Методические приёмы обучения, формирующие толерантное сознание школьников на уроках истории и обществознания.
Submitted by наталия павловна семеняченко on Wed, 08/06/2011 - 14:47
Методические приёмы обучения, формирующие толерантное сознание школьников на уроках истории и обществознания.
Семеняченко Н.П.,
Учитель истории и обществознания МОУ «СОШ №74»
Понятие толерантности несет в себе идеи многообразия, равенства, отказа от доминирования и насилия одного над другим, касается ли это отдельных людей, групп людей или целых народов и государств. Толерантность в таком ее понимании должна стать важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей [2: 5-6].
Между тем понятие «толерантность» имея, глубокие исторические корни, в наше время постигается и «приживается» с большим трудом как в обществе в целом, так и в системе образования [2:7]. Последнее время все чаще и чаще можно услышать в новостях о примерах проявления экстремизма, нетерпимости по отношению к людям другой национальности или расы. Россия всегда была многонациональной страной, где проживали люди не только разных национальностей, но и вероисповеданий, и школы в этом являются одним из ярких показателем. Наша школа в этом отношении не стала исключением. Среди учащихся можно наблюдать представителей более десяти национальностей.
Исходя из статистических данных, в своей работе я должна учитывать эту особенность, и прививать терпимость и уважение к людям других национальностей и вероисповеданий. Поэтому проблема формирования толерантного сознания оказывается более чем актуальной, и решение ее, на мой взгляд, требует комплексного подхода, организации определенной системы целенаправленных действий, как на уровне каждого образовательного учреждения, так и в широких рамках всего российского образования.
В работе с обучающимися, прежде всего, должно быть уточнено и расширено само значение понятия толерантности, причем одним из самых важных для усвоения должен быть такой его важнейший аспект, как «толерантность к самому себе и к своему народу». Должен быть разрушен психологический стереотип: принятие «другого» есть отказ от самого себя - и осознано отношение к «общечеловеческим» ценностям как к конкретному - разнонациональному - воплощению нравственных и духовных идеалов всего человечества. Нельзя быть подлинно толерантным без любви «к отеческим гробам», будучи равнодушным, к судьбам собственного народа. Но и нельзя быть настоящим патриотом, любя только собственный народ и ненавидя или презирая все остальное человечество [1: 134-136].
Именно такова одна из задач Программы развития МОУ «СОШ №74» - воспитание человека культуры через взращивание толерантного сознания, коммуникативной культуры, открытости и избирательности в восприятии информации и присвоении достояний современной массовой культуры.
Важную роль в воспитании толерантности играют такие предметы как история и обществознание. Именно эти предметы могут воспитать субъекта собственной жизни, толерантного, способного на сознательный выбор.
Процесс воспитания толерантности включает в себя воспитание патриотических чувств при терпимом, уважительном отношении к представителям других национальностей и рас. На уроках истории, обществознания и факультативном курсе «Основы правоведения» я активно использую методические приемы, формирующие толерантное сознание школьников.
Итак, используемые мной методические приемы:
I.Ролевая игра.
Ролевая игра – это маленькая пьеса, разыгрываемая учениками. В основном, импровизированная. Ее цель – оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам. Ролевые игры могут повысить понимание ситуации и вызвать сопереживание по отношению к оказавшимся в ней людям. Например, в ролевой игре о нападении ученики, играя роль потерпевшего, могут понять, каково быть жертвой преступления.
II. Пары и группы.
Деление на пары и группы можно использовать, когда нужно, чтобы быстро были высказаны различные идеи или чтобы класс поразмыслил над той или иной абстрактной идеей с точки зрения своего собственного опыта. Например, если вы обсуждаете экстремизм, то прежде чем обсуждать этот вопрос всем классом, вы можете дать парам или группам пять минут для решения вопроса о том, «правильно ли убивать кого-либо в какой бы то ни было ситуации?»
III. «Мозговая атака».
«Мозговая атака» - это способ поощрения активности учеников и быстрого генерирования идей. Этот прием может быть использован для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос. Например, класс может начать изучение прав наций путем «мозговой атаки» вопроса «Как вы думаете, какие поводы может использовать правительство для дискриминации прав нации?»
IV. Общая дискуссия в классе.
Главным звеном в формировании толерантного сознания является дискуссия. Она призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости инициировать всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирования собственного взгляда каждого ученика на ту или иную историческую проблему.
Из всех типов дискуссий в своей работе я чаще всего использую структурированную дискуссию. Её смысл заключаются в том, что «малые группы» изучают какую-либо «частную» проблему как часть какой-либо общей проблемы, которую предстоит решить в классе.
Например, при изучении темы «Подготовка отмены крепостного права» уместно провести проблемно-проектную дискуссию с элементами игры. Класс разбивается на четыре группы, трем группам предлагается сформулировать варианты проектов решения аграрного вопроса крепостниками, либералами и представителями революционного лагеря. Четвертая группа – правительство, должна выбрать приемлемый проект (при условии не изучения положений реформы 1861года) и обосновать свое решение.
Такая форма урока позволяет обобщать, сравнивать, вести полемику, а значит, воспитывает умения слушать своего товарища, тактичность, доброжелательность.
V. Проекты.
Проекты - это самостоятельное исследование различных тем, проводимое учениками в течение длительного периода, в конце которого они представляют работу. Проекты полезны в формировании и толерантности, потому что они учат учеников представлять и защищать публично результаты своих исследований и свое мнение.
VI. Интервьюирование.
Чтобы при формировании толерантного сознания у человека свериться с буквой закона, надо заглянуть в книги, но чтобы найти конкретные примеры прав в действии, достаточно оглядеться вокруг себя там, где мы живем. Например, если класс изучает права ребенка, то важным источником информации о том, как изменилась жизнь детей за прошедшие годы, будут их собственные родители, дедушки и бабушки.
Интервьюирование - это хороший способ расширить социальные представления школьников, связать изучение прав человека с реальной жизнью, а также развить у учеников навыки общения с самыми различными людьми.
Еще в 30-е годы 20 века писатель Бруно Ясенский написал замечательные слова: «Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство» [3: 82].
Каждый определяет свою границу допустимого и свою «линию защиты», свою стратегию поведения в разных ситуациях, но не замечать проблему вовсе – преступно!
Наконец, можно и нужно говорить не просто о способности «терпеть» рядом «другого», но - об «активной толерантности». То есть - об умении активно сотрудничать с «другим», а для этого - идти на компромиссы, договариваться, находить точки соприкосновения даже в самых, казалось бы, безнадежных ситуациях. В то же время «активная толерантность» - это и умение «мирно», неконфликтно убедить «другого» в своей правоте, поспорить, отстоять свое мнение. Наконец, «активная толерантность» - это подчас и непосредственное действие, способность заступиться за униженного, защитить права другого и т.д. [3: 82-84].
Таким образом, понятие толерантности многогранно и включает в себя самые разные грани межчеловеческих, межличностных отношений. И работа по формированию толерантного сознания юного поколения также должна быть многогранна и разнонаправлена.
Список литературы:
1.Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности. М., 2004.
2. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. М., 2004.
3. Фопель Клаус. Сплоченность и толерантность в коллективе. М, 2003.