемся показать, что он способен создать оригинальное произведение, культивировать эмоциональное отношение к своему творчеству. Таким образом, руководитель проекта формирует у школьника потребность в самоанализе, проектировании собственных действий.

Одна из целей проектной деятельности – подготовка школьника к современной действительности, требующей таких качеств личности, как самостоятельность, инициатива, ответственность, а также умения проявить знания и умения в практической деятельности. Через опыт, который приобретают дети в процессе работы над проектом, происходит их знакомство с производственным процессом, профессиями, появляется понимание связи теории с практикой, актуализируются знания, полученные при изучении различных учебных предметов.

Учащимися под руководством библиотекаря был сделан проект дизайна библиотеки, с которым мы выступали на V заседании УНО. Они старались превратить помещение библиотеки в место, где процесс чтения превратился  бы для них в приятное и радостное занятие. Эта работа вызвала большой интерес, как у самих дизайнеров, так и у учащихся, принимавших участие в заседании.

К празднованию юбилея М.В. Ломоносова ежемесячно выпускается газета, рассказывающая о жизни этого великого человека.  Учащиеся сами подбирают материал по одному из аспектов жизни учёного, иллюстрации, верстают газету.

К 110 летнему юбилею школы, который мы отмечаем в этом году, ребятами  выпущена книга со стихами учащихся и выпускников прошлых лет, посвящённых школе. Учащиеся находили стихи, подбирали фотографии, обрабатывали их, компоновали текст и изображения.

Освоение новых информационных технологий, представление пользователям доступа к электронному каталогу, к документам на электронных носителях (книги, энциклопедии, развивающие программы) делает библиотеку особенно привлекательной для ребёнка и подростка.

Ожидаемыми результатами по данному направлению работы являются:

ü  возможность систематического и целенаправленного руководства чтением учащихся;

ü  формирование устойчивых познавательных интересов учащихся;

ü  престиж чтения среди учащихся школы;

ü  увеличение книговыдачи;

ü  развитие интереса к предметам, улучшение качества знаний и оценок;

ü  привитие навыка исследовательской работы с применением информационно-коммуникационных технологий.  

Организация фонда, справочно-поисковый аппарат, консультационная поддержка не только в поиске, но и в освоении информации – всё направлено на то, чтобы с детства закладывать фундамент грамотной работы с книгой, с текстом, начиная с осознания цели чтения и соотнесения с нею способа использования информации. Эта работа стратегического значения, она направлена на сохранение традиций книжной культуры нашего общества.

Не смотря на то, что наш читатель шёл от книги -  к компьютеру, в скором времени он пойдёт от компьютера – к книге!



Фото пользователя Лидия Егоровна Закопайлова

На: Развитие познавательных интересов учащихся через использован


Спасибо за такой грамотный и всесторонний анализ работы школьной библиотеки по данному направлению

Закопайлова Лидия Егоровна




Фото пользователя Виктория Николаевна Сальниченко

На: Развитие познавательных интересов учащихся через использован


Спасибо. Очень хороший опыт, который можно использовать в работе.yes

VIKA



Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн